Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 495

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

САМОВНУШЕНИЕ

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

гипноз

АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ

ПСИХОПАТИИ

ТОКСИКОМАНИИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Он должен, уподобясь птицам, Что камнем падают из стай, Своею тяжестью упиться, Покой бескрайний телу дать.

Н. Lindemann (1980), обосновывая роль пассивной концентрации внимания и отмечая отрицательные эф­фекты волевых усилий, приводит результаты экспери­мента, проведенного японскими специалистами:

«...Испытуемых попросили активно, с максимальным волевым усилием пожелать: «Я хочу во что бы то ни стало, чтобы мои руки стали теплыми». Результат был именно тот, которого ожидали эксперимента­торы : произошло сужение сосудов рук и было зареги­стрировано снижение их температуры».

В комплексную методику перед упражнениями, на­правленными на достижение релаксации, нами введена расширенная формула покоя. Это вызвано тем, что в большинстве случаев обучаемые просят после при­нятия исходной позы дать им время «настроиться» на занятие. Таким образом, на начальных этапах фор­мулы успокоения выполняют роль подготовительных (преднастроечных) упражнений, а, закрепляясь в про­цессе систематических упражнений, приобретают самостоятельное значение, и практически во всех слу­чаях ключевая формула «Я совершенно спокоен» вхо­дит в индивидуальные варианты, формулируемые са­мими пациентами.

Релаксирующие упражнения. После выполнения упражнений, направленных на общее успокоение, вы­полняется вторая часть занятия — упражнения (трени­ровка) в мышечной релаксации. Комплексная методи­ка предусматривает два основных варианта 2-го упражнения, а также их комбинированное или сочетан­ное применение.

Вариант а) — самовнушение ощущений тяжести. Упражнение выполняется в соответствии со схемой и не требует каких-либо дополнительных инструкций относительно методики проведения занятий. Однако необходимо отметить возможность появления у об­учаемых некоторых неспецифических и в то же время характерных ощущений, которые I. Schultz называл «аутогенными разрядами». Так, например, одновре­менно с ощущениями тяжести иногда возникает субъективное впечатление увеличения размеров кисти или всей руки, ощущение слияния тяжелой кисти сподлокотниками кресла или реакция «отчуждения», когда конечности кажутся пациенту более не принад­лежащими ему. В других случаях возникают ощуще­ния тянущего характера в мышцах или ощущения их вибрации, подергивания, зуда и т. п. Некоторые ав­торы отмечают возможность временной глухоты. Мы также наблюдали подобное явление, однако не склонны квалифицировать его как глухоту — скорееэто обычное следствие изменения чувствительности анализаторов, сопутствующее фазовым состояниям в коре головного мозга. Сюда же относятся и отме-. чаемые некоторыми пациентами вспышки или мерца­ния, возникающие в зрительном анализаторе при за­крытых глазах, временная сухость во рту или повы­шенная саливация. Подобных форм «аутогенных раз­рядов» огромное множество. У каждого второго пациента они приобретают индивидуальный оттенок и индивидуальную интерпретацию. Самой главной особенностью этих ощущений является то, что они, появляясь на 4 —6-м занятии, быстро и бесследно про­ходят при регулярных (ауто- и гетерогенных) трени­ровках, полностью исчезая к 8 —10-му занятию. Ис­ключение составляют лишь ощущения «невесомости» или «парения» собственного тела, усиливающиеся и целенаправленно вызываемые пациентами в процес­се тренировок в мышечной релаксации.


Для исключения внушенных эффектов не следует предупреждать пациентов о возможных вариантах «ау­тогенных разрядов». В тех случаях, когда они по­являются, необходимо объяснить, что они предста­вляют собой специфические проявления релаксации, не опасны и полностью безвредны. Трактуя эти явления с психосоматических позиций, некоторые исследовате­ли объясняют их как «процесс разрядки перенапря­женных областей мозга».

