Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структуре численности грузового автопарка по грузоподъемности

Структура грузовпо порциям

too-

к-з „Победа"

к j им. Свердлова

go-

с-з„ вогдйновскии"\

£70]

1 5 0 ]

о

1

 

 

 

I I I ,

| | | .

 

^ 5: ^ I

fell^ ^ з

f

Рис. 9. Распределение грузов по возможным порциям их транспортировки и структура грузового автопарка по грузоподъемности машин.

77

бнутрихозяйственные перевозки в//ехозяйсп?ве//Нб/е перевозки овщий объем перевозок

дО500 500- /ООО- 1500- 2000-

2500- 3000-3500- 4000-

4-500- 50005500- >6000

WOO /500

2000

2500

3000 3500 4000

4500

5000

5500 6000

Вес порции грузов, кг

Однако, структура грузов по порционное™ весьма различна в зависимости от видов их перевозок. Выяв­ ленная нами зависимость здесь такова: по внутрихозяй­ ственным перевозкам сравнительно более высокий удель­

ный вес

занимают среднепорционные,

мелкопорционные

и особо

мелкопорционные грузы, а

по внехозяйствен-

ным перевозкам, наоборот, доля мелкопорционных и осо­ бо мелкопорционных грузов незначительна, но зато уве­ личиваются крупнопорционные и особо крупнопорцион-

кые грузы. Сказанное

иллюстрирует

график

на

рисун­

ке 10.

 

 

 

 

 

Таким

образом, на

основании

вышеизложенного

можно сделать вывод о том, что оптимизация

количест­

венного и

качественного состава транспортных

средств

в колхозах

и совхозах

должна базироваться

не

только

на правильно обоснованном объеме грузоперевозок в соответствии с дальнейшим ростом интенсификации и углублением специализации производства. Не менее важ­ ное значение имеет точное прогнозирование структуры грузоперевозок, их основных параметров с учетом кон­ кретных особенностей отдельных сельскохозяйственных предприятий.



ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Использование грузового автомобильного транспорта и резервы повышения

его эффективности в колхозах и совхозах

Технические средства, в том числе транспортные ре­ сурсы, создаваемые за счет капитальных вложений, на­ правлены на повышение производительности обществен­ ного труда, и поэтому их эффективность определяется тем, в какой мере они содействуют экономии затрат жи­ вого и овеществленного труда и на этой основе сниже­ нию стоимости продукции.

Наиболее важным методологическим вопросом ана­ лиза использования сельскохозяйственной техники, в том числе сельскохозяйственного транспорта, является выбор показателей и обоснование методики исчисления их величины. Бесспорно то, что всесторонняя комплек­ сная оценка эффективности использования машин не может быть дана на основе одного какого-то «универ­ сального» показателя, а необходима для этого система показателей.

Такой точки зрения придерживается большинство ис­ следователей по данному вопросу. Но рекомендуемые ими различные системы отличаются между собой не только содержанием, но и резким колебанием числа показателей — от б до 25.

На наш взгляд, число показателей в такой системе должно определяться небходимостыо выявить только на­ иболее существенные стороны, характеризующие уровень эффективности использования транспортных средств.

80

Вместе с тем назначение каждого из показателей в этой системе не может быть одинаковым. Одни показа­ тели будут частными, а другие — обобщающими. Не сле­

дует их противопоставлять, они не только не

исключа­

ют, а дополняют друг друга, взаимосвязаны

и взаимо­

зависимы. Вез обобщающих показателей не может быть дана оценка эффективности использования транспорта в целом, а частные показатели важны тем, что их ана­ лиз вскрывает значение отдельных факторов и направ­ лений повышения эффективности использования тран­ спорта.

В конкретных условиях колхозов и совхозов конеч­ ная задача внутрихозяйственной транспортной службы неотделима от общих задач хозяйства. Значит, улучше­ ние показателей использования транспортных средств не является самоцелью, а должно служить одним из важных путей повышения экономической эффективно­ сти сельскохозяйственного производства. Основное на­ значение анализа состоит в том, чтобы не только ус­ тановить степень фактического использования самих транспортных средств и вскрыть резервы ее роста в бу­

дущем, но и точно определить влияние

транспорта на

формирование конечной эффективности

производства.

Этому основному назначению должны

соответствовать

и показатели эффективности его использования и ме­ тодика исчисления этих показателей.

В последние годы отдельные авторы рекомендуют целый ряд новых показателей, которые характеризовали бы уровень использования машин по результатам основ­ ного производства. Бесспорными уже стали, в частности, такие показатели, как выход продукции на физическую единицу технических средств и на 1000 рублей их сто­ имости.

На основе критического изучения рекомендованных систем показателей нами для всесторонней комплексной оценки эффективности использования внутрихозяйствен­ ного транспорта как важной составной части техниче­ ских средств в сельском хозяйстве, предложены следую­ щие показатели, которые сведены в систему и разделе­ ны на три группы (рис. 11).

Эта система дает четкое разграничение отдельных групп показателей по идентичности их содержания и по выполняемой ими роли на разных этапах комплексного

81


ТехникО'Эксплу-

 

Промежуточ­

 

Конечные

атационные

 

ные экономи­

 

экономичес­

показате­

 

ческие пока­

 

кие показате-

ли

 

затели

 

ли

Коэффициент

,

У

,

t

 

Часовая произ­

 

Затрать/труда

техническойго-

 

водительность

 

на 1га.на Ус­

транспортного

 

ловную головуи

товностипарка

агрегата втон­

наединицупродукц.

 

 

нах и ткм

 

 

Коэффициент

 

 

 

Производственные

 

 

затрать/на 1га,т

выпуска ма­

ДнеВная произво­ /условную голову

шин налинию

дительность

ина единицу

 

продукции .

 

транспортного

 

 

 

 

агрегата втон­

 

 

Коэффициент

 

нах и ткм

 

Удельный вес

использованиягру

 

 

 

транспортных

зоподъемности

 

 

 

расходовВ об-

 

 

Годовая произ­

 

щих затратах

 

водительность

 

 

Коэффициент

транспортного

 

Валовая продук-

 

агрегата б

 

цияна/рубль

использования

 

тоннах и ткм

транспортныхзат-

пробега

 

 

рат,наединицу.

 

 

 

транспортныхработ

Использование

 

Затратытру­

 

Валовая продук­

 

да на перевозку

 

 

 

цияночоооруб­

нарядного

 

1тонны груза

лейстоимости

бремени

 

и на 10 ткм

транспортных

 

 

 

средств

Техническая и эксплуатацион­ ная скорость

Себестоимость

[Валоваяпродук­

перевозки /тон­

ция на /физичес-

ны груза и

куюединицу

транспортных

10 ткм

средств

Рис. 11. Система показателей эффективности использования сельскохозяйственного транспорта.

82


анализа использования внутрихозяйственного транспор­ та, ясно выражает направления взаимосвязи и зависи­ мости между различными группами показателей. При­ менение ее обеспечивает целеустремленность анализа, позволяет выявить не только степень реализации зало­ женных в самих машинах технико-эксплуатационных па­ раметров на практике, но и изменение уровня произво­ дительности живого и овеществленного труда как в са­ мом транспортном процессе, так и в сфере использова­ ния транспортных средств. В конечных экономических показателях находит выражение и качество выполнения транспортных работ, ибо перевозки грузов своевремен­ но и в полном объеме в соответствии с принятой техно­ логией и организацией производства являются одним из факторов увеличения валовой продукции в колхозах и совхозах.

Среди различных видов транспорта особое место за­ нимает автомобильный. Сейчас он является самым необ­ ходимым для обеспечения ритмичности функциониро­ вания любой отрасли народного хозяйства. Это объясня­ ется определенными преимуществами его по срав­ нению с другими видами транспорта. Автомобили обла­ дают большой маневренностью и высокой подвижностью. Они способны доставлять грузы к любой, даже самой мелкой грузообразующей или грузопоглощающей точке.

Грузовой автотранспорт как наиболее скоростной и маневренный вид транспорта имеет большие преимуще­ ства и достаточно высокую эффективность особенно в условиях сельского хозяйства, где многочисленные грузообразующие и грузопоглощающие пункты значитель­ но разобщены и удалены друг от друга. Это одна из причин, почему преобладающая часть грузового авто­ парка сельского хозяйства сосредоточена непосредст­ венно в колхозах и совхозах и темпы его роста здесь сравнительно высоки.

В целях выявления общей картины нами проведен анализ использования грузового автомобильного тран­ спорта в колхозах и совхозах края в целом, без детали­ зации его в разрезе отдельных хозяйств. Основной вы­ вод, полученный при этом, состоит в том, что в послед­ ние годы рост численности грузового автопарка здесь не обеспечивает соответствующего увеличения объема автотранспортных работ. Это видно, в частности, из

83

графического сопоставления динамики соответствующих показателей за период с 1965 по 1У/2 год (рис. 12J.

Диспропорция между ростом численности грузовых автомооилей и темпами изменения ооъемов грузопере­ возок в колхозах и совхозах края объясняется прежде всего тем, что основные технико-эксплуатационные пока­ затели использования подвижного состава, за некоторы­ ми исключениями не только не повышаются, а в ряде случаев даже ухудшаются. Кстати, уровень их здесь значительно ниже, чем в специализированных государст­ венных автотранспортных предприятиях, хотя методиче­ ски такое сравнение не совсем правомерно.

Медленный рост, а точнее, снижение технико-эксплу­ атационных показателей—главная причина значительно­ го ухудшения промежуточных экономических показа­ телей использования грузового автопарка в колхозах и совхозах края. 1ак, например, за указанный период вре­ мени производительность его падает, а автотранспорт­ ные затраты на единицу перевозок повышаются, что, в свою очередь, обусловливает снижение конечных эконо­ мических показателей, в частности, рост себестоимости продукции и уменьшение рентабельности ее производ­ ства.

За небольшими отклонениями такое положение в принципе характерно и для совхозов края. Разумеется, рост себесгоимости транспортных работ частично ооъясняется некоторыми объективными причинами, напри­ мер, в последнее десятилетие дважды повышались оп­ товые цены на топливо и запчасти, систематически уве­ личивалась и номинальная оплата труда работников сельского хозяйства. Но тем не менее это один из са­ мых отрицательных моментов в использовании тран­ спорта, оказывающих негативное влияние на состояние экономии хозяйств.

Следует особо подчеркнуть, что снижение эффектив­ ности использования автомобильного парка происходит на фоне общего значительного улучшения эксплуатаци­ онных условий в сельском хозяйстве. '1ак, в последние годы повысились темпы и масштабы дорожного строи­ тельства, несколько поднялся уровень механизации по- грузочно-разгрузочных операций, выросла квалификация работников, и, главное, с каждым годом автомобили все больше переключаются на выполнение грузоперевозок

84