Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
25
20 \
IS
10
%
0
I 30
25
\20 \
% 15
1
K-700
ffcezo трокторо-смен~
6том числена траяслортшхработах
/ИТJ
и9сex бидов
Ь=г=
Рис. 19. Помесячное распределение тракторо-смен по данным выборочного изучения.
довая сумма экономии равна примерно 8985 тысячам рублей.
3. Для выполнения фактического объема тракторных грузоперевозок в колхозах и совхозах потребовалось бы дополнительно приобрести с учетом фактически достиг нутой средней производительности 16,9 тысячи грузовых автомобилей в однотонном исчислении. Дополнительные разовые капитальные вложения при этом составили бы
около 12 миллионов рублей, или |
7,5 |
миллиона рублей, |
||||||
за |
вычетом |
стоимости |
тракторных |
грузовых прицепов. |
||||
|
4. Основной же экономический эффект состоит в том, |
|||||||
что |
широкое |
применение |
тракторов |
на |
транспортных |
|||
работах теперь стало |
важным |
фактором |
повышения |
|||||
механизации |
производства, |
оптимизации |
технологиче |
|||||
ских процессов в растениеводстве |
и |
животноводстве и |
тем самым улучшения конечных показателей хозяйст вования.
Таким образом, достигнутые показатели уже сами по себе подтверждают сравнительно высокую эффектив ность тракторного транспорта. Но уровень ее был бы значительно выше, если бы все без исключения колхозы и совхозы полнее реализовали имеющиеся в этом отно шении резервы и возможности. Об этом говорит группи ровка хозяйств, в результате которой выявлен большой диапазон их колебаний по степени использования трак торов на грузоперевозках (табл. 19).
Дальнейший анализ показал, что фронт для трак
торного транспорта во всех хозяйствах |
края |
практи |
чески был одинаков, а приведенная в таблице |
резкая |
|
дифференциация по его использованию |
объясняется |
|
следующими тремя причинами. |
|
|
Во-первых, экономически не совсем |
оправданная |
большая разница между хозяйствами в уровне обеспе ченности грузовыми автомобилями в значительной мере обусловила неодинаковую потребность в транспортных перевозках. Отсюда по мере роста оснащенности их грузовым автотранспортом падает доля тракторных транспортных работ как в общих тракторных, так и в общих транспортных работах.
Во-вторых, наличие значительной дифференциации хозяйств в обеспечении тракторами обусловило разную возможность их использования на транспортных рабо тах. Поэтому з хозяйствах, где годовая и особенно се-
115
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а IS |
|
|
Распределение колхозов по использованию тракторов на |
||||||||
|
транспортных |
работах |
по данным |
за |
1970—1971 гг. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
На 100 га условной пашни |
|||
|
Доля |
|
о |
|
|
тракторные |
тракторный |
||
трактор |
ю |
к о |
перевозки |
грузооборот |
|||||
ных тран |
я |
|
|
|
|
|
|
||
а |
си о |
|
|
|
|
||||
спортных |
о- |
|
ас |
|
с |
|
|
||
SS |
га |
о |
|
|
|
||||
|
работ в |
к |
S3 |
|
|
о. |
|
|
|
|
СО |
го |
са |
|
|
|
|||
трактор |
о |
« |
а.3 |
|
|
|
с |
||
ных рабо |
X |
|
« |
|
|||||
о |
¥ |
я я |
|
|
и с |
||||
|
тах, % |
ч |
|
|
|
я |
|
|
>> |
|
|
о |
|
|
|
|
Е |
а? о. |
|
|
|
S |
|
|
|
я |
&> |
||
|
|
|
|
|
о |
ь |
m _ |
||
|
|
3" |
|
|
|
н |
В в |
||
До |
12 |
19 |
|
|
10,3 |
188 |
100 |
2444 |
100 |
12—20 |
37 |
|
|
17,0 |
198 |
105 |
2772 |
113 |
|
20—28 |
44 |
|
24,5 |
218 |
116 |
2834 |
116 |
||
28—36 |
33 |
|
32,7 |
329 |
175 |
4606 |
188 |
||
36—44 |
12 |
|
|
41,8 |
268 |
143 |
3484 |
142 |
|
44 и выше |
11 |
|
|
48,2 |
309 |
164 |
4172 |
171 |
|
И т о г о |
156 |
|
26,8 |
281 |
149 |
3740 |
153 |
зонная загрузка полевых механизированных работ на один трактор выше, как правило, относительно меньше тракторных перевозок.
