Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эта концепция находится в полном соответствии с материалистическими воззрениями Демокрита на сущность бытия, т.е. чувственному познанию придается основная и незаменимая роль: оно есть первая и основная предпосылка дальнейшего познания. «Чувства и мышление возникают из образов, приходящих извне, ибо ни у кого нет чувства либо мысли без образа, в них входящего». Но чувственное познание лишь некая низшая ступень, которая знакомит нас с окружающим миром явлений. К познанию «истинной сущности» (познанию атомов), открытию причин истинного познания можно подойти лишь при помощи «подлинного», т.е. рационального познания: «природа не имеет чувствующего начала, так что атомы, образующие всё своим соединением, имеют чувственность просто через всё».

Душа у Демокрита является совокупностью наилегчайших атомов, имеющих идеальную, т.е. шаровидную форму; «душа смертна, ибо погибает вместе с телом».

Таким образом, материализм Демокрита:

а) исходит из древней традиции греческого философского мышления;

б) тесно связан с развитием научного познания и общественной практикой.

Вучении о государствеДемокрит является сторонником греческой рабовладельческой демократии. Он стремится:

а) «естественным» образом объяснить возникновение общества («потребность стала людям учительницей всего»), поэтому основным стимулом его развития считает примитивный способ удовлетворения потребностей;

б) в политических взглядах поддержать авторитет древнегреческого полиса как основной формы государства, где проявляется его индивидуализм в понимании общества как совокупности индивидов, поэтому этикаДемокрита тесно связана с его социальными и политическими взглядами и исходит также из индивидуалистических принципов;

в) сформулировать некие «универсальные» моральные правила через центральное понятие «достижение доброй мысли».

Этот путь связан с жизненной уравновешенностью и умеренностью: «кто хочет обладать доброй мыслью, не смеет много совершать ни в частной, ни в общественной жизни»; при этом добрая мысль является ключом к справедливой жизни: «человек добродетельной мысли стремится к справедливости и законным действиям». Но главным средством достижения добродетели Демокрит считает убеждение, воспитаниев духе нравственности, «принуждением» человека нельзя сделать добрым. Мерилом нравственности должен быть сам человек.


Таким образом, философия Демокрита представляет собой наиболее завершенный материалистический способ мышления в Древней Греции.

Платон (427–347 гг. до н.э.) создает рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами («Апология Сократа», 34 диалога, «Закон»).

1. Центральным понятием в учении о бытии Платона является понятие идеи (эйдос), которое лежит в основе картины мира («Пир», «Закон», «Федон», «Федр»):

а) материальный мир, познаваемый с помощью чувств, произведен из мира идей, которые есть подлинные сущности, существующие объективно вне материального мира. Все явления, «предметы материального мира» преходящи, возникают, гибнут и изменяются, а идеи вечны;

б) между миром идей и небытием (материей в себе) существует кажущееся бытие(мир чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной «принимающей» материей (небытием);

в) чувственно воспринимаемые вещи есть подобие, определенные образцы идей.Вчувственно воспринимаемом мире существует возникновение и гибель, единое и многое, развитие, т.е. это мир, в котором нет ничего вечного и сам он определяется вечным конфликтом бытия и небытия, идеи и материи.

2.Теория познания Платона изложена в диалогах «Федр», «Менон»:

а) Платон отрывает чувственное познание от рационального: чувственное является вторичным, т.к. сообщает нам только о кажущемся бытии;

б) истинным является познание разумное, основу которого составляет теория воспоминаниядушой идеи, с которой та встречалась в царстве идей.

3. В теории общества и государства («Закон» и «Законы») Платон обосновывает идею идеального государства,которое состоит из трех социальных групп:

  • правителей – философов;

  • стратегов – воинов;

  • производителей – земледельцев и ремесленников.

Им соответствуют четыре основные добродетели: мудрость, храбрость, умеренность, а также справедливость, которая является всеобщей добродетелью.

