Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 /- объем грузоперебозо/снагобобу/о абтотонну 2 - грузооборот нагодовую абтотанну з-перевозка грузана fавтомобиле-дт вработе
4 - грузооборот на 1'автомобиле-дет бработе
5- себестоимость перевозкитонны'груза,руб.
6- себестоимость 10ткм.руб.
Рис. 12. Динамика промежуточных экономических показате лей использования грузовых антомобнлей в колхозах края.
85
по более благоприятным маошрутам в связи с тем, что перевозки грузов по менее благоприятным маршрутам, особенно технологические перевозки, осуществляются чаще на тракторных транспортных агрегатах.
Следовательно, основные причины, сдерживающие рост качественных показателей использования грузового автотранспорта в сельском хозяйстве, носят не частный, а общий характер. Без тщательного их выявления и глу бокого изучения практически невозможно разработать обоснованные меры по повышению эффективности авто транспортной службы в колхозах и совхозах. Проведен ный анализ позволил нам вскрыть две группы таких причин: субъективные и объективные.
Одна из главных объективных причин состоит в том, что воспроизводство грузового автопарка в сельском хо зяйстве, и особенно в колхозах и совхозах, осуществля лось до сих пор на весьма недостаточном качественном уровне. В последние годы автомобильная промышлен ность освоила производство типов и марок автомобилей, обладающих более высокими технико-эксплуатацион ными параметрами. Естественно, сельское хозяйство те перь имеет больше возможностей для обновления авто мобильного парка более современными типами и моде лями. Однако, эти возможности реализуются незначи тельно. Масштабы и темпы поступления новых автомо билей в хозяйства недостаточны. Абсолютный рост их числа здесь происходит за счет не столько новых ав томобилей, сколько не всегда экономически оправданно го удлинения сроков службы старых машин. Поэтому колхозный и совхозный автопарк в целом характери зуется высокой степенью износа, о чем свидетельствует график на рисунке 13.
Не случайно в последние годы к моменту заверше ния технических осмотров грузовых автомобилей 35—40 процентов их находятся в неисправном состоянии. На личие большого количества машин с высокой степенью износа является одним из самых крупных недостатков в воспроизводстве грузового автомобильного парка кол хозов и совхозов со всеми вытекающими отсюда отри цательными явлениями. Старые автомобили требуют больших затрат на капитальный и текущий ремонты. По совершенно новым грузовым автомобилям марки ГАЗ-51 затраты на ремонт и техническое обслуживание подвиж-
86
£Ь g &
до 3 лет |
от8доЮлет |
отЗдовлет |
свыше (Олет |
Рис. 13. Структура грузового автопарка по срокам службы машин на 1 января 1972 г.
87
ного состава |
(в |
расчете на |
один километр |
пробега) |
уве |
|
личиваются |
от |
0,85 |
копейки при пробеге |
не более 10 |
||
тысяч километров |
до 3,24 |
копейки при пробеге |
100— |
ПО тысяч километров. Величина этих затрат еще выше после капитального ремонта машин и составляет уже соответственно 1,34 и 4,85 копейки. Примерно такая же зависимость установлена и по другим маркам и типам автомобилей.
Следует отметить, что по мере увеличения пробега наряду с ростом затрат на ремонт и техническое обслу живание снижается производительность подвижного со става, ибо изношенные автомобили теряют первоначаль ные технико-эксплуатационные возможности. Опублико ванные экспериментальные материалы показывают, что по совершенно новым машинам в расчете на одну авто тонну снижение производительности подвижного состава в зависимости от пробега с момента эксплуатации (от 0—10 до 100—ПО тысяч километров) составляет: по ЗИЛ-130—7,5, ЗИЛ-164—10 и ЗИЛ-585—15 процентов. Эти данные значительно возрастают по капитально от ремонтированным машинам и машинам устаревших кон струкций.
Рост затрат на ремонт и техническое обслуживание и снижение производительности подвижного состава яв ляется одной из главных причин того, почему значи тельно увеличивается себестоимость одного километра пробега в зависимости от повышения износа машин.
Другая не менее важная объективная причина низ кой эффективности использования грузового автопарка состоит в том, что сложившаяся в колхозах и совхозах его структура недостаточно отвечает особенностям мас совых сельскохозяйственных грузов. Это проявляется прежде всего в несоответствии между основными пара метрами платформ наиболее распространенных в сель
ском хозяйстве |
грузовых |
автомобилей |
(площадь |
и объ |
ем платформы, |
удельный |
вес ее на |
одну тонну |
грузо |
подъемности и т. д.) и основными параметрами сельско хозяйственных грузов. Чтобы убедиться в этом можно привести такой пример. Грузовой автомобиль ГАЗ-51 имеет объем платформы 3,87 кубометра. При грузо подъемности в 2,5 тонны удельный объем на одну тонну грузоподъемности составил 1,55 кубометра, хотя удель ный объем (кубометр на тонну) многих видов сельско-
88
хозяйственных грузов намного выше этого. В результате на их транспортировке часто не полностью использует ся грузоподъемность машин. При перевозке сена и со ломы, силосной и зеленой массы коэффициент ее ис пользования без дополнительного наращивания грузов по многим типам и маркам машин не превышает 0,70— 0,75.
Кроме того, в сельском хозяйстве большой удельный вес занимают навалочные грузы, особенно в сфере внут рихозяйственных перевозок с более короткими расстоя
ниями. На |
их перевозках со всех точек |
зрения более |
||
эффективны |
автомобили |
с самостоятельными |
кузовами. |
|
Между тем доля их (на |
начало 1972 года) |
составляет |
||
в грузовом |
автопарке |
совхозов — 22,1, |
а колхозов — |
16процентов.
Вопрос о недостаточном соответствии сложившейся
структуры грузового автопарка объемным и удельным весам, а также физическим свойствам основных сель скохозяйственных грузов неоднократно поднимался в агроэкономической литературе. Но до сих пор по суще ству не изученным применительно к специфическим ус ловиям сельского хозяйства является вопрос о несоот ветствии ее такому важному грузовому параметру, как порционность груза (вес его единовременной отправки).
Мы уже говорили о том, что в сельском хозяйстве наряду с грузом средних порций значительный удельный вес занимают грузы как мелких и особо мелких порций, так и особенно крупных и особо крупных порций. Этой специфической особенности должен в значительной ме ре соответствовать состав грузового автопарка по грузо подъемности машин. Между тем в грузовом автопарке сельского хозяйства, в том числе колхозов и совхозов, преобладают машины, средняя грузоподъемность кото
рых около трех тонн. Доля автомобилей |
марки ГАЗ-51 |
|
А, Б, Ж, ГАЗ-52-03 составляет |
не менее |
50—55 про |
центов (табл. 11). |
|
|
Сложившееся несоответствие |
структуры грузового |
автопарка по грузоподъемности машин распределению грузов по весам их единовременной отправки наносит колхозам и совхозах большой экономический ущерб. Применение старых двухосных грузовых автомобилей средней грузоподъемности на транспортировке крупно порционных грузов в сельском хозяйстве экономически
89
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а II |
|
Качественный |
состав грузового |
автопарка |
в крае |
|
||||
|
(в % |
по |
состоянию на |
1 |
января |
1972 |
г.) |
|
|
|
|
|
|
По |
|
В том числе |
|
П о к а з а т е л и |
сельско |
по |
кол |
по сов |
||||
му хо |
||||||||
|
|
|
|
зяйству |
хозам |
хозам |
||
В с е г о грузовых |
автомобилен |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||||
в т. ч. общего назначения |
|
75,2 |
74,7 |
76,0 |
||||
специального |
назначения |
|
24,8 |
25,3 |
24,0 |
|||
бортовых |
машин |
|
|
53,3 |
58,7 |
53,9 |
||
самосвальных |
машин |
|
21,9 |
16,0 |
22,1 |
|||
высокой |
проходимости |
|
3,6 |
|
2,5 |
2,8 |
||
особо малой и малой грузо |
|
|
|
|
|
|||
подъемности |
|
|
|
3,1 |
|
2,6 |
3,7 |
|
средней |
грузоподъемности |
|
95,0 |
96,9 |
95,6 |
|||
большой и особо большой гру |
|
|
|
|
|
|||
зоподъемности |
|
|
1,9 |
|
0,4 |
0,7 |
расточительно, приводит к большим дополнительным затратам как живого, так и овеществленного труда, сдерживает снижение себестоимости перевозок и тем самым повышает затраты на производство сельскохо зяйственной продукции.
Более широкое использование большегрузных автомо билей в крупных сельскохозяйственных предприятиях является одним из самых радикальных путей повышения эффективности транспорта. В структуре грузового авто парка здесь соответствующее место должны занимать такие типы и марки автомобилей, как ЗИЛ-130 и ЗИЛ - 133, УРАЛ-375 и УРАЛ-377 ВН, 8—10-тонные трехос ные машины строящегося Камского автозавода. В за висимости от конкретных условий перевозок (структура грузов и дальность их транспортировки, состояние доро ги) удельный вес большегрузных автомобилей эконо мически целесообразно довести до 15—20 процентов от численности грузового автопарка колхозов и сов хозов.
Вместе с тем из-за недостатка, а точнее из-за от сутствия автомобилей малой и особо малой грузоподъем-
90