Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) определение местонахождения и состояния бронетанковой техники, подлежащей эвакуации;
2) подготовительные работы;
3) вытаскивание застрявшей или затонувшей бронетанковой техники;
4) буксирование или транспортирование поврежденной (технически неисправной) бронетанковой техники в укрытия, к местам ремонта или погрузки;
5) погрузку бронетанковой техники для отправки в ремонт.
При определении местонахождения и состояния бронетанковой техники, подлежащей эвакуации, устанавливается вид застревания, характер повреждения, объем подготовительных работ, необходимые технические средства эвакуации и пути подхода и эвакуации.
Подготовительные работы проводятся для обеспечения возможности эвакуации поврежденной, застрявшей, затонувшей и неисправной бронетанковой техники.
В объем подготовительных работ входят работы по разминированию путей подхода и эвакуации, дезактивационные, землеройные, саперно-строительные, ремонтные и другие работы, без проведения которых невозможна эвакуация бронетанковой техники имеющимися в наличии техническими средствами.
Объем и характер подготовительных работ зависят от характера и степени повреждения (вида застревания) бронетанковой техники, условий боевой обстановки, местности, времени года, наличия технических средств эвакуации и т. д.
Вытаскивание — приведение застрявшей (затонувшей) бронетанковой техники в положение, допускающее движение ее своим ходом (если машина исправна), ремонт на месте, буксирование или транспортирование.
Буксирование — перемещение поврежденной бронетанковой техники на собственной ходовой части тягачом (БРЭМ, МТП) или другим буксирным средством.
Транспортирование — перевозка бронетанковой техники на прицепах и других транспортных средствах автомобильными тягачами, а также железнодорожным, водным и авиационным транспортом.
Погрузка на железнодорожный, водный и авиационный транспорт— установка бронетанковой техники с помощью буксирных, тяговых или подъемных средств на железнодорожные платформы или
перевозочные средства водного и авиационного транспорта, а также крепление бронетанковой техники для обеспечения транспортирования.
Подлежащая эвакуации бронетанковая техника подразделяется на машины, имеющие боевые повреждения и технические неисправности, устранение которых на месте выхода из строя невозможно или нецелесообразно; машины, застрявшие на местности (в болотах, рвах, оврагах и других естественных и искусственных препятствиях), и машины, затонувшие при преодолении водных преград.
Характерные случаи, при которых требуется проведение эвакуационных работ.
Рис. 2 Танк, засыпанный в окопе
В боевых условиях в зависимости от обстановки и места нахождения поврежденной и застрявшей (затонувшей) бронетанковой техники эвакуация ее может осуществляться с поля боя, из нейтральной полосы, а также в тылу своих войск.
Застревания бронетанковой техники в зависимости от тяговых усилий, необходимых для вытаскивания, объема и сложности подготовительных работ делятся на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые (см. рис. 2).
Вытаскивание застрявшей бронетанковой техники и меры безопасности:
В зависимости от вида застревания, технического состояния застрявшей машины и имеющихся эвакуационных средств применяются следующие способы вытаскивания:
1) самовытаскивание;
2) вытаскивание тягачами (БРЭМ, МТП);
3) вытаскивание лебедкой тягача (БРЭМ, МТП);
4) вытаскивание с использованием лебедки тягача (БРЭМ, МТП) и полиспастов.
Самовытаскивание применяется в тех случаях, когда машина застревает вследствие недостаточного сцепления гусениц с грунтом, а тяговое усилие Рдв, которое танк может развить, используя мощность двигателя, больше, чем сопротивление К застревания.
Самовытаскивание производит экипаж застрявшей машины после проведения необходимых подготовительных работ, облегчающих выход застрявшей машины: расчистки или укрепления пути
выхода (удаление препятствий, уменьшение крутизны выхода, укладка настила), ремонта ходовой части (надевание гусениц, удаление поврежденных траков и др.), крепления к машине средств самовытаскивания.
Попытки произвести самовытаскивание без подготовительных работ могут привести к более тяжелому застреванию, в результате чего потребуются значительно бо́льшие усилия, время и средства для вытаскивания.
