Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Философские школы эллинистической эпохи (338–146 гг. до н.э.)
1. Средневековая европейская философия (V–XV вв.)
2. Философия Ренессанса или эпоха Возрождения.
Французская философия XVIII века.
1. Немецкая классическая философия.
3. Иррационализм как философское направление
3. Иррационализм как философское направление
Иррационализмкак философское направление не может быть связан ни с какими-то конкретно-историческими процессами, т.к. в его концепциях, школах, течениях выражаются такие стороны бытия и мироощущения человека, которые не могут быть выражены в рамках рационализма.
Идейные и социальные причины развития иррационализма в середине XIX века определяются неустойчивостью социального бытия человека, связанного, прежде всего, с развитием капиталистических буржуазных отношений, что превращается в иррационализме в онтологическую неуравновешенность всего мироздания и отрицание упорядоченного, законообразного устройства мира.
На основании этого положения происходит переосмысление рационалистической концепции отношения человека к окружающей действительности.
1. Все формы рационального, целесообразного отношения человека к миру объявляются в иррационализме производными от первоначальной, досознательной основы, поэтому духовное отождествляется со спонтанными, бессознательными импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практическими структурами субъекта. В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта и какая ему дается интерпретация, возникают различные системы и школы иррационализма: «философия воли» (А. Шопенгауэр); «философия жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-Б. Сартр).
2. Рационалистическая установка на то, что окружающий мир (природа и различные сферы общественной жизни) доступен мыслящей субстанции и познание может дать ориентиры для человеческой деятельности, в иррационалистических учениях тесно связана с отрицанием как познавательной, так и деятельной активности субъекта, поэтому задачу философии представители иррационализма видят не в познании законов объективного мира, а в определении форм и нормы построения субъективного мира личности, в утверждении ее внутренней духовно-нравственной жизни.
Таким образом, неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм определяют основные черты философского иррационализма XIX–XX веков:
а) выработка эмоционально-нравственных установок, служащих для ориентирования человека в межличностных ситуациях, поэтому на смену субъект-объектным отношениям, характерным для рационализма, иррационализм выдвигает субъект-субъектные, а человек рассматривается главным образом как субъект общения;
б) человек рассматривается как субъективно заинтересованное в целях и задачах своей деятельности существо; поэтому проблема объективности познания заменяется проблемой оценивания мира с точки зрения условий бытия в нем личности, т.е. нравственно-оценочная деятельность человека в иррационализме противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический, в основе которого лежат установки антропологизма;
в) при решении гносеологических проблем решающее значение придается субъективно-психологическим подсознательным факторам человеческого познания, поэтому отрицается рационалистическая установка в способности понятийного мышления адекватно отражать действительность, и на передний план выступают понятия, которые по самой своей природе не могут дать образов внешнего мира, а лишь отражают субъективные переживания личности(любовь, страх, отчаяние, тоска, забота, причастность и др.), которые требуют нерациональных форм и выражения: образов, символов, аллегорий, метафор.
«Философия жизни» и ее разновидности.Это философское направление сложилось в конце XIX века в Германии и Франции. «Философия жизни» обратилась к жизни как к первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и осознания.
Культурно-историческая обусловленностьданного понятия определяет академическую «философию жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер).
Реальная проблема – выявление субъективной стороны исторического процесса, без которой невозможно понять ту или иную материальную форму его выражения. Раскрытие субъективных сторон деятельности людей (побудительных мотивов, идей, эмоций) требует иных методологических принципов, нежели те, которые использовались рационализмом (описание, объяснение, эксперимент).
В. Дильтей(1833–1911 гг.; «Описательная психология»), развивая антитезу «науки о природе» и «науки о духе», видит опору в «описательной психологии», способной постичь «основную душевную связь» с помощью переживания,непосредственного проникновения в суть явлений.
Методологическим принципом философского знания здесь выступает «описательная» психология, а методом исторических наук оказывается
понимание – непосредственное переживаниеисториком событий, которые служат основой истолкования и интерпретации прошлого.
Космологическая трактовкапонятия жизни связана с творческой эволюцией А. Бергсона(1859–1941 гг.). На основе концепции «жизни» он стремился построить картину мира, которая бы по-новому объяснила бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве. В своей работе «Творческая эволюция» (1907 г.) А. Бергсон рисует картину сложной, непрерывной, динамической и органической реальности, представляя весь «организованный мир как гармоническое целое». Стремясь избежать крайностей антисциентизма и не отвергая науку как таковую, он призывает к иной ориентации познания, к созданию познавательных средств, способных постичь эту реальность во всей ее глубине и своеобразии.
Родоначальником «философии жизни» считаетсяФридрих Ницше (1844–1900 гг.). Его учение связано с биологическими трактовками понятия жизни, он считается создателем этической интерпретации «Философии жизни». Основные сочинения: «Так говорил Заратустра» (1883–1885 гг.), «Антихристианин» (1888 г.), «По ту сторону добра и зла» (1888 г.).
