Файл: Теоретические аспекты финансовой политики организации.pdf
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29
В части формирования бюджетных доходов недостатки в бюджетной политике обуславливают фискальную нагрузку на экономику, вследствие чего активизируются теневые операции, что определяет степень финансовой прозрачности деятельности предприятий. Политика бюджетных расходов, с другой стороны, предопределяет инфляцию.
При безуспешной антиинфляционной политике и падении курса национальной валюты политика накопления становится бессмысленной, поскольку происходит обесценение долгосрочных активов, источников финансирования и, следовательно, капитализированной стоимости, что, в свою очередь, сдерживает инвестиционную активность и обуславливает особенности инвестиционной политики организаций (Рисунок 3).
Бюджетная политика
(уровень изъятий и бюджетных расходов).
Антиинфляционная политика (обесценение национальной валюты)
Финансовая прозрачность
(мера легализации деятельности).
Политика капитализации
(обесценение капитализированной ст-ти).
Инвестиционная политика
(минимизация в силу краткосрочных временных периодов).
Рисунок 3 – Влияние бюджетной и антиинфляционной политики на финансовую политику организации
5) Долговая политика.
Основной целью долговой политики в условиях направленности экономики на ускорение темпов экономического роста является замещение внешнего долга внутренними государственными заимствованиями. Серьезным фактором риска, ставящего управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, является преобладание долга, номинированного в иностранной валюте. При этом следует учитывать риски ограничения доступа на внешние рынки заимствований по причинам, независящим от Российской Федерации. В связи с этим приоритет при осуществлении государственных заимствований в долгосрочном плане отдается внутренним заимствованиям.
Долговая макроэкономическая политика определяет кредитный рейтинг страны, который позволяет оценить ее положение на международном рынке, и является определяющим при присвоении многих национальных рейтингов.
Неупорядоченная долговая политика на макроуровне обуславливает низкий кредитный рейтинг страны, на фоне которого рейтинги отдельных организаций оказываются неразличимыми, что сдерживает их продвижение и развитие на международных рынках. И,
30 напротив, высокий рейтинг страны активизирует хозяйствующих субъектов на мировых рынках, а также открывает им доступ к дешевым кредитным ресурсам в силу низких процентных ставок в развитых странах. Таким образом, долговая макроэкономическая политика определяет политику позиционирования компаний на международных рынках, обуславливает их инвестиционную привлекательность, позволяет диверсифицировать кредитные ресурсы, снижать их стоимость, и, следовательно, непосредственно влияет на корпоративную политику заимствований и инвестиционную политику (Рисунок 4).
Долговая политика
(уровень странового кредитного рейтинга)
Инвестиционная политика
(привлечение иностранных инвестиций).
Политика заимствований
(доступ к дешевым кредитным ресурсам).
Позиционирование на международных рынках.
Рисунок 4 – Влияние долговой макроэкономической политики на финансовую политику организации
6) Кредитная политика.
Основной задачей кредитной политики является обеспечение потребности экономики в кредитных ресурсах и регулирование их массы. Кредитная политика включает в себя:
- политику процентной ставки;
- учетную (дисконтную) политику (учет или переучет векселей коммерческих банков, лимитирование переучета, повышение учетной ставки при рестрикционной кредитной политике, снижение учетной ставки при экспансионистской кредитной политике);
- установление норм обязательного резервирования для коммерческих банков.
Важнейший из перечисленных регуляторов — это процентная ставка, или ставка рефинансирования Банка России. В соответствии с решением Совета директоров Банка
России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 11 декабря 2015 года N 37) с
1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России
37 37
О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России [Электронный ресурс]: указание
Банка России от 11.12.2015 г. N 3894-У //
Консультант Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2014. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
31
Кредитная политика способствует поддержанию ликвидности банковской системы, приводит к замораживанию денежных средств и сдерживает инвестиционные вливания в экономику. Цена кредитных ресурсов, обусловленная процентными ставками, также является сдерживающим фактором в инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
При высокой стоимости кредитных ресурсов предпочтение отдается не заемным, а привлеченным источникам финансирования, которые в большинстве случаев носят краткосрочный характер и в силу этого становятся неприемлимыми для инвестирования
(Рисунок 5).
Кредитная политика
(регулирование кредитной массы, нормы обязательного резервирования, процентные ставки)
Инвестиционная политика
(минимизация в условиях ограниченности и высокой стоимости кредитных ресурсов).