В-третьих, в отдельных хозяйствах при наличии и фронта для тракторного транспорта и возможностей его использования проявляется определенная производст венная инертность к тракторным перевозкам. К сожа лению, такие факты иногда присущи даже тем колхозам и совхозам, которые пока совершенно недостаточно обе спечены автомобильным транспортом.
В хозяйствах с более высоким уровнем участия тракторов на транспортных работах доля автомобиль ного транспорта на внехозяйственных перевозках зна чительно больше, выше и средняя дальность этих пере возок. Значит, здесь грузовые автомобили эксплуати руются в более благоприятных условиях, что позволяет полнее использовать их скоростные и маневренные па раметры. Но наиболее важным синтетическим результа том является то, что отдельные хозяйства в зависимости
Ив
от уровня применения тракторов на грузоперевозках имеют разные показатели эффективности использования тракторного парка в целом (табл. 20).
|
Т а б л и ц а 20 |
Эффективность использования тракторов в зависимости |
|
от участия их на грузоперевозках |
в колхозах Ставропольского края |
(в среднем за |
1970—1971 гг.) |
|
Отработано |
ма- |
|
- |
шино-смен |
на |
|
кол |
1 усл. трактор |
||
|
|
|
|
л |
о |
|
|
В m |
|
|
|
Груг X0301 |
ЧИСЛ' |
|
О) |
|
|
а — п |
|
1 |
181 |
100,0 |
|
II |
194 |
107,2 |
|
III |
203 |
112,2 |
|
IV |
212 |
117,1 |
|
V |
236 |
130,4 |
|
VI |
261 |
144,2 |
|
И т о г о |
207 |
114,4 |
Выполнено |
всех |
Себестоимость |
||||
работ в м. п. на |
одного |
га~м. п. |
||||
1 усл. трактор |
||||||
|
£К О . |
о |
ю |
аз о. |
||
СО |
m |
U |
>i |
и |
с |
|
и |
|
с |
о. |
|||
|
|
|
|
|
|
|
466 |
|
100,0 |
4,25 |
10,00 |
||
491 |
|
105,4 |
4,15 |
|
97,6 |
|
510 |
|
109,4 |
3,99 |
|
93,9 |
|
532 |
|
114,2 |
3,92 |
|
92,2 |
|
577 |
|
123,8 |
3,89 |
|
91,5 |
|
624 |
|
133,9 |
3,87 |
|
91,1 |
|
518 |
|
111,2 |
4,02 |
|
94,6 |
Как видно из таблицы, сравнительно четко просле живается прямая зависимость между уровнем исполь зования тракторов на тракторных работах и числом отработанных машино-смен и выполненным объемом механизированных работ за год в расчете на один 15сильный трактор. Однако обратное влияние изменения годовой производительности тракторного парка на себе стоимость механизированных работ проявляется незна чительно.
Эти и другие факты указывают на то, что формиро вание как абсолютных, так и особенно относительных затрат на эксплуатацию техники зависит не только от уровня ее использования, но и от целого ряда других смежных факторов. Особенно важно строжайшее соблю дение режима экономии в процессе ремонта и техниче- -ского обслуживания.
117
В перспективе масштабы тракторных транспортных работ не только не уменьшатся, а намного расширятся. Анализ фактических темпов их роста в предыдущие годы показывает, что в колхозах и совхозах края даже при сохранении сложившихся условий и возможностей ис пользования тракторного транспорта объем тракторных перевозок к 1980 году достигнет 500—550 тонн на 100 гектаров условной пашни. Однако условия и возмож ности применения тракторов на грузоперевозках значи тельно повысятся. Прежде всего резко возрастет уро вень оснащенности сельского хозяйства тракторным парком.
