Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема занятия.

Тема II. Историческое становление и развитие философского знания.

В методическом пособии «Семинарские занятия по философии» стр. 17-65. В методическом пособии тема состоит из 4-х занятий. Для нас с вами работа по данной теме будет охватывать одно лекционное занятие и два практических. Алгоритм работы такой же, как и при подготовке к Занятию 1:

1. Изучаем теоретический материал: ученое пособие под ред. В.Кохановского (стр.30-90), тезисы лекций или любое другое учебное. пособие, содержащее материал данной темы.

2. Выполняем задания Занятия 1 на стр. 17. «Античная философия».

3. Выполняем задания Занятия 1 на стр. 28. «Философия Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени».

4. Выполняем задания Занятия 1 на стр. 43. «Философская культура конца XVIII-XX веков».

5. Выполняем задания Занятия 1 на стр. 56. «Русская философия».

 Практические (семинарские) занятия направлены на закрепление теоретического материала. Каждая тема занятия имеет четыре задания в методическом пособии «Семинарские занятия по философии».

Задание 1. Контрольные вопросы. Необходимо ответить на каждый вопрос.

Задание 2. Понятийный аппарат. Выучить и применять при ответах на контрольные вопросы, упражнения и тестовые задания.

Задание 3. Упражнения. Выполнить и сдать на консультации в устной форме.

Задание 4. Тесты. Сделать разбор и найти варианты правильных ответов.

Тезисы лекции за 14.09.202

ТЕМА II. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

План

I. Античная философия как культурное основание европейской цивилизации.

II. Философия Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени.

III. Философская культура конца XVIII – XX вв.

IV. Русская философия.
I. Античная философия как культурное основание европейской цивилизации.
1. Рождение философской мысли в греческой античной философии.

Милетская школавпервые сознательно ставит вопрос о первооснове всего сущего и решает его вне рамок методологии и терминологии методологического мышления. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Для обозначения субстанции (первоосновы, первопринципа), из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина:
стойхейон(элемент, ядро, основа в логическом смысле слова) и архэ(праматерия, исходное состояние вещей, древнейшая форма в историческом смысле слова). «Вода» Фалеса и «Воздух» Анаксимена означают основополагающий принцип как в смысле стойхейон, так и в смысле архэ.

Анаксимандр- «первоначалом и основой является беспредельное – алейрон», который характеризуется как нечто безграничное и неопределенное, части которого изменяются, а целое остается неизменным.

Таким образом, представители милетской школы стремились материалистическиобъяснитьмир, его отдельные явления, а также основополагающий общий принцип.

Характерная черта этой философии – ее тесная связь с естествознанием(астрономия, математика, проблематика возникновения и формирования жизни). Стихийная диалектика является способом мышленияпри стремлении понять сущность природы, космоса в целом.

Возникновение философии как нового мировоззрения рабовладельческого общества направлено против религиозно-мифологического объяснения мира как идеологии старой родовой аристократии, поэтому философия рождаетсяне из потребности духа, а прежде всего из практических потребностей развития общества.

Гераклит из Эфеса(540–480 г. до н.э.) («О природе»). Огонь – исходная праматерия мира. «На огонь обменивается все, и огонь –на все, как на золото товары и на товары – золото». «Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разряжения и сгущения».

Мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе». То есть огонь у Гераклитапредставляет определенный методологический принцип и является символом динамики развития, постепенности постоянных изменений.

Рядом с однозначным подчеркиванием материальной основы всякого бытия Гераклит выдвигает целый ряд наблюдений (в основном интуитивных), которые являются угадыванием основных черт диалектики:

а) универсально развитие («все течет»);

б) разнообразие проявлений существующего мира определяется изменениями, происходящими в исходной «праматери»;

в) все правится судьбой или необходимостью,что близко пониманию
закономерности(логос). Логос так же вечен, как и несотворенный мир.

Гераклит первый обращает внимание на характер человеческого познания, которое стремится постичь сущность,т.е. логос. Единственной мудростью, по Гераклиту, является «знание мысли, которое везде всем правит».

Таким образом, Гераклитова философия тесно связана со стихийно-диалектическим и материалистическим пониманием сущности мира.Гегель в «Истории философии» подчеркивал, что Гераклит понимает абсолют как диалектический процесс, как единство противоположностей в самом себе.

Школа Элеатов. Ксенофан(565–470 г. до н.э.). Подобно милетцам он признает материальность мира: «из земли все возникает и в землю все возвращается». Он стремится к натуралистическому объяснению природных явлений,но в отличие от милетской школы, мир он считает постоянным и неизменным,т.к. движение и изменения не затрагивают его внутреннюю целостность, что сообщает его философии черты неподвижности, что характеризует его методологическую позицию как метафизическую. Онтология Ксенофана тесно связана с его пониманием познания:чувстване могут дать основания для истинного познания, но ведут лишь к мнениям и кажимости(именно этот подход к чувственному познанию характерен для всей элейской школы).

