Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Структуре численности грузового автопарка по грузоподъемности
Структура грузовпо порциям
too- |
к-з „Победа" |
• |
к j им. Свердлова |
go- |
с-з„ вогдйновскии"\ |
£70]
1 5 0 ]
о |
1 |
|
|
|
|
I I I , |
| | | . |
|
^ 5: ^ I |
fell^ ^ з |
f |
Рис. 9. Распределение грузов по возможным порциям их транспортировки и структура грузового автопарка по грузоподъемности машин.
77
бнутрихозяйственные перевозки в//ехозяйсп?ве//Нб/е перевозки овщий объем перевозок
дО500 500- /ООО- 1500- 2000- |
2500- 3000-3500- 4000- |
4-500- 50005500- >6000 |
||||
WOO /500 |
2000 |
2500 |
3000 3500 4000 |
4500 |
5000 |
5500 6000 |
Вес порции грузов, кг
Однако, структура грузов по порционное™ весьма различна в зависимости от видов их перевозок. Выяв ленная нами зависимость здесь такова: по внутрихозяй ственным перевозкам сравнительно более высокий удель
ный вес |
занимают среднепорционные, |
мелкопорционные |
и особо |
мелкопорционные грузы, а |
по внехозяйствен- |
ным перевозкам, наоборот, доля мелкопорционных и осо бо мелкопорционных грузов незначительна, но зато уве личиваются крупнопорционные и особо крупнопорцион-
кые грузы. Сказанное |
иллюстрирует |
график |
на |
рисун |
|
ке 10. |
|
|
|
|
|
Таким |
образом, на |
основании |
вышеизложенного |
||
можно сделать вывод о том, что оптимизация |
количест |
||||
венного и |
качественного состава транспортных |
средств |
|||
в колхозах |
и совхозах |
должна базироваться |
не |
только |
на правильно обоснованном объеме грузоперевозок в соответствии с дальнейшим ростом интенсификации и углублением специализации производства. Не менее важ ное значение имеет точное прогнозирование структуры грузоперевозок, их основных параметров с учетом кон кретных особенностей отдельных сельскохозяйственных предприятий.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Использование грузового автомобильного транспорта и резервы повышения
его эффективности в колхозах и совхозах
Технические средства, в том числе транспортные ре сурсы, создаваемые за счет капитальных вложений, на правлены на повышение производительности обществен ного труда, и поэтому их эффективность определяется тем, в какой мере они содействуют экономии затрат жи вого и овеществленного труда и на этой основе сниже нию стоимости продукции.
Наиболее важным методологическим вопросом ана лиза использования сельскохозяйственной техники, в том числе сельскохозяйственного транспорта, является выбор показателей и обоснование методики исчисления их величины. Бесспорно то, что всесторонняя комплек сная оценка эффективности использования машин не может быть дана на основе одного какого-то «универ сального» показателя, а необходима для этого система показателей.
Такой точки зрения придерживается большинство ис следователей по данному вопросу. Но рекомендуемые ими различные системы отличаются между собой не только содержанием, но и резким колебанием числа показателей — от б до 25.
На наш взгляд, число показателей в такой системе должно определяться небходимостыо выявить только на иболее существенные стороны, характеризующие уровень эффективности использования транспортных средств.
80
Вместе с тем назначение каждого из показателей в этой системе не может быть одинаковым. Одни показа тели будут частными, а другие — обобщающими. Не сле
дует их противопоставлять, они не только не |
исключа |
ют, а дополняют друг друга, взаимосвязаны |
и взаимо |
зависимы. Вез обобщающих показателей не может быть дана оценка эффективности использования транспорта в целом, а частные показатели важны тем, что их ана лиз вскрывает значение отдельных факторов и направ лений повышения эффективности использования тран спорта.
В конкретных условиях колхозов и совхозов конеч ная задача внутрихозяйственной транспортной службы неотделима от общих задач хозяйства. Значит, улучше ние показателей использования транспортных средств не является самоцелью, а должно служить одним из важных путей повышения экономической эффективно сти сельскохозяйственного производства. Основное на значение анализа состоит в том, чтобы не только ус тановить степень фактического использования самих транспортных средств и вскрыть резервы ее роста в бу
дущем, но и точно определить влияние |
транспорта на |
формирование конечной эффективности |
производства. |
Этому основному назначению должны |
соответствовать |
и показатели эффективности его использования и ме тодика исчисления этих показателей.
В последние годы отдельные авторы рекомендуют целый ряд новых показателей, которые характеризовали бы уровень использования машин по результатам основ ного производства. Бесспорными уже стали, в частности, такие показатели, как выход продукции на физическую единицу технических средств и на 1000 рублей их сто имости.
На основе критического изучения рекомендованных систем показателей нами для всесторонней комплексной оценки эффективности использования внутрихозяйствен ного транспорта как важной составной части техниче ских средств в сельском хозяйстве, предложены следую щие показатели, которые сведены в систему и разделе ны на три группы (рис. 11).
