Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 419

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

САМОВНУШЕНИЕ

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

гипноз

АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ

ПСИХОПАТИИ

ТОКСИКОМАНИИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

терапии невротически обусловен-ной симптоматики, однако мало эффективен при не­вротическом развитии личности.

Ступенчатый активный гипноз по Е. Kretschmer. Кречмер так же, как и В. Stokvis, считает, что нельзя предлагать пациенту излечение как «подарок», в связи с чем значительное внимание в психотерапевтическом процессе уделяется совместной работе врача и больного при постепенной активации последнего. Вначале па­циент осваивает стандартные упражнения тяжести и тепла («основные психотерапевтические упражне­ния»), после чего он переходит к целенаправленным тренировкам мышц и сосудов («индуктивное управле­ние тонусом»). Освоение упражнений проводится с ис­пользованием суггестивного воздействия, которое Кречмер определяет как «речевое сопровождение», от­давая последнему термину предпочтение. Для повыше­ния успешности освоения метода применяются дыха­тельные упражнения, при этом формулы внушений произносятся на выдохе. В отдельных случаях исполь­зуются также образные представления. В целом эта методика направлена на облегчение гипнотизации па­циентов и обучение их навыкам самогипноза. Этой це­ли служит, в частности, упражнение «фиксации». По­сле выполнения «основных психотерапевтических упражнений» пациенту предлагается фиксировать взглядом кончик указательного пальца врача, который располагается в 20 см от лица больного на линии взо­ра. Фиксация осуществляется до самопроизвольного закрывания глаз. Если при длительной фиксации глаза остаются открытыми, используется суггестия или директивное внушение. Затем с помощью «ре­чевого сопровождения» проводится усиление ощуще­ний тяжести и тепла до наступления гипнотического состояния. Психотерапия в гипнозе длится около 1 ч. Сеанс заканчивается «вербально управляемым» пробу­ждением. Автор считает упражнение «фиксации» вра-чебным приемом. Лишь в отдельных случаях допу­скается выполнение этого упражнения пациентом самостоятельно. При этом рекомендуется «с закрыты­ми глазами смотреть изнутри на лоб», т. е. исполь­зуется то же положение глаз, как и в технике гипноти­зации. Применяемые формулы самовнушений разра­батываются на основе «целенаправленного анализа» личности и переживаний пациента. Показания к при­менению метода те же, что и при гипнотерапии. С уче­том вышеизложенного, ступенчатый активный гипноз по Кречмеру можно лишь весьма условно относить к модификациям аутотренинга, так как по своей сути данный психотерапевтический прием представляет со­бой сочетанное лрименение аутогенной тренировки и гипнотического воздействия, что, естественно, суще­ственно снижает активирующее воздействие метода.


Из других хорошо известных у нас в стране зару­бежных специалистов по аутогенной тренировке сле­дует отметить Н. Lindemann и W. Luthe. Ханнес Линде­ман, по-видимому, является одним из самых ортодок­сальных учеников и последователей Шульца. Он не предпринимал (или не считал необходимым предпри­нимать) каких-либо поисков для усовершенствования классической методики или даже текста отдельных формул [Lindemann H., 1980]. Свою большую извест­ность X. Линдеман снискал не только как специалист, но и как страстный популяризатор аутогенной трени­ровки. Борясь со скептицизмом, все еще существую­щим по отношению к психической саморегуляции, чтобы доказать огромные возможности аутотренинга X. Линдеман за 72 дня в одиночку переплыл Атланти­ческий океан в надувной резиновой лодке. По оконча­нии этого бесспорно трудного путешествия X. Линде­ман писал: «Счастье остаться живым я воспринял и как подарок судьбы и как обязательство посвятить свою жизнь пропаганде аутогенной тренировки». Для специалистов, занимающихся или собирающихся за­няться аутогенной тренировкой, посвященная ей книга X. Линдемана (1980) окажется не только полезной, но и доставит ни с чем не сравнимое удовольствие обще­ния с интересным собеседником.

Аутогенная терапия по Вольфгангу Лутэ будет из­ложена в конце данной главы при рассмотрении выс­ших ступеней аутогенной тренировки.

Техника самовнушения по А. М. Свядощу-А. С. Ро­мену. Методическое письмо А. М. Свядоща и А. С. Ромена «Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике (техника самовнуше­ния)» было первой отечественной публикацией, в кото­рой достаточно последовательно и полно излагалась методика аутотренинга25. Рекомендуемое авторами по­строение занятий в значительной степени соответ­ствует классической методике. Так же, как и I. Schultz, ими использовались краткие формулы самовнушения без их логической мотивации, однако произносимые с императивной интонацией. Основой аутогенной тре­нировки авторы считают самовнушение, что подчерки­валось как в ранних, так и последующих публикациях, а состояние аутогенного погружения в данной моди­фикации рассматривается как аутогипнотическое.

