Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Философские школы эллинистической эпохи (338–146 гг. до н.э.)
1. Средневековая европейская философия (V–XV вв.)
2. Философия Ренессанса или эпоха Возрождения.
Французская философия XVIII века.
1. Немецкая классическая философия.
3. Иррационализм как философское направление
III. Философская культура конца XVIII – XX вв.
1. Немецкая классическая философия.
Немецкая классическая философия занимает период времени от середины XVIII в. до 70-х годов ХIХ в. Она представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Немецкая классическая философия представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724 - 1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872).
Немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «душой» культуры.
2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.
3. Все представители немецкой классической философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей.
4. Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
Иммануил Кант(1724–1804 гг.) (г. Кенигсберг). Основные сочинения: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1785 г.), «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), « Критика способности суждения» (1790 г.).
«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» – этими словами И. Кант («Критика чистого разума») выражает два основных направления и два основных источника своей философии:
1) развитие естествознания XVII в. (в т.ч. механики И. Ньютона), которое было для него предпосылкой теоретической философии и философским обоснованием законов естественного процесса;
2) разработка моральной философии, которую он называет «практической» (от «праксис» – поведение, действие) и обосновывает в ней степень человеческого достоинства и равенства людей.
1. Решая задачи философии своего времени, И. Кант подверг бескомпромиссной критике старую метафизическую философию. Философию И. Канта называют критической, что отражает ее основной принцип. В чем
сутьэтой критики? Науку и разум критиковали задолго до Канта, философия всегда стремилась разрушить доверчивый реализм обыкновенного сознания и доказать, что наша мысль в своих представлениях о внешнем мире связана с субъективными свойствами и границами. Кант пошел дальше.
Во-первых, он уничтожил наивную веру в то, что познающий разум отражает какой-то независимый от него мир, с которым наше познание должно сообразовываться – такого мира, такого внешнего, вне нас находящегося оригинала мы не знаем, т.е. наше познание не представляет собой отражение мира.
Во-вторых, тот мир, который мы ошибочно принимаем за внешний для нас, и подлежащий отражению в нашем духе, по мнению Канта, есть уже построение разума, продукт его деятельности.
В-третьих, Кант не отрицает, что за этим построением в действительности нет никаких реальных объектов, они существуют, но для познания нашего, которое воспринимает всегда только отношение их к нам, они остаются сами по себе, совершенно недоступными.
Таким образом, объективная действительность в философии И. Канта скрыта в так называемой «вещи в себе», но она освещается светом разума и в этом смысле становится нам близкой и доступной.
При таком выводе истина,которая является целью процесса познания, приобретает новую форму: не согласованность представлений с предметами, а только согласие разума с самим собою, т.к. мы не можем руководствоваться в отыскании истины стремлением сообразоваться с тем, чего мы не знаем и никогда не будем знать. Задача разума – собрать воедино все частные и отрывочные восприятия и согласовать их между собой. Поэтому деятельность разума – источник истины; и единство воспринимающей деятельности духа – разгадка нашего познания.
В этом – основной результат теоретической философии И Канта, который он сам определил в предисловии ко второму изданию «Критики чистого разума» как коперниканский переворот в философии: философия должна выявлятьне абсолютные истины о мире, выступающие как предельные основания всякого опыта, а условия и основания самого опыта, коренящиеся в деятельности сознания.
Таким образом, философское открытие И. Канта состоит в том, что основу научного познания он усмотрел не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей гуманизированные объекты.
Основная цель критической философии И. Канта –
определение границ нашего познания:
1) наши теоретические заключения ограничены субъективной способностью восприятий, т.е. чувственным уровнем, за пределы которого мы не можем выйти;
2) объективность познания есть не что иное, как всеобщая субъективность, она является результатом некоторых общих форм мысли, с одинаковой необходимостью присущих всем людям, т.е. познание, кроме чувственного, имеет еще один источник – априорный (до опыта), который также имеет двойственный характер –
а) интеллектуальные синтезы или категории;
б) время и пространство как априорные формы чувственности;
3) научная истина получается от приближения априорных форм к материалу чувственных восприятий, и в этом заключается новое ограничение для субъекта познания, который не может строить выводы за выводами, утверждая их необходимость из логических оснований, т.е. без материала, даваемого чувственными представлениями, разум работать не может, так как отрывается от твердой почвы опыта.
Такова сфера теоретического познания. Человеческий разум здесь связан и ограничен, он вносит сюда закон и порядок, но в узких пределах чувственного мира и субъективно воспринимаемых явлений.
2. Вторая проблема, которую решает И. Кант в своей философии – проблема свободы:
а) из человеческой способности к свободному поведению И. Кант выводит взаимное равенство всех людей;
б) он обосновывает человеческую свободу господством людей и их правом распоряжаться вещами.
И. Кант отходит от натуралистической концепции детерминации нашей свободы скрытыми психологическими причинами. Он выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек – это существо, которое преобразовало свои естественные стремления.
Основным проявлением свободы И. Кант считает:
а) самоограничение собственного произвола;
б) уважение к свободе остальных.
Ж.-Ж. Руссо, на которого равняется И Кант, разрешил возможность свободы в обществе тем, что включил в автономную мотивацию поведения индивида уважение к другим, равным ему существам. Эта сущность «всеобщей воли» Ж.-Ж. Руссо переходит у И. Канта в нравственный закон – «категорический императив».
Характерные черты моральной теории И. Канта:
1) этическая проблема рассматривается независимо от теоретических посылок: «мораль коренится в понятии человека как существа, которое своим разумом связано с необусловленными законами. Человек поэтому не нуждается ни в коем случае в религии, но он полностью самодостаточен чистому практическому разуму»;
2) наша свобода зависит от того, что связь между чувственными стимулами и поведением не имеет характера прямой необходимости, но выступает как обусловленность;
3) человек, как существо, способное к автономной мотивации, является «целью в себе», тогда как остальные животные суть лишь простые средства;
4) свобода провозглашается «договором существования» нравственного закона.
Нравственный закон И. Кант формулирует следующим образом: поведение человека, мое поведение, согласно нравственному закону мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средствами для деятельности кого-то другого. Поэтому формула категорического императива звучит следующим образом: «... поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство».
Этот закон построен на дуализме:
а) естественного характера человека и
б) обязанности, которая вытекает из того, что человек является существом, способным к свободному решению, чем он и возвышается над природой.
Таким образом, нравственное поведение выступает как ограничение личного эгоизма, вытекающего из инстинкта самосохранения относительно аналогичной ценности других, и звучит так: «поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом».
И. Кант убежден, что знание закона не является проблемой. Закон знает каждый априори, т.е. знание закона не обусловлено воспитанием или образованием, оно не обусловлено даже прямым познанием.
3. Человека И. Кант характеризует двойственно:
1) как часть чувственного мира, человек подчинен причинной закономерности, необходимости, поэтому как обладатель рассудка является законодателем подвластного ему мира явлений;
2) как носитель духовного начала, он примыкает к сверхъестественному миру высших нравственных ценностей и идеалов, поэтому как обладатель чистого разума и воли является законодателем нравственного мира свободы и абсолютных ценностей.
Таким образом, по И. Канту, человек – целостное биологическое существо, принадлежащее и к миру природного, и к сфере нравственного и свободного.
Только человек, как мыслящее существо, своим разумом сам определяющий себе цели, может быть, по его мнению, идеалом красоты и совершенства. О человеке как моральном существе уже нельзя спрашивать, считает И. Кант, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить свою природу