Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
прочие |
прочие |
прочие |
прочие |
/2,8 |
/0,4 |
/0,8 |
|
упроиаюрт- $,8 |
|||
транспор\трмспор/п;те /4,4 |
\трммор/л\ |
||
тные/6,2 |
т/ез/./ |
|
НШ28.7 |
поле8ш\ |
полевые |
полеРд/е полеРш |
|
69,0 |
58,5 |
74.8* |
62.4 |
1960-Ш/ _ /970-197/ |
1960-196/ |
1970•)'97/ |
|
по отработанным |
по объему Sd/полненнш |
||
май/имсменам |
|
работ |
|
Рис. 18. Структура тракторных работ в 15 типичных |
|||
хозяйствах |
края. |
|
|
По данным обследованных |
|
хозяйств, |
в 1960 году |
доля тракторных грузоперевозок |
не превышала 10 про |
центов от общих грузоперевозок. В 1970—1971 годах она уже составила 22—26 процентов.
Тракторы с грузовыми прицепами в большинстве случаев используются на внутрихозяйственных транс портных работах, в том числе особенно на технологиче ских перевозках грузов. Однако удельный вес внутри хозяйственных тракторных перевозок во всех трактор ных транспортных работах хотя очень медленно, но па дает. В среднем в 1970—1971 годах в отобранных хо зяйствах он колебался от 78,6 до 90,1 процента при среднем значении 82,9 процента.
Средняя дальность перевозки грузов на тракторах составила 11,6 километра с колебанием между хозяйст вами от 6,3 до 14,8 километра. Это на 60—65 процентов выше, чем десять лет назад, но почти в два раза ниже
н о
Т а б л и ц а 17
Участие тракторного транспорта по отраслям и хозяйственным сферам (в % по данным за 1970—1971 гг.)
|
|
|
|
|
|
В том числе |
|
|
Показатели |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
с |
Колхоз «Заветы Ленина» |
|
|
|
||||
Предгорного района |
|
|
|
|
|||
Распределение тракторных |
|
|
|
||||
перевозок между |
от |
22,3 |
19,1 |
20,5 |
|||
раслями |
|
100,0 |
|||||
Доля |
тракторных |
пере |
|
|
|
||
возок в общих |
перевоз |
23,5 |
20,8 |
30,9 |
|||
ках |
отраслей |
|
32,7 |
||||
Племзавод |
«Совруно» |
Ипа- |
|
|
|
||
товского |
района |
|
|
|
|
|
|
Распределение тракторных |
|
|
|
||||
перевозок между |
отра |
25,1 |
28,4 |
16,1 |
|||
слями |
|
|
100,0 |
||||
Доля тракторных |
перевозок |
|
|
|
|||
в общих перевозках от |
21,4 |
17,5 |
20,8 |
||||
раслей |
|
|
18,6 |
||||
Колхоз имени Ленина Арзгир- |
|
|
|
||||
ского |
района |
|
|
|
|
|
|
Распределение тракторных |
|
|
|
||||
перевозок между |
отрас |
20,7 |
22,4 |
14,5 |
|||
лями |
|
|
100,0 |
||||
Доля тракторных |
перевозок |
|
|
|
|||
в общих перевозках от |
|
|
|
||||
раслей |
|
|
22,0 |
18,4 |
29,5 |
22,8 |
средней дальности автомобильных перевозок. Отсюда доля тракторных транспортных работ в общем грузо обороте колхозов и совхозов значительно меньше, чем в общих грузоперевозках. Анализ фактических темпов изменения средней дальности тракторных перевозок показывает, что она в ближайшие шесть-восемь лет бу дет расти и составит к концу прогнозируемого периода 15—16 километров.
Проведенный анализ не выявил четко определенной
Ш
тенденции относительно масштабов использования тракторного транспорта по основным отраслям и хозяй ственным сферам. Данные на этот счет носят разно речивый характер: в одних хозяйствах по удельному весу тракторных транспортных работ ведущее место занимает растениеводство, в других — животноводство, а в третьих — капитальное строительство. Причем это не очень-то зависимо от специализации и интенсификации производства, о чем свидетельствуют данные таблицы 17.