Наиболее распространенными являются следующие способы самовытаскивания:
1) с помощью бревна, присоединяемого к гусеницам застрявшей машины;
2) с помощью троса, прикрепленного к гусеницам застрявшей машины и к неподвижной опоре;
3) крепление буксирного троса к гусеницам застрявшей машины;
4)использование имеющейся на тягаче (БРЭМ, МТП) лебедки при их застревании;
5) использование ведущих колес застрявшей машины как барабанов лебедки.
При всех способах самовытаскивания действиями механика-водителя управляет командир танка, находясь вне машины в поле зрения механика-водителя. При самовытаскивании задним ходом один из членов экипажа должен находиться сзади машины в поле зрения командира, помогая ему в управлении движением машины.
Самовытаскивание танка с помощью бревна
Рис. 3 Самовытаскивание танка с помощью бревна
Для самовытаскивания танка с помощью бревна к нижним тракам гусениц со стороны выхода танка прикрепляют бревно (диаметром 30—35 см и длиной 4,0—4,5 м) перпендикулярно продольной оси танка (см. рис. 3).
Бревно (бревна) к гусеницам присоединяют с помощью специальных приспособлений и тросов, имеющихся в ЗИП танков, или буксирными тросами. Способы крепления бревна к гусеницам (см. рис. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
Рис. 4 Крепление бревна для самовытаскивания
Р ис. 5 Тросы крепления для самовытаскивания
Рис. 6 Крепление бревна для самовытаскивания с помощью буксирного троса
Рис. 7 Крепление бревна для самовытаскивания на объекте
1— бревно; 2 — трос
Для крепления бревна на гусеницу с обрезиненным внутренним обводом необходимо обвести трос вокруг гусеницы и бревна, конец его соединить скобой, при этом скоба должна быть с наружной стороны гусеницы.
Рис. 8 Крепление бревна для самовытаскивания 1 — бревно; 2 — трос
Рис. 9 Крепление бревна для самовытаскивания
Для самовытаскивания машины с помощью бревна необходимо:
- запустить двигатель, выжать педаль сцепления, включить первую передачу или передачу заднего хода (в зависимости от направления движения);
- увеличивая подачу топлива, плавно отпустить педаль сцепления и подтянуть бревно под гусеницы;
- продолжить движение в выбранном направлении в готовности остановить машину по команде командира;
- после выхода бревна из-под опорной поверхности гусениц остановить машину, одновременно выжав педали сцепления и тормоза, затем выключить передачу, установив рычаг переключения передач в нейтральное положение, и отпустить педаль сцепления;
- снять бревно и отсоединить трос от гусениц.
Если за один прием машина не вышла на твердый грунт или настил, необходимо повторить все действия в указанном выше порядке.
Рис. 10 Самовытаскивание танка путем прикрепления к основному бревну нескольких бревен
При использовании бревна для самовытаскивания необходимо следить за своевременной остановкой машины после выхода бревна из-под нижней ветви гусеницы во избежание обрыва тросов и повреждения подкрылков.
Для ускорения работы и во избежание многократного перевязывания бревна на мягких и слабых грунтах к основному бревну привязывают еще несколько бревен, которые по мере продвижения машины образуют под ней настил. При выходе основного бревна, привязанного к гусеницам, необходимо остановить машину, а бревно отвязать (см. рис. 10).
В направлении последующего движения, как правило, устраивают настил до твердого грунта из подручного материала (бревен, хвороста, камней и т. д.).
Для самовытаскивания машины с помощью троса, прикрепленного к гусеницам и к неподвижной опоре, выбирается или создается неподвижная опора на расстоянии от застрявшей машины не менее удвоенной длины машины (см. рис. 11).
Неподвижной опорой может быть дерево, пень, валун, закопанное в землю бревно, танк (тягач, БРЭМ, МТП).
При использовании машины в качестве неподвижной опоры ее пушка и пушка вытаскиваемой машины должны быть направлены в противоположные стороны.
Для самовытаскивания используют длинные тросы, состоящие из двух буксирных тросов, соединенных с помощью серег. Каждый трос крепится одним концом к гусенице застрявшей машины, а другим — к неподвижной опоре. Концы тросов крепятся к гусеницам с помощью серег через отверстия в траках.
Самовытаскивание можно производить и с помощью одного троса. При этом трос присоединяют к той гусенице, у которой недостаточное сцепление с грунтом, а при одинаковом сцеплении — к той, на пути которой имеется большее сопротивление движению.