Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
|
Т а б л и ц а 42 |
Значение зависимости объема |
грузоперевозок от изменения производственных затрат и капитальных |
вложений |
в типичных хозяйствах по данным за 1960 по 1971 г. |
Наименование типичных |
ryX l |
гух3 |
|
|
хозяйств |
||
С-з |
«Богдаиовский» |
0,89 |
0.92 |
С-з |
«Каясулинский» |
0,93 |
0,97 |
С-з |
«Рассзет» |
0 96 |
0.98 |
С-з |
«Величаевский» |
0,92 |
0.91 |
К-з |
«Россия» |
0.93 |
0.95 |
К-з им. Свердлова |
0,87 |
0,93 |
|
С-з |
«Изобильнеиский» |
0,89 |
0,97 |
К; з «Полярная звезда» |
0,93 |
0.95 |
|
К-з «Заветы Ленина» |
0,97 |
0.89 |
|
С-з |
«Авангард» |
0,98 |
0.85 |
К-з |
«Александрийский» |
0,88 |
0.92 |
К-з |
«Победа» |
0,92 |
0.87 |
К-з |
«Дружба» |
0 93 |
0.89 |
К-з «Заветы Ленина» |
0.97 |
0.93 |
|
К-з |
«Путь Ильича» |
0,90 |
0,86 |
Корреляционные модели
Ух]Х2 = 26,3+0,03774х, +0,04342х2 Ух1Х2= 46,7+0,03518xi+0,04922x2 Ух1Х2= 48,1+0,04662х,+0,00166х2 Ух1Х2= 7,8+0,0393xi+0,04778x2 Ух,х2 = 35,2+0,0403х, + 0 0191х2 Ух,х2 = 121,6+0,047x1 + 0,01311x2 Ух1Х2= 37.9 + 0.0371х,+0,0664х2 Ух,х2 = 67,7+0,0457x1+0,02449x2 Ух1Х2= 187,6+0,036x1 + 0,0471x2 УХ|ХГ= 49,7+0,039x1+0,055x2
Ух[Х2 = 31,8+0 0501х,+0.0103x2 УХ|Х2 = 216,7+0,032х,+0,136X2
Ух[Х2 = 128,6+0.043х,+0,0962х2 368.6+0,0502xi+0,05024X2
yxiXi=- 128.6+0.043x1+0.0962x2
В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС дальнейший рост сельскохозяйственного производства и его экономической эффективности будет обеспечен на основе повышения интенсификации и углубления всех форм специализации сельского хозяйства. В этой связи разработаны и осуществляются необходимые меры по увеличению фондо-и энсргоосиащеипости колхозов и совхозов, расширению капитального строительства, ир ригации и орошения, совершенствованию культуры ве дения земледелия и животноводства.
Нами специально пе изучался вопрос об обоснова нии уровня производственных затрат и капитальных вло жений на перспективу. Среднегодовые темпы изменения этих показателей для прогнозирования объема грузопе ревозок в типичных хозяйствах на 1980 год определены на основании научных разработок перспектив развития сельского хозяйства края, проведенных Ставропольским научно-исследовательским институтом сельского хозяй ства под руководством Л. Л. Никонов а и Н. Б. Тереби л а ко. Полученные таким путем результаты но типичным хозяйствам приведены в таблице 43.
Как видно из таблицы, разница по объему грузов весьма значительна в зависимости от того, какие темпы изменения производственных затрат и капитальных вло жении взяты — фактически сложившиеся за предыду щий период или прогнозные с учетом ускорения* интен сификации производства. В то же время и в перспекти ве продолжают сохраняться различия в объеме грузо
перевозок на 100 гектаров условной |
пашни между тре |
мя модельными группами хозяйств. |
Однако разрыв |
между крайними группами по этому показателю сокра щается с 3,4 до 2,8 раза. Это является неизбежным ре зультатом того, что в предстоящий период темпы и мас штабы текущих п капитальных затрат в хозяйствах восточных зон будут несколько выше, чем в западных и
предгорных зонах, произойдет |
определенное сближение |
их по уровню интенсификации |
и экономической эффек |
та вт iости производетв а. |
|
Прогнозирование оптимального уровня обеспеченно сти транспортными средствами в конкретных условиях сельскохозяйственного предприятия практически невоз можно без информации о сезонности грузоперевозок. По месячное распределение их проведено нами на основании
i / s 7 в. эм |
193 |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 43 |
|
Прогнозные |
объемы грузоперевозки в типичных |
хозяйствах края |
|||||
|
|
|
Прогнозный |
Объем |
грузоперевозок |
||
|
|
|
уровень |
на- |
|||
|
|
|
|
на 1980 г. |
|
||
|
|
|
1980 г., |
руб. |
|
|
|
|
Наименование |
|
|
|
по прогнозным |
||
|
|
|
|
темпам |
изме |
||
|
типичных |
|
|
|
|||
|
|
|
|
нения факторов |
|||
|
|
|
|
|
|
||
|
хозяйств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
о |
с |
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
с |
|
|
|
|
С-з |
«Богдановскпй» |
24205 |
7835 |
1081 |
1267 |
220,5 |
|
С-з |
«Каясулипскпп» |
24815 |
7673 |
1069 |
1321 |
307,2 |
|
К-з |
«Рассвет» |
23982 |
7795 |
1104 |
1249 |
127,4 |
|
С-з |
«Всличаевскнп» |
254S2 |
7868 |
1089 |
1387 |
489,6 |
|
К-з |
«Россия» |
27657 |
7610 |
1102 |
1296 |
351,2 |
|
К-з им. Свердлова |
42678 |
11891 |
2205 |
2283 |
198,6 |
||
С-з |
«Изобнльиенскнп» |
43026 |
11538 |
2261 |
2401 |
165,7 |
|
К-з «Полярная звезда» |
42980 |
12126 |
2199 |
2326 |
120.95 |
||
К-з «Заветы Ленина» |
41606 |
12259 |
2117 |
2263 |
427,7 |
||
С-з |
«Авангард» |
43008 |
12016 |
2191 |
2389 |
324.4 |
|
К-з |
«Александрийский» |
43818 |
10774 |
2182 |
2342 |
295,1 |
|
К-з |
«Победа» |
52254 |
14103 |
3762 |
3807 |
552,0 |
|
К-з |
«Дружба» |
52007 |
13943 |
3526 |
3646 |
587,0 |
|
К-з «Заветы Ленина» |
52596 |
14151 |
3674 |
3720 |
450,1 |
||
К-з |
«Путь |
Ильича» |
51876 |
14035 |
3680 |
3711 |
289,5 |
среднефактических данных за 1960—1971 годы, скор ректированных с учетом некоторого смягчения сезон ности сельскохозяйственного производства благодаря по вышению его интенсивности, более равномерного ис пользования подвижного состава в связи с улучшением
194
дорожных условий и совершенствования планирования транспортных работ.
