Файл: Теоретические аспекты финансовой политики организации.pdf
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37 3) методика выплаты гарантированного минимума и «экстра» - дивидендов (сумма дивиденда фиксирована, а выплаты регулярны. При успешной работе предприятия выплачиваются «экстра» - дивиденды как премия в дополнение к фиксированной сумме дивиденда);
4) методика выплаты дивидендов акциями (в отличие от трёх вышеперечисленных методик акционеры получают не денежные дивиденды, а дополнительные акции).
2.2 Стратегия и тактика финансовой политики
В условиях рыночного общества не существует финансовой политики, единой для всех предприятий. Каждый субъект хозяйствования может иметь собственные цели и задачи, которые и являются основанием для принятия той или иной финансовой политики, решения вопросов формирования и использования прибыли и доходов предприятия, выплаты дивидендов, а также в регулировании (минимизации, оптимизации) производственных издержек и увеличении объемов продаж. Поэтому для достижения поставленных целей предприятию необходима финансовая тактика и финансовая стратегия.
Финансовая тактика – это финансовая политика, направленная на оперативное решение конкретных текущих задач, которые предусмотрены финансовой стратегией организации. Она обеспечивает правильное и своевременное изменение финансовых связей, а также перераспределение денежных потоков между различными ресурсами организации и между ее структурными и обособленными подразделениями.
Финансовая тактика отличается гибкостью, обеспечивая быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры
38
Общее требование, предъявляемое к тактике, – способствовать реализации выбранной стратегии, а также не препятствовать ей, не дискредитировать ее. Другими словами, финансовая тактика – это текущие оперативные действия фирмы, подчиненные стратегическим целям и задачам финансовой политики.
Финансовая тактика концентрируется на решении трех взаимосвязанных задач:
1) обеспечение платежеспособности организации;
2) поддержание ликвидности;
3) повышение прибыльности
39 38
Борисова О.В. Корпоративные финансы: учебник. М., 2014, С.176.
39
Киреев В.Л. Финансовая политика фирмы: учеб. пособие. М., 2011. С. 10.
38
Стратегический и тактический аспекты финансовой политики тесно взаимосвязаны: правильный выбор стратегии создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
Финансовая стратегия – набор принципов и правил, определяющих финансовые потоки компании, границы финансовых рисков, а также финансовые цели, сформулированные в определенном наборе показателей и правилах их формирования, – включает в себя:
- анализ и оценку финансово-экономического состояния предприятия;
- разработку учетной и налоговой политики;
- управление основным капиталом и амортизационную политику;
- управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;
- управление заемными средствами;
- дивидендную и инвестиционную политику;
- систему управления рисками;
- оценку достижений компании и ее рыночной стоимости
40
Финансовая стратегия охватывает взаимосвязь бюджетов всех уровней, принципы образования и использования дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на среднесрочный (долгосрочный) период. Финансовая тактика затрагивает текущее управление финансовыми ресурсами; разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретный промежуток времени.
Период действия финансовой стратегии компании не должен превышать срока, на который разрабатывается общая стратегия развития организации. В зависимости от предсказуемости ситуации на рынках (финансовом и товарном) длительность финансовой стратегии может варьироваться от трех до пяти лет. В условиях быстро изменяющейся внешней среды этот срок может быть сокращен до одного календарного года. Финансовая тактика обычно краткосрочна, формируется на год, квартал, месяц, а при необходимости на более короткий период.
Финансовая стратегия тесно взаимосвязана со стратегией развития предприятия.
Формирование финансовой стратегии невозможно, если отсутствует общая стратегия развития компании, которая всегда задается «сверху» - собственниками, акционерами или советом директоров. Акционеры озвучивают пожелания по доле рынка, географическому распределению бизнеса, уровню рентабельности. Под это и подстраивается финансовая стратегия, в которой пожелания акционеров отражаются в определенных цифрах и
40
Лысенко Д.В. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. М., 2012. С. 65.
39 показателях. Стратегия также разрабатывается, когда резко меняются внешние условия ведения бизнеса либо когда количество внутренних противоречий и нестыковок в бизнес- процессах приводит к осознанию необходимости качественных перемен.
Финансовая стратегия во многом зависит от маркетинговой стратегии компании.
Исходная информация обычно поступает от маркетинговых подразделений, где осуществляется SWOT-анализ, на базе которого при заданном видении общего развития компании в ходе дискуссий, мозговых штурмов ведется поиск стратегических альтернатив.