Эта система дает четкое разграничение отдельных групп показателей по идентичности их содержания и по выполняемой ими роли на разных этапах комплексного
81
ТехникО'Эксплу- |
|
Промежуточ |
|
Конечные |
атационные |
|
ные экономи |
|
экономичес |
показате |
|
ческие пока |
|
кие показате- |
ли |
|
затели |
|
ли |
Коэффициент |
, |
У |
, |
t |
|
Часовая произ |
|
Затрать/труда |
|
техническойго- |
|
водительность |
|
на 1га.на Ус |
транспортного |
|
ловную головуи |
||
товностипарка |
агрегата втон |
наединицупродукц. |
||
|
|
нах и ткм |
|
|
Коэффициент |
|
|
|
Производственные |
|
|
затрать/на 1га,т |
||
выпуска ма |
ДнеВная произво /условную голову |
|||
шин налинию |
дительность |
ина единицу |
||
|
продукции . |
|||
|
транспортного |
|
|
|
|
|
агрегата втон |
|
|
Коэффициент |
|
нах и ткм |
|
Удельный вес |
использованиягру |
|
|
|
транспортных |
зоподъемности |
|
|
|
расходовВ об- |
|
|
Годовая произ |
|
щих затратах |
|
водительность |
|
|
|
Коэффициент |
транспортного |
|
Валовая продук- |
|
|
агрегата б |
|
цияна/рубль |
|
использования |
|
тоннах и ткм |
транспортныхзат- |
|
пробега |
|
|
рат,наединицу. |
|
|
|
|
транспортныхработ |
|
Использование |
|
Затратытру |
|
Валовая продук |
|
да на перевозку |
|
||
|
|
цияночоооруб |
||
нарядного |
|
1тонны груза |
лейстоимости |
|
бремени |
|
и на 10 ткм |
транспортных |
|
|
|
|
средств |
Техническая и эксплуатацион ная скорость
Себестоимость |
[Валоваяпродук |
перевозки /тон |
ция на /физичес- |
ны груза и |
куюединицу |
транспортных |
|
10 ткм |
средств |
Рис. 11. Система показателей эффективности использования сельскохозяйственного транспорта.
82
анализа использования внутрихозяйственного транспор та, ясно выражает направления взаимосвязи и зависи мости между различными группами показателей. При менение ее обеспечивает целеустремленность анализа, позволяет выявить не только степень реализации зало женных в самих машинах технико-эксплуатационных па раметров на практике, но и изменение уровня произво дительности живого и овеществленного труда как в са мом транспортном процессе, так и в сфере использова ния транспортных средств. В конечных экономических показателях находит выражение и качество выполнения транспортных работ, ибо перевозки грузов своевремен но и в полном объеме в соответствии с принятой техно логией и организацией производства являются одним из факторов увеличения валовой продукции в колхозах и совхозах.
Среди различных видов транспорта особое место за нимает автомобильный. Сейчас он является самым необ ходимым для обеспечения ритмичности функциониро вания любой отрасли народного хозяйства. Это объясня ется определенными преимуществами его по срав нению с другими видами транспорта. Автомобили обла дают большой маневренностью и высокой подвижностью. Они способны доставлять грузы к любой, даже самой мелкой грузообразующей или грузопоглощающей точке.
Грузовой автотранспорт как наиболее скоростной и маневренный вид транспорта имеет большие преимуще ства и достаточно высокую эффективность особенно в условиях сельского хозяйства, где многочисленные грузообразующие и грузопоглощающие пункты значитель но разобщены и удалены друг от друга. Это одна из причин, почему преобладающая часть грузового авто парка сельского хозяйства сосредоточена непосредст венно в колхозах и совхозах и темпы его роста здесь сравнительно высоки.
В целях выявления общей картины нами проведен анализ использования грузового автомобильного тран спорта в колхозах и совхозах края в целом, без детали зации его в разрезе отдельных хозяйств. Основной вы вод, полученный при этом, состоит в том, что в послед ние годы рост численности грузового автопарка здесь не обеспечивает соответствующего увеличения объема автотранспортных работ. Это видно, в частности, из
83
графического сопоставления динамики соответствующих показателей за период с 1965 по 1У/2 год (рис. 12J.
Диспропорция между ростом численности грузовых автомооилей и темпами изменения ооъемов грузопере возок в колхозах и совхозах края объясняется прежде всего тем, что основные технико-эксплуатационные пока затели использования подвижного состава, за некоторы ми исключениями не только не повышаются, а в ряде случаев даже ухудшаются. Кстати, уровень их здесь значительно ниже, чем в специализированных государст венных автотранспортных предприятиях, хотя методиче ски такое сравнение не совсем правомерно.
Медленный рост, а точнее, снижение технико-эксплу атационных показателей—главная причина значительно го ухудшения промежуточных экономических показа телей использования грузового автопарка в колхозах и совхозах края. 1ак, например, за указанный период вре мени производительность его падает, а автотранспорт ные затраты на единицу перевозок повышаются, что, в свою очередь, обусловливает снижение конечных эконо мических показателей, в частности, рост себестоимости продукции и уменьшение рентабельности ее производ ства.
За небольшими отклонениями такое положение в принципе характерно и для совхозов края. Разумеется, рост себесгоимости транспортных работ частично ооъясняется некоторыми объективными причинами, напри мер, в последнее десятилетие дважды повышались оп товые цены на топливо и запчасти, систематически уве личивалась и номинальная оплата труда работников сельского хозяйства. Но тем не менее это один из са мых отрицательных моментов в использовании тран спорта, оказывающих негативное влияние на состояние экономии хозяйств.
Следует особо подчеркнуть, что снижение эффектив ности использования автомобильного парка происходит на фоне общего значительного улучшения эксплуатаци онных условий в сельском хозяйстве. '1ак, в последние годы повысились темпы и масштабы дорожного строи тельства, несколько поднялся уровень механизации по- грузочно-разгрузочных операций, выросла квалификация работников, и, главное, с каждым годом автомобили все больше переключаются на выполнение грузоперевозок
84