Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Философские школы эллинистической эпохи (338–146 гг. до н.э.)


Эпикуреизм. Эпикур (342–271 гг. до н.э.): своё учение он изложил в трактатах «Правило», «О природе», «Об образе жизни», «О конечной цели». Главное в учении Эпикура – акцент на эстетическую проблематику.

Атомистическая картина мира в своем построении опирается на теоретические источники философской системы Демокрита, но излагается она доступнее и без абсолютного детерминизма Демокрита, т.к. это не соответствует общей концепции Эпикура, связанной с этическими взглядами и представлениями об общественном устройстве, где главной является проблема взаимосвязи свободы и необходимости,а человек при этом должен обладать возможностью свободного выбора.

В теории познания Эпикур сенсуалист,т.е. он считает, что в основе всякого познания лежат ощущения, а предпосылкой познания является существование объективной реальности.

Этическое учение Эпикура тесно связано с основными положениями теории познания: человек есть чувствующее существо и его чувства – основной критерий морали. Удовлетворение естественных потребностей(блаженства, наслаждения), которые вытекают из человеческой сущности, приводит к достижению определенного душевного равновесия – спокойствию души и счастью (эвдемонизм).

Стоицизм. Зенон из Кития (336–264 гг. до н.э.). Учение изложено в трактате «О человеческой природе».

В онтологии стоиков признают два основных принципа: материальный(основа) идуховный(логос), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.

Теория познания стоиков представляет собой античную форму сенсуализма: основой выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными вещами, а общее существует лишь посредством единичного. Центральным понятием и определенным критерием истинности познания является учение о схватывающем представлении, которое возникает под воздействием воспринимаемого предмета при активном участии субъекта восприятия, что вызывает работу разума и становится пониманием. Центром и носителем познания является душа
(пневма), которая через разум связывает человека со всем миром, т к. индивидуальный разум является частью мирового разума.

Этика стоиков связана с понятием добродетели (жизнь в согласии с разумом). Стоическая мораль является противоположностью эпикурейского понятия наслаждения, т.к. подчеркивается необходимость подчинения космическому порядку.

Скептицизм. Пиррон из Элиды (360–270 гг. до н.э.); Тимон (320–290 гг. до н.э.). Скептицизм определяется принципами, сущность которых сводится к отказу дойти до истины. «Удержаться от суждения» – основной тезис. «Цель свою скептики полагали в опровержении догматов всех школ, но сами ... они ничего не определяли; не определяли и того, что они делали. Через воздержание от всяких суждений о вещах можно достигнуть «устойчивого и невозмутимого покоя».Именно в этом скептики видят и высшую ступень возможного блаженства.

Неоплатонизм (III–Y вв. н.э.) характеризуется в определенной мере как проявление отказа от рационализма предшествующего философского мышления, что является специфической рефлексией социальной безысходности и прогрессирующего разложения социальных отношений, на которых основывалась Римская империя.

Наиболее видный представитель – Плотин (205–270 гг.).

Онтология. Основа всего существующего – сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип, который есть истинное бытие и от которого производны божественная душа и природа.

Большое внимание в учении Плотина посвящено душе,которая является определенным переходом от божественного к материальному,что ведет к акцентированию духовного через подавление телесного и материального, т.е. к аскетизму.

ЭтикаПлотина тесно связана с решением основной философской проблематики: принцип добра соединен с единственно неизменно сущим – божественным разумом или душой; а зло отождествляется с неподлинным бытием, т.е. с чувственным миром.

Последнее раскрывается в теории познания, где единственным предметом познания выступает подлинное бытие или божественный принцип,который не может быть постигнут ни чувственным, ни рациональным путем, а достигается лишь через духовное усилие приближением к божественному принципу

душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.

Прокл(412–485 гг.) – представитель афинской школы – принимает философию Плотина и интерпретирует диалоги Платона, т.е. предпринимает попытку завершения и систематизации философии неоплатонизма.

Прокл дает наиболее четкое объяснение принципу диалектической триады, в которой он различает три основных момента:

а) содержание сотворенного в творящем;

б) выделение уже сотворенного из творящего;

в) возврат сотворенного к творящему.

Таким образом, понятийная диалектика античного неоплатонизма характеризуется ярко выраженным мистицизмом, иррационализмом, акцентированием аскетизма, что оказало влияние как на раннюю христианскую философию, так и на средневековое теологическое мышление.
II. Философия Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени.


1. Средневековая европейская философия (VXV вв.)


Особенности формирования картины мира в средневековой философии определялись следующим:

а) формированием новых социальных отношений – феодальных и нового типа общества;

б) опорой на философские достижения античности и формированием новой веры – христианской, что определило особенности философского мышления средневековья – теоцентризм,который связан с религиями единобожия (монотеизм),

в) в основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, которые чужды религиозно-мифологическому сознанию и философскому мышлению античности:

идея творения,которая лежит в основе онтологии,

идея откровения,которая составляет основу учения о познании.

Учение о бытии (онтология) определяется христианским догматом о сотворении мира богом и поддержании им бытия мира; в отличие от античности активное творческое начало изымается из природы и принимает трансцендентный характер:

- подлинным бытием обладает только бог;

- сотворенный мир существует не самостоятельно, а только благодаря другому (богу).

Учение о познании (гноснология)связано с идеей откровения:

- христианский бог недоступен для познания; но открывает себя человеку в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания;

- основой этого познания является вера;

- сотворенный мир постижимс помощью разума,но степень его постижения, будучи предметом споров средневековых мыслителей, проявилась в полемике двух философских направлений средневековья номинализма и реализма, или в споре об универсалиях.

Философской основой спора стал вопрос об отношении общего и единичного.

Реализмприписывал существование лишь общему.

Крайний реализмуниверсалии существуют реально и независимо от сознания; здесь опора на платоновское учение об идеях: общее –
это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их(Гильом из Шампо, XII в.)

Умеренный реализмуниверсалии реальны, но существуют в единичных вещах; здесь опора на аристотелевское учение об общих родах, согласно которому общее реально существует в вещах,но ни в коем случае не вне их (Ансельм Кантерберийский, 1033–1109).

Номинализм не допускал реального существования универсалий, общее существует лишь после вещей.

Крайний номинализмобщее не имеет никакого онтологического содержания; реально, объективно существуют только единичные вещи, общеетолько слова, имена(Росцемен, XI век).

Умеренный номинализмтакже отрицал реальность общего в вещах, но признавал его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании: в единичных вещах существует нечто общее, на основе чего возникает концептпонятие, выраженное словом, поэтому умеренный номинализм получил название концептуализма (Абеляр, 1079–1142 гг.; Локк, XVII в.).

С теорией познания тесно связан и основной философский метод, применявшийся в средневековье, – схоластика. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет самостоятельного существования, все живет лишь в отношении к богу. Поэтому истина дана в откровении, а изложением и доказательством ее с помощью разума должна заниматься философия, т.к. с помощью разума

- легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их к мыслящему духу человека;

- придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;

- используя философские аргументы, исключить критику святых истин.

Таким образом, задача философии в реализации схоластики как метода не исследование действительности, а поиски рациональных путей доказательства истинности всего того, что провозглашает вера. Схоластический метод состоит в формально-логической операции вывода из противоположных тезисов, из возражений «за» и «против». Путем выявления различий выводятся заключения, которые служат для того, чтобы эту схоластическую «диалектику» использовать для подтверждения содержания христианского вероучения. Сущностью схоластической «диалектики» является ее формальное рассуждение о понятиях, категориях без рассмотрения их реального содержания. Главное предназначениесхоластической философии состоит внепосредственном слиянии с теологией