SWOT-анализ (аббревиатура слов: Strength – сила, Weakness – слабость, Opportunities – возможности, Threats – угрозы) позволяет выявить возможности и угрозы со стороны внешней среды, а также выделить сильные и слабые стороны организации. Затем специально созданная группа аналитиков во главе с финансовым директором выбирает лучшую. из альтернатив, которая становится базой для дальнейшей доработки стратегии и создания модели развития бизнеса.
Разработку финансовой стратегии в крупных компаниях акционеры почти всегда делегируют совет директоров. В небольших компаниях ее могут формировать совместно генеральный и финансовый менеджеры. При подготовке финансовой стратегии советом директоров финансовый менеджер играет роль консультанта и координатора всего процесса.
Он консультирует других топ-менеджеров компании при разработке ими собственных функциональных стратегий (производственной, маркетинговой, стратегии управления персоналом и т.д.). Основная задача при этом – чтобы функциональные стратегии отвечали задаче увеличения прибыли. Через финансового менеджера идет первичное согласование положений названных стратегий и устранение противоречий между ними, например, разрешение всегда существующей дилеммы между рентабельностью и ликвидностью бизнеса. Финансовый менеджер отвечает и за раскрытие перед собственниками информации о проблемных зонах с точки зрения финансов.
Задачами финансовой стратегии являются:
- исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;
- разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного состояния организации;
- определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами;
- выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;
40
- обеспечение организации финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;
- обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с цель получения максимальной прибыли;
- определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров к работе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения;
- изучение финансовых стратегических взглядов вероятных конкурентов, их экономических и финансовых возможностей;
- разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости;
- разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий всего коллектива на его преодоление
41
Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:
1) критический анализ предшествующей финансовой стратегии;
2) обоснование (корректировка) стратегических целей;
3) определение сроков действия финансовой стратегии;
4) конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;
5) распределение ответственности за достижение стратегических целей.
Кроме того, при разработке финансовой стратегии важно проанализировать факторы, которые влияют на стоимость компании, оценить их значимость (степень влияния) и наметить план мероприятий по управлению ими. В дальнейшем исходя из анализа внешней среды для предприятия определяются значения показателей рентабельности (капитала, инвестиций, активов и т.п.), а также их динамика. Затем разрабатывается политика в отношении дебиторов и кредиторов. помимо обычных показателей, для контроля состояния и соотношения задолженностей в нее включаются механизмы работы с дебиторами, схемы зачетов взаимных требований, регламенты предоставления скидок, принципы размещения временно свободных средств и др. отдельное внимание уделяется прогнозированию показателей деловой активности на основе сравнения с лучшей отраслевой практикой. После расчета показателей оборачиваемости дебиторской задолженности и запасов определяется потребность в оборотном капитале и рассчитывается его рентабельность. На базе этих
41
Борисова О.В. Корпоративные финансы: учебник. М., 2014, С.178.
41 расчетов корректируются планы по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью, принимаются решения о продаже непрофильных и нерентабельных активов. при разработке инвестиционной политики инвестиции группируются по категориям. По каждой из них задаются сроки окупаемости и внутренняя норма рентабельности, прогнозируются потребности в инвестиция, цели и направления капитальных вложений.
Должное внимание нужно также уделить контролю реализации финансовой стратегию обычно информацию для акционеров и совета директоров о достижении стратегических целей компании и возможных сценариях дальнейшего развития готовит финансовая служба или служба внутреннего аудита. Контролю подлежит как финансовая стратегия, так и тактика финансовой политики.
Оценку степени достижения намеченных целей предпочтительно осуществлять двумя способами. Сначала определяется уровень выполнения целевого показателя (в процентном отношении к запланированному значению), а дополнительно проводится ранжирование целевых показателей по степени их выполнения. Это позволит сразу же выделить лидеров и аутсайдеров. Последние должны стать «целевой аудиторией» для выяснения причин неудачи.
Таким образом, стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если организация не добивается результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики организации, предлагает оперативные способы изменения форм организации финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки, с наименьшими потерями и затратами достигать целей, намечаемых финансовой стратегией. Наличие финансовой стратегии положительно отражается на результатах деятельности компании.
