Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 463
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА
АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ
Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ
ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ
Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ
Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ
НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ
Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
В соответствии с психотерапевтической направленностью Н. Kleinsorge и G. Klumbies выделяют следующие группы или комплексы:
— «покой» (соответствует 1-му стандартному упражнению по Schultz). Специальные упражнения, частично заимствованные из методики последовательной прогрессирующей релаксации по Jacobson, направлены на достижение «телесного покоя». Образные представления связаны преимущественно с картинами природы. Основные показания: эмоциональные нарушения и расстройства сна (самовнушения, относящиеся непосредственно к засыпанию, не рекомендуются);— «сосуды». В основе комплекса лежат 1-е и 2-е стандартные упражнения, а также элементы прогрессирующей релаксации. В образных представлениях акцентируется ощущение тепла. Показания: нарушения периферического кровообращения, гипертензивный артериальный синдром, начальная стадия гипертонической болезни. Применение аутогенной тренировки при артериальной гипотонии авторы считают противопоказанным;
— «сердце». Представляет собой модификацию 2-го и 3-го упражнений, адресованных преимущественно к левой руке, расширение кожных сосудов которой, как известно, оказывает выраженное рефлекторное влияние на состояние коронарного кровообращения. Эффективность упражнений авторами подтверждена с помощью ЭКГ-контроля. Показания: стенокардия, функциональные неврогенные аритмии. При выполнении этого упражнения вначале целенаправленно усиливается ощущение тепла в левой руке, а затем используется один из вариантов аутосуггестии, например: «Спокойно и равномерно бьется мое сердце. Мое сердце работает, качает кровь без моей помощи. Я едва чувствую свое сердце — приятное тепло струится от левой руки в левую половину груди. Сосуды руки расширяются. Через сердце струится тепло. Совершенно самостоятельно, совершенно спокойно работает мое сердце. Спокойно и непрерывно качает кровь мое сердце»;
— «легкие». Содержит элементы дыхательной гимнастики. Ритмичность дыхания обеспечивается мысленным счетом временных интервалов фаз вдоха и выдоха. Тренировки рекомендуется проводить лежа в помещении с хорошей вентиляцией. Больные с острыми расстройствами дыхания (кашель, диспноэ) к групповым занятиям не привлекаются в целях предупреждения отрицательной взаимоиндукции. Показания: бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные диспноэ. Рекомендуемые авторами формулы : «Я совершенно спокоен, совершенно спокоен. Совершенно спокойно мое дыхание. Легко и свободно струится воздух, прохладный и освежающий. Дышится совершенно спокойно, без моего усилия, самопроизвольно. Так прекрасно струится воздух, свободно, свободно и легко. Я совершенно спокоен, совершенно спокоен»;
— «живот». В отличие от 5-го стандартного упражнения, связанного с генерализованным ощущением тепла в брюшной полости, применяются формулы самовнушений, адресованных к отдельным органам — желудку, печени и т. д. Самовнушение «Мое солнечное сплетение излучает тепло» авторами не применяется как недостаточно обоснованное и трудно реализуемое в ощущениях (что не подтверждается нашими исследованиями — В. С. Лобзин, М. М. Решетников). Показания: спастические состояния желудочно-кишечного тракта, гастралгии, дискинезии, колиты;
— «голова». Является акцентуированной формой 6-го стандартного упражнения. Словесные формулы самовнушений, как и в остальных случаях, существенно расширены. Например: «Я совершенно спокоен... Моя голова свободная и легкая... Лоб приятно прохладен... Я ощущаю, как прохлада окутывает голову... Голова становится ясной и свободной... Я могу сосредоточиться на каждой мысли...» и т. д. Авторы отмечают, что примерно в 10% случаев упражнение может вызывать или усиливать головные боли, что объясняется чрезмерным сужением сосудов. В этих случаях рекомендуется вызывать ощущения тепла с локализацией в области лба. Показания: вазомоторные нарушения мозгового кровообращения с синдромом головных болей, мигрень, синдром Меньера, расстройства функции внимания.
В связи с трудностями, испытываемыми при группировке больных по сходным синдромам, направленная тренировка органов не получила в нашей стране широкого распространения. Существенное увеличение роли гетеровоздействия, сближающее методику с пассивными приемами суггестивной терапии, по-видимому, является причиной того, что курс лечения, как показал клинический опыт, часто увеличивается почти вдвое, менее эффективно купируются общеневротические синдромы.
В то же время предпринятая Н. Kleinsorge и G. Klumbies попытка индивидуализации приемов и дифференцированного применения стандартных упражнений послужила основой для дальнейшего совершенствования методики аутогенной тренировки. В частности, К. И. Мировский и А. Н. Шогам предложили специализированный комплекс, направленный на тренировку аппаратов тонуса: мышечного, сосудистогои нервного («психотоническая тренировка»). Наряду с заимствованными и модифицированными, психотоническая тренировка включала ряд оригинальных приемов. Были разработаны приемы, не только снижающие тонус нервной системы (парасимпатический эффект), но и методы, вызывающие активацию симпатического отдела, что позволило рекомендовать метод при гипотонических состояниях.
В последнем издании книги «Психотерапия в клинике внутренних болезней» [Klumbies G., 1983] отмечается, что в 50 % случаев применение аутогенной тренировки дает очень хороший или хороший эффект. Приводя данные G. di Pol, К. Miiller, W. Reuter и других авторов, G. Klumbies подчеркивает, что использование интенсивной «гетеросуггестивной поддержки» и сенсорной репродукции в процессе обучающего курса способствует повышению успешности освоения аутогенной тренировки и, как следствие, последующему длительному и эффективному индивидуальному применению метода в целях психогигиены и психокоррекции (приводятся достаточно обоснованные данные изучения 353 пациентов в течение 4—10 лет). В качестве наиболее частых осложнений метода указываются: сохранение ощущения тяжести после завершения сеанса аутогенной тренировки, которое объясняется автором как постгипнотический эффект, связанный с недостаточным внушением «выхода» из аутогенного состояния, группа вазомоторных нарушений (обморок, мигрень, angina pectoris) при неумелом или непоказанном применении упражнений, направленных на вызывание ощущений тепла; появление головных болей при выполнении 6-го упражнения.