Анализ материалов по пяти типичным хозяйствам свидетельствует, что основные показатели использова ния тракторов на транспортных работах резко колеб лются в разрезе марок и типов. В большой мере на перевозках грузов используются колесные тракторы на
пневматическом |
ходу — К-700 |
и МТЗ всех видов, на |
|||||||
много |
меньше — гусеничные. |
Некоторые |
отклонения |
||||||
между |
хозяйствами |
в |
этом |
отношении |
в |
основном |
|||
объясняются |
состоянием |
дорог. Тенденция |
здесь такова: |
||||||
в погожие дни и на постоянно |
благоприятных |
дорожных |
|||||||
маршрутах |
стремятся больше |
использовать |
тракторы |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
Использование различных марок тракторов на транспортных |
|||||||||
работах |
по |
данным |
обследованных хозяйств в среднем за |
||||||
|
|
|
|
|
1970—1972 гг. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
В том числе |
||
|
Показатели |
|
|
|
|
о |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
Доля транспортных |
операций |
|
|
|
|
||||
тракторов, % |
|
|
|
|
|
|
|
||
а) в обишх затратах ма- |
|
|
|
|
|||||
шино-дией |
|
|
|
|
31,1 |
18,8 |
39.3 |
40,3 |
|
б) в общем объеме выпол |
|
|
|
|
|||||
ненных |
работ |
|
|
|
28,2 |
16,4 |
35,8 |
37,0 |
|
Доля основных |
марок тракто |
|
|
|
|||||
ров в общих |
тракторных |
|
|
|
|
||||
перевозках, |
% |
|
|
100,0 |
19,6 |
44,2 |
18,1 |
||
Средняя дальность |
перевозок, |
9,8 |
8,7 |
14,6 |
|||||
км |
|
|
|
|
|
11,2 |
112
на пневматическом ходу, которые отличаются более вы сокими транспортными параметрами. Наоборот, в дни бездорожья колхозы и совхозы вынуждены больше гру
зов |
транспортировать |
на |
гусеничных |
тракторах |
(табл. 18). |
|
|
|
|
|
Широкое использование тракторов на транспортных |
|||
работах дало колхозному |
и |
совхозному |
производству |
края большой экономический эффект, который прояв лялся в нескольких направлениях. Прежде всего оно
резко смягчило сезонность их применения |
в |
течение |
|||||
года. Так, по обследованным |
хозяйствам |
фактическая |
|||||
средняя |
годовая загрузка гусеничных |
тракторов Т-74, |
|||||
Т-75, ДТ-75 всех видов составила |
1406 часов, в том чис |
||||||
ле 261 использовано на транспортных работах, |
колесных |
||||||
тракторов МТЗ всех |
видов— 1789 часов, в том числе |
||||||
703 на |
транспортных |
работах |
и |
колесных |
|
тракторов |
|
К-700 — 2006 часов, |
в том числе |
808 |
на транспортных |
работах. К тому же время, затраченное на грузопере
возки, в основном |
падает на периоды, свободные от |
||
проведения полевых работ (рис. 19). |
|
||
При прочих равных условиях средняя себестоимость |
|||
перевозки тонны груза на тракторах |
примерно на 45 ко |
||
пеек выше, чем на автомобилях. В |
масштабе |
колхозов |
|
и совхозов края |
это составляет |
5535 тысяч |
рублей. |
Однако необходимо иметь в виду следующие обстоя тельства.
, 1 . Тракторные транспортные агрегаты в основном используются на неблагоприятных маршрутах с точки зрения состояния дорог и структуры грузов, что, кстати, создает более благоприятные условия для работы гру зового автомобильного транспорта со всеми вытекаю щими отсюда конечными последствиями.
2. Дополнительное использование тракторов на транспортных работах повышает примерно на 25—35 процентов их годовую производительность и за счет перераспределения постоянных затрат значительно сни
жает |
себестоимость механизированных |
полевых |
работ. |
|||
По расчетам, |
проведенным на |
основе |
существующих • |
|||
нормативов, |
величина |
прямого |
годового эффекта от |
|||
этого |
на один трактор |
составляет: гусеничных |
Т-74, |
Т-75, ДТ-75 в среднем 231 рубль, колесных МТЗ всех видов — 378 рублей и К-700 — 1956 рублей. В масштабе всего тракторного парка колхозов и совхозов края го-
113