Файл: Теоретические аспекты финансовой политики организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 отношение к новому. А как это соотносится с принципом финансирования оборотных активов за счет долгосрочных источников – непонятно»
28
Еще одной классификацией финансовой политики является разделение её на долгосрочную и краткосрочную в зависимости от временного периода и поставленных целей.
Долгосрочная финансовая политика представляет собой систему долгосрочных целевых установок и способов развития ее финансов для достижения ее долгосрочных целей.
Она направлена на всесторонний поиск источников финансового обеспечения развития предприятия, достижение высокого финансового потенциала, обеспечивающего финансовую устойчивость фирмы в долгосрочной перспективе. К долгосрочной финансовой политике относятся те финансовые решения и мероприятия, которые рассчитаны на период более 12 месяцев или период, превышающий операционный цикл. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия. Реализация долгосрочной финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая представляет собой совокупность отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения. Реализация долгосрочной финансовой политики на предприятиях зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия. При разработке и реализации долгосрочной финансовой политики руководство предприятия вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернативных направлений. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация.
Для успешной реализации долгосрочной финансовой политики предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде и прогнозировать ее возможные изменения; во-вторых, иметь сведения о текущих параметрах внутреннего финансового положения; в-третьих, систематически проводить анализ, позволяющий получить оценку результатов хозяйственной деятельности отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике. Кроме того, предприятие должно проводить открытую информационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти. Долгосрочная финансовая политика, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обменом с инвесторами, отрицательно сказывается на рыночной стоимости предприятия.
28
Якушев М.Ф. Финансовая политика организации: понятие, цели и этапы формирования // Финансы и кредит.
2014. №36. С.40.


22
Краткосрочная политика предприятия — это система краткосрочных целевых установок и способов развития финансов компании. Как правило, она направлена на решение наиболее острых текущих финансовых проблем и тем самым позволяет улучшить финансовое состояние компании и повысить ее финансовую устойчивость в короткие сроки.
Основными целями краткосрочной финансовой политики являются:
1) обеспечение производства в рамках имеющихся производственных мощностей и основных фондов;
2) обеспечение гибкости текущего финансирования;
3) генерирования (накапливание) собственных источников финансирования.
Основной задачей краткосрочной финансовой политики является обеспечение бесперебойного финансирования текущей деятельности предприятия. Эта задача предусматривает постановку множества разноплановых частных задач, среди которых могут быть:
1) выбор модели управления оборотным капиталом;
2) определение размера участия заемного капитала в допустимой степени в зависимости от кредиторов;
3) определение форм заимствования с учетом особенностей производственного и финансовых циклов предприятия, цены заемных средств и налогового аспекта;
4) подготовка необходимых условий для размещения временно свободных средств, а также налаживание связей с финансовыми посредниками;
5) создание внутренних оценочных резервов (резервы предстоящих расходов и платежей);
6) рациональное распределение нагрузки организации в соответствии с особенностями ее производственных и финансовых циклов;
7) увеличение/уменьшение объемов заимствований в соответствии с изменяющимися потребностями предприятия;
8) контроль за своевременным погашением дебиторской и кредиторской задолженности, кредитов и займов и выплаты процентов по ним;
9) выбор форм краткосрочных финансовых вложений по критерию соотношения дохода и риска, диверсификация вложений.
Следует также отметить, что для целей достижения высокой результативности и приемлемого уровня финансовых рисков необходима внутренняя сбалансированность и согласованность долгосрочной и краткосрочной финансовой политики, чтобы избежать разногласий и последующих трудностей в будущем, которые могут привести к неблагоприятным последствиям для предприятия. Финансовая политика учитывает

23 многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Поэтому долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.
Деление финансовой политики на долгосрочную и краткосрочную является дискуссионной проблемой в экономической литературе. Например, М.Ф, Якушев вообще отрицает данную классификацию финансовой политики. На взгляд автора, срок, на который формируется финансовая политика, определяется не произвольно: нельзя сформировать политику на год, два или больше просто так. Нормы и принципы могут стать непригодными при изменении внутреннего состояния или внешней среды, или целей организации, поэтому, по мнению автора, срок формирования финансовой политики определяется, в первую очередь, сроком реализации задач, которые ставит перед собой организация
29
Мнения других авторов, которые придерживаются данного деления, расходятся во взглядах конкретизации дальнейшего деления краткосрочной и долгосрочной финансовой политики на отдельные подвиды. Л.Н. Кириллова, Е.Н. Кондратьева, Ю.Н. Нестеренко выделяют в качестве элементов долгосрочной финансовой политики дивидендную, амортизационную, эмиссионную, заемную, финансовую инвестиционную и налоговую политики; элементы краткосрочной финансовой политики – операционная, кредитная, учетная, политика комплексного управления текущими активами и пассивами, политика формирования запасов, управления денежными активами
30
Ушаков В.Я. в своем учебном пособии к краткосрочной финансовой политике относит:
1) управление рыночной деятельностью организации; формирование рыночной стратегии;
2) управление доходами, расходами и прибылью организации;
3) управление оборотными активами и оборотным капиталом;
4) управление денежными потоками организации;
5) управление краткосрочным финансированием.
К долгосрочной финансовой политике:
1) управление внеоборотными активами;
29
Якушев М.Ф. Финансовая политика организации: понятие, цели и этапы формирования // Финансы и кредит.
2014. №36. С.40.
30
Кириллова Л.Н. Финансовая политика фирмы: учеб. пособие. М., 2012. С. 35.