Парменид(540–470 г. до н.э.) – основатель элейской школы. Основной труд «О природе». В своем учении Парменид делает резкое различие между подлинной истиной,являющейся продуктом рациональногоосвоения действительности, и мнением, опирающимся на чувственное познание,которое дает нам образ лишь кажущегося состояния вещей, и с помощью которого нельзя постичь их подлинную сущность.

Учение Парменида содержит все существенные черты философии элейской школы:

а) основным является учение о бытии,сущем, которое может быть познанотолько рациональным путеми является наполненным и неподвижным (т.е. материализм соединяется с учением о неподвижности и неизменности бытия (метафизика) и отрицает диалектику);

б) осознание различия чувственного и рационального познания приводит к метафизическому разрывуэтих двух ступенейединого процесса познания,

в)его мыслиоб отношении «сущего» и «несущего» становятся важным стимулом для развития субъективной диалектики(в частности, в трудах Платона).

Зенон (около 460 г. до н.э.). В соответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание.
Истиннымпризнается рациональное познание,чувственное познание ведет к противоречиям. Зенон прославился именно выяснением противоречий между разумом и чувствами. Свои взглядыон излагал преимущественно в виде диалогов,построенных особым способом:

а) предлагает правильное утверждение;

б) рациональной аргументацией ведет его к неразрешимым противоречиям;

в) утверждает, что истинно противное утверждение.

Зенон, обнаруживая противоречия, к которым ведет чувственное познание, сам того не желая, подходит к выявлению действительного диалектического противоречия явлений объективного мира.

Сущее, по Зенону, имеет материальный характер; оно едино, целостно и неизменно. Отрицанием движенияи постулированием неизменности и неподвижности являются апорииЗенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают неразрешимые противоречия.

Логические конструкции Зенона показывают противоречивость движения и находятся в видимом противоречии с обыденным опытом. Зенон допускал возможность движения в чувственном познании, но в его апориях идет речь не о «реальности» или «существовании» движения, но о «возможности постижения его разумом», т.е. движение рассматривается не как чувственная данность, а как возможность определения его логически.

Таким образом, философия Зенона представляет собой метафизическое понимание бытия. Его способ аргументации, мысли о противоречиях и непостижимости движения внесли вклад в развитие диалектического мышления.

Сократ (469–399 гг. до н.э.). Своим важнейшим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого видел в «дискуссиях и беседах», а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Поэтому он не оставил никаких трактатов. О его воззрениях мы узнаем из работ его учеников, прежде всего Платона.

Центр философских интересовСократа человеки его отношения с обществом.

Согласно Сократу мирявляется творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основойсуществующего мира – «духовный принцип» как в логическом, так и в историческом смысле слова, т.е. основной вопрос философииСократ решает идеалистически.

Этические принципыСократа тесно связаны с его теологической концепцией и последовательно реализуются через позицию «познай себя самого». Сократ подчеркивает значение внутреннего голоса (совести), который называет
даймониономи который является гарантией постижения подлинной истины, т.к. имеет божественное происхождение, посредством его боги выделяют человека как цель этого мираи «через него сообщают смысл всему мирозданию».

Познание сути добродетели(сдержанность, мужество, справедливость) является предпосылкой нравственной жизни, т.е. для Сократа мораль сливается со знанием, а добродетели он считает вечными и неизменными.

Социальные воззренияСократа ориентированы на идеал ... «наидревнейших и наикультурнейших народов», т.е. общества, опирающиеся на земледелие и военные действия. Сократ делает также первую попытку классификации форм государства: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия.

Философский методСократа сформировался в беседах и дискуссиях путем обнаружения противоречий в утверждениях противника с целью достижения истины, в которой он помогал найти «самих себя» и обрести новое познание как основу истинной нравственности. Главнаяцель методаобнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения.

Обнаружение и столкновение противоречий в утверждениях и на этой основе выявление нового (более надежного) знания становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики. Поэтому метод Сократа был воспринят и разработан Платоном и высоко оценен виднейшим представителем идеалистической диалектики в философии XIX века – Гегелем.

Демокрит (ок. 460–370 гг. до н.э.) – был учеником Левкиппа, а также, вероятно, и Анаксагора. Его труды – более 70 работ из области физики, этики, математики, музыки, риторики и т.д – представляют собой своеобразную энциклопедию познания того времени.

Главное в учении Демокрита – концепция атомизма, вкоторой содержится представление о неуничтожимости и несотворимости материи.

Учение о бытиитесно связано с пониманием порядка мира, развитием вселенной, где все подчинено строгой необходимости, определено (детерминировано) механическим движением атомов, которое он признает как единственную форму движения.

Учение о познаниисвязано у Демокрита с чувственным познанием и реализуется в концепции эйдолов,или образов. Эйдолы возникают где-то между объективной вещью и соответствующим органом чувств субъекта восприятия. Предмет выделяет из себя в воздух нечто, подобие предмета, которое, в свою очередь, как оттиск, попадает в соответствующий орган чувств.