Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
му совершенствованию транспортного обслуживания на основ-* прежде всего повышения качества внутрихозяйст венной дорожной сети. Капитальное улучшение внутри хозяйственных дорог осуществляется в данном колхозе согласно колхозному генеральному плану реконструкции дорожной сети.
Генеральный план капитальной реконструкции внут рихозяйственной дорожной сети в колхозе «Победа» обо снован с учетом улучшения внутрихозяйственного раз мещения производственных подразделений в соответст вии с новым организационно-хозяйственным планом, со ставленным под научно-методическим руководством от дела экономики Ставропольского научно-исследователь ского института сельского хозяйства.
В составе колхоза четыре крупных специализирован ных производственных участка, в каждом из котопых производство зерна и семян подсолнечника сочетается с теми или иными отраслями товарного животновдства. Кроме того, имеется два садово-огородных участка. Ге неральный план реконструкции внутрихозяйственных до рог, рассчитанный на 15 лет (1966—1980 годы), преду сматривает соединение капитально реконструированной дорожной сетью центральной усадьбы со всеми крупны ми животноводческими комплексами и центрами производств°нных участков.
При экономическом обосновании генплана учитыва лись особенности, связанные с тем, что колхоз располо жен на окраине районного центра г. Светлограда. По его территории проходят две агфальтированныг тпягсы республиканского значения. Поэтому реконструкция внутрихозяйственных дорог зиесь осуществляется и бу дет осуществляться путем соединения этих трасс с до рогами от производственных точек и подразделений хо зяйства.
Планом |
намечено перестроить 38 километров дорог, |
|||
из них |
28 |
— с |
усовершенствованным |
асфальтовым по |
крытием |
и |
10 |
— с щебеночным. Реконструкция дорог |
|
проводится |
в три этапа. На первом |
этапе (1966—1970 |
годы) уже реконструировано шесть километров асфаль тированной дороги, в том числе три километра — до ме ханизированной птицефермы. На втором этапе (1971 — 1975 годы) должно быть реконструировано 14 километ ров дорог, в т. ч. 10 с асфальтовым покрытием,
176
18 километров остальных дооог будет реконструировано на третьем этапе (1976—1980 годы).
Указанные выше три этапа капитальной реконструк ции дорог в колхозе обоснованы с учетом прежде всего важности тех или иных грузовых маршрутов. В частно
сти, до 1976 года |
намечено реконструировать внутрихо |
||
зяйственные дороги, которые |
соединяют центральную |
||
усадьбу хозяйства со всеми молочнотоварными |
ферма |
||
ми и четвертым производственным участком. |
|
||
Общая сумма |
многолетних |
первоначальных |
капи* |
тальных затрат "на сооружение |
внутрихозяйственной до |
рожной сети в колхозе составила 762 тысячи рублей. С целью обоснования дополнительных капитальных вло жений, необходимых для повышения технической кате гории существующих дорог, были учтены действующие нормативные показатели в дорожном строительстве и возможность максимального использования местных строительных материалов для возведения твердой до рожной одежды. С учетом применения хозяйственного способа дополнительная сметная стоимость реконструк ции одного километра дорог определена в размере 23— 26 тысяч рублей с щебеночным покрытием и 55—65 ты сяч рублей с асфальтовым покрытием. Таким образом, общие капитальные вложения в строительство и рекон струкцию внутрихозяйственной дорожной сети ориенти ровочно составляют 2500—2600 тысяч рублей, в том чис ле дополнительные вложения— 1750—1850 тысяч руб лей.
При экономическом обосновании генерального плана реконструкции внутрихозяйственных дорог в данном колхозе было уделено особое внимание повышению эко номической эффективности капитальных вложений. Уро вень ее определялся по каждому отдельному маршруту в соответствии с разработанной нами выше методикой. Ниже приведены подробные расчеты по маршруту до
четвертого производственного участка, в котором |
наряду |
с посевами различных сельскохозяйственных |
культур |
сосредоточены третья молочнотоварная и четвертая ов цеводческая фермы.
Производственный участок удален от центральной усадьбы колхоза на 21, от элеватора на 14, и от молза* вода1 — на 16 километров. Реконструкции подлежит часть маршрута, которая должна обеспечить выход к асфаль-
177
тированной трассе республиканского значения Светло- град—Дивное—Элиста. Причем протяженность рекон струируемой части маршрута и, следовательно, допол нительные капитальные вложения зависят от двух воз можных вариантов выбора места для пересечения же лезной дороги. Если капитально реконструировать ста рый обходной маршрут с использованием старого пере езда через железную дорогу, то длина реконструируе мого маршрута составляет пять километров. Ее можно сократить до 3,2 километра при условии, если проло жить новый прямой маршрут со строительством нового железнодорожного переезда.