Значение самовнушения в системе аутогенной тре­нировки авторами явно переоценивается, а само поня­тие аутосуггестии, по нашему мнению, необоснованно расширяется: фактически любое психическое самовоз­действие приравнивается к самовнушению. Обоснова­ние некорректности такого подхода приводилось нами как ранее (1977), так и в настоящей публикации (см. табл. 2). Сенсорной репродукции авторами отводится второстепенная роль, хотя, как отмечает А. М. Свядощ в последних работах (1982): «Если во время тре­нировки краткие формулы самовнушения «Рука теп­лая...» и др. оказываются малоэффективными, предлагается сопровождать их вызыванием соответствующе­го образного представления, например, что рука опущена в таз с горячей водой». Таким образом, сен­сорная репродукция в модификации является лишь вспомогательным, не постоянным элементом аутоген­ной тренировки. В отдельных случаях авторы реко­мендуют использование безусловнорефлекторного подкрепления, в частности сочетание самовнушения «Рука холодная» с опусканием ее в холодную воду. Перед началом занятий аутотренингом проводится курс подготовительных упражнений по регуляции мы­шечного тонуса, что, по мнению авторов, способ­ствует сокращению сроков усвоения метода. Обучаю­щий

курс проводится в форме гетеротренинга, фор­мулы самовнушений произносятся врачом в импера­тивной форме. Собственно аутогенные тренировки предполагают использование внутренней речи, также без логической мотивации и образных представлений.

Возражая против «образной развертки» словесных формул и в последующих работах, А. С. Ромен исхо­дит из предположения, что «здоровое воображение может быть только у здоровых людей». Однако в той же работе он оценивает сенсорную репродукцию зри­тельных образов как мощный лечебный фактор. Ав­торы рекомендуют заранее сообщать пациентам о же­лательном терапевтическом эффекте того или иного упражнения, что, как свидетельствует наш опыт, не всегда целесообразно. Перед выполнением 3-го стан­дартного упражнения А. М. Свядощем и А. С. Роме­ном было введено обучение больных мысленному под­счету пульса или сердцебиений.

Предлагаемое авторами лечение фобий, токсикома­нии и навязчивостей только «самовнушением спокой­ствия» или «безразличия» представляется спорным. Низкая терапевтическая эффективность изолированно­го применения самовнушения в этих случаях побудила нас к поиску и разработке специальных методов инди­видуальной психокоррекции на базе аутогенной трени­ровки, о которых будет сказано ниже.

Основным недостатком модификации А. М. Свядо-ща и А. С. Ромена является ориентация преимуще­ственно на суггестивное воздействие при значительном снижении роли приемов тренирующего и активирую­щего характера. В то же время, несмотря на ряд спорных положений, присутствие которых в одной из первых публикаций по аутогенной тренировке являет­ся естественным, данная работа содержит ряд инте­ресных наблюдений, советов и результатов ориги­нальных исследований. Изложение основных экспери­ментальных работ авторов связано преимущественно с применением аутогенной тренировки в целях дости­жения состояния самогипноза у здоровых испытуемых добровольцев. Приводимые в методическом письме эффекты аутосуггестивного воздействия (каталептиче­ский мост, восковидная гибкость, отсутствие боли при прокалывании кисти иглой), хотя и не имеют само­стоятельного терапевтического значения, раскрывают огромные возможности метода. Весьма ценными являются ссылки авторов на литературные данные об эффективности аутогенной тренировки при наруше­ниях менструального цикла, лечении нейродермитов и обменных нарушений. Следует выразить лишь сожа­ление, что до настоящего времени еще бытует опреде­ленный скепсис в отношении лечения этих заболеваний психотерапевтическими методами.
Несмотря на ежед­невный клинический опыт, глубокое обоснование и прак­тически всеобщее признание роли психогенных факто­ров в генезе ряда органических заболеваний, обратный процесс, возможность психотерапевтического воздей­ствия на органические изменения еще часто ставится под сомнение.

Публикация методического письма А. М. Свядоща и А. С. Ромена сыграла важную роль в популяризации аутогенной тренировки в нашей стране, побудив мно­гих исследователей и врачей к апробации клиническо­го и психогигиенического применения метода.

