Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Топливный насос высокого давления. Топливный насос (см. рис. 32) служит для подачи под давлением к форсунке каждого цилиндра в необходимые моменты определенных порций топлива.

Топливный насос вместе с регулятором и топливоподкачивающим насосом установлен в развале блоков двигателя и крепится к блок-кар­теру двумя болтами со стороны регулятора и бугелем со стороны при­вода.

К каждой форсунке топливо подается отдельной насосной секцией. Все шесть насосных секций собраны в общем корпусе и имеют общий приводной механизм.

Топливный насос состоит из корпуса 9, кулачкового вала 6, шести насосных секций, регулятора и привода управления.



Рис. 31. Топливный фильтр тонкой очистки:

1— обратный клапан; 2 — крышка фильтра; 3 — стяжной болт; 4 и 20—- пружины; 5 — корпус фильтра; 6 — сальник; 7 — гайка; 8 — нажимная пластина; 3 —втулка; 10 — входная проставка; 11 — выходная проставка; 12 — войлочная фильтрующая пла­стина; 13— уплотняющая пластина; 14—войлочное кольцо; 15—чехол; 16— метал­лическая сетка фильтра; 17 — шпилька; 18 — корпус обратного клапана; 19 — шарик; 21 — накидная гайка; 22 — пробка; а, г — окна; б, в — полости; д — канал; е—внут­ренняя полость.
Корпус 9 алюминиевый коробчатой формы с внутренними пере­городками. В верхней части корпуса на каждом блоке имеются окна для доступа к механизму регулирования подачи топлива и к толкате­лям. Окна закрыты стальными штампованными крышками 3.

Кулачковый вал 6 насоса имеет три кулачка для привода насосных секций и эксцентрик для привода топливоподкачивающего насоса. Вал вращается в двух подшипниках — шариковом со стороны регулятора и роликовом со стороны привода. Места выхода вала из корпуса насоса уплотняются резиновыми манжетами.

Каждый кулачок кулачкового вала приводит две насосные сек­ции — одну правого и одну левого блоков насоса. Через каждые 60° поворота кулачкового вала происходит подача топлива одной из сек­ций насоса.

В верхней части корпуса насоса расположено отверстие для залив­ки консервационной смазки и установлен щелевой фильтр, через кото­рый к насосу подводится масло из системы смазки двигателя. Фильтр состоит из корпуса
5 и фильтрующего элемента 4.

В блоках корпуса на­соса выполнено по три ступенчатых отверстия, в которых со стороны кулачкового вала установлены толкатели, а с противоположной сторо­ны вставлены гильзы 14 плунжеров 12 и нагнетательные клапаны 45. В корпусе просверлены два продольных канала, из которых один глухой предназначен для подвода топлива к насосным секциям, а другой — для установки рейки 19 механизма изменения количества пода­ваемого топлива.

Над каждым топливным каналом в верхней части корпуса насоса выполнено по два отверстия. В правое отверстие со стороны регулятора ввернут штуцер для крепления трубопровода подвода топлива от топливного фильтра в топливный канал правого блока.



Рис. 32. Топливный насос высокого давления:

1— стопорный винт гильзы плунжера; 2 — трубка отвода воздуха и топлива; 3 — крышка; 4 — фильтрующий элемент; 5 — корпус масляного фильтра; 6 — кулачковый вал; 7 — топливоподкачивающий насос; 5 — фиксирующий винт толкателя; 9 — корпус топливного насоса; 10 — штифт: 11 — нижние тарелки пружин; 12 — плунжер; 13 и 34— гайки; 14 — гильза плунжера; 15 — зубчатый ве­нец; 16 — верхняя тарелка пружины; 17 — поворотная гильза; 18 — пружина плунжера; 19 — рейка. 20—болт толкателя; 21 — контргайка; 22 — ролик толкателя; 23 — корпус толкателя; 24 — игольча­тый подшипник; 25 — коническая тарелка; 26 и 36 — упоры; 27 — резьбовая гильза упора; 28 — глу­хая гайка; 29 — крестовина регулятора; 30 — тарелка регулятора; 31 — упорный шарикоподшипник; 32 — рычаг регулятора; 33 — шар регулятора; 35 и 44 — оси рычагов; 37 — ролик; 38 — звено рейки; 39 — крышка; 40 — пружина; 41 — корпус регулятора; 42 — рычаг пружины; 43 — рычаг управления; 45 — нагнетательные клапаны; 46 — трубопровод.
В топливный канал левого блока топливо поступает по трубопроводу

46. Избыток топлива отводится из топливных каналов через отводную трубку 2.

Механизм изменения количества подаваемого топлива включает зубчатые регулирующие рейки 19, находящиеся в зацеплении с зубча­тыми венцами поворотных гильз 17. В пазы поворотных гильз входят выступы хвостовиков плунжеров.

Рейка установлена в двух бронзовых втулках, запрессованных в корпус насоса. От проворачивания рейка удерживается стопорным вин­том, установленным на нижней части корпуса насоса.

Этот же винт ог­раничивает максимальное перемещение рейки. При перемещении рей­ки сцепленные с ней поворотные гильзы поворачивают плунжеры в гильзах, изменяя тем самым количество топлива, подаваемого в ци­линдры двигателя. При передвижении левой рейки в сторону привода насоса, а правой — в сторону регулятора подача топлива увеличивается, и наоборот. Разрезное устройство венцов поворотных гильз позволяет регули­ровать насос на равномерность подачи топлива отдельными секциями.

