Файл: Шахвердов В.Г. Силовая установка самолета ТУ-134 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

108

 

2 . Развиваемая мощность на валу

при

стандартных условиях

на

оборотах выходного вала 8500 об/мин

и параметрах воздуха

на

входе р * 3 ,0 кГ/см2 (аб с ),

t » І85°С, А / * 75±5 л .с .

Давление на входе в сопловой аппарат поддерживаеТоя 'заслон­ кой постоянного давления в пределах 8 -8,4 кГ/см2 .

3. Максимальный пусковой момент на валу стартера - не более

40кги.

4 . Обороты наружной обоймы храповика стартера при срабаты­

вании центробежного выключателя 4800 ± 200 об/мин.

5 .

Время свободного выбега турбины -

не

менее I I сек.

6 .

Направление

вращения наружной обоймы храповика - правое.

7 .

Время

открытия 8аслонки - 2-5 оѳк.

 

 

8*

Время

закрытия

гаолонки -

не более

I

сек.

9 .

Сухой вес -

не

более 17,5

кГ.

 

 

10.Смазка производится совместно с двигателем, сорт масла

(ГОСТ 6457-66), ШС-8П (МРТУ 12Н № 12-62) и масло ВШИ НП50-І-4Ф ( МРТУ-38-І-164-65) ,

Система эайуока двигателя Д-30 СПЗ-ЗО даст большее число незапуоков в эксплуатации, чем система запуска Д-30 П серии. Од­ нако, ВСУ при изменении температуры нише минус 5°G требует для

своего запуска подогрева* Сам же запуск Д-30 от

ВСУ надежный

и момент ускорения больше, чем при

запуске Д-30

I серии.

Вопросы для самоконтроля

 

I* Дайте техническую характеристику системе запуска СПЗ-ЗО.

2 . Назовите возможные варианты запуска.

 

8 . Поясните назначение ОКНА.

 

 

4 . Расскажите о системе запуска

Д-80 П серии.

 

5 . Перечислите агрегаты системы

запуска П серии.

6* Назовите данные Ст-В-ІО.

 

 

7 . Расскажите о назначении ГТД ТА-8.


Тема IX. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

(рис. 3)

Для борьбы с обледенением самолет оборудовав:

-радиоактивным сигналиввтором наличия обледенения, воздухотермическими противообледенителями к]эцла и киля,

воздухозаборников гондол, лопаток ВНА и кока,

-пнѳвмоэлектрическим сигнализатором обледенения двигателя,

-электротермическими противообледенителями стабилизатора, обзорных стекол фонаря кабины экипажа, приемников полного дав­ ления.

Обогрев крыла и киля производится горячим воздухом от 7 ступени 2-го компрессора*

Обогрев воздухозаборников ВНА и кока производится воздухом 7 ступени 2-го компрессора. О наличии обледенения сигнализи­ рует красная лампа РИ0-2М иди РИО-3 на приборной доске правого пилота.

Включение переключателей обогрева производится на верхнем электрощкткѳ. Открытие кранов контролируется по загоранию ламп

обелыми светофильтрами на щитке сигнализации в проходе из пас­ сажирской кабины в заднее багажное отделение.

Контроль температуры подаваемого на обогрев воздуха осуще­

ствляют по показаниям температуры. Весь обогрев включается вручную, но для ВНА и кока предусмотрено автоматическое вклю­ чение от Д0-202М. Обогрев ПВДконтролируется по загоранию дамп на верхнем электрощитке при нажатии на кнопки проверки. Вклю­ чается независимо от наличия обледенения на исполнительном старте и выключается после посадки.

В комплект сигнализатора обледенения вид в х о д я т : датчик об­ леденения Д0-202М; электромагнитный кран М78200 и СДУ2-0,15.

Датчик обледенения при неработающем двигателе имеет замкну­ тые контакты, которые обесточены до отключения стартера, и по­ этому заслонка Ш1-5И не открывается. На 37-40$ ЦР-2В включает питание, и образование льда приводит к загоранию сигнальной лам­ пы, включению обогрева корпуса ДО и открытию заслонки МП-5И. Для обеспечения надежной работы на малых оборотах, когда пол­ ное давление невелико, предусмотрен отсос воздуха из камеры статического давления о помощью эжектора. Управление подводом

воздуха в эжектор из полости за І-й компрессор производится электромагнитным краном М782000. При достижении избыточного давления за І-м компрессором 15 кГ/см СДУ 2-0,15 включает элек­ тромагнитный край, закрывая подвод воздуха к эжектору. Эжектор включен, примерно, до оборотов 72$.

