Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Августин (354–430 гг.). Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Учение Августина, изложенное в трактатах «Исповедь», «О троице», «О граде божьем», явилось определяющим духовным фактором средневекового мышления.

1) В основу философии положены принципы христианства, то есть:

а) познание бога – единственная цель, смысл и ценность человеческого духа;

б) из принципа, что бог первичен, вытекает и положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом, что имеет метафизический(бог есть высшая сущность, которая сотворила мир и продолжает его творить), гносеологический(бог – наиважнейший предмет познания, причина познания) и этический(бог есть наивысшее благо и причина всякого блага) характер;

2) В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье(которое должна определить философия), что предполагает прежде всего познание бога и испытание души;

3) Истину о боге разум познать не может, только вера, а разум лишь дополняет ее: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь»

Фома Аквинский (примерно 1226–1274 гг.). Сочинения: комментарии к сочинениям Аристотеля; философские трактаты («О единстве разума против авероистов»); теологические трактаты («Сумма теологии»); трактаты по христианской догматике и апологетическое творчество (обоснование христианской веры); трактаты из области права, философии государства и общества, экзогетические (объяснение Священного писания). Главными его трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Задача философии, по Аквинскому, – служение вере, теологии в качестве обоснования религиозных истин, которые можно толковать в категориях разума и опровергать ложные аргументы против веры.

1. Учение о бытии (онтология) опирается на учение Аристотеля, но не на его естественнонаучные взгляды, а на то, что служило требованиям христианской теологии.

Мир есть иерархически организованная система:


природа;
мир растений и животных;




материальный мир

м ир людей, который является переходом;

сверхъестественная и духовная сферы;

абсолютная причина сущего – бог;



духовный мир



Всякое сущее (единичное и божественное) состоит из сущности(эссенции) и существования(экзистенции) и есть родовое отношение, а не индивидуальное. В понимании сущности и существования Аквинат использует категории Аристотеля: материя и форма. Сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что формы, которые отделимы от материи, входят в пассивную материю.

Различие между материальным и духовным миром в том, что материальное, телесноесостоит из формы и материи, а духовное имеет лишь форму.

В концепции об универсалиях Аквинат выражает позиции умеренного реализма:

– общее существует в единичных вещах как их сущностная форма;

– универсалии образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного;

– онисуществуют до вещейкак предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме;

Бытие бога, согласно Аквинату, может быть доказано разумом: «Сумма теологии» содержит пять доказательств, которые взаимосвязаны.

2. Учение о познании (гносеология) связано с рассуждениями о сущности бога. Фома Аквинский выбирает средний путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его пониманием, где бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать бога можно:

а) через опосредованное божественное влияние в природе;

б) через подобие творца и сотворенного, т.к. понятия напоминают божественные творения;

в) через множественность этого мира, который состоит из частиц бесконечного совершенного существа бога.

Человеческое познание несовершенно, но является наивысшей функцией человека и должно быть направлено на объект, а не на субъективные формы мышления. Источником познанияявляется чувственный опыт, который обрабатывается деятельным интеллектом. Объектом познания является сущность, которая заключена в отдельных вещах, и ее познание возможно только на основе деятельности разума с помощью абстракций.

3. Учение о душе исходит из аристотелевского понимания пассивной материи и активной формы:

а) душа есть формирующий принцип (субстанция); человеческая душа есть чистая форма,поэтому она неуничтожима и бессмертна;

б) опираясь на учение Аристотеля, Аквинат различает:


– вегетативную душу, присущую растениям;

– сенситивную душу, присущую животным;

– разумную душу у человека, которая выполняет функции двух низших душ.

Этика Фомы Аквинского основана на учении о познании и душе; предпосылкой нравственного поведения считается свобода воли, а также наличие добродетелей:

– мудрости,

– отваги,

– умеренности,

– справедливости,

как традиционных греческих добродетелей, а также

– веры,

– надежды,

– любви;

как христианских добродетелей.

Смысл жизни Аквинат видит в счастье, которое он понимает как познание и созерцание бога.

Таким образом, результатом творчества Фомы Аквинского стал разработанный им метод упорядочения, с помощью которого классифицируются, различаются и размещаются отдельные знания и сведения.


2. Философия Ренессанса или эпоха Возрождения.


Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития ранних буржуазных революций, имеющих самобытную ценность:

1) колыбелью Ренессанса является Италия, а различия в экономическом, культурном и политическом развитии европейских городов определяют особенности его развития в феодальной Европе;

2) высшие городские слои, ремесленники, монастыри, выступают носителями идеологии Ренессанса, которая имеет двойственную направленность:

– антифеодальную (реформация государственного аппарата и церкви с целью расширения и стабилизации товарно-денежных отношений);

– антиплебейскую (противоречия между мещанами и феодальными дворянами, средними и низшими слоями городского населения);

3) сущностью идеологии и культуры Ренессанса является переход от теоцентризма к антропоцентрическому пониманию мира, который совершается, прежде всего, в религиозных рядах;

4) гуманизм Ренессанса как реализация человечности предполагает:

– освоение культурного богатства прошлого, прежде всего античности, свободное осмысление этого прошлого и отказ от готовых и неизменных истин;

– проявление в идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность человека», и отказ от «институциональной» истины божьей;

– привлечение человека к жизненной активности и утверждение веры человека в себя.

В раннем периоде (XIV–XV вв.) новая культура имеет прежде всего «гуманистический» характер и сосредоточена главным образом в Италии.

Гуманизм начинается с рассуждения человека о самом себе, своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия и роли в мире, что имеет конкретно-исторические и социальные предпосылки и выражает определенные социальные интересы. Гуманизм в период Ренессанса формируется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Гуманистическая направленность Ренессанса проявляется прежде всего в учении о человеке.

Данте Алигьери (1265–1324 гг.) («Божественная комедия», трактаты «Пир», «Монархия») полагал: земные дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устройства,
помогающего реализации человеческого существования, основанного на счастье, т.е. все человеческое подчинено человеческому разуму.

Франческо Петрарка (1304–1374 гг.) (трактат «О собственном незнании и незнании других») считается «первым гуманистом», «отцом гуманизма». Он склоняется к идее активной самореализации человека на основе преодоления внутренних конфликтов, что является признаком его индивидуализации.

Пико делла Мирандола (1463–1495 гг.). В «Речи о достоинстве человека» (1486 г.) говорится о человеке как об особом микрокосмосе, который нельзя отождествлять ни с одним из трех «горизонтальных» миров неоплатоновской структуры, т.к. он проникает вертикально через все эти слои. Человек имеет право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. Он сам творец своего счастья. Гуманизм Пико антропоцентричен. Человек помещен им в центр мира, т.к. он способен стремиться к «божественному совершенству», но эту возможность человек формирует сам.

Философия природы (натурфилософия) Возрождения, подготовленная всем предшествующим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса, исходит из античного философского наследия – платонизма, стоического пантеизма, ионической философии, а также обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатонистским пантеистическим направлениям.

Приход философии природы подготовлен развитием гуманистической философии Ренессанса:

а) человек открывает новые горизонты и приходит к убеждению в способности познать естественный характер мира и самого себя в нем;

б) идея незаменимой ценности и достоинства человека есть духовный климат, в котором рождается новая философия;

в) развивается новое естествознание, где на первый план выходит опыт и экспериментальный метод исследования;

г) математизация науки соответствует прогрессивным тенденциям развития науки и философского мышления.