Со стороны регулятора к рейкам присоединены звенья 38, связан­ные с рычагом 32 регулятора. Рычаг регулятора через пружину 40 и рычаг 42 соединен с рычагом 43 управления.

При вращении коленчатого вала двигателя через механизм передач приводится во вращение кулачковый вал насоса. Кулачки вала набега­ют на ролики 25 (см. рис. 33) насосных секций и перемещают толкатели вверх.

При подъеме толкателя плунжер 20, прижатый к торцу регулиро­вочного болта 22 толкателя пружиной 21, перемещается вверх. Когда выступ кулачка выходит из под ролика, плунжер и вместе с ним толка­тель под действием сжатой пружины 21 опускаются и занимают перво­начальное положение. При опускании плунжера в момент открытия впускного и перепуск­ного отверстий г гильзы топливо из топливного канала в корпусе насо­са заполняет полость в над плунжером в гильзе.

При движении плун­жера вверх топливо вначале вытесняется из полости гильзы через оба отверстия г обратно в топливный канал насоса и, когда верхняя кром­ка плунжера перекрывает оба отверстия г в надплунжерной полости в и канале а корпуса 1 нагнетательного клапана, начинает повышаться давление. Когда давление топлива в надплунжерной полости становит­ся достаточным для преодоления сопротивления пружины
6, нагнета­тельный клапан 2 открывается и топливо нагнетается по каналу и по трубопроводу высокого давления к форсунке.

Величина хода нагнетательного клапана ограничивается упором 10. Гайкой 8 регулируют величину затяжки пружины 6 клапана. Снаружи на гайку навернут защитный колпачок 11. Топливо, прошедшее по за­зору между корпусом 1 и клапаном 2, сливается через трубку 13 в кор­пус насоса.

При дальнейшем движении плунжера вверх спиральная отсечная кромка е откроет перепускное отверстие г в гильзе и топливо начнет перетекать через вертикальный паз д и выточку ж в топливный канал корпуса насоса. При этом давление над плунжером снижается и пру­жина закрывает нагнетательный клапан.

Для изменения количества подаваемого топлива необходимо по­вернуть плунжер за выступ 31. При поворачивании плунжера по ходу часовой стрелки отсечная кромка е на его поверхности будет открывать перепускное отверстие позже. В результате этого количество топлива, подаваемое насосом, увеличится.

При повороте плунжера против хода часовой стрелки подача топлива уменьшается. Плунжер поворачивается с помощью поворотной гильзы 18, на ко­торой сверху закреплен зубчатый венец 2 (см. рис. 34) с помощью вин­та 4. Хвостовик плунжера входит в прорези в гильзы. На рисунке по­казаны три положения спиральной отсечной кромки ж относительно отверстия е гильзы. Изменение количества подаваемого в цилиндры топлива осуществляется поворотом плунжеров 6, в результате чего из­меняется момент открытия отсечной кромкой ж перепускного отвер­стия е и тем самым момент сообщения его через вырез под отсечной кромкой и вертикальный паз з с надплунжерным пространством, т. е. изменяется момент прекращения подачи топлива. Таким образом, ход плунжера и момент начала подачи остаются неизменными, изменяется только конец подачи в зависимости от положения отсечной кромки ж.

Плунжер и гильза, а также нагнетательный клапан и корпус инди­видуально притираются друг к другу и могут заменяться лишь в ком­плекте — парами.



Рис. 33. Секция насоса высокого давления:

1– корпус нагнетательного клапана; 2 – нагнетательный клапан; 3 – тарелка пружины; 4, 12 и 16 – уплотнительные кольца; 5 контргайка; 6 пружина нагнетательного клапана; 7 и 15 опорные кольца; 8 – гайка упора; 9 контргайка упора; 10 упор; 11 – защитный колпачок; 13 перепускная трубка; 14 ганка; 17 рейка топливного насоса; 18 поворотная гильза; 19 гильза плунжера; 20 – плунжер;

21 – пружина плунжера; 22–– регулировочный болт толкателя; 23 – контргайка толкателя; 24 корпус толкате­ля; 25 ролик толкателя; 26 штифт; 27 игольчатый подшипник; 28 – ось толкателя; 29 – нижняя тарелка пру­жины; 30 – верхняя тарелка пружины; 31 выступ; а, б – каналы; в полость; г – отверстие; д – вертикальный паз; е – отсечная кромка; ж – выточка.



Рис. 34. Поворотная гильза плунжера:

1— зубчатая рейка; 2—зубчатый венец; 3 — корпус гильзы; 4 — стяжной винт; 5 — гильза плунжера; 6— плунжер; а — шлицы; б — установочные ри­ски; в — прорези для выступов плунжера; г — отверстие для бородка; д — отверстие для подвода топлива; е — отверстие для подвода топлива и для стопорного винта (перепускное); ж — отсечная кромка плунжера; з — вер­тикальный паз.
Регулятор числа оборотов. Регулятор механический, всережимный, центробежного типа. На­значение регулятора — поддержание устойчивой работы двигателя на холостом ходу, предохранение двигателя от чрезмерного повышения оборотов при резком снижении нагрузки и поддержание в определен­ных пределах заданного числа оборотов на различных нагрузочных ре­жимах.