Однако эти два варианта при столь значительной разнице в протяженности реконструируемого маршрута, отличаются по величине капитальных вложений всего лишь на 39 тысяч рублей. Дело в том, что если по пер вому варианту только нобходимы дополнительные капи тальные затраты в сумме 297 тысяч рублей, то по вто рому варианту из-за отсутствия первоначальных капи тальных затрат общие разовые вложения составят 258 тысяч рублей, включая затраты на сооружение переезда через железную дорогу.
Для определения величины прямого экономического эффекта от улучшения качества дороги определен об щий объем грузов на данном маршруте, который в со ответствии с технологическими картами и со сложив шейся специализацией производственного участка, а так же со средними коэффициентами повторности перевозок
составил |
18,7 |
тысячи тонн, из них первого класса — 4,2 |
|
тысячи, |
второго класса — 3,6 тысячи, третьего |
класса — |
|
6,7 тысячи и |
четвертого-пятого классов — 4,2 тысячи |
||
тонн. |
|
|
|
Благодаря |
повышению эксплуатационных |
показате |
лей использования транспорта после капитальной ре конструкции дороги по первому варианту себестоимость
перевозки тонны груза |
первого класса снизится на 0,37 |
|||
рубля, второго — 0,65, |
третьего — 0,79, четвертого-пя |
|||
того классов — на |
1,08 рубля. Эти |
абсолютные |
разницы |
|
снижения затрат |
на 21 |
процент |
меньше по |
второму |
варианту. Отсюда годовая сумма прямого экономическо го, эффекта от реконструкции маршрута составляет по
первому варианту 13,7 и по второму |
варианту |
10,7 тыся |
чи рублей. С учетом экономии при |
перевозке |
людей на |
178
работу и обратно |
она |
равняется соответственно 17,3 |
|||
и 14,8 тысячам рублей. |
|
|
|
||
Величина косвенного экономического эффекта по пер |
|||||
вому варианту за |
счет |
только дополнительного чистого |
|||
дохода от полеводства |
и животноводства, |
полученного |
|||
в результате |
обеспечения |
необходимой ритмичности в |
|||
организации |
и технологии |
производственных |
процессов, |
составляет 19,1 тысячи рублей. Сюда, в частности, вхо дят 4516 рублей стоимости дополнительного урожая зер новых культур и 6440 рублей стоимости дополнительно го валового надоя молока за вычетом соответствующих дополнительных затрат. При этом приняты расчеты при роста урожаев основных культур по 1,5 центнера и сред
негодового надоя молока |
на |
корову по |
два центнера. |
Все это ниже 10 процентов |
от |
трехлетних |
средних абсо |
лютных показателей, хотя приведенный нами выше срав нительный анализ показывает, что улучшение транспорт ного обслуживания производства может обеспечить при рост продукции не менее чем на 18—20 процентов.
Были также учтены затраты, связанные с вынужден ным использованием тракторов для буксировки автомо билей в дни бездорожья на сумму 1440 рублей, и стои мость продукции с площади четыре гектара, освобож денной после реконструкции дороги до четвертого про изводственного участка, в сумме 750 рублей.
Таким образом, |
годовая |
сумма прямого и |
косвенно |
го экономического |
эффекта |
от реконструкции |
данного |
маршрута по первому варианту составляет 36,4 тысячи рублей. Значит, согласно обоснованной нами выше фор муле, срок окупаемости дополнительных капитальных затрат равняется 8,2 года, а сравнительный коэффици ент их эффективности — 0,12.
По второму же варианту выбора реконструируемого маршрута эти результативные показатели составляют: годовая сумма прямого и косвенного экономического эф
фекта—.33,1 тыс. рублей, |
срок окупаемости капиталь |
ных затрат — 7,8 года, а |
коэффициент их эффективно |
сти—0,13. |
|
Для сопоставления укажем, что срок окупаемости капитальных затрат по данному маршруту с учетом только прямого экономического эффекта составит более 17 лет, а коэффициент их эффективности — 0,06.
Такими же подробными расчетами определена эко-
179