Файл: 1. Специфические признаки финансов и функции финансов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Специфические признаки финансов и функции финансов
4. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса
5. Возникновение финансов в условиях товарного производства
6. Роль финансов в государственном регулировании социального и экономического развития
7. Состояние финансов России на современном этапе
8. Финансовая политика государства
9. Финансовое планирование. Виды финансовых планов
10. Финансово-кредитный механизм
13. Финансовая политика современной России
14. Система финансового контроля России и ее недостатки
15. Становление аудиторского контроля на России.
16. Финансы предприятия, их сущность, функции и организация
17. Состав, характеристика и классификация денежных поступлений предприятия
18. Собственные и заемные средства предприятия
19. Выручка от реализации, ее распределение
20. Экономическое содержание прибыли предприятия
21. Оборотные средства предприятия
22. Показатели состояния эффективности использования оборотных средств
23. Основные средства, их состав
24. Система показателей оценки финансового состояния. Ликвидность и платежеспособность предприятия
25. Организация финансовой работы на предприятии
26. Кругооборот средств предприятия и необходимость привлечения кредитов
27. Сущность и функции налогов
29. Прямое налогообложение на России и его виды
30. Косвенные налоги и их характеристика
32. Налоговая политика России на современном этапе
33. Бюджет как экономическая и юридическая категория
34. Бюджетное устройство и бюджетная система России
35. Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса
36. Бюджетное регулирование России на современном этапе
37. Взаимосвязь бюджета, бюджетной политики и бюджетного механизма
38. Роль бюджетного регулирования в сбалансированности бюджетов разных уровней
39. Экономическая сущность и источники формирования доходов и расходов бюджета
40. Основные направления использования бюджетных средств
41. Причины возникновения и источники покрытия бюджетного дефицита
42. Причины возникновения и источники покрытия бюджетного дефицита в России
43. Сущность и состав местных финансов
44. Основные направления расходования средств местных бюджетов
45. Сущность и роль местных финансов в экономическом и социальном развитии регионов
46. Местные бюджеты – главная финансовая база местных органов власти
47. Экономическая сущность и значение государственного кредита
48. Виды и формы государственного кредита.
49. Государственные займы. Источники погашения
50. Государственный долг РФ: текущее состояние
51. Управление государственным долгом
52. Заемная деятельность России на внутреннем и внешнем рынке.
53. Проблемы управления государственным долгом России.
54. Место и значение страхования в финансовой системе России
56. Организация социального страхования в России
57. Имущественное страхование, его развитие на современном этапе
58. Сущность и структура финансового рынка
62. Экономические условия функционирования финансового рынка в России
63. Становление и проблемы развития фондовых бирж в России
64. Финансовые посредники на фондовом рынке
65. Особенности англосаксонской и континентальной модели организации финансовой системы
66.Современные тенденции развития банковского рынка
1. Специфические признаки финансов и функции финансов
Финансы — это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции:
1) распределительную (участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и Национального дохода);
2) контрольную (Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ и т.д.).
Специфические признаки:
- всегда носят денежный характер
- всегда присутствует государство
- всегда отношения носят распределительный характер,
- всегда отношения между собственниками.
В целом роль финансов в обществе заключается в следующем:
1) финансы обеспечивают кругообращение финансовых ресурсов;
2) обеспечивают распределение ВВП;
3) осуществляют перераспределение первичных и вторичных доходов между отраслями, регионами, слоями населения, юридическими и физическими лицами;
4) финансовые показатели являются индикаторами экономического и социального уровня развития общества, субъектов хозяйствования;
5) контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов в государстве.
2. Функции финансов
Распределительная. Распределение национального дохода заключается в создании основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы: а) зарплата рабочих и служащих, б) доходы фермеров, занятых в сфере материального производства.
Контрольная. Финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Регулирующая (стимулирующая). Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налогообложение, кредитование, денежно-кредитную политику и др.) в процесс воспроизводства.
3. Финансовая система России
Финансовая система - совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, государства. Финансы состоят из двух звеньев:
> централизованные (федеральные) финансы;
> финансы хозяйствующего субъекта (децентрализованные).
Финансовая система:
> государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные финансы;
> финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
> финансы страхования;
> кредитно-банковская система.
Государственные и муниципальные финансы:
1) бюджетная система, которая в свою очередь состоит из федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов);
2) внебюджетные фонды;
3) государственный кредит.
Финансы хозяйствующих субъектов:
1) коммерческие предприятия и организации;
2) финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);
3) некоммерческие организации.
4) домашнее хозяйство.
Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Они создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Они включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят задачу получения прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.
Централизованные финансы – главная часть финансовой системы страны. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом образуют бюджетную систему страны.
4. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Формируются финансовые ресурсы во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения. Процесс воспроизводства включает 4 стадии: производство, распределение, обмен, потребление, которые тесно переплетены, взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одновременно. Нормальный воспроизводственный процесс возможен только при полном обеспечении его необходимыми финансовыми ресурсами.
5. Возникновение финансов в условиях товарного производства
Происхождение финансов связывают с развитием товарно-денежных отношений и образованием государственного аппарата, который должен обеспечивать такие функции как затраты на ведение войн, содержание чиновников, строительство общественных сооружений и т. д. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяется природой государства и его функциями.
Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в случае возникновения определенных исторических событий:
1) В результате первых буржуазных революций была существенно ограничена власть монахов. Главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Последняя стала общегосударственным фондом денежных средств - бюджетом.
2) Формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением
3) Налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме. Если раннее государственные доходы формировались преимущественно за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то к концу 19 - началу 20 века на долю денежных налогов приходилось 80-90% всех доходов бюджета.
6. Роль финансов в государственном регулировании социального и экономического развития
Государственные финансы традиционно понимаются как инструмент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций, с помощью которого органы государственного управления аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Основным финансовым фондом страны является государственный бюджет. Наряду с бюджетом существенную роль играют внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений.
Государство осуществляет свои функции не в целях получения коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного или индивидуального потребления домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами - с другой - по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.
Важнейшим направлением государственного воздействия на экономику посредством государственных финансов является политика в области доходов (прежде всего налоговая политика) и расходов, способов финансирования дефицита бюджета и управления государственным долгом. Проводимая государством бюджетная политика должна обеспечивать поддержание адекватных экономическим условиям темпов экономического роста, ограничение социального неравенства, эффективность государственных расходов. Благоприятное воздействие государственных финансов на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования финансовых ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения уровня и условий жизни населения. Позитивное воздействие на производство, накопление капитала и развитие человеческого капитала является одной из центральных задач государственных финансов.