4. В основе этики Платона лежит осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий, соблюдение их. Это ведет к справедливости. Главным средством достижения добродетелей является предложенная Платоном система воспитания:


– гимнастика;

– чтение, письмо, мусические предметы;

– арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки;

– философия («диалектика»).

Таким образом, учение Платона есть первая рационально и логически построенная система объективного идеализма, где диалектика является методом постижения развития в мире кажущегося бытия (т.е. в материальном мире), пронизывает также царство идей, куда вводится движение и развитие.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – создатель самой обширной научной системы в античности, которая опирается на обширный эмпирический материал в области естественных наук и обществознания (созданы новые научные направления; систематизированы науки по предмету и методу):

а) онтология («Метафизика»);

б) философия природы и естественных наук («Физика», «О небе», «Метеорология», «О возникновении животных»);

в) проблемы обществознания – этика, политика, эстетика («Политика», «Никомахова этика», «Риторика» и «Поэтика»);

г) труды по логике и методологии, которые объединены под общим названием «Органон» («Категории», «Об объяснении», «Первые аналитики», «Вторые аналитики», «О софистических доказательствах»).

1.Учение о бытии. Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю,через которую мы определяем реальные, конкретные состояния сущего.

Простейшими определенностями этой первой материи, которая чувственно непостижима, являются, по Аристотелю, четыре элемента (огонь, вода, воздух, земля), которые составляют промежуточную ступень между первой материей и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем (его изучением занимается физика). Чувственно воспринимаемые конкретные вещи являются результатом взаимодействия четырех основных элементов и они (в отличие от первой материи) постижимы и определены через основные категории. Они есть соединения материи (гим) и формы, образа (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи и четырех основных элементов) действительное, реальное бытие.

В учении о бытии Аристотель решает проблему отношения единичного и общего как отношения двух сторон действительности, чем преодолевает разрыв между реальным и идеальным миром, который существовал в системе Платона.

Для понимания и объяснения сущего(бытия) необходимо познать причины:


а) материальную,которая содержится в самой первой материи, ее характере;

б) формальную,соединенную с формой как активным принципом, который творит из материи «истинную реальность»;

в) активную,которая соединена с источником движения и процессом перехода от возможности (материи) к действительности;

г) целевую или конечную,которая объясняет цель и смысл движения и делает возможным познание завершения развития, реализации цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия.

2. Сущность процесса познания он связывает с первичностью материального мира относительно воспринимающего субъекта:

а) чувственное познание есть основной и первый уровень, при посредстве которого мы познаем конкретное бытие (первые сущности) и овладеваем единичным, индивидуальным;

б) постижение общего есть привилегия разума, который опирается на чувственный опыт;

в) процесс познания представляется Аристотелю как развивающийся процессот простейших чувственных ступеней к предельно абстрактным: ощущение, представление, опыт (усиленный памятью), искусство, наука.

3.Учение о развитии и организации общества изложено Аристотелем в трактате «Политика», оно опирается на историю и политическое устройство целого ряда греческих полисов:

а) человек есть общественное существо и жизнь в государстве является его естественной сущностью;

б) государство – развитое сообщество общин, а община – развитая семья;

в) естественное сочетание общества связано с «увековечиванием» рабства, а свободные граждане делятся на три категории: очень богатые, крайне бедные (свободные ремесленники) и средние слои (опора государства);

г) сущность государствав политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага.

4. Понимание устройства общества тесно связано с воззрением Аристотеля на мораль,которую он связывает с положением человека в реальном обществе и его отношением к государству, которое требует от гражданина определенных добродетелей:

а) разумных,связанных с интеллектуальной и умственной деятельностью и возникающих путем обучения;

б) этических,которые относятся к характеру человека и являются результатом привычки.

Через всю этику Аристотеля проходит принцип активной деятельности человека
(практический или теоретический), что обеспечивает удовлетворенность и благость.

Таким образом, результатом творчества Аристотеля является наиболее обширная и разработанная система познания, в которой он смог не только обобщить, но и систематизировать достижения познания своего времени.