В качестве особой формы «аутогенных разрядов» следует выделить мышечные спазмы, так как они иногда требуют активного вмешательства руководите­ля тренировок. В 1980 г. Е. С. Подольский рассказал37 нам о случае развития приступа эпилепсии в процессе выполнения 2-го упражнения. При клиническом обсле­довании больного, проведенном в одном из цен­тральных специализированных лечебных учреждений, диагноз был подтвержден и, как оказалось, отдельные симптомы заболевания имели место и до развития ма­нифестных проявлений. Таким образом, в данном слу­чае аутогенная тренировка сыграла роль «диагности­ческого сита» для пациента, который собирался стать летчиком и уже учился в летном вузе. Несмотря на то, что это единственный известный нам случай, о нем, конечно же, не стоит забывать.

По нашим данным, после упражнений, напра­вленных на вызывание мышечной тяжести, у 36% об­учаемых в течение некоторого времени сохраняется ощущение скованности и некоторое (не более 0,02 с) замедление скорости сенсомоторных реакций. А. В. Алексеев (1978) отмечает развитие гипнотического сна под влиянием самовнушения ощущений тяжести у вы­сококвалифицированных спортсменов с сильно разви­той и хорошо тренированной мускулатурой. «Многие спортсмены настолько отяжелели, — пишет автор, — что пришлось специальными способами возвращать их в бодрое состояние». Т. Л. Бортник сообщалось, что в некоторых случаях при самовнушении чувства тяжести увеличивается частота сердечных сокращений и частота дыхания; на ЭЭГ отмечается уменьшение синхронизации биоэлектрической активности и увели­чение пароксизмальных разрядов. В связи с приве­денными данными следует признать, что в ряде слу­чаев достижение релаксации с помощью самовнуше­ний тяжести является противопоказанным, в частности при эпилепсии (действенность аутогенной тренировки при которой вообще сомнительна), склонности к судо­рожным состояниям, при некоторых формах коронар­ной патологии, а также в случаях профилактического применения в процессе деятельности у некоторых спе­циалистов сенсомоторного профиля (например, летчи­ков) и спортсменов атлетических видов спорта.



Вариант б) — идеомоторные релаксирующие упражнения38. Упражнения также выполняются в со­ответствии со схемой. Врачом поочередно называются основные группы мышц (сверху вниз), и обучаемым предлагается вначале «сосредоточиться на них (перене­сти на них «внутренний взор»), прочувствовать оста­точное напряжение и расслабить». Эта инструкция дается во вводной лекции, повторять фразу «сосредо­точиться — прочувствовать — расслабить» для каждой группы мышц, как это рекомендуют некоторые ав­торы, мы считаем нецелесообразным. В соответствии с методикой два первых элемента выполняются на вдохе, а расслабление — вместе с выдохом. Во время вдоха происходит активация ретикулярной формации, что, по-видимому, несколько снижает пороги ряда анализаторов и усиливает проприоцепцию. Импульсы, исходящие из дыхательного центра, вызывают некото­рое повышение тонуса нервной и мышечной системы. Выдох сопровождается противоположными явления­ми. Таким образом, фаза вдоха является мобилизую­щей, а фаза выдоха — успокаивающей, что подчерки­валось и другими авторами (X. Клейнзорге). Такая методика релаксирующих упражнений является в из­вестной мере цредуготавливающей к упражнениям по регуляции ритма дыхания. В формулах суггестивного подкрепления к релаксирующим упражнениям дается наиболее общая информация о проприоцептивных ощущениях, которые появляются при расслаблении отдельных групп мышц. Учитывая то, что эти ощуще­ния связаны с двигательной сферой, но практически не имеют каких-либо заметных моторных компонентов, в суггестивное подкрепление вводится фраза «как бы» (например, «сомкнутые веки как бы слегка подни­маются вверх», «брови как бы расходятся в сторо­ны» и т. д.).

Суггестивное подкрепление к словесным форму­лам, направленным на расслабление мышц кистей и стоп, не дается, так как ощущения их релаксации обычно возникают не ранее 3-й недели (7 —8-го заня­тия) систематических упражнений, носят выраженный индивидуальный характер и трудно поддаются обще­му словесному описанию. Так, например, у одних об­учаемых расслабление мышц кисти сопровождалось ощущением легкого сгибания пальцев и «сжимания» всей кисти; у других,— наоборот, возникало ощущение «распухания» кисти.