РИО-2М или РИО-3 имеет радиоактивный изотоп, излучение бе­ та-частиц фиксируется детектором-счетчиком. В случае обледене­ ния штыря, излучение не будет фиксироваться детектором. Разба­ ланс моста в электронном блоке усиливается, и сигнал поступает на красную лампу, одновременно включается обогрев. Работа цик­ личная» На земле включается блокировка и РИО выключается.

Признаками обледенения двигателя и попадания в него льда является неустойчивая работа. Диапазон нерекомѳндованных обо­

ротов по этой причине лежит в пределах 77-83$.

 

Бюллетенем № Г? ДМ от

10.01-69

временно до

проведения до­

водочных работ Д0-202М о

двигателей

сняты, так

как на необо-

греваѳмом приемнике датчика возможно образование льда и попа­ дание его в гаэовоздушшй тракт двигателя.

Протквообледонитѳльная сиотѳма на самолете Ту-ІЗЧ работает надежно, случаев отказа не зарегистрировано.

Вопрооы для самоконтроля

1. Расскажите о сигнализаторах обледенения самолета Ту-І34. 2 . Назовите воздухотермические противообледенители.

3. Назовите электротермические противообледенители.

4 . Расскажите об управлении противообледенительной системой.

5 . Каковы признаки обледенения двигателей?

6 . Расскажите о правилах эксплуатации противообледенитель­ ной системы.


Тема X. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА

На самолете Ty~I3t применены пассивные и активные методы борьбы с возникновением и распространением пожара (рис* I t ) .

К пассивным методам относятся:

-применение невоспламеняемых материалов для бытового обору­ дования',

-противопожарные перегородки вдоль пилонов и в передних частях гондол двигателей;

-дренажные отверстия в нижней части мотогоядоя, исключаю­ щие скапливание горючих жидкостей;

-термостойкая изоляция злектрожгутов в мотогондолах,'

-металлизация всех металлических частей самолета*,

-зарядооьемники статического электричества;

-удаление двигателей от топливных баков, установка пожар­ ных топливных кранов.

Активными методами борьбы с пожаром является своевременное обнаружение очага пожара системой сигнализации ССП-2А пожара

вгондолах и системой обнаружения 2С7К пожара внутри двигате­

лей.

В случае обнаружения пожара на самолете имеются системы по­ жаротушения:

-в гондолах двигателей;

-внутри двигателей;

-ручными переносными огнетушителями тушения пожара в пасса­

жирских помещениях.

В качестве огнегасящего вещества использован фреон IItB 2, которым заряжены огнетушители, а переносные огнетушители заря­ жены углекислотой.

112

Элементы контроля и управления системами размещены на верх­ нем электрощитке и средней приборной доске пилотов.

Система пожаротушения в гондолах состоит ив:

-б огнетушителей 0С-8МФ (3 опереди по 2 огнетушителя в каждой);

-2 блока электромагнитных кранов 781X00 (основного и ава­

рийного); -* распылительных коллекторов;

-2 обратных клапанов;

-трубопроводов;

-системы сигнализации ССП-2А;

-5 механизмов аварийного включения;

-переключающих и сигнальных устройств.

Огнетушители размещены в I

техотсеке между шпангоутами

25

и 27. В трубопроводах I и П очереди огнетушителей установлены

обратные клапаны, исключающие

переход огнегасящего состава

из

одной очереди в другую при разряде. Блоки электромагнитных клапанов служат для распределения подачи состава по гондолам. Аварийный блок включен в систему параллельно основному. Это обеспечивает одновременную подачу состава в обе гондолы при аварийном включении системы. От электромагнитных кранов основ­ ного и аварийного блоков состав подается к коллекторам.

Распылительные коллекторы установлены:

-на двигателе;

-на противопожарной перегородке;

-в пилоне.

Система сигнализации ССП-2А состоит из:

-18 датчиков ДПС-ІАГ, установленных в гондолах по 3 датчи­ ка по 3 группы;

-блока БИ-2АУ в 1 техотсеке.

Механизмы аварийного включения расположены на подкосахцилиндрах главной ноги шасси, на консолях крыла и в носовой части фюзеляжа. Состоят из концевого выключателя с рычажным устройством и кронштейна крепления о хомутом.