Однако, несмотря па это, технологические и органи зационные особенности сельскохозяйственного произ водства обусловливают и впредь значительную сезон ность грузоперевозок в течение года, хотя несколько со кратится ее разрыв между хозяйствами в зависимости от их зонального расположения.
В прогнозируемом периоде значительные изменения произойдут в структуре грузов по их классности в сто рону некоторого повышения их общей транспортабель ности. В частности, увеличится доля грузов с более вы сокими объемными весами за счет соответствующего
уменьшения доли грузов с низкими объемными |
весами, |
||
хотя и впредь сохранится разрыв |
по частному |
коэффи |
|
циенту К с г |
между хозяйствами |
в зависимости |
от их |
зонального |
расположения. |
|
|
Повышение общей транспортабельности грузов в кол хозах и совхозах в прогнозируемом периоде объясня ется целым рядом причин. Во-первых, расширение ка питального строительства связано с необходимостью перевозки большой массы тяжелых грузов. Во-вторых,
дальнейшая |
интенсификация |
производства |
обусловит |
|
рост средних объемных весов технологических |
грузов |
|||
(удобрения, |
комбикорма и т. д.). В-третьих, |
рост |
комп |
|
лексной механизации и совершенствование |
технологии |
|||
производственных процессов |
способствуют |
уменьшению |
||
удельного веса отдельных видов грузов. |
|
|
Проведенный ранее анализ фактических данных по казал, что оптимальный уровень обеспеченности и струк тура транспортных средств в большой мере зависят от соотношения между мелкопорционными, среднепорциоиными и крупнопорционными грузами-. Структура грузов по данному признаку в [Прогнозируемом периоде нами установлена с учетом фактических показателей в типич ных хозяйствах за 1970—1971 годы. В конце прогнози руемого .периода в общем объеме грузоперевозок доля особо мелкопорционных и мелкопорционных грузов со ставит 10—12, среднепорционных — 40—45 и крупнопор ционных и особо крупнопорционных — 45—50 процентов.
Методически наиболее трудным, и в то же время наи более важным для обоснования оптимального уровня оснащенности транспортными средствами является про-
i/j 7* |
1 |
9 |
5 |
|
гнозиропаппе состава грузов по дальности их перевозок. Как уже отмечалось, многочисленные факторы и усло вия, формирующие ее величину, действуют часто в про тивоположных направлениях. Однако анализ фактиче ских причин, обусловивши* тенденцию к се медленному, но постоянному росту за последние 10 лет, убеждает пас в том, что в рассматриваемых типичных хозяйствах в прогнозируемом периоде среднегодовые темпы повыше ния дальности перевозки грузов сохраняются. Вместе с там не исключается опасность искусственного ее уве личения и результате действия субъективных причин со всеми вытекающими из этого отрицательными послед ствиями. Поэтому большое значение имеет рационали зация основных направлений грузопотоков с целью со кращения расстояний транспортировки и взаимозаме няемых грузов и полной ликвидации встречных пере возок.
IB связи с этим особенно важно широкое использо вание экономико-математических методов. В трех ото бранных типичных хозяйствах с помощью методов линейного программирования составлены оптимальные планы перевозок наиболее важных технологических гру зов. Ниже в специальном разделе изложены подробные расчеты по оптимизации транспортировки силосной массы в колхозе «Победа» Петровского района.
С учетом сложившихся среднегодовых тенденций п результатов оптимизации перевозки наиболее важныхтехнологических грузов с помощью линейного програм мирования обосновано 'распределение их по дальние!и транспортировки в типичных хозяйствах в прогнозируе мом периоде. Анализ полученных данных показывает, что интенсификация производства и связанный с нею рост .производственных затрат в расчете на один гектар площади и на одну голову скота обусловливают резкое увеличение технологических и результативных грузов со сравнительно короткими маршрутами транспортировки. В то же время расширение объема товарного производ ства, углубление зональной п межхозяйственной специа
лизации, усиление капитального строительства |
приведут |
к дальнейшему увеличению внехозяйственных |
перевозок |
со сравнительно дальними маршрутами. |
|
Ранее мы доказывали, что с точки зрения конечной эффективности выгодно не приобретать дополнительных
196