В сельском хозяйстве Ставропольского края на 100 гектаров условной пашни оптимальная энергетическая мощность тракторов в зависимости от зональных осо бенностей к 1980 году составит 36—38 л. с. против 22— 24 л. с. в настоящее время. При этом, как показывают перспективные планы-графики, в связи со значительным изменением среднегодовой и особенно среднесезонной загрузки тракторов и, следовательно, с повышением се зонности их применения на полевых работах есть воз можность не менее 40—42 процентов их машинного вре мени использовать на транспортных процессах.
Наряду с этим произойдет дальнейшее качественное обновление структуры тракторного парка, в том числе в сторону повышения эффективности его применения на грузоперевозках. Уже в ближайшие годы колхозы и сов хозы будут получать сравнительно большими партиями более мощные и скоростные, более производительные и
экономичные тракторы К-701, Т-150 и |
Т-150К, |
МТЗ-80 |
и МТЗ-82, конструктивные параметры |
которых |
рассчи |
таны на обеспечение более высоких эксплуатационных показателей на транспортных процессах.
Так, тракторы Т-150 и Т-151 могут развивать мощ ность двигателя соответственно 150 и 165 л. с. Тяговое усилие их в два раза больше, чем четырех тракторов Т-74, а расход горючего на тяговую силу на пять про центов меньше. На новых же моделях трактора «Бела русь» (МТЗ-80 и МТЗ-82) мощность двигателя увели чена до 80—90 л. с. Они характеризуются не только более высокой производительностью, но и универсаль ностью, оснащены двухскоростным валом отбора мощ ности, пневматической системой торможения. Транспорт-
118
ная скорость их может быть доведена до 30 километров в час.
Вместе с тем намного усилится и необходимость в более широком применении тракторов на транспортных работах в связи с резким расширением внутрихозяйст венных грузоперевозок на основе дальнейшего углуб ления технологических связей между отраслями в рам ках отдельного производственного подразделения и ор ганизационных связей между подразделениями и хозяй ственными сферами в рамках отдельного предприятия.
Все это внесет значительные коррективы в темпы роста тракторных грузоперевозок в будущем. Объем их на 100 гектаров условной пашни в 1980 году ориенти ровочно достигнет 600—650 тонн, а удельный вес их в общих грузоперевозках — 28—30 процентов. Таким об разом, в колхозах и совхозах края не менее четвертой части грузов будет транспортироваться на тракторах
сприцелами.
Всвязи с расширением масштабов тракторныхпе ревозок становится более важной проблема повышения
производительности тракторных транспортных агрегатов и снижения себестоимости работ. Резервы и возмож ности для этого здесь больше, чем на автомобильном транспорте. Но практическая реализация их связана с некоторыми специфическими особенностями. В частности, поскольку тракторы в большой мере применяются для
перевозки |
грузов на |
сравнительно коротких |
маршрутах |
|||
с худшими |
дорожными условиями, |
особое |
значение |
|||
имеет более |
рациональное |
использование |
нарядного |
|||
времени и |
на |
этой |
основе |
ускорение |
продолжитель |
|
ности транспортных |
циклов. |
|
|
|
На тракторных транспортных процессах много вре мени поглощают погрузочно-разгрузочные операции, доля которых на близких маршрутах иногда даже пре вышает время движения транспортных агрегатов. По этому здесь особенно важна механизация погрузочноразгрузочных работ.
Наряду с этим крупным резервом сокращения затрат времени на погрузку и разгрузку является полное или частичное исключение этих операций из транспортного процесса. В этих целях очень выгодно применять метод перецепки прицепов при погрузке и разгрузке. На пере возке массовых грузов (зерно, силос, свекла, грубые
П9