Собственники дают понять, чего они хотят, а менеджеры – что они могут. Количество финансовых конфликтов сокращается, финансовый результат увеличивается и без разработки стратегии, как показывает практика, финансовые результаты не улучшаются.
2.3 Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики организации
Для успешной реализации финансовой политики необходима разработка финансового механизма, адекватного потребностям и условиям конкретного периода осуществления финансовой деятельности. Используя различные элементы финансового механизма, организация стремится обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового
42 механизма происходит путем изменения соответствующих нормативов и внутренних положений, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.
К основным элементам финансового механизма относятся:
- финансовые методы;
- финансовые рычаги и инструменты;
- правовое обеспечение;
- информационное обеспечение
42
Через финансовые методы происходит непосредственное воздействие на хозяйственный процесс по двум направлениям: управление движением финансовых ресурсов и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов. К наиболее распространенным из них в практике финансового менеджмента относятся следующие: финансовое планирование и прогнозирование, бюджетирование, финансовый анализ, финансовое стимулирование и ответственность, леверидж, самофинансирование, инвестирование, лизинг, аренда, налогообложение, диверсификация, страхование, хеджирование, лимитирование, траст, франчайзинг, залог, система расчетов, факторинг, репорт, депорт, лидз энд лэгз и ряд других.
Роль финансовых методов в процессе разработки финансовой политики предприятия состоит в том, что они по сути предоставляют варианты организации финансовой деятельности, и возможности выбора решений по отдельным ее направлениям и в результате формирование финансового механизма, адекватного поставленным целям.
Через финансовые рычаги осуществляется воздействие на весь процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов. Такими финансовыми рычагами являются: доход, прибыль, цена, амортизация, налоги, арендная плата, лизинговые платежи, кредитные и депозитные процентные ставки, страховые тарифы, формы расчетов, виды и формы кредита, льготы, санкции, структура затрат, структура капитала и др. Финансовые рычаги поддаются количественной оценке, что позволяет выбрать наиболее эффективный финансовый метод, обеспечивающий экономию затрат, увеличение дохода и прибыли, управление денежными потоками, регулирование риска. Это определяет их назначение в составе финансовом механизме.
Через финансовые инструменты происходит формирование финансового актива для одного предприятия и финансового обязательства или инструмента капитального характера для другого предприятия.
42
Кириллова Л.Н. Финансовая политика фирмы: учеб. пособие. М., 2012. С. 110.
43
Финансовый актив может быть в виде: денежных средств, контрактного права на получение денежных средств или другого финансового актива от другого предприятия, контрактного права обмена на финансовый инструмент с другим предприятием, инструмент капитального характера другого предприятия.
Финансовое обязательство – это любое обязательство, которое является контрактным и позволяет: передать денежные средства или иной финансовый актив другой организации; обменяться финансовыми инструментами с другой организацией на потенциально неблагоприятных условиях (вынужденная продажа дебиторской задолженности).
Финансовые инструменты представляют собой рыночные продукты финансовой природы и подразделяются на первичные и вторичные. Первичные финансовые инструменты (акции, облигации, векселя, валюта, денежные обязательства в виде дебиторской задолженности или возникшие в результате получения кредита или займа) опосредуют процесс формирования капитала и денежных потоков. Вторичные финансовые инструменты, или деривативы (фьючерсы, финансовые опционы, форвардные контракты), используются в целях страхования рисков (хеджирования), а также позволяют получить спекулятивные доходы.
С помощью финансовых инструментов осуществляются любые операции на финансовом рынке. Без них невозможно привлечь дополнительный капитал, осуществить финансовые инвестиции, расчеты с контрагентами и т.п., но эти операции всегда связаны с финансовыми рисками.
Управление финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения, соблюдение которых означает функционирование в рамках правового поля.
Правовое обеспечение финансового механизма формируют:
- Конституция Российской Федерации (устанавливает основные права и обязанности субъектов хозяйственной деятельности);
- Кодексы по отраслям (в первую очередь Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс
РФ, Таможенный кодекс РФ);
- Федеральное и региональное законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты: указы президента (как правило, содержат поручения), Постановления Правительства
(регулируют процесс управления для реализации единой финансовой политики государства), распоряжения мэра, ведомственные приказы (например, Министерства финансов,
Федеральной налоговой службы, Банка России), инструкции и письма органов исполнительной власти, министерств, служб органов местного самоуправления;
- учредительные документы хозяйствующего субъекта.