Политика заимствований
(предпочтение краткосрочным привлеченным источникам финансирования)
Рисунок 5 – Влияние кредитной макроэкономической политики на финансовую политику организации
7) Налоговая политика.
Налоговая политика и, в частности, уровень налогообложения определяют масштаб теневых операций, степень легализации финансово-хозяйственной деятельности организаций и их финансовую прозрачность. При грамотном налоговом обременении теневые операции сводятся к минимуму, а масштаб деятельности и высокие финансовые результаты являются действенным финансовым аргументом в позиционировании компании на рынке, обуславливают инвестиционную привлекательность, кредитоспособность и высокий корпоративный рейтинг. В таких условиях внутрихозяйственная налоговая политика ограничивается рамками налогового менеджмента, который базируется, в первую очередь, на легальных способах оптимизации налогообложения (Рисунок 6).
Налоговая политика
(уровень налогового давления)
Финансовая прозрачность
(мера легализации деятельности).
Налоговый менеджмент
(принцип оптимизации налогообложения).
Рисунок 6 – Влияние налоговой макроэкономической политики на финансовую политику организации
32 8) Тарифная политика.
Данная политика на услуги инфраструктурных монополий является фактором, который определяет уровень себестоимости продукции (работ, услуг), следовательно, она обуславливает особенности в политике управления затратами.
Проблемы в вопросах институциональной политики способствуют активизации неформальных «правил игры» и функционированию формальных институтов по образу неформальных. В этих условиях происходит минимизация легальных оборотов, увеличиваются теневые операции, снижается финансовая прозрачность бизнеса.
Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, внешняя макроэкономическая среда организации сильнее влияет на хозяйственную деятельность, чем внутренняя микроэкономическая. Поэтому от приоритетов и направлений государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности зависит эффективность финансовой политики организации, её адекватность и способность реагировать на внешние изменения.
Государственная финансовая политика призвана создавать и поддерживать благоприятные условия для реализации финансовой политики хозяйствующих субъектов.
33 2 Организация разработки, реализации и оценки финансовой политики предприятия
2.1 Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия
Разработка финансовой политики предприятия осуществляется на основе
Методических рекомендаций по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. №118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».
Указанные рекомендации были разработаны во исполнении Правительства РФ от 28 августа
1997 г. №1081.
Согласно этому документу к основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:
1) анализ финансово - экономического состояния предприятия;
2) разработка учетной и налоговой политики;
3) управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
4) выработка кредитной политики предприятия;
5) управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
6) выбор дивидендной политики.
Охарактеризуем эти направления более подробно.
1) Анализ финансово-экономического состояния.
Является базой, на которой строится разработка финансовой политики, основными компонентами которой являются анализ бухгалтерской отчетности, в том числе горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ бухгалтерского баланса, расчет финансовых коэффициентов.
Анализ бухгалтерской отчетности предусматривает изучение представленных в ней абсолютных показателей для определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственных средств, размера заемных средств, оценки объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Фактические показатели отчетности сравниваются с показателями, которые были запланированы предприятием.
Горизонтальный анализ представляет собой сравнение показателей бухгалтерской отчетности на конец года с показателями на начало года и предыдущих периодов.
Целью вертикального анализа является выявление удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными
34 предыдущего периода. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
1 2 3 4 5 6 7 8
Для аналитической работы при разработке финансовой политики предприятия рекомендуется рассчитывать следующие показатели:
1) Показатели ликвидности.
1.1 Общий коэффициент покрытия.
1.2 Коэффициент срочной ликвидности.
1.3 Коэффициент ликвидности при мобилизации средств.
2) Показатели финансовой устойчивости.
2.1 Соотношение заемных и собственных средств.
2.2 Коэффициент обеспеченности собственными средствами.
2.3 Коэффициент маневренности собственных оборотных средств.
3) Показатели интенсивности использования ресурсов.
3.1 Рентабельность чистых активов по чистой прибыли.
3.2 Рентабельность реализованной продукции.
4) Показатели деловой активности.
4.1 Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала.
4.2 Коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
Более подробное описание данных показателей, а также порядок их расчёта и дополнительные комментарии представлены в приложении 1.
Информация о финансово-экономическом положении предприятия является чрезвычайно важной, поскольку например, менеджеру эта информация необходима для разработки оптимальных управленческих решений по снижению риска и повышению доходности финансово-экономической деятельности предприятия, инвестору – для решения вопроса о целесообразности инвестирования собственных средств в данное предприятие, банкам – для определения возможности предоставления кредита фирме и условий кредитования.
