Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) смена научно-исследовательских программ, которые содержат внутренние (идеи, методологии, методики) и внешние (формы организации науки) факторы, их конкурентная борьба в обхождении эмпирических фактов (И. Локатос);

г) иррационально: новые теории побеждают и получают признание не вследствие рационально обоснованного выбора, не в силу того, что они ближе к истине и наиболее соответствуют фактам, а благодаря пропагандистской деятельности их сторонников, поэтому наука ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии (П. Фейерабенд).


IV. Русская философия


Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она отлична от философии других стран, и это отличие проявлялось на протяжении всей ее истории. Ее отличают глубина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем.

Этапы развития русской философии:

1. Становление русской философии в XI–XVII вв.

2. Русская философия XVII – первой четверти XIX вв.

3. Русская философия XIX – первой половины XX вв.

Русская философия возникла в Киевской Руси в XI в., причем начало процессу было положено принятием христианства русским народом в 988 г. и обретением письменности. Так как в процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант христианства, то в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали теоцентрические тенденции. Под воздействием византийской культуры в религиозно-культурных трактатах В. Мономаха, Сильвестра, Смолятича, Саровского, Филофея затрагивались вопросы добродетели, проблемы государства, права, природы, объяснялось христианство, делались попытки соединения его с язычеством. Вплоть до реформистской деятельности Петра I русская философия осваивала теоцентрические представления, что соответствует периоду западноевропейской средневековой философии.

Средневековая философия на Руси не была сформирована как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, развитие православия (период христианства), становление российской государственности и русской национальности заставили развиваться общественную мысль. До петровского времени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, философия развивалась в рамках византийско-православного богословия.

Следует отметить, что, проходя путь ученичества под влиянием византийской и западноевропейской философии, русская философия приобретала свою специфику. Ее не раз упрекали в огромном влиянии извне, в отсутствии самостоятельности. Знаток русской философии В.В. Зеньковский отвечал на это следующим образом: «Понятие «влияние» может быть применимо лишь там, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности – без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место».


Русская философия как наука и как философское творчество начинается лишь после и на основе петровских преобразований, с середины XVIII в. Это период русского Просвещения, которое не только создало самобытную национальную философию, но и обеспечило быстрый взлет философии XIX в. Реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению с философией Западной Европы. Среди русского дворянства распространилось вольтерьянство с его вольнодумством. Многие увлеклись идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Продолжились поиски философской сути христианства.

Появление оригинальных философских концепций и философских школ связывают со второй четвертью XIX в. В развитие общемировой философии русская мысль внесла оригинальный вклад на рубеже XIX–XX вв. в лице представителей религиозно-идеалистической философии и так называемого русского космизма. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века носит также название русского религиозно-философского ренессанса.

В XX в. русская философия уже не только развивается рядом с западноевропейской философией, но начинает постепенно выходить на путь мирового влияния.

Каковы же характерные черты русской философии?

1. Следование идеалу цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов, а также В.С. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского и др. Целостность – единство всех сторон реальности.

2. Русская мысль историософична, т.е. она постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории. Внимание к философии истории, очевидно, коренится в духовных установках, которые исходят из российского прошлого, от общенациональных особенностей «русской души».

3. Антропоцентризм (В.В. Зеньковский), поскольку он больше всего занят темой о человеке, о его судьбе, о смысле и цели его жизни.

4. Доминирование (даже в отвлеченных проблемах) моральной установки. Это один из самых действенных и творческих истоков русской философии. «Панморализм», который выражен в философских трудах Л.Н Толстого, может быть найден почти у всех русских мыслителей.


5. Приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу, получившие название соборности. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений.

6. Стремление придать философским идеям прикладной характер, т.е. использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности. Привнесение в философское творчество некой внутренней цензуры, отбрасывающей то, что представляется «опасным» в прикладной сфере, т.е. невозможность «разделить» теоретическую и практическую сферы.

7. Стремление соединить теоретический и нравственно религиозный опыт, т.е. истинность сблизить с праведностью.

Становление русской философии в XI–XVII вв.


Появление первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называют по-разному: древней русской философией, подготовительным периодом или прологом, русской средневековой философией, философией допетровского периода.

Этот этап включает два периода: древнерусский, связанный с культурой Киевской Руси, и средневеково-русский, относящийся к культуре Московской Руси.

Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому средневековью с его религиозной направленностью. Главной особенностью этого времени является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения, поскольку центрами духовной жизни в этот период являются монастыри.

С самого начала своего зарождения русская философия тесно связана с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси в процессе христианизации. Изначально русская философия восприняла ряд черт славянского языческого мировоззрения и культуры. Вместе с тем она получила много идей и концепций античной философии через Византию.

Характерным для этого периода стало выражение «мировоззрения в красках», как писал о русской иконе Е. Трубецкой. Полной глубокого философского смысла и мировоззренческой направленности явилась иконописная работа А. Рублева «Троица».

В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствуют патриотизм и историческая глубина. В сочинении первого древнерусского философа – киевского митрополита Иллариона (XI в.) – «Слово о законе и благодати» содержатся глубокие размышления о судьбе России, о высоком предназначении Нового Завета (закон и благодать). Он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света. Набором правил практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053–1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом. В начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва – третий Рим». В ней утверждалось, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции. Россия объявляется центром православия, а светская власть – его оплотом.