Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 418

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

САМОВНУШЕНИЕ

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

гипноз

АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ

ПСИХОПАТИИ

ТОКСИКОМАНИИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Упражнения, направленные на вызывание ощущений тепла. После выполнения комплекса «релаксация» об­учаемые приступают к выполнению упражнений, напра­вленных на вызывание ощущений тепла в правой руке (левши — в левой руке). В отличие от рекомендуемых другими авторами различных формул суггестивного подкрепления образных представлений, связанных с ощущениями тепла (например, «горячая грелка», «пуховый платок», «калорифер» и т. п.), мы рекомен­дуем использовать только одно хорошо всем знако­мое ощущение погружения конечностей в «очень теп­лую, почти горячую воду» с последующим его усилением («представьте себе, что Вы парите вашу ру­ку, постепенно подливая воду все горячее и горячее»).

Перестройка образного представления и следую­щее за ним изменение внутренней установки на во­ображаемый источник тепла, связанные с новыми, в каждом случае специфическими, ощущениями (срав­ним «пуховый платок» и «горячая грелка»), снижают яркость мысленного образа. Проведенные исследова­ния показали, что при использовании одного и того же образного представления реализация самовнуше­ний в ощущениях происходит ярче и быстрее. Неко­торыми авторами объясняется это тем, что при регу­лярном применении одинаковых словесных формул в коре создаются «проторенные пути возбуждения», определяющие все большие возможности для самовоз­действия. Уже к 3 —4-му занятию о четком ощущении тепла в правой руке обычно заявляют практически все обучаемые. При этом, по нашим данным, у многих (48%) пациентов чувство тепла первоначально возни­кает в области тыльной поверхности кисти или ощу­щается как легкое покалывание и тепло в кончиках пальцев (11 %), у остальных — без четкой локализации. На двух первых занятиях ощущения тепла вызы­ваются только в правой руке. В процессе упражнений пациентам предлагается перенести «внутренний взор» на правую руку и приступить к самовнушениям, со­провождаемым сенсорной репродукцией. Перед заня­тием обучаемым необходимо напомнить, что следует избегать излишней концентрации внимания не только на формулах самовнушения, но и на той части тела или органе, к которому они обращены, т. е. установка «внутреннего взора» должна быть предельно пассив­ной.

С 3-го занятия добавляются упражнения, напра­вленные на вызывание ощущений тепла в левой руке и обеих ногах, являющиеся основой для последующей генерализации ощущений. Иррадиация ощущений теп­ла появляется относительно рано. Так, уже на 1-м за­нятии при вызывании ощущений тепла в правой руке у некоторых пациентов может отмечаться спонтанная иррадиация в левую руку и некоторые другие, чаще — охваченные болезненным процессом органы. Меха­низмы этого явления, по-видимому, объясняются взаимоиндукцией доминантных и патологически изме­ненных очагов возбуждения в коре головного мозга. Генерализация ощущений возникает, как правило, на фоне самовнушений тепла в солнечном сплетении, т. е. с 5 —6-го занятия. Перед выполнением упражнений, направленных на вызывание ощущений тепла в левой руке, обучаемым необходимо в доступной форме разъ-яснить рефлекторное влияние расширения сосудов ле­вой руки на коронарное кровообращение (больным с кардиоваскулярной патологией это часто хорошо из­вестно из собственного опыта). Самовнушение тепла в обеих ногах, по заключению большинства об­учаемых, реализуется гораздо легче и ярче. Это, по-ви­димому, можно объяснить как особенностями крово­снабжения нижних конечностей, так и уже приобре­тенными навыками самовоздействия.


Перед 5-м занятием обучаемым необходимо (также в доступной форме, иногда с демонстрацией схем, плакатов или муляжей) разъяснить расположение сол­нечного сплетения и его роль в регуляции деятельно­сти и кровоснабжении внутренних органов. Больным с хронической патологией органов брюшной полости в качестве иллюстрации можно привести, как правило, хорошо им знакомый успокаивающий эффект грелки. Такое разъяснение способствует правильной локализа­ции вызываемых ощущений и адекватному понима­нию цели данного занятия. После выполнения первых трех упражнений обучаемым предлагается сосредото­чить (пассивно) свое внимание на солнечном сплете­нии и образно представить, что в этом месте находит­ся «маленькое яркое солнце». Затем врачом произно­сятся задающие формулы самовнушений, которые мысленно повторяются обучаемыми39. Суггестивное подкрепление при этом не применяется. Последняя словесная формула в упражнениях, направленных на вызывание ощущений тепла в конечностях («Я могу это сделать — расширить сосуды в любом другом ор­гане»), является предуготавливающей к выполнению упражнений, связанных с солнечным сплетением. Та­ким образом, в соответствии с методикой постепенно снижаются значение и объем суггестии, которая заме­щается сенсорной репродукцией («яркое солнце»).