24 2) управление долгосрочным финансированием; формирование оптимальной структуры капитала;
3) разработка дивидендной политики;
4) разработка финансовой стратегии;
5) управление рисками;
6) оценка стоимости бизнеса
31
В.А. Слепов, Е.И. Громова, И.Т.Кери в состав долгосрочной финансовой политики включают инвестиционную и дивидендную, а в состав краткосрочной – ценовую, учетную, налоговую, политику управления оборотными активами и политику управления кредиторской задолженности
32
В.Г. Когденко в рамках краткосрочной финансовой политики выделяет управление рыночной деятельностью и управление операционной деятельностью, а к долгосрочной относит управление финансовой и управление инвестиционной деятельностью
33
Еще одну классификацию финансовой политики выделяет Д.В. Лысенко в своем учебном пособии по финансовому менеджменту. В соответствии с базовыми целями финансовой стратегии (обеспечение максимизации рыночной стоимости компании через величину собственного капитала, рентабельность собственного капитала, структуру активов и пассивов, финансовые риски) он делит финансовую политику компании на:
1) Политика формирования активов и структуры капитала:
- формирование активов;
- формирование структуры капитала.
2) Политика управления активами и инвестициями:
- управление оборотными активами;
- управление внеоборотными активами;
- управление инвестициями.
3) Политика формирования финансовых ресурсов:
- формирование собственных финансовых ресурсов;
- привлечение заемных средств.
4) Политика управления рисками:
- управление финансовыми рисками;
- антикризисное управление при банкротстве
34 31
Ушаков В.Я. Финансовая политика предприятия: учеб. пособие. М., 2015. С. 18.
32
Слепов В.А. Финансовая политика компании: учеб. пособие. М., 2008. С. 23.
33
Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие. М., 2015. С. 12.
34
Лысенко Д.В. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. М., 2012. С. 71

25
Таким образом, обзор различной литературы, показал насколько могут быть различными взгляды на виды финансовой политики организации. Однако нельзя отрицать тот факт, что только при разделении и комплексном подходе к каждому виду финансовой политики можно добиться наиболее эффективных методов и механизмов при достижении той или иной цели предприятия.
1.4 Взаимосвязь финансовой политики предприятия и государства
1   2   3   4   5   6   7   8

Финансовое состояние организации зависит не только от эффективности управления финансами на микроуровне, но и от макроэкономической сбалансированности, которая проявляется в частности в обеспечении профицита бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Поэтому финансовая политика предприятия зависит во многом от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности.
В дореформенный период в России существенного влияния на результаты хозяйственной деятельности финансовая политика предприятия не оказывала. Финансовая самостоятельность хозяйствующего субъекта была настолько мала, что основой финансового успеха компании являлись факторы, непосредственно не связанные с его производственной деятельностью.
При переходе к рынку предприятия обрели значительную самостоятельность, но их деятельность по-прежнему во многом определяется государственной финансовой политикой.
Финансовая политика компании меняется под влиянием изменений финансовой политики, проводимой федеральными, республиканскими (областными, краевыми) и местными органами управления.
Государственная финансовая политика оказывает влияние на финансовую политику предприятий через законодательное и нормативное регулирование, а также через бюджетную, банковскую, налоговую политику.
Финансовый директор должен не только фиксировать изменения в государственной финансовой политике, но и осуществлять их мониторинг. Успех финансовой политики предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах во многом зависит от фиксации изменений в государственной финансовой политики, своевременном реагировании и пра- вильном понимании этих изменений и учете их в финансовой политике предприятия.
При исследовании национальной финансовой политики акцент делается на факторах, прямо или косвенно ее определяющих. Основными составляющими макроэкономической финансовой политики являются:

26
- монетарная (денежная) политика;
- курсовая (валютная) политика;
- резервная политика;
- бюджетная политика;
- антиинфляционная политика;
- долговая политика;
- кредитная политика;
- налоговая политика;
- тарифная политика (на услуги инфраструктурных монополий)
35
Поэтому далее рассмотрим те факторы, которые определяют макроэкономическую финансовую политику и ее результаты, оказывающие непосредственное влияние на финансовую политику микроуровня.
1) Монетарная (денежная) политика.
Осуществляется центральным банком. Объем эмиссии, монетизация, реальный номинальный и эффективный курс национальной валюты, уровень рисков в банковской системе – главные индикаторы денежной политики. В рамках монетарной политики сочетается контроль над исполнением главных параметров денежной программы и активное управление ликвидностью банковской системы на основе развития инструментов денежно- кредитного регулирования, преимущественно рыночных.
Монетарная (денежная) политика основывается на:
- сдерживании динамики денежной массы (совокупности наличных и безналичных денег, которые находятся в обращении);
- организации денежного обращения. Денежное обращение характеризуется скоростью обращения денег и коэффициентом монетизации (отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту и отражает насыщенность экономики деньгами).
Негативные моменты в монетарной политике, проблемы с денежной массой и денежным обращением способствуют развитию бартерных операций в политике взаиморасчетов предприятий и организаций. Невысокая платежная дисциплина сводит к минимуму продажи в рассрочку при расчетах с покупателями (Рисунок 1).
35
Макаренко А.А. Факторы, определяющие макроэкономическую финансовую политику и их влияние на финансовую политику микроуровня // Сервис в России и за рубежом. 2009. №11. С. 145


27
Монетарная политика
(недостаток денежной массы, сбои в денежном обращении)
Политика взаиморасчетов с покупателями и поставщиками
(распространение бартерных операций, невозможность применения рассрочки платежа)
Рисунок 1 – Влияние монетарной политики на финансовую политику организации
2) Курсовая (валютная) политика.
Политика укрепления курса национальной валюты проводится при одновременном сдерживании, поскольку резкое укрепление курса рубля ведет к повышению цен на национальные товары и услуги и потере их конкурентоспособности. Курсовая политика основывается на поддержании курса национальной валюты - реального обменного курса рубля относительно доллара США и курса рубля по отношению к корзине валют стран, являющихся торговыми партнерами.
Учитывая значимое падение курса доллара на мировых рынках, чтобы избежать резкого роста курса рубля и обесценения золотовалютных резервов необходимо менять их структура за счет перехода к бивалютной корзине. В соответствии с положениями раздела IV "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год" Банк России с 8 февраля 2007 года установил следующую структуру бивалютной корзины: 0,45 евро и 0,55 долл. США
36
. Далее в структуру бивалютной корзины изменения уже не вносилось, Банк России лишь время от времени сдвигал чуть ниже уровень поддержки корзины, позволяя рублю немного укрепиться. Данная структура (по данным ЦБ) действует и на сегодняшний день.
Уменьшая стоимость корзины в целом (а не только одной из входящих в нее валют),
Банк России пропорционально удешевляет весь поступающий в страну импорт. В данных условиях падение доллара компенсируется ростом евро, в результате стоимость корзины снижается и способствует замедлению роста цен.
3) Резервная политика.
Национальная политика резервирования, осуществляемая Центральным банком, выполняет следующие функции:
- обеспечивает денежную массу во избежание ее обесценения;
36
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год [Электронный ресурс]: подготовлены в соотв. со ст. 45 федер. закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ
//
Консультант Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан.
М., 2014. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

28
- регулирует курс национальной валюты;
- изымает из обращения избыточную валюту или «вливает» на рынок при ее недостатке.
Изначально поддержание национальной валюты обеспечивалось золотым запасом, но по мере глобализации рынка в целом и отдельных валют доля золотого запаса в золотовалютных резервах постепенно стала снижаться и составляет к настоящему времени около 20%.
Золотовалютные (международные) резервы - это высоколиквидные финансовые активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства РФ. Они включают в себя: активы в иностранной валюте, монетарное золото, специальные права заимствования (СДР), резервные позиции в МВФ и другие резервные активы.
Неустойчивость национальной валюты, являющаяся следствием недостатков в курсовой политике и резервной политике (в части обеспечения национальной валюты), приводит к тому, что иностранные валюты начинают играть активную роль в расчетах и взаиморасчетах, а также приводит к частому изменению цен, неустойчивости ценовой политики, сложностям к формированию финансовой политики в долгосрочных периодах
(Рисунок 2).
Курсовая политика
(неустойчивость и обесценение национальной валюты).
Резервная политика
(обеспечение национальной валюты)
Политика взаиморасчетов с покупателями и поставщиками
(распространение взаиморасчетов в инвалюте).
Ценовая политика (частая изменчивость цен).
Преобладание краткосрочных периодов при формировании финансовой политики.
Рисунок 2 – Влияние курсовой и резервной макроэкономической политики на финансовую политику организации
4) Бюджетная и антиинфляционная политика.
Бюджетная политика выражается в системе мер, проводимых государством по линии бюджетных доходов и расходов, в политике государства в области регулирования размера дефицита бюджета и источников его финансирования, а также в принципах построения взаимоотношений между бюджетами различных уровней. Её важнейшей составляющей являются бюджетные (кассовые) расходы, являющиеся одним из основных рычагов антиинфляционной политики.