Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прочие

прочие

прочие

прочие

/2,8

/0,4

/0,8

 

упроиаюрт- $,8

транспор­\трмспор/п;те /4,4

\трммор/л\

тные/6,2

т/ез/./

 

НШ28.7

поле8ш\

полевые

полеРд/е полеРш

69,0

58,5

74.8*

62.4

1960-Ш/ _ /970-197/

1960-196/

1970•)'97/

по отработанным

по объему Sd/полненнш

май/имсменам

 

работ

 

Рис. 18. Структура тракторных работ в 15 типичных

хозяйствах

края.

 

По данным обследованных

 

хозяйств,

в 1960 году

доля тракторных грузоперевозок

не превышала 10 про­

центов от общих грузоперевозок. В 1970—1971 годах она уже составила 22—26 процентов.

Тракторы с грузовыми прицепами в большинстве случаев используются на внутрихозяйственных транс­ портных работах, в том числе особенно на технологиче­ ских перевозках грузов. Однако удельный вес внутри­ хозяйственных тракторных перевозок во всех трактор­ ных транспортных работах хотя очень медленно, но па­ дает. В среднем в 1970—1971 годах в отобранных хо­ зяйствах он колебался от 78,6 до 90,1 процента при среднем значении 82,9 процента.

Средняя дальность перевозки грузов на тракторах составила 11,6 километра с колебанием между хозяйст­ вами от 6,3 до 14,8 километра. Это на 60—65 процентов выше, чем десять лет назад, но почти в два раза ниже

н о


Т а б л и ц а 17

Участие тракторного транспорта по отраслям и хозяйственным сферам (в % по данным за 1970—1971 гг.)

 

 

 

 

 

 

В том числе

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

Колхоз «Заветы Ленина»

 

 

 

Предгорного района

 

 

 

 

Распределение тракторных

 

 

 

перевозок между

от­

22,3

19,1

20,5

раслями

 

100,0

Доля

тракторных

пере­

 

 

 

возок в общих

перевоз­

23,5

20,8

30,9

ках

отраслей

 

32,7

Племзавод

«Совруно»

Ипа-

 

 

 

товского

района

 

 

 

 

 

Распределение тракторных

 

 

 

перевозок между

отра­

25,1

28,4

16,1

слями

 

 

100,0

Доля тракторных

перевозок

 

 

 

в общих перевозках от­

21,4

17,5

20,8

раслей

 

 

18,6

Колхоз имени Ленина Арзгир-

 

 

 

ского

района

 

 

 

 

 

Распределение тракторных

 

 

 

перевозок между

отрас­

20,7

22,4

14,5

лями

 

 

100,0

Доля тракторных

перевозок

 

 

 

в общих перевозках от­

 

 

 

раслей

 

 

22,0

18,4

29,5

22,8

средней дальности автомобильных перевозок. Отсюда доля тракторных транспортных работ в общем грузо­ обороте колхозов и совхозов значительно меньше, чем в общих грузоперевозках. Анализ фактических темпов изменения средней дальности тракторных перевозок показывает, что она в ближайшие шесть-восемь лет бу­ дет расти и составит к концу прогнозируемого периода 15—16 километров.

Проведенный анализ не выявил четко определенной

Ш


тенденции относительно масштабов использования тракторного транспорта по основным отраслям и хозяй­ ственным сферам. Данные на этот счет носят разно­ речивый характер: в одних хозяйствах по удельному весу тракторных транспортных работ ведущее место занимает растениеводство, в других — животноводство, а в третьих — капитальное строительство. Причем это не очень-то зависимо от специализации и интенсификации производства, о чем свидетельствуют данные таблицы 17.

Анализ материалов по пяти типичным хозяйствам свидетельствует, что основные показатели использова­ ния тракторов на транспортных работах резко колеб­ лются в разрезе марок и типов. В большой мере на перевозках грузов используются колесные тракторы на

пневматическом

ходу — К-700

и МТЗ всех видов, на­

много

меньше — гусеничные.

Некоторые

отклонения

между

хозяйствами

в

этом

отношении

в

основном

объясняются

состоянием

дорог. Тенденция

здесь такова:

в погожие дни и на постоянно

благоприятных

дорожных

маршрутах

стремятся больше

использовать

тракторы

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 18

Использование различных марок тракторов на транспортных

работах

по

данным

обследованных хозяйств в среднем за

 

 

 

 

 

1970—1972 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе

 

Показатели

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

Доля транспортных

операций

 

 

 

 

тракторов, %

 

 

 

 

 

 

 

а) в обишх затратах ма-

 

 

 

 

шино-дией

 

 

 

 

31,1

18,8

39.3

40,3

б) в общем объеме выпол­

 

 

 

 

ненных

работ

 

 

 

28,2

16,4

35,8

37,0

Доля основных

марок тракто­

 

 

 

ров в общих

тракторных

 

 

 

 

перевозках,

%

 

 

100,0

19,6

44,2

18,1

Средняя дальность

перевозок,

9,8

8,7

14,6

км

 

 

 

 

 

11,2

112


на пневматическом ходу, которые отличаются более вы­ сокими транспортными параметрами. Наоборот, в дни бездорожья колхозы и совхозы вынуждены больше гру­

зов

транспортировать

на

гусеничных

тракторах

(табл. 18).

 

 

 

 

Широкое использование тракторов на транспортных

работах дало колхозному

и

совхозному

производству

края большой экономический эффект, который прояв­ лялся в нескольких направлениях. Прежде всего оно

резко смягчило сезонность их применения

в

течение

года. Так, по обследованным

хозяйствам

фактическая

средняя

годовая загрузка гусеничных

тракторов Т-74,

Т-75, ДТ-75 всех видов составила

1406 часов, в том чис­

ле 261 использовано на транспортных работах,

колесных

тракторов МТЗ всех

видов— 1789 часов, в том числе

703 на

транспортных

работах

и

колесных

 

тракторов

К-700 — 2006 часов,

в том числе

808

на транспортных

работах. К тому же время, затраченное на грузопере­

возки, в основном

падает на периоды, свободные от

проведения полевых работ (рис. 19).

 

При прочих равных условиях средняя себестоимость

перевозки тонны груза на тракторах

примерно на 45 ко­

пеек выше, чем на автомобилях. В

масштабе

колхозов

и совхозов края

это составляет

5535 тысяч

рублей.

Однако необходимо иметь в виду следующие обстоя­ тельства.

, 1 . Тракторные транспортные агрегаты в основном используются на неблагоприятных маршрутах с точки зрения состояния дорог и структуры грузов, что, кстати, создает более благоприятные условия для работы гру­ зового автомобильного транспорта со всеми вытекаю­ щими отсюда конечными последствиями.

2. Дополнительное использование тракторов на транспортных работах повышает примерно на 25—35 процентов их годовую производительность и за счет перераспределения постоянных затрат значительно сни­

жает

себестоимость механизированных

полевых

работ.

По расчетам,

проведенным на

основе

существующих •

нормативов,

величина

прямого

годового эффекта от

этого

на один трактор

составляет: гусеничных

Т-74,

Т-75, ДТ-75 в среднем 231 рубль, колесных МТЗ всех видов — 378 рублей и К-700 — 1956 рублей. В масштабе всего тракторного парка колхозов и совхозов края го-

113