Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис 26. Топливный кран:
1 – эксцентрик; 2 – рукоятка; 3 – шток клапана; 4 и 8 – уплотнения;
5 – клапан; 6 – корпус крана; 7 – пружина; 9 – ось рычага клапана; 10 – фиксатор
На машинах выпуска до июля 1969 г. установлен шариковый дренажный клапан 32 с пружиной 33.
Слив топлива из кормовых баков осуществляется через спусковой клапан основного бака.
Топливный кран (см. рис. 26) служит для включения и отключения топливных баков. Он состоит из корпуса 6, тарельчатого клапана 5, установленного на штоке 3, пружины 7, эксцентрика 1 и рукоятки 2 с пружинным фиксатором 10. При повороте рукоятки 2 эксцентрик, перемещаясь по торцу корпуса 6, через ось 9 тянет шток 3 и вместе с ним клапан 5, открывая путь топливу из баков в систему.
Кран установлен на перегородке силового отделения внизу справа, сзади сиденья водителя.
Топливный кран подогревателя. Кран топливной системы подогревателя установлен внизу справа от сиденья водителя.
Он состоит из корпуса 1 (см. рис. 27 а) и запорной иглы 4. Игла перемещается по резьбе корпуса, открывая или закрывая доступ топлива к насосу котла подогревателя через штуцер 3.
Рис. 27. Топливный кран подогревателя:
а — кран новой конструкции; б — кран старой конструкции; 1— корпус крана; 2 — штуцер подвода топлива от фильтра грубой очистки; 3 — штуцер выхода топлива к насосу подогревателя; 4—запорная игла; 5 — штуцер выхода топлива в систему; 6 — уплотнение; 7 — накидная гайка; 8 — кольцо запорной иглы; 9—конус запорной иглы.
К крану топливо подводится из топливопровода через штуцер 2. Когда запорная игла 4 завернута до упора, она запирает канал штуцера 3 и топливо циркулирует через штуцер 5 крана обратно в тот же топливопровод, не поступая к подогревателю.
Для того чтобы подать топливо к насосу подогревателя, необходимо отвертывать иглу за кольцо 8 до тех пор, пока конус 9 своей конической поверхностью не перекроет выход к штуцеру 5.
На машинах выпуска до апреля 1969 г. кран (рис. 27 б) не имеет штуцера 5 и циркуляция топлива через кран не происходит.
Топливоподкачивающий насос системы питания. Топливоподкачивающий насос БЦН служит для подачи топлива из баков в систему питания и для удаления воздуха из нее. Он приводится в действие
электродвигателем 12 (рис. 28), с которым скомпонован в одном блоке.
Насос состоит из корпуса 10, крыльчатки 5, сидящей на шпонке 3 на валу 6 электродвигателя, крышки 4 и пропеллера 2.
Рис. 28. Центробежный топливоподкачивающий насос БЦН:
1 и 17 — гайки; 2 — пропеллер; 3 — шпонка; 4 — крышка; 5 — крыльчатка; 6 — вал электродвигателя; 7— втулка; 8 — уплотнительная манжета; 9 — опорный конус; 10 — корпус насоса; 11— втулка лабиринтного уплотнения; 12 — электродвигатель; 13 — розетка штепсельного разъема; 14 — пробка; 15 — отражатель; 16 — пружина манжеты; 8 — фланец; 19 — шарикоподшипник.
Корпус насоса алюминиевый. К нему крепится корпус электродвигателя, вал которого вращается в шарикоподшипнике 19, В расточке корпуса установлены втулка 11 лабиринтного уплотнения и манжета 8. С другой стороны корпуса фланец 18, который болтами крепится к фланцу основного бака. В фланце 18 закреплена крышка 4 с центральным отверстием, в котором заподлицо размещается пропеллер 2, предназначенный для создания подпоры на входе в крыльчатку 5.
Пропеллер представляет собой лопаточный элемент, сидящий на валу электродвигателя на шпонке, и закреплен гайкой.
Крыльчатка 5 представляет собой диск с восемью криволинейными лопатками, загнутыми против вращения. На торцовой поверхности насоса, входящей в бак, установлена фильтрующая сетка. Размещаясь в нижней части бака, насос постоянно заполнен топливом.
При включении электродвигателя пропеллер подает топливо к крыльчатке, которая своими лопатками отбрасывает его от центра к периферии, создавая под действием центробежных сил давление в улитке.
Под давлением в улитке топливо по топливопроводу подается в систему.
Топливный фильтр грубой очистки. Топливный фильтр грубой очистки установлен в силовом отделении около перегородки. Он состоит из корпуса 5 (рис. 29), фильтрующего элемента 3 и крышки 10.
Рис. 29. Топливный фильтр грубой очистки:
1 — упорная шайба; 2 — сальник; 3 — фильтрующий элемент; 4 — стакан фильтрующего элемента; 5 — корпус фильтра; 6 — входной штуцер; 7 — кронштейн крепления фильтра; 8 — гайка; 9 — выходной штуцер; 10 — крышка фильтра; 11 — прокладка крышки; 12 — центральная шпилька; 13 — бобышка; 14 — поджимная пружина; 15 — калиброванная лента фильтрующего элемента.
В днище корпуса по оси вварена бобышка 13 с нарезным отверстием, куда ввернута центральная шпилька 12. На второй конец шпильки навернута гайка 8, которая прижимает крышку 10 к корпусу 5.
