Файл: Шахвердов В.Г. Силовая установка самолета ТУ-134 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема Xi. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СУ И КОНТРОЛЯ ЕЕ РАБОТЫ

§II.I. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯМИ

Внастоящем параграфе рассматривается система управления двигателей. Остальные системы управления и регулирования 'фас-

сматриваются в темах, соответствующих наименованиям этих систем.

На оамолзте Ту-І34 управление СУ ручное. К органам управле­

ния относятся:

 

 

 

 

 

-

РУД, два рычага управления двигателями на пульте левого

пилота и два -

на пульте правого пилота;

 

 

-

щиток запуска двигателей - пульт левого пилота;

 

 

-

панель управления

топливной системой - верхний

электрощи­

ток;

 

 

 

 

 

 

-

панель управления

пожаротушением - верхний электрощиток;

-

панель управления предельным регулятором температуры га -

80в -

верхний

электрощиток;

 

 

 

-

панель управления запуском двигателей в полете - верхний

электрощиток;

 

системой

виброкзмѳрений - щиток прибо-

-

панель управления

Р*в;

 

 

 

 

 

 

-

панель управления

системой

противообледенения -

верхний

электрощитом.

 

 

 

 

 

Система управления

каждого двигателя состоит иа

РУД f

свя­

занных тросами с насосом-регулятором НР-30 подачи топлива

в

двиі’атель. РУД левого

и правого

пультов сблокированы

между

собой дюралевыми тягами. Для фиксации РУД в любом положении на левов пульте имеется тормозное устройство. На этом же пудые установлены упор малого газа и откидной упор для защиты от пе­ ремещения в полете на режимы ниже малого газа . РУД на правом пульте не имеют тормозного механизма и механизма упора малого газа .


IK

На Левом пульте имеется рукоятка стопорения рулей и элеро­ нов, связанная посредством тросов с роликом, посаженным на об­

щую ось с РУД.

При застопоренных рулях запуск двигателей

не­

возможен, так

как РУД фиксируются в

положении "останов".

 

Тросы системы управления от левого

РУД на левом

пульте и

от правого РУД на правом пульте идут вниз и проходят

вдоль

 

обоих бортов фюзеляжа под полом кабины до шпангоута №4 8 ,у

ко­

торого подымаются вверх и через гермовыводы выходят на конеч­ ные ролики в пилоны гондол двигателей.

Тросы управления выполнены' в виде замкнутых тросовых прово­ док, закрепленных на концевых роликах, склепанных с РУД и ро­ ликами, установленными в пилонах. Диаметр троса 2,5 мм. Натя­

жение осуществляется тендерами около шпангоутов № I I , 26,

88

и 48 под полом кабин.

 

'С РУД связана блокировка, включающая сирену на взлетном

ре­

жиме,

если закрылки выпущены не на взлетный угол, и на оборотах

малого

газа,

если не выпущены шасси. Выключение сирены может

производиться

кнопками на правом пульте.

 

§ 11.2. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СУ

Для контроля работы СУ самолета в кабине экипажа установле­ ны следующие приборы:

-тахометры ИТЭ-2Т, измеряющие скорость вращения роторов I

и2 компрессоров левого и правого двигателей (два комплекта);

-ИТ-2Т, измеряющие температуру газов левого и правого дви­ гателей (два комплекта);

-ЭМИ-ЗРТИ, измеряющие давление топлива перед форсунками, давление и температуру масла левого и правого двигателей (два комплекта);

-ДИМ-4Т, измеряющие давление топлива на входе в НР-30 (два комплекта);

-ПРТ-35, ограничивающие температуру газа на взлете выше 620°С (два комплекта);

-ИВ-200Е - аппаратура, контролирующая уровень вибрации кор­ пусов двигателей;


II7

- сигнализатор положения лопаток ВНА, показывающий горе­ нием белых ламп положение лопаток ВНА минус 10°;

-две сигнальные лампы "стружка в масле";

-две сигнальные лампы "минимальное давление масла";

-

сигнальные лампы работы автоматики перекачки;

-

четырнадцать сигнальных ламп работы насосов подкачки и

перекачки;

-

сигнальные лампы ДО-202М и РИО—3;

-

сигнальные лампы исправности огнетушителей;

-

сигнальные лампы, лампы-кнопки и табло пожаротушения;

-

сигнальные лампы топливных пожарных кранов;

-

сигнальное табло навигационного остатка топлива;

-

указатели расходомеров топлива (два комплекта);

-

указатель топливомера.

Магнитно-индукционный тахометр ИТЭ-2Т непрерывного дистан­ ционного измерения скорости вращения роторов компрессоров,вы­ раженной в процентах от максимального значения. На самолете установлено два комплекта: для первого и второго компрессора. Комплект состоит из двух датчиков ДТЭ-5Т и одного двухстрелоч­ ного измерителя указателя ИТЭ-2Т (погрешность измерения до г%)

Измеритель ИТ-2Т действует по принципу замера э .д .с . 12 термопар Т-99-1, составляющих четыре последовательно соединен­

ные

группы.

Каждая термопара сдвоена с

другой,

работающей

на ПРТ (погрешность до 4°С).

 

 

Комплект ЭМИ-ЗРТИ состоит из:

 

 

-

указателя УИЗ-З;

 

 

-

датчика давления топлива в первом контуре ИДТ-ІОО;

-

датчика замера давления масла ИДТ—8;

 

 

-

датчика замера температуры масла П-бЗТр.

 

Погрешность

показаний давления до 4^,

показаний

температу­

ры до 6°С.

 

Дистанционный индуктивный

манометр ДИМ-4Т состоит из указа­

теля УИІ-4 и датчика ИДТ-4 с

демпфером Д-59-4 (погрешность до

4

$ от предельных измерений).

. '


118

Предельный регулятор температуры газов за турбиной ПРТ-35 служит для ограничения температуры газов в диапазоне НИР и вы­ ше. Состоит из;

- датчика температуры - второе плечо блока из I2T -99-I;

-усилителя УРТ-І9А-2Т;

-исполнительного агрегата на НР-30 ЭМТ-243;

-коллектора проводов.

ПРТ имеет три режима: "контроль", "ограниченная ореэка обо­ ротов" и "работа". Первые два режима используется на земле для контроля исправности. Сигнальная лампа "отказ" загорается при выходе из строя УРТ-І9А-2Т.

Аппаратура постоянного измерения уровня вибрации корпусов ИВ-2С0Е имеет частоты роторных гармоник. Состоит из:

-двухканального электронного блока;

-двух датчиков вибрации МВ-25В-В;‘'

-двух показывающих приборов М-55С;

-

кнопки проверки;

4

-

двух ламп "вибрация велика".

 

Аппаратура работает по принципу электромагнитной индукции. В датчиках скорость линейной вибрации, действующей в вертикаль­ ном направлении, преобразуется в электрическое напряжение. По­ казывающий прибор AI—55С измеряет виброскорость в мм/сек от О до 100. Погрешность до 15$. Система имеет встроенный контроль.

Остальные элементы системы контроля были рассмотрены в со­ ответствующих темах.

После проведенных доработок система контроля работы СУ са­ молета Ту-134 вполне надежно предупреждает экипаж о воех отка­ зах. В случаб задействования автоматических систем срабатывает автоматика. В настоящее время находятся в стадии внедрения в эксплуатацию указатели минимального давления масла и системы тушения пожара внутри двигателей.

1

119

. Вопросы дла самоконтроля

I . Объясните, что включает понятие "система управления". Перечислите органы управления.

Z. Расскажите о системе управления двигателями.

8 . Покажите на плакате кабины, приборы контроля и лампы сигнализации, относящиеся к СУ.

4 . Каков принцип измерения виброперегрузки?