Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

корма и т. д.) на расстояние до 3—4 км такая органи­ зация транспортного процесса сокращает затраты вре­ мени агрегата на погрузочно-разгрузочные операции от двух до четырех раз в зависимости от степени механи­ зации обычных способов погрузки и разгрузки. Соответ­ ственно увеличивается время движения транспортных агрегатов и повышается их сменная производительность. Выявлено также, что применение этого метода эффек­ тивно и по удельным приведенным затратам с учетом увеличения стоимости транспортных средств, выполняю­ щих соответствующий транспортный процесс.

Одним из главных лимитирующих факторов на пути широкого использования тракторов на грузоперевозках является недостаток тракторных прицепов. В настоящее время уровень обеспеченности ими в колхозах и совхо­ зах даже в период массового применения тракторов на транспортных работах не превышает 50—55 процентов. По данным исследований многих авторов, оптимальное соотношение между численностью тракторного парка и

количеством грузовых

прицепов должно быть не менее

1 к 0,7 (в физических

единицах).

Наряду с этим очень важное значение имеет улуч­ шение качества тракторных грузовых прицепов. Техни­ ческие и эксплуатационные параметры их необходимо в максимальной мере приблизить не только к требова­ ниям новых качественных изменений в структуре трак­ торного парка, но и к особенностям технологических грузов в сельском хозяйстве.

Обобщение практических результатов использования тракторов на транспортных работах в колхозах и совхо­ зах Ставропольского края подтверждает объективную необходимость разумного сочетания тракторного и авто­ мобильного транспорта, доказывает наличие достаточно высокой эффективности такого сочетания с точки зре­ ния как улучшения качества транспортного обслужива­ ния сельскохозяйственного производства, так и умень­ шения совокупных затрат на выполнение всего комплек­ са перевозок грузов. Причем, в перспективе эти показа­ тели будут еще выше в связи' с расширением количест­ венных и качественных возможностей использования тракторов на грузоперевозках и совершенствованием организации и планирования тракторных транспортных процессов.

120


Оснащенность хозяйств транспортными средствами. Конечная эффективность сельскохозяйственного транспорта

Уровень оснащенности транспортными средствами и степень их использования — две по существу тесно свя­ занные стороны одного общего вопроса. Его изучение

имеет особое значение

в конкретных условиях

Ставро­

польского

края. Дело

в том, что хозяйства

здесь по

уровню количественной

оснащенности

транспортными

средствами в отличие от их качественного

состава резко,

но, к сожалению, не всегда

экономически

оправданно

отличаются

между

собой. Это проявляется

в

первую

очередь в обеспеченности колхозов и совхозов

грузовым

автомобильным транспортом

(табл.21).

 

Т а б л и ц а 21

 

 

 

 

 

 

Объем грузоперевозок

в

зависимости от уровня

оснащенности

грузовыми автомобилями в колхозах по средним

данным за

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

1970—1971 гг.

 

 

 

 

а

,

о

о

У ЕГ

На 100 га ; ной пашни ло годовых автотони

До 0,6 0,6—0,9 0,9—1,2 1,2—1,5 1,5 и выше В среднем

03

о

5

со

о

X

о

=:

о

S

3"

30

61

31

19

15

156

£2

Среднее зн

ЗИu

са IBIlEHCl

0,53

0,72

0,94

1,35

1,65

0,80

На 100 га условной

 

 

пашни

 

я

 

 

 

ы

перевезе­ но грузов, тонн

сделано грузообо­ рота, тыс. ткм

Средняя

дальность.

583

12,7

 

21,8

662

15,8

 

23,9

707

18,2

 

25,7

1177

24,9

 

21.2

1410

31,9

 

22,6

724

16,8

 

23,2;

На ранжирование хозяйств по обеспеченности грузо­ вым автомобильным транспортом большое влияние ока­ зали зональные особенности и связанные с этим раз­ личия в объеме грузоперевозок. Это вполне закономер­ ный процесс, характеризующийся наличием определен­ ного соответствия уровня обеспеченности автомобиль­ ным транспортом действительным его потребностям в

121


тех или иных хозяйствах с учетом интенсификации и специализации производства.

Однако наряду с этим объективным фактором есть субъективные причины, обусловившие столь резкую дифференциацию хозяйств по уровню обеспеченности

грузовым

автотранспортом. На это частично указывает

то, что, например, в составе 30 колхозов

первой группы

наряду с

хозяйствами Апанасенковского,

Арзгирского

и Левокумского

районов есть целый ряд хозяйств цент­

ральных

и даже

западных районов края. Кстати, в дан­

ную группу не вошел ни один колхоз из таких восточных районов, как Нефтекумский и Курский. В то же время в составе четвертой и пятой групп, наоборот, имеется немало хозяйств менее интенсивных зон края.

Но дело не только и не столько в расположении хозяйств. Главное в том, что показатели насыщенности автомобильным транспортом далеко не во всех хозяй­ ствах соответствуют объемам грузоперевозок.1 Об этом, в частности, говорит перераспределение колхозов выше­ приведенных пяти групп в новые группы по объему гру­ зов на 100 гектаров условной пашни (табл. 22).

 

Т а б л и ц а 22

Перераспределение колхозов по группам в

зависимости от объема

грузов на 100 га условной

пашни

Группы

I

II

III

IV

V

В с е г о

§=•

На 100 га ; ной пашни ло автотот

0,53

0,72

0,94

1,35

1,65

0,80

Среднеезн

призна:ние

хозя1ЧислоiiCTB

В том числе с

объемом

600до

600—900

900—1200

и1200

вышеj

Я"

w

 

грузов

на 103 га, тонн

ГО

м

 

 

 

 

 

 

583

30

16

8

4

 

2

 

662

61

29

21

7

 

4

 

707

31

6

14

10

 

1

1177

19

2

3

5

 

9

1410

15

1

6

 

8

 

724

156

53

47

32

24

1 В данном случае речь идет о сравнительном соответствии в условиях общего недостатка грузовых автомобилей в колхозах и совхозах края.

122


В первых двух группах с самым низким уровнем обеспеченности грузовыми автомобилями оказалось зна­ чительное число колхозов с большим объемом грузопе­ ревозок: имени Ленина Новоалександровского, «Путь Ленина» Изобильненского района, «Победа» Красно­ гвардейского, «Правда» Петровского, «Путь Ленина» Кировского и имени X X I I партсъезда Советского рай­ онов.

Сложившаяся дифференциация хозяйств по уровню оснащенности грузовыми автомобилями независимо от характера обусловивших ее причин (объективных или субъективных) должна быть оценена с точки зрения ее влияния на использование подвижного состава. К со­ жалению, в этой связи мы вынуждены отметить, что в данном случае высокому уровню оснащенности грузо­ выми автомобилями далеко не всегда соответствовали высокие показатели их использования. Больше того, дальнейший анализ материалов группировки убеждает в том, что по мере роста обеспеченности грузовым авто­ мобильным транспортом постепенно падают основные эксплуатационные и промежуточные экономические по­ казатели его применения (табл. 23).

 

Т а б л и ц а 23

Показатели использования грузового

автотранспорта в зависимости

от оснащенности им

колхозов края

На одчу голо­ вую аптотонну

о

со

о

оаt—i

u а-

CL а

о

о

и

<У о

«

о

3

С со

о

о

н

I

1061

24,1

11

907

21,6

III

757

19,5

IV

886

18,8

V

835

18,9

В среднем 906

21,0

 

 

 

Коэффициенты

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

CD

 

 

СО

 

 

3

инем-

 

и

 

 

га

а

 

 

о

 

 

S

о

о

 

СО СО

 

СО

 

Л

I -

 

J3

с

я

4

О)

 

ч о

о >о

 

о

СО

Ь-

с

о

 

с

>> и

о

 

с

о

с о

5

с

 

Я

U

Я

 

 

 

 

0,50

 

0,72

0.95

 

0,51

 

0.73

0,88

 

0,47

 

0,72

0,92

 

0,46

 

0,75

0,89

 

0,49

 

0,74

0,88

 

0,49

 

0,73

0,90

 

Себестои­ мость, руб.

1

 

 

тпг

 

 

СОя «

 

о

со

 

>-,

 

о

а.

 

о

U

 

с

 

 

и

я

 

с

 

1,39

0,64

1,76

0,74

1.930,75

1,62

0,77

L60

0,71

1,67

0,72