Ф. Ницше развивает концепцию «воли и власти» на основе «воли к жизни». Феномен воли интерпретируется как высший принцип бытия и сознания, абсолютизирующий свободу человеческого целеполагания, волеизъявления и действия. Рассматривая их как чисто спонтанные непознаваемые слепые силы, Ницше ставит «Жизнь» на место единого, истинного бытия сущности вещей, которому ранее предписывалось устремлять силы разумения, чаяния и надежды, и рассматривает ее как вечное движение, становление, постоянное течение, лишенное атрибутов бытия. У этого становления нет цели, единства, его нельзя оценивать как истинное или ложное, доброе или злое, поэтому все процессы как физической, так и духовной жизни Ф. Ницше стремится представить как различные модификации действия воли к власти, могуществу.
Теорию познания Ф. Ницше пытается истолковать с позиций влечений и потребностей человека, который стремится навязать свою волю как норму всем другим влечениям. Отсюда в любой философской полемике, с точки зрения Ф. Ницше, речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении, подчинении чужой воли своей.
Рассматривая реальность как неупорядоченный поток становления, Ф. Ницше подчеркивает несоизмеримость создаваемого категориальной схемой языка образа мира с подлинным положением дел, неспособность языка и мышления представить какое-либо знание независимо от самого языка и мышления. Все познавательные категории, этические постулаты, согласно Ф. Ницше, не обладают абсолютной ценностью, а являются просто удачными находками в борьбе за жизнь и власть. Эти находки непроизвольны и связаны с определенными органическими ресурсами человека как вида, с постоянством черт его природы, поэтому могут быть оправданы своей полезностью в рамках общего жизненного процесса, т.к. принадлежат «родовому субъекту», цели и интересы которого в целом скрыты от каждого отдельно взятого индивида. Для последнего же «предрассудки» разума и соответствующие им формы жизни оказываются априорными и принудительными, поэтому он не может не следовать им.
Обращаясь к становлению человеческого общества и культуры, Ф. Ницше выделяет интеллект и фантазию как главные свойства слабого «зоологического вида» (человека), развивая которые, человек успешно справляется с практической задачей выживания. Создание «средств культуры» (языка логики) приводит, по Ф. Ницше, к принципиальному искажению действительности, т.к. по мере их развития происходит полная подмена «жизни», как она есть сама по себе «сущим» (устойчивым и повторяющимся). Этой подменой занимается, по убеждению Ф. Ницше, наука. Конструктивным же началом человеческой культуры, которое гораздо ближе стоит к «жизни», является искусство, которое на ранних этапах человеческой цивилизации играло первостепенную роль по сравнению с наукой. Искусство связано с фантазией, с добровольным стремлением к иллюзии и служит указанием на необходимость преодоления одних и тех же форм жизни и опыта, постоянных черт человеческой природы.
Фатализм «вечного возвращения» должен быть преодолен через преодоление слишком человеческой христианской морали, берущей свое начало в античной культуре (Сократ, Платон) и названной Ф. Ницше апполоновской (размеренность, оформленность). Через преодоление человека лежит путь к человеку, который стоит высоко над нами (он уже не животное, не член стада). Это, по мнению Ф. Ницше, сверхчеловек. Стремясь к сверхчеловеку – существу, которое обладает мощным диониссийским началом (досократовская античность), сильно развитыми инстинктами, силой жизни, – можешь стать человеком в подлинном смысле этого слова. Для сверхчеловека нужна и особая мораль – аристократическая:
а) по отношению друг к другу – снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди;
б) по отношению к «чужим» – свободны от моральных тормозов и руководствуются в своих действиях инстинктами. Сверхчеловек обладает внешними особенностями, стремлением к власти и предназначен к этому самой природой. Но, несмотря на двойную мораль, сверхчеловек Ф. Ницше – это гармоничный человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества, поэтому он занимает у Ф. Ницше место Бога: «Бог умер» и на его место должны прийти сверхчеловеки.
Таким образом, с позиций «философии жизни» жизнь неуловима рассудочными методами и ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания, понимания, интуиции, веры, любви. Отсюда – тесная связь этого философского направления с литературой и искусством, произведения которых объявляются наиболее адекватными средствами постижения и выражения жизни. Представители «философии жизни» часто используют метафорический, афористический стиль выражения, поставив проблему принципиальной невыразимости феноменов жизни в традиционных философских категориях.
Психоаналитическая философия
Иррационалистические тенденции продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Ее основы были заложены З. Фрейдом (1856–1989 гг.) и развиты К.Г. Юнгом (1875–1961 гг.), А. Адлером (1870–1937 гг.), К. Хорни (1885–1958 гг.), Э. Фроммом (1900–1980 гг.).
Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ, который из медицинской методики вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.
Психоаналитическая философия ориентирована прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов психики, принципов развертывания жизнедеятельности индивида и мотивов поведения личности. Основным объектом исследования становится специфическая форма реальности – сфера психического, в рамках которой происходят наиболее существенные процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия.
1.Психоанализ опирается на гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, который обладает реальной значимостью и заметно отличается от процессов сферы сознания. Согласно З. Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: