Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
корма и т. д.) на расстояние до 3—4 км такая органи зация транспортного процесса сокращает затраты вре мени агрегата на погрузочно-разгрузочные операции от двух до четырех раз в зависимости от степени механи зации обычных способов погрузки и разгрузки. Соответ ственно увеличивается время движения транспортных агрегатов и повышается их сменная производительность. Выявлено также, что применение этого метода эффек тивно и по удельным приведенным затратам с учетом увеличения стоимости транспортных средств, выполняю щих соответствующий транспортный процесс.
Одним из главных лимитирующих факторов на пути широкого использования тракторов на грузоперевозках является недостаток тракторных прицепов. В настоящее время уровень обеспеченности ими в колхозах и совхо зах даже в период массового применения тракторов на транспортных работах не превышает 50—55 процентов. По данным исследований многих авторов, оптимальное соотношение между численностью тракторного парка и
количеством грузовых |
прицепов должно быть не менее |
1 к 0,7 (в физических |
единицах). |
Наряду с этим очень важное значение имеет улуч шение качества тракторных грузовых прицепов. Техни ческие и эксплуатационные параметры их необходимо в максимальной мере приблизить не только к требова ниям новых качественных изменений в структуре трак торного парка, но и к особенностям технологических грузов в сельском хозяйстве.
Обобщение практических результатов использования тракторов на транспортных работах в колхозах и совхо зах Ставропольского края подтверждает объективную необходимость разумного сочетания тракторного и авто мобильного транспорта, доказывает наличие достаточно высокой эффективности такого сочетания с точки зре ния как улучшения качества транспортного обслужива ния сельскохозяйственного производства, так и умень шения совокупных затрат на выполнение всего комплек са перевозок грузов. Причем, в перспективе эти показа тели будут еще выше в связи' с расширением количест венных и качественных возможностей использования тракторов на грузоперевозках и совершенствованием организации и планирования тракторных транспортных процессов.
120
Оснащенность хозяйств транспортными средствами. Конечная эффективность сельскохозяйственного транспорта
Уровень оснащенности транспортными средствами и степень их использования — две по существу тесно свя занные стороны одного общего вопроса. Его изучение
имеет особое значение |
в конкретных условиях |
Ставро |
||||||
польского |
края. Дело |
в том, что хозяйства |
здесь по |
|||||
уровню количественной |
оснащенности |
транспортными |
||||||
средствами в отличие от их качественного |
состава резко, |
|||||||
но, к сожалению, не всегда |
экономически |
оправданно |
||||||
отличаются |
между |
собой. Это проявляется |
в |
первую |
||||
очередь в обеспеченности колхозов и совхозов |
грузовым |
|||||||
автомобильным транспортом |
(табл.21). |
|
Т а б л и ц а 21 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
Объем грузоперевозок |
в |
зависимости от уровня |
оснащенности |
|||||
грузовыми автомобилями в колхозах по средним |
данным за |
|||||||
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
1970—1971 гг. |
|
|
|
|
а |
, |
о |
о |
У ЕГ |
|
На 100 га ; ной пашни ло годовых автотони |
До 0,6 0,6—0,9 0,9—1,2 1,2—1,5 1,5 и выше В среднем
03
о
5
со
о
X
о
=:
о
S
3"
30
61
31
19
15
156
£2
Среднее зн
ЗИu
са IBIlEHCl
0,53
0,72
0,94
1,35
1,65
0,80
На 100 га условной |
|
|
|
пашни |
|
я |
|
|
|
|
ы |
перевезе но грузов, тонн |
сделано грузообо рота, тыс. ткм |
Средняя |
дальность. |
583 |
12,7 |
|
21,8 |
662 |
15,8 |
|
23,9 |
707 |
18,2 |
|
25,7 |
1177 |
24,9 |
|
21.2 |
1410 |
31,9 |
|
22,6 |
724 |
16,8 |
|
23,2; |
На ранжирование хозяйств по обеспеченности грузо вым автомобильным транспортом большое влияние ока зали зональные особенности и связанные с этим раз личия в объеме грузоперевозок. Это вполне закономер ный процесс, характеризующийся наличием определен ного соответствия уровня обеспеченности автомобиль ным транспортом действительным его потребностям в
121
тех или иных хозяйствах с учетом интенсификации и специализации производства.
Однако наряду с этим объективным фактором есть субъективные причины, обусловившие столь резкую дифференциацию хозяйств по уровню обеспеченности
грузовым |
автотранспортом. На это частично указывает |
||
то, что, например, в составе 30 колхозов |
первой группы |
||
наряду с |
хозяйствами Апанасенковского, |
Арзгирского |
|
и Левокумского |
районов есть целый ряд хозяйств цент |
||
ральных |
и даже |
западных районов края. Кстати, в дан |
ную группу не вошел ни один колхоз из таких восточных районов, как Нефтекумский и Курский. В то же время в составе четвертой и пятой групп, наоборот, имеется немало хозяйств менее интенсивных зон края.
Но дело не только и не столько в расположении хозяйств. Главное в том, что показатели насыщенности автомобильным транспортом далеко не во всех хозяй ствах соответствуют объемам грузоперевозок.1 Об этом, в частности, говорит перераспределение колхозов выше приведенных пяти групп в новые группы по объему гру зов на 100 гектаров условной пашни (табл. 22).
|
Т а б л и ц а 22 |
Перераспределение колхозов по группам в |
зависимости от объема |
грузов на 100 га условной |
пашни |
Группы
I
II
III
IV
V
В с е г о
§=•
На 100 га ; ной пашни ло автотот
0,53
0,72
0,94
1,35
1,65
0,80
Среднеезн |
призна:ние |
хозя1ЧислоiiCTB |
В том числе с |
объемом |
|||
600до |
600—900 |
900—1200 |
и1200 |
вышеj |
|||
Я" |
w |
|
грузов |
на 103 га, тонн |
|||
ГО |
м |
|
|
|
|
|
|
583 |
30 |
16 |
8 |
4 |
|
2 |
|
|
662 |
61 |
29 |
21 |
7 |
|
4 |
|
707 |
31 |
6 |
14 |
10 |
|
1 |
1177 |
19 |
2 |
3 |
5 |
|
9 |
|
1410 |
15 |
— |
1 |
6 |
|
8 |
|
|
724 |
156 |
53 |
47 |
32 |
24 |
1 В данном случае речь идет о сравнительном соответствии в условиях общего недостатка грузовых автомобилей в колхозах и совхозах края.
122
В первых двух группах с самым низким уровнем обеспеченности грузовыми автомобилями оказалось зна чительное число колхозов с большим объемом грузопе ревозок: имени Ленина Новоалександровского, «Путь Ленина» Изобильненского района, «Победа» Красно гвардейского, «Правда» Петровского, «Путь Ленина» Кировского и имени X X I I партсъезда Советского рай онов.
Сложившаяся дифференциация хозяйств по уровню оснащенности грузовыми автомобилями независимо от характера обусловивших ее причин (объективных или субъективных) должна быть оценена с точки зрения ее влияния на использование подвижного состава. К со жалению, в этой связи мы вынуждены отметить, что в данном случае высокому уровню оснащенности грузо выми автомобилями далеко не всегда соответствовали высокие показатели их использования. Больше того, дальнейший анализ материалов группировки убеждает в том, что по мере роста обеспеченности грузовым авто мобильным транспортом постепенно падают основные эксплуатационные и промежуточные экономические по казатели его применения (табл. 23).
|
Т а б л и ц а 23 |
Показатели использования грузового |
автотранспорта в зависимости |
от оснащенности им |
колхозов края |
На одчу голо вую аптотонну
о
со
о
оаt—i
u а-
CL а |
о |
о |
и |
<У о |
« |
о |
3 |
С со |
о |
о |
н |
I |
1061 |
24,1 |
11 |
907 |
21,6 |
III |
757 |
19,5 |
IV |
886 |
18,8 |
V |
835 |
18,9 |
В среднем 906 |
21,0 |
|
|
|
Коэффициенты |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
CD |
|
|
СО |
|
|
3 |
инем- |
|
|
и |
|
|
га |
а |
|
|
о |
|
|
S |
о |
о |
|
СО СО |
|
СО |
|
|||
Л |
I - |
|
J3 |
с |
я |
|
4 |
О) |
|
ч о |
|||
о >о |
|
о |
СО |
Ь- |
||
с |
о |
|
с |
>> и |
||
о |
|
с |
о |
с о |
||
5 |
с |
|
Я |
U |
Я |
|
|
|
|
|
|||
0,50 |
|
0,72 |
0.95 |
|
||
0,51 |
|
0.73 |
0,88 |
|
||
0,47 |
|
0,72 |
0,92 |
|
||
0,46 |
|
0,75 |
0,89 |
|
||
0,49 |
|
0,74 |
0,88 |
|
||
0,49 |
|
0,73 |
0,90 |
|
Себестои мость, руб.
1 |
|
|
тпг |
|
|
СОя « |
|
|
о |
со |
|
>-, |
|
|
о |
а. |
|
о |
U |
|
с |
|
|
и |
я |
|
с |
|
|
1,39 |
0,64 |
|
1,76 |
0,74 |
1.930,75
1,62 |
0,77 |
L60 |
0,71 |
1,67 |
0,72 |