Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характерными чертами философии природы Ренессанса являются:

  • убеждение человека в возможности своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире;

  • вера в способность познать естественный характер мира и самого себя в нем;

  • отказ от схоластики как способа философского мышления.

Духовным климатом новой философии является идея ценности, достоинства и свободы человека.

Убеждение человека в возможности прочного закрепления в этом мире выдвигает на первый план необходимость исследования и принцип материализации науки. Это влечет становление новой науки и нового естествознания. Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.), Николая Коперника (1473–1543 гг.), Иоганна Кеплера (1571–1630 гг.), Галилео Галилея (1546–1672 гг.).

Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле как о богом избранной планете и о привилегированном положении человека во Вселенной, поэтому астрономия становится тем новым пространством, где возникают основания новой науки, а также противоречия между религией и наукой.

Николай Коперниксоздает гелиоцентрическую теорию, которая реализуется в его основном труде «О круговых движениях небесных тел». Галилео Галилейдает наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода к объяснению мира Н. Коперником. Галилей не был философом, но его научные успехи имели огромное значение:

а) он отошел от старых традиций естествознания, идущих от Аристотеля;

б) ему принадлежит введение количественного метода: природные процессы измеримы, поэтому их можно измерить и установить точными методами законы их временных и пространственных отношений.

Таким образом, Галилей открывает возможность постижения гармонии мира под другим углом: путем вычисления универсальной динамичности движения математическим и геометрическим способами, что предполагает разложение всего на простейшие элементы и затем реконструкция рациональным математическим способом.

Основная идея Галилея в следующем: книга Природы закрыта для нас, и чтобы прочесть ее, нужна математика, ибо эта книга написана математическим языком.

Николай Кузанский(1401–1464 гг.). Философское решение Н. Кузанским главной проблемы – отношение бога и мира – является теоцентрическим. Он исходит из концепции «docta ignorantia» (ученое незнание), означающей, что познаниевещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Воснове процесса познания лежит противоположностьобыденного, конечного и абсолютного безусловного знания. Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Основой символики являются математические символы. Разум подчинен закону противоположностей, для которого справедливы «да или нет», круг или многоугольник.


В противоположность этому «docta ignorantia» близится к бесконечному, в котором противоположности взаимно сливаются, т.е. бесконечный многоугольник сливается с кругом. Если бог бесконечен, т.к. в нем сливаются все противоположности, то никакие рациональные усилия философии не могут выяснить его сущность. Из этого вытекает отождествление наибольшего и наименьшего в бесконечном, и бесконечное распространение бога во Вселенной является тем же процессом, что и развертывание к индивидуальному существованию. Человек в учении Кузанского тоже «бог», но не в абсолютном смысле, т.к. он является ограничением божественного принципа, подобно тому, как космос является ограниченным максимумом.

Таким образом, Н. Кузанский преодолевает схоластическую креацианистическую версию о сотворении мира из ничего: бог не является чем-то вне мира, он находится в единстве с миром.

Онтология Кузанского связана с его космологией и гносеологией: мир не изолированный шар в лоне абсолюта, но он бесконечен и является бесконечным шаром, т.е. нет ничего устойчивого и абсолютного, абсолютной является лишь бесконечность.

В философии Н. Кузанского предметом познания является пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого мира», т.е. бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь бога в его свернутой форме. Тем самым Н. Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления.

Диалектическое мышление Н. Кузанского было воспринято Дж. Бруно и перешло в немецкую идеалистическую философию XYIII–XIX вв. Его космологические идеи развивает Р. Декарт, а из его пантеизма исходит Б. Спиноза.


3. Философия Нового времени


Социально-культурными предпосылками философии Нового времени являются:

- буржуазные революции в Нидерландах и Англии;

- развитие мануфактурного производства и рост производительности труда;

- научная революция XYII века – возникновение экспериментально-математического естествознания.

Основные черты философии Нового времени:

1. Тесная связь с естествознанием:

а) потребность в науке и научных исследованиях, имевших прикладное, практическое значение для экономического и военного усиления становившихся европейских государств;

б) опытное знание – главное средство достижения новых, практически действенных истин, что требует новых форм организации исследовательской работы (академии наук) и постоянной нацеленности на опытно-экспериментальные исследования;

в) успехи математического познанияусовершенствование формализованной методики, что привело к возникновению алгебры и аналитической геометрии; возникновению математического анализа; созданию дифференциального и интегрального исчисления;

г) обоснование механистической картины мира.

2. Анализ и разработка методов научного познания.