На машинах более поздних выпусков корпус фильтра имеет приварное донышко с бобышкой.
Фильтрующий элемент состоит из фильтрующей секции, изготовленной из калиброванной ленты 15, и тонкостенного стакана 4, помещенного внутри секции. Снизу фильтрующий элемент уплотняется войлочным сальником 2, поджимаемым пружиной 14, а сверху — войлочной прокладкой.
Топливо поступает в фильтр через входной штуцер 6 в крышке фильтра и попадает в полость между фильтрующим элементом 3 и корпусом 5. Проходя через щели фильтрующей секции, топливо очищается и через выходной штуцер 9 поступает к топливоподкачивающему насосу двигателя.
Топливоподкачивающий насос двигателя. На двигателе установлен топливоподкачивающий насос 8 (рис. 23) поршневого типа для подачи топлива из системы к топливному насосу высокого давления. Насос установлен на корпусе топливного насоса на шпильках.
Привод насоса осуществляется от эксцентрика кулачкового вала 6 топливного насоса.
Топливоподкачивающий насос состоит из алюминиевого корпуса 1 (см. рис. 30), внутри которого перемещается стальной поршень
3. На поршень действует пружина 4, которая прижимает его к стержню 13. Стержень, в свою очередь, упирается в толкатель 11. На толкатель действует пружина 12.
Рис. 30. Топливоподкачивающий насос двигателя:
1—корпус; 2 — впускной клапан; 3 — поршень насоса; 4 — пружина поршня; 5 — седло клапана; 6 — корпус насоса высокого давления; 7 — кулачковый вал; 8 — эксцентрик; 9 — ролик; 10 — ось ролика; 11— толкатель; 12 — пружина толкателя; 13 — стержень толкателя; 14 — пробка; 15 — перепускной клапан; а, б— полости.
Толкатель представляет собой короткий цилиндр, на конце которого выполнена вилка с прорезью. В прорези вилки установлен ролик 9, свободно вращающийся на оси 10. Концы оси входят в продольные пазы корпуса, поэтому толкатель может перемещаться только в осевом направлении. По обеим сторонам корпуса расположены впускной и перепускной клапаны (2 и 15 соответственно), изготовленные из текстолита. Пружинами клапаны прижаты к седлам 5. Впускной и перепускной клапаны взаимозаменяемы.
Работа насоса сводится к следующему. При вращении кулачкового вала 7 насоса высокого давления эксцентрик 8 заставляет поршень 3 перемещаться вверх, а пружина 4 возвращает его вниз, что приводит к возвратно-поступательному движению поршня. При опускании поршня в полости а создается разрежение и топливо, открывая впускной клапан 2, засасывается в нее из подводящего трубопровода. Одновременно топливо, находящееся в полости б, выдавливается поршнем в отводящий трубопровод. При движении поршня вверх в полости а создается давление, под действием которого закрывается впускной клапан 2 и открывается перепускной клапан 15 и топливо из полости а поступает в полость б, где создается разрежение.
Насос рассчитан на производительность значительно большую, чем может расходовать двигатель на любом режиме, что обеспечивает непрерывную подачу топлива к насосу высокого давления и тем самым исключается возможность скопления воздуха в трубопроводах.
Если по какой-либо причине давление в полости б под поршнем достигает величины большей, чем сила упругости пружины 4 (1,5—1,8 кгс/см2), то пружина не сможет переместить поршень вниз и насос перестанет качать топливо, пока давление не снизится до расчетной величины, чем предотвращается поломка деталей насоса.
Топливный фильтр тонкой очистки. Топливный фильтр тонкой очистки служит для дальнейшей очистки топлива, а также для удаления воздуха из топливной системы. Он установлен на четырех шпильках в развале блоков цилиндров двигателя.
Фильтр (см. рис. 31) состоит из корпуса 5 с крышкой 2 и фильтрующего элемента. Крышка стяжным болтом 3 крепится к корпусу фильтра. Между крышкой и корпусом поставлена уплотнительная прокладка.
Фильтрующий элемент состоит из цилиндрической латунной сетки 16 с надетым на нее шелковым или капроновым чехлом 15 и набора войлочных фильтрующих пластин 12, разделенных капроновыми (или картонными) входными 10 и выходными 11 проставками. Набор фильтрующих пластин и проставок, надетых на сетку с чехлом, зажат между пластинами 13 и 8 гайкой 7, навернутой на резьбу втулки 9, к которой припаян конец сетки 16.
Полости фильтрованного и нефильтрованного топлива разобщены сальником 6 и войлочным кольцом 14. Пружина 4 прижимает фильтрующий элемент к войлочному кольцу 14, а сальник 6 — к торцу гайки 7.
Топливо подводится к фильтру через средний штуцер и заполняет полость фильтра вокруг фильтрующего элемента. Под давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, оно проходит через окна а входных проставок 10, поступает в полости в, затем проникает через войлочные пластины 12 в полости б выходных проставок 11 и через окна г, чехол и сетку попадает во внутреннюю полость е фильтрующего элемента. Из этой полости топливо по сверлению и каналу д выходит в выходной штуцер.
Попадающий в топливо воздух при входе в фильтр поднимается вверх, отжимает шарик 19 обратного клапана, смонтированного в корпусе 18, и по трубке отводится в бак. К обратному клапану подсоединена также трубка слива избыточного топлива из топливного насоса высокого давления.