Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 239
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Регулятор смонтирован в корпусе насоса па конце кулачкового вала и составляет с насосом один агрегат. Он состоит из конической тарелки 25 (см. рис. 32), свободно сидящей на кулачковом валу, крестовины 29, посаженной на шлицы кулачкового вала, пяти шаров (грузов) 33: плоской тарелки 30, упорного шарикоподшипника 31, упора 36, ролика 10 (см. рис. 35) и рычажной системы.
Пружина 12 через рычаг 11 регулятора и ролик 10 прижимает плоскую тарелку 7 к шарам 6, которые с другой стороны упираются в коническую тарелку 5.
Рычаг 11 установлен на оси 35 (см. рис. 32) и связан через звенья 38 с зубчатыми рейками 19 топливного насоса. В прорези рычага смонтирован на оси ролик 37, вращающийся на игольчатом подшипнике. Рычаг 32 регулятора пружиной 40 соединен с рычагом 42, закрепленным на оси рычага 43 управления подачи топлива топливным насосом.
Рис. 35. Схема работы регулятора:
1—рычаг пружины; 2 — зубчатая рейка; 3 — крестовина регулятора; 4 — кулачковый вал топливного насоса; 5 — коническая тарелка; 6— шар регулятора; 7 — тарелка регулятора; 8 —упорный шарикоподшипник; 9— упор; 10 — ролик; 11 — рычаг регулятора; 12 — пружина; 13 — ось рычага; 14 — звено рейки.
На рычаге 43 (см. рис. 32) управления имеются скосы, в которые упираются регулировочные упоры-ограничители 14 и 15 нулевой подачи топлива и максимальных оборотов.
В резьбовую гильзу 27 (см. рис. 32) ввернут упор 26 максимальной подачи топлива. После регулировки этот упор пломбируется и закрепляется гайкой 28.
Детали регулятора смазываются маслом, залитым в корпус регулятора. Уровень масла контролируется маслоизмерителем, ввернутым в резьбовое отверстие на верхней стенке корпуса регулятора. Две риски на стержне соответствуют максимальному и минимальному уровням масла в корпусе регулятора. Сливается масло через закрытое пробкой отверстие в нижней части корпуса.
При запуске двигателя водитель, нажимая на педаль подачи топлива, через систему тяг поворачивает рычаг
43 управления. Рычаг, поворачиваясь на оси 44, поворачивает рычаг 42 и растягивает пружину 40. Пружина воздействует другим концом на рычаг 32, который, поворачиваясь относительно оси 35, через звенья 38 перемещает рейки 19 топливного насоса, чем обеспечивается подача требуемого количества топлива.
При работе двигателя вращается кулачковый вал 6 насоса и вместе с ним крестовина 3 (см. рис. 35), которая увлекает за собой шары 6. При увеличении скорости шары под действием центробежных сил отходят от центра вращения и, перемещаясь по конической тарелке 5, сдвигают подвижную тарелку 7 вместе с шарикоподшипником 8 и упором 9, который нажимает на ролик 10 рычага 11.
Рычаг, поворачиваясь на оси 13, перемещает зубчатые рейки в сторону уменьшения подачи топлива. С уменьшением подачи топлива число оборотов коленчатого вала двигателя снижается, а вместе с этим снижается и скорость вращения крестовины регулятора. Центробежная сила шаров при этом уменьшается и растянутая пружина 12, оказывая воздействие на рычаг 11, перемещает зубчатые рейки вновь в сторону увеличения подачи топлива.
При установившемся режиме работы двигателя центробежные силы шаров уравновешиваются силой растянутой пружины. Для предупреждения резкого изменения оборотов при внезапном изменении нагрузки пазы крестовины расположены не радиально, а под углом к направлению радиуса. Таким образом, при работе двигателя регулятор автоматически поддерживает установленное число оборотов коленчатого вала, переводя зубчатые рейки в сторону увеличения или уменьшения подачи топлива.
Форсунка. Форсунка двигателя закрытого типа, с многодырчатым распылителем. Она предназначена для подачи в камеру сгорания порций топлива в мелкораспыленном виде и равномерного его распределения.
Форсунки установлены в головке блока по оси цилиндров и закреплены на ее верхней плоскости шпильками и гайками. Между форсункой и дном колодца в головке вставляется уплотнительное медное кольцо 11 (см. рис. 36).
Форсунка состоит из корпуса 5, гайки 7, распылителя, распылителя с иглой, щелевого фильтра, штанги б с пружиной 4 и гайки пружины.
Сопрягаемые торцы корпуса 5 форсунки, наружной втулки 8 щелевого фильтра и корпуса 10 распылителя тщательно полируются и притираются, что исключает просачивание топлива между ними.
Сбоку корпуса 5 имеется штуцер 25 для подсоединения трубопровода высокого давления.
Щелевой фильтр состоит из наружной втулки 8 и внутреннего цилиндра 12. На наружной поверхности цилиндра выфрезеровано сорок несквозных канавок, двадцать из которых входные и имеют выход на один торец цилиндра, а двадцать других (выходные) к — на второй. Канавки имеют глубину 0,4±0,15 мм и расположены поочередно. Диаметральный зазор между цилиндром и втулкой 0,02—0,04 мм. Торцы их шлифованы. Подбираются втулка и цилиндр попарно и могут заменяться только вместе.
Работа фильтра заключается в том, что топливо, подведенное от насоса высокого давления к штуцеру 25, проходит по каналу з в кольцевую канавку л на нижнем торце корпуса форсунки и оттуда в канавки и щелевого фильтра. Так как эти канавки не сквозные, топливо продавливается через зазор между внутренним цилиндром 12 и наружной втулкой 8 в канавки к, имеющие выход на торец, соприкасающийся с распылителем, и поступает в кольцевую канавку ж.
