Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Топливный насос высокого давления. Топливный насос (см. рис. 32) служит для подачи под давлением к форсунке каждого цилиндра в необходимые моменты определенных порций топлива.
Топливный насос вместе с регулятором и топливоподкачивающим насосом установлен в развале блоков двигателя и крепится к блок-картеру двумя болтами со стороны регулятора и бугелем со стороны привода.
К каждой форсунке топливо подается отдельной насосной секцией. Все шесть насосных секций собраны в общем корпусе и имеют общий приводной механизм.
Топливный насос состоит из корпуса 9, кулачкового вала 6, шести насосных секций, регулятора и привода управления.
Рис. 31. Топливный фильтр тонкой очистки:
1— обратный клапан; 2 — крышка фильтра; 3 — стяжной болт; 4 и 20—- пружины; 5 — корпус фильтра; 6 — сальник; 7 — гайка; 8 — нажимная пластина; 3 —втулка; 10 — входная проставка; 11 — выходная проставка; 12 — войлочная фильтрующая пластина; 13— уплотняющая пластина; 14—войлочное кольцо; 15—чехол; 16— металлическая сетка фильтра; 17 — шпилька; 18 — корпус обратного клапана; 19 — шарик; 21 — накидная гайка; 22 — пробка; а, г — окна; б, в — полости; д — канал; е—внутренняя полость.
Корпус 9 алюминиевый коробчатой формы с внутренними перегородками. В верхней части корпуса на каждом блоке имеются окна для доступа к механизму регулирования подачи топлива и к толкателям. Окна закрыты стальными штампованными крышками 3.
Кулачковый вал 6 насоса имеет три кулачка для привода насосных секций и эксцентрик для привода топливоподкачивающего насоса. Вал вращается в двух подшипниках — шариковом со стороны регулятора и роликовом со стороны привода. Места выхода вала из корпуса насоса уплотняются резиновыми манжетами.
Каждый кулачок кулачкового вала приводит две насосные секции — одну правого и одну левого блоков насоса. Через каждые 60° поворота кулачкового вала происходит подача топлива одной из секций насоса.
В верхней части корпуса насоса расположено отверстие для заливки консервационной смазки и установлен щелевой фильтр, через который к насосу подводится масло из системы смазки двигателя. Фильтр состоит из корпуса
5 и фильтрующего элемента 4.
В блоках корпуса насоса выполнено по три ступенчатых отверстия, в которых со стороны кулачкового вала установлены толкатели, а с противоположной стороны вставлены гильзы 14 плунжеров 12 и нагнетательные клапаны 45. В корпусе просверлены два продольных канала, из которых один глухой предназначен для подвода топлива к насосным секциям, а другой — для установки рейки 19 механизма изменения количества подаваемого топлива.
Над каждым топливным каналом в верхней части корпуса насоса выполнено по два отверстия. В правое отверстие со стороны регулятора ввернут штуцер для крепления трубопровода подвода топлива от топливного фильтра в топливный канал правого блока.
Рис. 32. Топливный насос высокого давления:
1— стопорный винт гильзы плунжера; 2 — трубка отвода воздуха и топлива; 3 — крышка; 4 — фильтрующий элемент; 5 — корпус масляного фильтра; 6 — кулачковый вал; 7 — топливоподкачивающий насос; 5 — фиксирующий винт толкателя; 9 — корпус топливного насоса; 10 — штифт: 11 — нижние тарелки пружин; 12 — плунжер; 13 и 34— гайки; 14 — гильза плунжера; 15 — зубчатый венец; 16 — верхняя тарелка пружины; 17 — поворотная гильза; 18 — пружина плунжера; 19 — рейка. 20—болт толкателя; 21 — контргайка; 22 — ролик толкателя; 23 — корпус толкателя; 24 — игольчатый подшипник; 25 — коническая тарелка; 26 и 36 — упоры; 27 — резьбовая гильза упора; 28 — глухая гайка; 29 — крестовина регулятора; 30 — тарелка регулятора; 31 — упорный шарикоподшипник; 32 — рычаг регулятора; 33 — шар регулятора; 35 и 44 — оси рычагов; 37 — ролик; 38 — звено рейки; 39 — крышка; 40 — пружина; 41 — корпус регулятора; 42 — рычаг пружины; 43 — рычаг управления; 45 — нагнетательные клапаны; 46 — трубопровод.
В топливный канал левого блока топливо поступает по трубопроводу
46. Избыток топлива отводится из топливных каналов через отводную трубку 2.
Механизм изменения количества подаваемого топлива включает зубчатые регулирующие рейки 19, находящиеся в зацеплении с зубчатыми венцами поворотных гильз 17. В пазы поворотных гильз входят выступы хвостовиков плунжеров.
Рейка установлена в двух бронзовых втулках, запрессованных в корпус насоса. От проворачивания рейка удерживается стопорным винтом, установленным на нижней части корпуса насоса.
Этот же винт ограничивает максимальное перемещение рейки. При перемещении рейки сцепленные с ней поворотные гильзы поворачивают плунжеры в гильзах, изменяя тем самым количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя. При передвижении левой рейки в сторону привода насоса, а правой — в сторону регулятора подача топлива увеличивается, и наоборот. Разрезное устройство венцов поворотных гильз позволяет регулировать насос на равномерность подачи топлива отдельными секциями.