Модификация D. Mffller-Hegemann. Д. Мюллер-Хе-геманн внес некоторые изменения в классическую схему, в частности в 3-е и 6-е упражнения. В построении занятий автор в значительно большей мере, чем I. Scultz, использовал образные представления, одновременно снижая удельный вес внутренней речи. Существенное внимание в этой модификации уделяется приемам самоубеждения и самовоспитания и несколько меньшее — самовнушению. По мнению Д. Мюллер-Хегеманна, излишний дидактизм и императивное построение формул самовнушения могут вызывать негативизм у пациентов, выраженность которого зависит от интеллектуального уровня больных (чем выше интеллектуальный уровень, тем больше негативизм). С учетом этих представлений автор смягчает формулы самоприказов, преобразуя их в формулы самопожеланий. Так, например, вместо самоприказа «Я совершенно спокоен» используется — «Пусть я стану совершенно спокойным». Существенное значение придается мотивации пациента к овладению методом, желанию сотрудничать с врачом и наличию необходимого «интеллектуального минимума» у обучаемого, позволяющего усвоить основы, систему и цели аутотренинга. Чем выше «интеллектуальный порог», тем больше возможность к варьированию и усложнению применяемых методов. В процессе лечебного курса используются «стереотипные» формулы гетеро- и аутосуггестии, что, по мнению автора, «проторяет путь» для самовоздействия.
В модификации Д. Мюллер-Хегеманна 3-е упражнение выполняется следующим образом: больной вначале образно представляет себе, как его левая рука наполняется струящимся теплом от пальцев до плечевого сустава, затем он «переливает» это тепло в левую половину грудной клетки и таким образом достигает рефлекторного расширения коронарных сосудов. Основываясь на данных о представительстве моторных функций в коре больших полушарий, как и многие другие авторы, Д. Мюллер-Хегеманн существенное внимание уделяет регуляции тонуса мимической мускулатуры (6-е упражнение), что, по его мнению, снижая кортикально-гипоталамическую активность, приводит к «эмоциональному выравниванию» через систему обратной связи. Уместно отметить, что на тесную связь эмоционального состояния с тонусом мимической мускулатуры гораздо раньше работ W. Penfield указывали В. М. Бехтерев и П. К. Анохин. Важным условием для успешного применения аутогенной тренировки Д. Мюллер-Хегеманн считает отбор пациентов не только по медицинским, но и по психологическим показаниям. Работа Д. Мюллер-Хегеманна (1957) была первым сообщением о методе с изложением собственных исследований, опубликованных в переводе на русский язык у нас в стране.
Регуляция мышечного тонуса по В. Stokvis. В модификации, предложенной В. Stokvis, основным и фактически единственным элементом является релаксация. Если в классической методике аутогенной тренировкирелаксация используется как один из базисных элементов, то в данной модификации расслабление определенных мышечных групп становится самостоятельной целью занятий. Так же, как и Джейкобсон, автор исходит из того, что локальные моторные проявления связаны с определенными эмоциями, однако В. Stocvis значительно сокращает длительность тренировок (30— 50 мин — у Джейкобсона и 5— 10 мин — у Stokvis). По мнению автора, длительная концентрация внимания на определенных мышцах вызывает их непроизвольное напряжение. Какой-либо постоянной системы упражнений в модификации В. Stokvis нет, а направленность метода обусловливается конкретными проявлениями заболевания и индивидуальными особенностями личности пациента. Автор отмечает, что на первых этапах расслаблению препятствуют любые попытки концентрации внимания на содержании мыслительной сферы. Существенное внимание в данной модификации уделяется воспитанию у пациента ответственности за результаты лечения, подчеркивается важность отношений доверия между врачом и пациентом. Занятия проводятся в положении лежа, всегда в одно и то же время. В. Stokvis Считает, что лучше пропустить занятие, чем перенести его на другое время. После формулы успокоения («Теперь я лежу совсем спокойно») пациент последовательно расслабляет мышцы плеч, предплечий, обе кисти, мышцы ног, живота, груди, головы, рта, носа, глаз, ушей, лица и затылка. По-видимому, большинство специалистов согласятся, что чрезвычайно трудно представить себе расслабление, например, мышц ушей. В этой связи следует отметить, что, по мнению В. Stokvis, основную роль играет не собственно релаксация, а переживание релаксации пациентом.
Занятия проводятся индивидуально в форме гете-ротренинга. Каждый пациент создает собственные формулы-намерения, которые зачитываются или произносятся врачом во время сеанса. Для усиления' релаксации в процессе сеанса используется суггестивное воздействие, наложение рук, образные представления напряжения и расслабления мышц в сочетании с дыхательными упражнениями. Конечной целью релакси-рующих упражнений считается расслабление мышц и расслабление «духа» в их единстве, после чего пациентом мысленно произносится: «Благодаря глубокому и полному расслаблению, представления, которые я сейчас вызываю, осуществляются». Окончание сеанса завершается так же, как при использовании гипнотического внушения: врач ведет счет, сопровождая его суггестией (один — тяжесть уходит; два — глаза открываются и т. д.). Перед началом курса лечения В. Stokvis, как правило, проводит пробы на внушаемость (опыт с маятником и т. п.). По мнению автора, метод показан при