Таким образом, вариант б) имеет существенные от­личия от варианта а). В первом случае ощущение тя­жести (и, соответственно, релаксация) вначале вызы­вается в мышцах рук, во втором — релаксация на­чинается с крупных мышц. Если ощущение тяжести легче реализуется в мышцах кисти, имеющих доста­точно обширное корковое представительство, то идеомоторные релаксирующие упражнения являются более эффективными для крупных мышц, ощущение расслаб­ления и напряжения которых хорошо знакомо обучаемым и легко достигается путем произвольной регу­ляции. Чтобы пациенты лучше представляла (или вспомнили) различия между состояниями напряжения в расслабления, можно провести перед началом ауто­генных тренировок короткий курс прогрессирующей релаксации по Джейкобсону, однако обычно бывает достаточно и нескольких напряжений и расслаблений мышц плечевого пояса и бедра.


В процессе идеомоторных релаксирующих упраж­нений можно использовать прием, рекомендованный А. В. Алексеевым (1978). Все мышцы тела при этом условно делятся на 5 групп: лица и шеи, рук, ног, ту­ловища. Пациентам дается следующая инструкция: «Представьте, что вы находитесь в помещении, где ви­сят пять больших ламп, а в углу слабо светится неболь­шой ночник. Лампы — это группы мышц, а ночник — контроль ненапряженного сознания». Затем обу­чаемым предлагается «гасить» лампы, переходя от одной к другой, последовательно расслабляя мышцы тела.

При выполнении идеомоторной релаксации также возникают «аутогенные разряды», однако, как прави­ло, более кратковременные и менее выраженные, чем при самовнушении ощущений тяжести. Ощущение «па­рения» и «невесомости» собственного тела у трениро­ванных субъектов с хорошо развитой мускулатурой может развиваться уже на 3 —4-м занятии.

Вариант в). Последовательное применение ва­риантов б) и а) используется при ускоренных курсах обучения аутогенной тренировке. В значительной сте­пени вариант в) приближается к методу «активного фракционного гипноза» по Е. Kretschmer, при котором пациент, как пишут X. Клейнзорге и Г. Клюмбиес, ус­ваивает приемы аутотренинга, будучи погруженным в гипнотическое состояние, хотя сам Кречмер, заим­ствуя и видоизменяя упражнения первой ступени ауто­генной тренировки, применял их в целях преодоления негативизма пациентов, довольно частого при гетеро-суггестии. Позднее аналогичный прием для достиже­ния гипнотического сна был рекомендован D. Langen. В процессе гипнотерапии по Кречмеру, как уже отме­чалось, также внушаются ощущения тяжести и тепла с одновременным указанием на то, что эти же ощуще­ния в последующем будут легко вызываться при помо­щи самовнушения.Последовательное применение релаксирующих упражнений с последующим самовнушением ощуще­ний тяжести уже на 2 —3-м занятии примерно у 50% обучаемых приводит к развитию состояния гипотак-сии (II степень глубины гипноза). Мы неоднократно подчеркивали необходимость активного формирова­ния навыков саморегуляции у пациентов и отмечали самостоятельное психотерапевтическое значение систе­матических упражнений. Поэтому считаем, что ва­риант в) имеет весьма ограниченные показания: выра­женный негативизм в процессе групповых занятий при одновременной высокой мотивации к овладению ме­тодом; ускоренные курсы обучения для профилактики нервно-эмоционального напряжения у некоторых кате­горий руководящих работников, для которых возмож­ность регулярных тренировок большей частью ограни­чена; случаи, когда показан аутогенный «сон-отдых».


Тренированной мышечной релаксации, которая является не только пусковым механизмом, но и ба­зисным элементом во всей системе аутогенной трени­ровки [Лобзин В. С, 1975], необходимо уделять осо­бое внимание на протяжении всего обучающего курса. В предыдущих главах уже отмечалось самостоятель­ное терапевтическое значение этих упражнений при ря­де нозологических форм. Их простота и доступность в практическом применении позволяет проводить ак­тивную релаксотерапию на самых ранних этапах об­учения аутогенной тренировке.