Со стороны регулятора к рейкам присоединены звенья 38, связанные с рычагом 32 регулятора. Рычаг регулятора через пружину 40 и рычаг 42 соединен с рычагом 43 управления.
При вращении коленчатого вала двигателя через механизм передач приводится во вращение кулачковый вал насоса. Кулачки вала набегают на ролики 25 (см. рис. 33) насосных секций и перемещают толкатели вверх.
При подъеме толкателя плунжер 20, прижатый к торцу регулировочного болта 22 толкателя пружиной 21, перемещается вверх. Когда выступ кулачка выходит из под ролика, плунжер и вместе с ним толкатель под действием сжатой пружины 21 опускаются и занимают первоначальное положение. При опускании плунжера в момент открытия впускного и перепускного отверстий г гильзы топливо из топливного канала в корпусе насоса заполняет полость в над плунжером в гильзе.
При движении плунжера вверх топливо вначале вытесняется из полости гильзы через оба отверстия г обратно в топливный канал насоса и, когда верхняя кромка плунжера перекрывает оба отверстия г в надплунжерной полости в и канале а корпуса 1 нагнетательного клапана, начинает повышаться давление. Когда давление топлива в надплунжерной полости становится достаточным для преодоления сопротивления пружины
6, нагнетательный клапан 2 открывается и топливо нагнетается по каналу и по трубопроводу высокого давления к форсунке.
Величина хода нагнетательного клапана ограничивается упором 10. Гайкой 8 регулируют величину затяжки пружины 6 клапана. Снаружи на гайку навернут защитный колпачок 11. Топливо, прошедшее по зазору между корпусом 1 и клапаном 2, сливается через трубку 13 в корпус насоса.
При дальнейшем движении плунжера вверх спиральная отсечная кромка е откроет перепускное отверстие г в гильзе и топливо начнет перетекать через вертикальный паз д и выточку ж в топливный канал корпуса насоса. При этом давление над плунжером снижается и пружина закрывает нагнетательный клапан.
Для изменения количества подаваемого топлива необходимо повернуть плунжер за выступ 31. При поворачивании плунжера по ходу часовой стрелки отсечная кромка е на его поверхности будет открывать перепускное отверстие позже. В результате этого количество топлива, подаваемое насосом, увеличится.
При повороте плунжера против хода часовой стрелки подача топлива уменьшается. Плунжер поворачивается с помощью поворотной гильзы 18, на которой сверху закреплен зубчатый венец 2 (см. рис. 34) с помощью винта 4. Хвостовик плунжера входит в прорези в гильзы. На рисунке показаны три положения спиральной отсечной кромки ж относительно отверстия е гильзы. Изменение количества подаваемого в цилиндры топлива осуществляется поворотом плунжеров 6, в результате чего изменяется момент открытия отсечной кромкой ж перепускного отверстия е и тем самым момент сообщения его через вырез под отсечной кромкой и вертикальный паз з с надплунжерным пространством, т. е. изменяется момент прекращения подачи топлива. Таким образом, ход плунжера и момент начала подачи остаются неизменными, изменяется только конец подачи в зависимости от положения отсечной кромки ж.
Плунжер и гильза, а также нагнетательный клапан и корпус индивидуально притираются друг к другу и могут заменяться лишь в комплекте — парами.
Рис. 33. Секция насоса высокого давления:
1– корпус нагнетательного клапана; 2 – нагнетательный клапан; 3 – тарелка пружины; 4, 12 и 16 – уплотнительные кольца; 5 – контргайка; 6 – пружина нагнетательного клапана; 7 и 15 – опорные кольца; 8 – гайка упора; 9 – контргайка упора; 10 – упор; 11 – защитный колпачок; 13 – перепускная трубка; 14 – ганка; 17 – рейка топливного насоса; 18 – поворотная гильза; 19 – гильза плунжера; 20 – плунжер;
21 – пружина плунжера; 22–– регулировочный болт толкателя; 23 – контргайка толкателя; 24 – корпус толкателя; 25 – ролик толкателя; 26 – штифт; 27 – игольчатый подшипник; 28 – ось толкателя; 29 – нижняя тарелка пружины; 30 – верхняя тарелка пружины; 31 – выступ; а, б – каналы; в – полость; г – отверстие; д – вертикальный паз; е – отсечная кромка; ж – выточка.
Рис. 34. Поворотная гильза плунжера:
1— зубчатая рейка; 2—зубчатый венец; 3 — корпус гильзы; 4 — стяжной винт; 5 — гильза плунжера; 6— плунжер; а — шлицы; б — установочные риски; в — прорези для выступов плунжера; г — отверстие для бородка; д — отверстие для подвода топлива; е — отверстие для подвода топлива и для стопорного винта (перепускное); ж — отсечная кромка плунжера; з — вертикальный паз.
Регулятор числа оборотов. Регулятор механический, всережимный, центробежного типа. Назначение регулятора — поддержание устойчивой работы двигателя на холостом ходу, предохранение двигателя от чрезмерного повышения оборотов при резком снижении нагрузки и поддержание в определенных пределах заданного числа оборотов на различных нагрузочных режимах.