При возникновении пожара в гондоле срабатывает сигнализа­ ция и сигналы поступают в БИ-2АУ, на табло опасных режимов,


I -

баллон с огнегасящим составом фреон И4В-2 (вес

заряда 2,725 к г);

2 - сигнальное

очко самозарядки огнету­

шителя; 3 - трубопровод

подвода огнегасящего состава

в двигатель; 4 -

включатель подачи огнѳгасящего

состава

5 -

сигнальная лампочка;

б - тумблер

контроля датчиков ДП-ІІ первого двигателя;

7

-

блок исполнительный 2С7К

(для

двух двигателей); 8

- диафрагма;

9 -

трубопровод подвода огнегасящего состава

в

полость

между кожухом

вала

и внутренним кожухом камеры сгорания;

1D - штепсельный разъем; I I

- термодатчик ДП-ІІ (2

шт.) сигнализа­

ции о пожаре в полости между кожухом вала и внутренним кожухом камеры сгорания;

12

-

трубопровод подвода ог­

негасящего состава в полость кожуха вала;

15 - трубопроводы откачки масла; 14 -

насос масляный откачивающий;

15 -

насос масляный основной; 16 - воздухоотделитель центробежный; 17 - радиатор; 18 - бак масляный;

19 -

переходник для охлаждения масла; 20 -

коллектор противопожарный передний; 21 -

суфлер центробежный; 22 -тру-

 

ѵ бопроводы суфлирования; 23 -

коллектор противопожарный задний

 

 


IIS

лампу-кнопку, электромагнитный кран и электромагнитный клапан. Последний открывает подачу сжатого воздуха в цилиндр закрытия васлонки системы охлаждения СТГ. После открытия кранов замыка­ ются концевики пиропатронов, и огнетушители разряжаются, так как происходит автоматическое срабатывание I очереди. Если по­ жар потушен I очередью, табло опасных режимов погаснет,а лам­ па-кнопка будет гореть. Если пожар не потушен, включить 2 оче­ редь, и, если необходимо, включить 3 очередь. При срабатывании пиропатронов соответствующей очереди гаснет белая лампа "бал­ лоны огнетушѳния".

После ликвидации пожара необходимо включить и вновь выклю­ чить главный переключатель для приведения системы в готовность на случай повторного применения. При этом:

-электромагнитный кран закроется;

-лампа-кнопка погаснет;

-заслонка охлаждения СТГ откроется.

Эту операцию производить не ранее, чем через 20 сек после срабатывания последней очереди»

Система пожаротушения внутри двигателей состоит из!

-двух огнетушителей 0С-2ИЛ о пиропатронами (одна очередь - один огнетушитель);

-блока электромагнитных кранов;

-системы сигнализации 2С7К.

При возникновении пожара внутри двигателей загорается лам­ па "пожар в двигателях" по сигналу датчика пожара ДП-ІІ. Авто­ матического срабатывания огнетушителей не предусмотрено. Для тушения пожара необходимо нажать кнопку включения противопожар­ ной системы. При этом откроется электромагнитный кран, и орабе тает пиропатрон І-й очереди. Белая лампа "баллоны огнетуиеняя” I очереди погасивши фреон начнет подаватьояв полости иѳжду кожухами черев жиклер 3 мм и внутрь кожуха через жиклер 2,5мм, прорывая диафрагмы тройника.

После гашения пожара систему приводят в готовность выключе­ нием и снова включением переключателя "включение системы"«

При ложном срабатывании системы пожаротушения внутрь двига­ теля, согласно указаниям по самолету Ту-І24 от 1965 г.,оопада-

m

ние фреона внутрь двигателя не требует дополнительных работ» так как фреон является нейтральным веществом.

При пожаре на самолете следует:

-перевести РУД аварийного двигателя на "стоп";

-закрыть топливный пожарный кран;

-

выключить отбор воздуха

от аварийного двигателя;

-

снизить скорость полета

до 340 км/час;

-

отработать пожаротушение.

При визуально обнаруженном пожаре, когда табло "пожар" и лампа-кнопка не горят, пожаротушение включают вручную. После ликвидации пожара табло "пожар" должно погаснуть, если оно включилось.

Вопросы для самоконтроля

1. Что отнооитоя на самолете Ту-134 к пассивным и активным средствам борьбы с пожаром?

2 . Охарактеризуйте систему сигнализации СПП-2А и 2С7К. 8. Перечислите преимущества фреона.

4 . Расскажите об управлении системой пожаротушения.

5. Что включает система пожаротушения?

6 . Расскажите о назначении и работе механизмов аварийного включения.

I