В связи с тем, что освоение навыков, направленных на вызывание ощущений тепла в солнечном сплетении, обычно проходит несколько менее успешно, чем предыдущих, после (но не до) первых занятий по этому упражнению обучаемым целесообразно разъяснить, что ощущение тепла не у всех появится сразу, но из-за этого не стоит считать себя «отстающим»; можно подчеркнуть роль особенностей индивидуального строения и вариантов расположения солнечного спле­тения. По нашим данным, к концу обучающего курса гетеротренинга выраженные ощущения тепла в солнеч­ном сплетении наблюдаются у 42 — 50% обучаемых; к 3-му месяцу самостоятельных занятий — у 88%. В ряде случаев эти ощущения характеризуются об­учаемыми как субъективное переживание «беспричинно­го легкого счастья». Во время выполнения этого упражнения на лице у некоторых пациентов появля­лось выражение легкой улыбки или явного удоволь­ствия. Приступов «смешливости», о которых сообщает Н. Lindemann (1980), мы не наблюдали.



По мнению обучаемых и данным их самоотчетов, ощущение тепла в солнечном сплетении оказывало вы­раженное успокаивающее («умиротворяющее») дей­ствие при фиксации на каких-либо переживаниях отри­цательного характера. Один из наших обучаемых так описывает этот эффект: «После этого приятного и та­кого контрастного ощущения тепла и расслабления в верхней части живота, особенно после волнения, ког­да весь живот напрягается и даже дрожит, возвра­щаться к прежним переживаниям просто не хочется». Индивидуальная легкость освоения релаксирующих упражнений не является строго обязательным положи­тельным прогностическим признаком в отношении эф­фективности обучения в течение всего последующего курса. У одних пациентов легче реализуются в ощуще­ниях самовнушения тепла; у других — тяжести. В свя­зи с этим К. И. Мировским и А. Н. Шогамом были выделены три основных типа реакций на психотера­певтическое воздействие у- пациентов, применяющих аутогенную тренировку. В основу их типологии были положены клинические наблюдения различной эффек­тивности тех или иных аутогенных упражнений У больных и здоровых лиц. Авторы выделяют: 1) пси­ховазомоторный тип (пациенты, у которых легче воз­никает чувство тепла в правой руке с объективным по­вышением кожной температуры); 2) психомиотониче-ский тип, при котором наблюдается более легкое возникновение ощущений тяжести и объективное сни-жение мышечного тонуса; 3) психонейротический тип, к которому относятся пациенты, отмечающие выра­женные позитивные эффекты, в первую очередь в нерв­но-эмоциональной сфере (улучшение настроения, по­вышенное чувство бодрости после занятий и т. д.). Авторами выделяется также и четвертый, смешанный («композиторный») тип, однако, учитывая, что отне­сение пациента к тому или иному типу (по ведущему признаку) всегда относительно, каждый из выде­ленных типов является «композиторным».

Наиболее часто выполнению комплекса «тепло» сопутствуют повышенная саливация, усиление пери­стальтики, иногда слезотечение, зевота, легкий зуд ко­жи. Реже встречаются такие побочные явления, как тошнота, икота, позывы к стулу или мочеиспусканию; весьма редко — сосудистый коллапс. Н. Lindemann (1980) описывает также возможность рвоты, спонтан­ной эрекции и семяизвержения, хотя необходимо отме­тить, что в нашей многолетней практике последнее ни разу не встречалось, даже в группах юношей 17 —19 лет, где подобные явления наиболее вероятны.


В предлагаемую схему мы не включаем комплекс «голова», соответствующий классическому 6-му упражнению по Schultz («Мой лоб слегка прохладен»), считая их уже специальными приемами, реализуемыми на основе аутогенной тренировки и не имеющими от­ношения к базисным упражнениям40. Однако, учитывая то, что в некоторых случаях генерализация ощущений тепла охватывает голову, сопровождаясь неприятным «чувством жара», пациентов целесообразно информи­ровать о возможности данного явления, которое легко купируется с помощью сенсорной репродукции нало­жения на лоб или затылок смоченного в холодной во­де платка (полотенца). Если в процессе тренировки врач замечает чрезмерно горящие щеки или появление «испарины» на лице у кого-либо из пациентов, сле­дует подойти к нему и, положив руку на плечо (жест, воспринимаемый обучаемыми всегда как индивидуаль­ное обращение), шепотом порекомендовать повторить мысленно 7 — 10 раз «Мой лоб слегка прохладен».

Особую осторожность следует соблюдать в процес­се освоения комплекса «Тепло» больными, страдаю­щими диабетом и получающими инсулин по симпто­матическим показаниям. А. Н. Шогам сообщает о двух случаях, когда больные, получавшие поддержи­вающие дозы инсулина, после сеанса аутотренинга впали в прекоматозное состояние с выраженными ги-погликемическими реакциями. Учитывая возможные, порой достаточно серьезные, осложнения, мы считаем, что аутогенная тренировка является строго вра­чебным методом, к применению которого в отдельных случаях могут допускаться лица, имеющие хорошую подготовку по медицинской психологии, однако при обя­зательном медицинском обеспечении гетерогенных тре­нировок. Излишняя популяризация метода в газетах и журналах, хотя и преследует в целом благие цели, но полезность ее весьма сомнительна. С учетом воз­можных осложнений в процессе гетерогенных трениро­вок всегда нужно иметь в помещении для занятий на­бор медикаментов для оказания первой помощи.

При освоении комплекса «Тепло» в группе больных, страдающих бронхиальной астмой, в фор­мулы самовнушений 3-го упражнения с первого заня­тия вводится фраза: «Мое дыхание легкое (дышится легко). Воздух чист и прохладен. Приятная прохлада струится в легкие». Эта формула повторяется 2 — 3 раза в процессе занятия, так как выраженный парасим­патический эффект аутотренинга может провоциро­вать спазм бронхов. У больных с астеногипотониче-ским синдромом комплекс «Тепло» не применяется. Эти больные всегда выделяются в отдельную группу, в которой проводятся психотонические тренировки по К. И. Мировскому — А. Н. Шогаму или в других модификациях.


Некоторые авторы рекомендуют при выполнении упражнений, направленных на вызывание ощущений тепла в брюшной полости, класть правую руку на область солнечного сплетения. Мы считаем, что в этом случае вступают в действие совсем другие ме­ханизмы, а наложение руки приводит к тому, что ос­новное внимание переносится именно на нее, видоиз­меняя все упражнение, так как тепло появляется, прежде всего, под рукой, а не в глубинных отделах. У некоторых пациентов усвоение комплекса «Тепло» может проходить чрезвычайно успешно, часто побу-ждая их к демонстрации своих достижений. Одна из наших пациенток, натура весьма артистического склада, уже на 4-м занятии «по заявкам» окружаю­щих легко вызывала то гиперемию, то резкое поблед-нение правой или левой руки или разнонаправленные эффекты на обеих руках одновременно. Такие «эстрадные» демонстрации ни в коем случае нельзя поддерживать. Терапия должна быть лечением, а не фокусничеством, не говоря уже о возможности неко­торых рефлекторных осложнений.

Мы уже отмечали, что если после завершения упражнений не предполагается последующий переход ко сну, пациенты (или обучаемые здоровые люди) дол­жны обязательно выполнить комплекс «Мобилиза­ция». При этом интенсивность императивной эмоцио­нальной окраски мобилизующих формул у здоровых лиц более, а у больных менее выражена. Если «выход» из аутогенного состояния не выполняется, у обу­чаемых в течение некоторого времени могут сохра­няться ощущения тепла и тяжести в мышцах. Послед­ние (тяжесть) иногда вызывают негативную реакцию пациентов. Однако эффективность «выхода» всегда за­висит от самих обучаемых, от их волевых усилий и осознанной необходимости закончить тренировку. Иногда приходится наблюдать снижение мотивации именно к завершению тренировки. Некоторые па­циенты, характеризуя аутогенное состояние, как «ни с чем не сравнимое, специфическое», заявляют, что им бы хотелось «так и остаться в этом состоянии или хо­тя бы продлить его по возможности дольше». Не от­мечая в этой связи каких-либо осложнений, мы в то же время считаем, что тренирующий и активирующий характер метода требует внутренней дисциплиниро­ванности, касающейся одновременно добросовестного выполнения упражнений, их дозированной длительно­сти и формирования установки на активный самостоя­тельный выход из аутогенного состояния. Основной целью коллективных занятий является не только обу