При этом механические частички, содержащиеся в топливе, задерживаются в канавках и внутреннего цилиндра.
Распылитель форсунки состоит из корпуса 10 и иглы 9. На торце корпуса имеется кольцевая канавка ж, от которой идут три сквозных канала е, сообщающие канавку ж с полостью д в корпусе распылителя.
Рис. 36. Форсунка и трубка высокого давления: 1 —гайка пружины; 2 — упорная шайба; 3 — контргайка; 4 — пружина; 5 — корпус; б — штанга; 7 — гайка распылителя; 8 — наружная втулка щелевого фильтра; 9 — игла распылителя; 10 — корпус распылителя; 11— уплотнительное кольцо; 12 — цилиндр щелевого фильтра;
13 — трубка высокого давления; 14 — нажимная гайка; 15 — стопорное кольцо; 16
— конусная шайба; 17 — резиновое кольцо; 18 — нажимная ганка; 19 — ниппель; 20 — форсунка; 21 — нажимной штуцер; 22 — резиновое кольцо; 23 — кольцо; 24 — шайба; 25 — штуцер; а — отверстие для слива топлива; б — кольцевые канавки иглы распылителя; в — верхний конус иглы распылителя; г — сопловые отверстия корпуса распылителя; 3 — полость; е — канал в корпусе распылителя; ж — кольцевая канавка на торце корпуса распылителя; з — канал; и — входная канавка; к—выходная канавка; л — кольцевая канавка.
В нижней части корпуса распылителя равномерно по окружности расположены семь распыливающих сопловых отверстий г диаметром 0,25 мм. Игла 9 распылителя своим запорным конусом прижата пружиной 4 через штангу 6 к седлу в корпусе и перекрывает доступ топлива к сопловым отверстиям. На игле распылителя имеются две кольцевые канавки б, которые улучшают уплотнение иглы в корпусе и обеспечивают смазку трущихся поверхностей.
Давление начала впрыска регулируется затяжкой пружины 4 с помощью гайки 1, законтренной контргайкой 3. Между гайкой и пружиной устанавливается шайба 2.
При работе топливо, прошедшее через щелевой фильтр, из канавки ж по трем каналам е поступает в полость д и давит на верхний конус в иглы. Когда давление в этой полости, создаваемое секцией насоса высокого давления, достигнет 250 кгс/см2, игла резко поднимется вверх на 0,1—0,5 мм, преодолевая силу затяжки пружины 4, топливо впрыскивается через сопловые отверстия г в камеру сгорания. По окончании впрыска топлива давление в полости д распылителя резко падает и игла быстро садится в седло, так происходит отсечка подачи топлива без подтекания.
Автоматическая муфта опережения подачи топлива. Муфта обеспечивает изменение угла начала подачи топлива в зависимости от числа оборотов двигателя. Кроме того, муфта передает крутящий момент от механизма передач двигателя на кулачковый вал топливного насоса.
Муфта состоит из корпуса 18 (см. рис. 37), сервомеханизма следящего действия и центробежного измерителя скорости. Устанавливается муфта в расточке прилива блок-картера
4.
Муфта соединяется с кулачковым валом 15 топливного насоса с помощью спиральных эвольвентных шлицев, выполненных на сервопоршне 12 и хвостовике кулачкового вала. Корпус 18 муфты соединен четырьмя призонными болтами с корпусом 10 измерителя скорости. Во внутреннюю полость корпуса муфты вставляется сервопоршень 12, который шестигранным хвостовиком входит в шестигранное отверстие корпуса муфты.
Цилиндрические поверхности корпуса муфты и сервопоршня уплотняются с помощью четырех разрезных чугунных колец 13, установленных по два кольца в одну канавку сервопоршня.
На сервопоршне 12 установлена возвратная пружина 14, один конец которой упирается в бурт сервопоршня, а другой — в бурт втулки 17. Втулка фиксируется от осевого смещения замковым кольцом 16.
На корпусе 10 имеется сквозной прямоугольный паз, в котором на осях установлены два грузика 9. Оси 8 грузиков установлены в проушины корпуса.
Лапки грузиков постоянно поджаты к наружному торцу золотника 11.
При работе двигателя грузики 9 (см. рис. 37) измерителя скорости под действием центробежных сил стремятся разойтись и своими лапками переместить золотник 11 в сторону топливного насоса, но пружина 19 золотника удерживает его от перемещения. Пружина рассчитана на усилие, которое превышает центробежную силу грузиков при оборотах коленчатого вала до 1200 в минуту, и поэтому при низких оборотах сервопоршень 12 пружиной 14 отведен в левое крайнее положение.
При увеличении оборотов двигателя более 1200 в минуту центробежная сила грузиков возрастает, лапки 27 грузиков, преодолевая усилие пружины 19, перемещают золотник 11 до тех пор, пока силы пружины и центробежная сила грузиков, приложенные к золотнику, не уравновесятся.
Хвостовик корпуса измерителя скорости через регулировочную втулку 6 соединен с шестерней 5 привода. В резьбовую часть хвостовика ввернута гайка 1. Регулировочная втулка соединена с гайкой замковым кольцом 22. Стопорным кольцом 23 гайка зафиксирована от самоотворачивания.
С помощью регулировочной втулки устанавливается заданный угол опережения подачи топлива. Со стороны маховика двигателя механизм регулирования угла опережения подачи топлива закрыт крышкой