Психотоническая тренировка по К. И. Мировско-му-А. Н. Шогаму. При изложении модификации X. Клейнзорге и Г. Клюмбиеса уже отмечалось сход­ство «психотонической тренировки» и методов «напра­вленной тренировки органов». Разработка мобилизую­щих («симпатомиметических») упражнений позволила К. И. Мировскому и А. Н. Шогаму существенно расши­рить показания к аутогенной тренировке. Метод начал применяться не только как седативный или транквили­зирующий, но и при заболеваниях, терапия которых требует противоположного воздействия на аппараты тонуса: артериальной гипотонии и других астеновегетативных состояниях. Таким образом, по-видимому, следует признать, что с появлением психотоническойтехники аутогенная тренировка приобрела характер метода саморегуляции в современном его понимании. Основной физиологический эффект аутогенной трени­ровки усматривается авторами данной методики в воздействии на аппараты тонуса: нервного, мышеч­ного и сосудистого, что нашло отражение в названии предложенной ими модификации. Наряду с заимство­ванными приемами и общим принципом комплектова­ния специализированных групп по ведущим синдро­мам, авторами впервые были разработаны упражне­ния, получившие применение в так называемой «асте-новегетативной группе» (точнее, в «астеногипотониче-ской» группе).

Тренировки в «астеногипотонической группе» на­чинаются непосредственно со специализированных мо­билизующих упражнений, при этом релаксирующий курс значительно сокращается, рассматриваясь как подготовительный этап, или (чаще) вообще исклю­чается, поскольку он всегда вызывает некоторый гипотензивный эффект. В формулах самовнушений и образных представлениях акцентируются ощущения, связанные с выраженными симпатомиметическими сдвигами: озноб и мышечное напряжение. Например: «Плечи и спину обдает легкое познабливание, будто приятный освежающий душ. Все мышцы становятся упругими. Я — как сжатая пружина. Все готово к бро­ску» и т. д. Формулам мобилизации аппаратов тонуса обычно предшествует самовнушение покоя («Я совер­шенно спокоен. Ничто не отвлекает. Все безразлично мне»). Как отмечает К. И. Мировский, при использо­вании предложенной методики уже после первого занятия наблюдается существенное повышение арте­риального давления, по данным автора, с 60/45 — 70/50 до 110/70-130/80 мм рт. ст.


В разработанных авторами для лечения заикания упражнениях (группа «логоневрозов») преобладают формулы самовнушений, адресованные непосредствен­но к функции речи в сочетании с воздействием, напра­вленным на снижение невротической напряженности при общении. После усвоения общих упражнений больным рекомендуется в положении лежа или сидя, i а позднее — стоя и во время ходьбы применять следующие формулы: «Язык расслаблен и тяжел. Дышится свободно и легко... Я спокоен, весь расслаблен. В любой обстановке я спокоен и расслаблен. В любом настроении моя речь свободная и плавная... В любой обстановке меня сопровождает хладнокровие и непри­нужденность... Речь льется сама по себе. Мне легко не думать о речи. Она плавная, свободная, четкая» и т. д. По нашему мнению, предлагаемые формулы носят слишком прямолинейный и одновременно общий ха­рактер, что сближает их с ортодоксальным куэизмом. Кроме того, терапия логоневрозов в таком виде вряд ли может быть достаточно эффективной, так как не­вротические расстройства речи, как правило, требуют комплексного воздействия. В этом комплексном воз­действии существенную роль, как было показано в ра­ботах Н. П. Мировской и А. А. Мажбица, может играть и аутогенная тренировка.

Нами уже отмечалось [Панов А. Г. и др., 1980], что выделение цисталгий («системных нарушений функции мочевого пузыря») в самостоятельную специализиро­ванную группу вряд ли обосновано. Увлечение «груп­пированием» может привести к практически бесконеч­ному и в значительной степени искусственному дро­блению методов применительно к отдельным синдро­мам. Выделяемая К. И. Мировским и А. Н. Шогамом «группа цисталгий» фактически представляет собой не­значительно модифицированное 5-е стандартное упражнение по I. Schultz с акцентуацией на ощущениях тепла «над лобком и в промежности». В группе «пато­логия сна» предлагается использование приемов от­влечения, усиления общего успокоения в сочетании с транквилизирующим эффектом ритмического дыха­ния. Так же, как и P. Dubois, авторы рекомендуют из­бегать упоминаний о засыпании в связи с тем, что они вызывают непроизвольную отрицательную индукцию. Как отмечает К. И. Мировский, транквилизирующие приемы аутогенной тренировки не являются непосред­ственно «снотворными», а создают, по выражению ав­тора, «своеобразный протез сна», устраняют препят­ствия к нормальному засыпанию.

Для снижения болевых ощущений в брюшной по­лости (группа «боли в животе») авторы предлагают выполнение дыхательных упражнений — активное диа-фрагмальное дыхание (самомассаж внутренних орга­нов). Эти рекомендации, по-видимому, более обосно­ваны теоретическими построениями, нежели клиниче­ским опытом, который показывает, что при болевых ощущениях в брюшной полости