Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблице хотя и имеются отдельные отклонения, однако зависимость между приведенными в ней показа­ телями проявляется довольно четко. Причем выявленная дифференциация хозяйств в обеспеченности грузовыми автомобилями и оказанное ею влияние на их исполь­

зование не в меньшей мере характерна

для совхозов

края. Но, как показал анализ, основная

причина здесь

состоит в том, что в совхозном производстве в большой степени выражены зональные особенности в специали­ зации и интенсификации хозяйства.

Характер взаимосвязи между обеспеченностью гру­ зовыми автомобилями и степенью их использования не­ возможно полностью выявить без учета уровня приме­ нения тракторов на грузоперевозках. Проведенный ана­ лиз показал, что сложившаяся дифференциация хозяйств по показателям обеспеченности и использования автомо­ бильного транспорта оказала своеобразное влияние на формирование эффективности тракторного парка в тех или иных колхозах и совхозах. Основной вывод здесь состоит в том, что, к сожалению, по мере роста обеспе­ ченности автомобильным транспортом не только падают основные показатели его использования, но и умень­ шается доля тракторов в транспортных работах и не­ сколько снижаются показатели эффективности трактор­ ного парка в целом (табл. 24).

Из таблицы видно, что темпы снижения показателей использования тракторного парка в целом значительно ниже, чем уменьшение удельного веса трактооных транс­ портных работ как в общих тракторных работах, так и особенно в общих транспортных работах. Вместе с тем состав колхозов по группам только частично совпадает с составом их в группировке по использованию тракто­ ров на грузоперевозках независимо от обеспеченности автомобильным транспортом (табл. 19 и 20).

Эти факты еще раз указывают на то, что разница между хозяйствами по обеспеченности грузовыми авто­ мобилями не является основной причиной, обусловив­ шей различия в использовании тракторов на транспорт­ ных работах, а последнее, в свою очередь,— далеко не

единственная причина, которая привела

к

различиям

в использовании тракторного парка

в целом.

 

До сих пор мы анализировали

главным

образом

технико-эксплуатационные показатели

и

их влияние на

124


Т а б л и ц а 24

Показатели использования тракторов в зависимости от обеспеченности автомобильным транспортом в колхозах края

Группы колхозов по числу автотоии' на 100 га

I

II

III

IV

V

В среднем

Доля

тракторных

На

15-сильный

 

транспортных

 

трактор

 

работ, %

 

 

в общих тракторных работах

в общих тран­ спортных работах

отработано

смен

выработано га м. п.

Себестоимость га м. п. руб.

28,8

30,5

218

543

3,91

26,9

29,0

209

521

4,04

26,3

28,5

207

514

4,01

23,7

21,7

200

508

4,08

23,2

20,1

193

484

4,09

26,8

27,8

207

518

4,02

1

Общий объем грузоперевозок на 100 га условной пашк

839

932

1004

1485

1765

1003

формирование промежуточных экономических показате­ лей использования транспортных средств. Однако, как мы подчеркивали выше, рост всех этих показателей не является самоцелью, а призван в конечном счете обе­ спечивать повышение эффективности основного произ­ водства. В этом главное назначение транспорта в кол­ хозах и совхозах.

К сожалению, еще нет глубоко аргументированной методики, с помощью которой можно установить точ­

ную зависимость между эффективностью производства

и качеством работы транспортной

службы. Но, на наш

взгляд, сопоставление результатов

сельскохозяйствен­

ного производства с теми показателями, которые ха­

рактеризуют масштабы

его транспортного

обслужива­

ния, дает

объективное представление о конечной эффек­

тивности

транспорта в колхозах и совхозах (табл. 25).

К сожалению, основные конечные экономические по­

казатели

эффективности

использования

транспортных

средств в колхозах и совхозах края в целом в последние годы практически не. растут и не характеризуются ста-

125


Т а б л и ц а 25

Показатели конечной эффективности использования транспорта в колхозах края

Годы

Доля транспортных расходов в общих расходах, %

1965

9,4

1966

9,2

1967

9,5

1968

9,7

1969

П.2

1970

10,7

1971

11,2

Валовая

продукция

Валовая продукция в

в единых ценах

текущих

ценах

в

руб.

1965

г. в

руб.

на

 

на

 

 

 

 

 

 

|

 

 

 

 

1 тонну пе­ ревезенного груза

100 руб. стои­

мости тран­

спортных средств

100 руб. тран­ спортных рас­ ходов

1 тонну пере­ везенного груза

100 руб. стои­ мости транс­ портных средств

100 руб. тран­ спортных рас­ ходов

17,8

 

858

1295

17,8

858

 

1295

21,3

 

1217

1606

20,9

1195

 

1578

19,2

 

846

1438

19,8

856

 

1454

20.5

 

813

1351

21,4

850

 

1414

15,5

 

575

910

18,5

687

 

1088

19,3

 

741

1183

20,1

772

1233

18,9

 

701

1092

19,1

707

 

1102

бильностью, что является в определенной мере неиз­ бежным следствием колебания климатических условий на сельскохозяйственное производство. Темпы увеличе­ ния транспортных расходов значительно опередили рост как общих производственных затрат, так особенно валовой продукции сельского хозяйства. Индексы в 1971 году по отношению к 1965 году составили в про­ центах: транспортных расходов — 153; общих производ­ ственных затрат—128,8; валовой сельскохозяйственной продукции в ценах 1965 года — 129,8 и стоимости транс­ портных средств — 158,7.

