Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Философские школы эллинистической эпохи (338–146 гг. до н.э.)
1. Средневековая европейская философия (V–XV вв.)
2. Философия Ренессанса или эпоха Возрождения.
Французская философия XVIII века.
1. Немецкая классическая философия.
3. Иррационализм как философское направление
2. Философские школы эллинистической эпохи (338–146 гг. до н.э.)
Эпикуреизм. Эпикур (342–271 гг. до н.э.): своё учение он изложил в трактатах «Правило», «О природе», «Об образе жизни», «О конечной цели». Главное в учении Эпикура – акцент на эстетическую проблематику.
Атомистическая картина мира в своем построении опирается на теоретические источники философской системы Демокрита, но излагается она доступнее и без абсолютного детерминизма Демокрита, т.к. это не соответствует общей концепции Эпикура, связанной с этическими взглядами и представлениями об общественном устройстве, где главной является проблема взаимосвязи свободы и необходимости,а человек при этом должен обладать возможностью свободного выбора.
В теории познания Эпикур – сенсуалист,т.е. он считает, что в основе всякого познания лежат ощущения, а предпосылкой познания является существование объективной реальности.
Этическое учение Эпикура тесно связано с основными положениями теории познания: человек есть чувствующее существо и его чувства – основной критерий морали. Удовлетворение естественных потребностей(блаженства, наслаждения), которые вытекают из человеческой сущности, приводит к достижению определенного душевного равновесия – спокойствию души и счастью (эвдемонизм).
Стоицизм. Зенон из Кития (336–264 гг. до н.э.). Учение изложено в трактате «О человеческой природе».
В онтологии стоиков признают два основных принципа: материальный(основа) идуховный(логос), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.
Теория познания стоиков представляет собой античную форму сенсуализма: основой выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными вещами, а общее существует лишь посредством единичного. Центральным понятием и определенным критерием истинности познания является учение о схватывающем представлении, которое возникает под воздействием воспринимаемого предмета при активном участии субъекта восприятия, что вызывает работу разума и становится пониманием. Центром и носителем познания является душа
(пневма), которая через разум связывает человека со всем миром, т к. индивидуальный разум является частью мирового разума.
Этика стоиков связана с понятием добродетели (жизнь в согласии с разумом). Стоическая мораль является противоположностью эпикурейского понятия наслаждения, т.к. подчеркивается необходимость подчинения космическому порядку.
Скептицизм. Пиррон из Элиды (360–270 гг. до н.э.); Тимон (320–290 гг. до н.э.). Скептицизм определяется принципами, сущность которых сводится к отказу дойти до истины. «Удержаться от суждения» – основной тезис. «Цель свою скептики полагали в опровержении догматов всех школ, но сами ... они ничего не определяли; не определяли и того, что они делали. Через воздержание от всяких суждений о вещах можно достигнуть «устойчивого и невозмутимого покоя».Именно в этом скептики видят и высшую ступень возможного блаженства.
Неоплатонизм (III–Y вв. н.э.) характеризуется в определенной мере как проявление отказа от рационализма предшествующего философского мышления, что является специфической рефлексией социальной безысходности и прогрессирующего разложения социальных отношений, на которых основывалась Римская империя.
Наиболее видный представитель – Плотин (205–270 гг.).
Онтология. Основа всего существующего – сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип, который есть истинное бытие и от которого производны божественная душа и природа.
Большое внимание в учении Плотина посвящено душе,которая является определенным переходом от божественного к материальному,что ведет к акцентированию духовного через подавление телесного и материального, т.е. к аскетизму.
ЭтикаПлотина тесно связана с решением основной философской проблематики: принцип добра соединен с единственно неизменно сущим – божественным разумом или душой; а зло отождествляется с неподлинным бытием, т.е. с чувственным миром.
Последнее раскрывается в теории познания, где единственным предметом познания выступает подлинное бытие или божественный принцип,который не может быть постигнут ни чувственным, ни рациональным путем, а достигается лишь через духовное усилие приближением к божественному принципу
– душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.