3. Созерцательность представлений о познании, особенно свойственная материализму.

4. Представление о познании как об индивидуальном процессе; непонимание общественной природы процесса познания.

5. Основной вопрос философии – об отношении индивидуального сознания к природе (возможность появления субъективного идеализма).

6. Детальная разработка концепции прав и свобод человека, концепции гражданского общества.

7. Проявление процесса секуляризации в новом уровне отношений философии и религии: веротерпимостьусловие появления и развития оригинальных философских идей и учений; использованиеконцепции «двух истин»для защиты научного творчества от религиозно-библейского и авторитарно-схоластического контроля.

8. Развитие деистического движенияв различных формах.

Френсис Бэкон(1561–1626 гг.). Основные его работы:

а) труды, относящиеся к вопросам формирования науки и научного познания, в частности «Новый Органон» (1620 г.);

б) собрание кратких заметок, посвященных различным темам из области морали, экономики, политики и философии, в частности «Моральные, экономические и политические эссе», «Об истине», «О красоте», «Новая Атлантида».


Гносеология отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, которая основана на опытном познании («Естественное и экспериментальное описание к основанию философии»). Данная позиция выражает новую исходную точку и новое основание всякого познания. Основным орудием этого познания, по Бэкону, являются чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает.

Основной метод, который должен обеспечить выполнение этой задачи, изложен в «Новом органоне»:

– «новая логика» как главный путь к получению новых знаний и построению новой науки;

– новая концепция реальности, т.к. опора прежде всего на чувства; отсюда предмет философии – постигаемая чувствами (материальная) реальность.

Данная концепция полностью отвергает схоластический способ рассуждения на основе абстракций.

Таким образом, эмпирия – опыт, опирающийся на эксперимент (а не изолированное чувственное восприятие), является исходным пунктом нового научного метода. Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию: «под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается».

Подготовка к созданию новой науки и философии предполагает раскрытие причин, которые ведут к тому, что человеческое познание было и есть неадекватно по отношению к практическим потребностям. Бэкон называет препятствия, способствующие тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью идолами: рода, пещеры («врожденные», опирающиеся на естественные свойства разума), рынка, театра (приобретаются в ходе индивидуального развития и уходят своими корнями в социальную жизнь).

Рене Декарт(1596–1650 гг.). Философия Р. Декарта тесно связывает развитие научного мышления и общие философские принципы, поэтому представляет собой новый, рационально обоснованный образ мира, соответствующий актуальному состоянию естествознания, а также определяющий направление его развития.

Р. Декарт создает новое понимание процесса познания, тесно связывая его с вопросом о способе конкретного достижения наиболее истинного, т.е. наиболее достоверного познания. Главный принцип Декарта – «во всем сомневаться» – становится определенной предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью достоверности. Исходя из этого основным видом познания, по Декарту, является
рациональное познание, инструментом которого служит разум.

Философия, по признанию Декарта, позволяет рассуждать о видимости истины любых материй, но, хотя она и разрабатывается в течение многих веков превосходнейшими умами, «в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным». Декарт приходит к выводу, что только математика обеспечивает надежный путь к истине, т.к. она позволяет «объяснить все явления природы и привести доказательства, не оставляющие сомнений».

Объективный мир, по Декарту, – это застывшее пространство, воплощенное в геометрии, и поэтому свойства его должны быть выводимы из первых принципов геометрии. Декарт пытается объяснить, почему реальный мир вообще подвластен математическому описанию:

а) наиболее глубокими и надежными свойствами материиявляются форма и протяженностьв пространстве и движениев пространстве и во времени: «дайте мне протяженность и движение, и я построю Вселенную»;

б) применять математический метод для установления истины надлежит потому, что «это более мощный инструмент познания, чем все остальные, что дала нам человеческая деятельность, ибо он служит источником остального».

Исследуя математический метод, Декарт в своем «Рассуждении о методе» выделяет следующие четыре правила, которые гарантируют получение точного знания:

1) избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму так ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению;

2) делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить;

3) руководить ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном порядке вещей не предшествуют друг другу;

4) делать всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

По Декарту, существуют только два акта мышления, позволяющие нам достичь знания без опасения впасть в ошибку: интуиция и дедукция. Поскольку Бог не стал бы обманывать нас и вводить в заблуждение, мы можем быть уверены, что истины, ясно и четко познаваемые нашим рассудком, и дедуктивные умозаключения, выводимые из этих истин путем чисто логических построений, действительно применимы к реальному миру.