Однако за этими общими данными опять-таки мы видим большую дифференциацию колхозов по конечной эффективности транспорта. На это указывают, в част­ ности, результаты группировки их по стоимости основ­ ных транспортных средств на 100 гектаров условной пашни. '

В распределении колхозов по группам отразились сложившиеся зональные особенности интенсификации и

126


специализации производства в крае. Отсюда по мере роста значений группировочного признака соответствен­ но увеличивается масса сельскохозяйственной продук­ ции как абсолютно, так и относительно к единице ис­

пользуемых

земель.

Повышение

результативности

производства

в расчете

на

соответствующие

масштабы

транспортного

обслуживания еще раз

свидетельствует

о том,

что эффективность

дополнительных

вложений

выше

прежде

всего в

зонах с более

благоприятными

почвенно-климатическими условиями.

В то же время необходимо подчеркнуть, что между указанными группами не обнаружена существенная раз­ ница по эксплуатационным и'экономическим показате­ лям использования транспортных средств. Более того, отдельные хозяйства, высоко обеспеченные транспорт­ ными средствами, использовали их значительно хуже, чем хозяйства, недостаточно обеспеченные ими. Следо­ вательно, данные таблицы 26 показывают одну сторону эффективности транспорта, а именно: зависимость между обеспеченностью транспортными средствами и резуль­ тативностью производства, но не в полной мере харак­ теризуют влияние степени их использования на конеч­ ные показатели эффективности производства, формиро­ вание которых во многом зависит от других, не менее важных факторов, в том числе от разницы в объектив­ ных условиях ведения сельского хозяйства.

Проведенный анализ еще раз подтвердил, что прак­ тически во всех зонах независимо от уровня интенси­

фикации

рост, обеспеченности

транспортными

средства­

ми сам

по себе

не оказывает заметного влияния на

эффективность

производства.

Эффективность

транспор­

та в конечном счете зависит от степени производитель­ ного использования подвижного состава. В этом отно­ шении многие колхозы и совхозы края располагают большими неиспользованными возможностями, о чем свидетельствуют не только вышеизложенные результаты анализа фактических данных на основе комбинацион­ ных группировок, но и сравнительное углубленное изу­ чение рядом расположенных хозяйств.

Разумеется, сравнительные показатели указанных четырех колхозов не выражают проявления какой-то определенной закономерности в формировании и ис­ пользовании транспортных средств. Однако они явля-

127


 

Т а б л и ц а 26

Сравнительные

показатели эффективности использования транспорта

в четырех

колхозах по средним данным за 1970—1971 гг.

 

 

 

Новоалексан-

 

 

 

дров. раной

Показатели

 

X

к

 

 

 

 

 

 

3

и

 

 

 

 

а

 

 

 

Я га

о

 

 

 

а.

 

 

 

X X

 

Стоимость транспортных

средств

 

на 100 га условной пашни,

 

 

тыс. руб.

 

 

3788

5111

Число автотонн на 100 га ус­

 

 

ловной пашни

 

0,57

1,22

Перевезено грузов на 1 авто­

1668

 

тонну, т

 

 

1217

Сделано грузооборота на 1 ав­

 

 

тотонну, тыс. ткм

 

26,1

21,3

Себестоимость

перевозки

1 т

 

 

. груза, руб.

 

 

0,97

1,31

Себестоимость

10 ткм, руб.

0,62

0,75

Тракторные транспортные

работы

 

в обших транспортных

рабо

34,4

23,9

 

 

 

Годовая выработка на услов­

Петровский

район

СО

 

m

 

с

га

я

\s

X

S

Q

а

S

 

3257

4494

0,69

1,47

896

654

19,0

17,4

1,37

2,05

0,65

0,77

37,9

17,7

ный трактор., м. п.

449

487

606

468

Себестоимость га м. п. руб.

3,43

4,30

3,47

5,16

Валовая продукция на 100 руб.

 

 

 

транспортных расходов,

 

 

 

 

. руб.

1822

1624

1440

1276

ются достаточно убедительными фактами, свидетельст­ вующими о том, что отдельные хозяйства, проявив вполне обоснованную заботу об увеличении численности транс­ портных средств, не всегда принимают должные меры по повышению производительности их использования. Как видно из данных, это наносит существенный ущерб и эффективности использования тракторного парка, и по совокупным результатам она намного проигрывает хо-

128