Прокл(412–485 гг.) – представитель афинской школы – принимает философию Плотина и интерпретирует диалоги Платона, т.е. предпринимает попытку завершения и систематизации философии неоплатонизма.
Прокл дает наиболее четкое объяснение принципу диалектической триады, в которой он различает три основных момента:
а) содержание сотворенного в творящем;
б) выделение уже сотворенного из творящего;
в) возврат сотворенного к творящему.
Таким образом, понятийная диалектика античного неоплатонизма характеризуется ярко выраженным мистицизмом, иррационализмом, акцентированием аскетизма, что оказало влияние как на раннюю христианскую философию, так и на средневековое теологическое мышление.
II. Философия Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени.
1. Средневековая европейская философия (V–XV вв.)
Особенности формирования картины мира в средневековой философии определялись следующим:
а) формированием новых социальных отношений – феодальных и нового типа общества;
б) опорой на философские достижения античности и формированием новой веры – христианской, что определило особенности философского мышления средневековья – теоцентризм,который связан с религиями единобожия (монотеизм),
в) в основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, которые чужды религиозно-мифологическому сознанию и философскому мышлению античности:
– идея творения,которая лежит в основе онтологии,
– идея откровения,которая составляет основу учения о познании.
Учение о бытии (онтология) определяется христианским догматом о сотворении мира богом и поддержании им бытия мира; в отличие от античности активное творческое начало изымается из природы и принимает трансцендентный характер:
- подлинным бытием обладает только бог;
- сотворенный мир существует не самостоятельно, а только благодаря другому (богу).
Учение о познании (гноснология)связано с идеей откровения:
- христианский бог недоступен для познания; но открывает себя человеку в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания;
- основой этого познания является вера;
- сотворенный мир постижимс помощью разума,но степень его постижения, будучи предметом споров средневековых мыслителей, проявилась в полемике двух философских направлений средневековья – номинализма и реализма, или в споре об универсалиях.
Философской основой спора стал вопрос об отношении общего и единичного.
Реализмприписывал существование лишь общему.
Крайний реализм– универсалии существуют реально и независимо от сознания; здесь опора на платоновское учение об идеях: общее –
это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их(Гильом из Шампо, XII в.)
Умеренный реализм– универсалии реальны, но существуют в единичных вещах; здесь опора на аристотелевское учение об общих родах, согласно которому общее реально существует в вещах,но ни в коем случае не вне их (Ансельм Кантерберийский, 1033–1109).
Номинализм не допускал реального существования универсалий, общее существует лишь после вещей.
Крайний номинализм– общее не имеет никакого онтологического содержания; реально, объективно существуют только единичные вещи, общее– только слова, имена(Росцемен, XI век).
Умеренный номинализм– также отрицал реальность общего в вещах, но признавал его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании: в единичных вещах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт– понятие, выраженное словом, поэтому умеренный номинализм получил название концептуализма (Абеляр, 1079–1142 гг.; Локк, XVII в.).
С теорией познания тесно связан и основной философский метод, применявшийся в средневековье, – схоластика. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет самостоятельного существования, все живет лишь в отношении к богу. Поэтому истина дана в откровении, а изложением и доказательством ее с помощью разума должна заниматься философия, т.к. с помощью разума
- легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их к мыслящему духу человека;
- придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;
- используя философские аргументы, исключить критику святых истин.
Таким образом, задача философии в реализации схоластики как метода не исследование действительности, а поиски рациональных путей доказательства истинности всего того, что провозглашает вера. Схоластический метод состоит в формально-логической операции вывода из противоположных тезисов, из возражений «за» и «против». Путем выявления различий выводятся заключения, которые служат для того, чтобы эту схоластическую «диалектику» использовать для подтверждения содержания христианского вероучения. Сущностью схоластической «диалектики» является ее формальное рассуждение о понятиях, категориях без рассмотрения их реального содержания. Главное предназначениесхоластической философии состоит внепосредственном слиянии с теологией