2) Разработка учетной политики.
Представляет собой систему методов и приемов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Учетная политика для всех предприятий должна осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерском учету «Учетная политика организации» (ПБУ
1/2008), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. №106н.
При разработке рассчитываются варианты тех или иных положений учетной политики, опираясь на результаты анализа финансово-экономического состояния предприятия. От принятых в этой части решений напрямую зависят количество и сумма
35 перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значение ряда ключевых финансово-экономических показателей. При определении учетной политики у предприятия существует выбор методов списания сырья и материалов в производство, методов оценки незавершенного производства, применения ускоренной амортизации и др.
Грамотно разработанная налоговая политика поможет менеджерам предприятия спланировать будущие налоговые платежи, а значит будущие денежные потоки, и даже оптимизировать налоговые расходы, поскольку существует ряд налоговых льгот, которыми могут воспользоваться предприятия, тем самым увеличивая собственную прибыль.
3)
Управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью. Данное направление является наиболее проблематичным при разработке финансовой политики, так как возникает выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности. От правильного решения этой проблемы зависит эффективность использования как собственных, так и заемных средств, а также обеспечение непрерывности процесса производства и реализации продукции с наименьшим вовлечением оборотных средств, поскольку оборотные средства предприятия должны быть распределены по всем стадиям кругооборота в соответствующей форме и в минимальном, но достаточном объеме.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя анализ дебиторов, анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности, разработку политики предоставления коммерческих кредитов, контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Рациональное управление дебиторской задолженностью позволит обеспечить предприятию достаточный уровень рентабельности и снизить задолженность по обязательствам. Основной задачей управления кредиторской задолженностью является оптимизация размера кредиторской задолженности за расчеты с поставщиками, на которую приходится значительный объем кредиторской задолженности.
При правильном управлении задолженностями предприятие может значительно улучшить свое финансовое положение. Главное - правильно оценить и проанализировать состояние расчетов предприятия и подобрать наиболее подходящие методы управления ими.
4) Разработка кредитной политики предприятия. В рамках данного направления проводится анализ структуры пассива баланса и рассчитываются доля собственных и заемных средств, их соотношение, определяется недостаток собственных средств и потребность в заемных. Часто предприятию выгоднее брать кредиты и при достаточности собственных средств, если эффект от привлечения и использования заемных средств может быть выше, чем процентная ставка (эффект финансового рычага). Кредитная политика предприятия предусматривает также выбор кредитной организации, размера процентной
36 ставки, сроков погашения кредита, а также составление плана погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.
5) Управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики. Для разработки раздела финансовой политики, посвященного управлению издержками
(затратами) производства (на предприятиях промышленности) и издержками обращения (на предприятиях сферы обращения) используются данные финансового анализа об уровне издержек и рентабельности. На основе анализа вырабатываются мероприятия по оптимизации издержек (переменных, постоянных и смешанных) и достижению безубыточной работы предприятия. Управление издержками чрезвычайно важно для любого предприятия, поскольку с помощью такого управления можно рационализировать структуру себестоимости и определить пути ее снижения с целью максимизации прибыли, а также увеличить эффективности производства.
Выбор амортизационной политики имеет большое значение в финансовой политике предприятия. В соответствии с действующим законодательством предприятие вправе применять ускоренную амортизацию, т.е. ускоренно накапливать средства на замену оборудования, в то же время увеличивая издержки (себестоимость продукции). Предприятие имеет также право проводить переоценку основных фондов, определять способ расчета амортизационных отчислений. Это влияет на сумму налога на имущество, а, следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль предприятия.
6) Дивидендная политика предприятия.
При ее выборе необходимо иметь ввиду следующие обстоятельства:
- выплата дивидендов обеспечивает защиту интересов членов акционерных обществ и кооперативов;
- высокая выплата дивидендов сокращает долю прибыли, направляемой на развитие организации.
При разработке финансовой политики следует оценить преимущества и недостатки дивидендов, найти оптимальный вариант выплаты дивидендов, учесть затраты на перспективное развитие предприятия. В связи с чем руководству предприятия необходимо выбрать одну из 4 существующих методик дивидендных выплат:
1) методика постоянного процентного распределения прибыли (соблюдается постоянство показателя «дивидендного выхода»);
2) методика фиксированных дивидендных выплат (сумма дивиденда на акцию постоянна вне зависимости от динамика курса акций компании в течение длительного промежутка времени, при этом дивидендные выплаты носят регулярный характер);