Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Рис. 40. Характеристика клниоремепиого вариатора:
а) статическая по передаточному числу; С) по скольжению, i — передаточное число вариатора; S — перемещение среднего диска; е с к — с к о л ь ж е н и е пере
дачи; М — передаваемый момент,
Рассмотрим наиболее известную бесступенчатую пе
редачу — вариатор ходовой части самоходных |
комбай |
нов. Она представляет собой двухступенчатый |
клино- |
ременный вариатор с перемещающимся средним диском
промежуточного |
шкива. |
|
Зависимость |
передаточно |
||||||
го числа |
этого |
вариатора |
i при перемещении |
среднего |
||||||
диска |
5 |
показана на рисунке |
40, а. Особенность |
такого |
||||||
рода |
фрикционных передач — наличие |
скольжения еС к, |
||||||||
определяющегося прежде |
всего |
величиной |
передавае |
|||||||
мого |
крутящего |
момента |
Мп |
(рис. 40, |
б). .Угловая ско |
|||||
рость |
ведомого |
вала сог для |
вариатора |
зависит |
от уг |
|||||
ловой |
скорости |
ведущего |
вала |
wf, перемещения |
диска |
|||||
5 и передаваемого момента Мп. Структурная |
схема та |
|||||||||
кого |
вариатора, |
как элемента |
системы |
регулирования, |
||||||
в соответствии с уравнением в отклонениях |
|
|
||||||||
|
Д М 2 = ' |
Д<Й1+ |
|
|
AS |
|
ДМ„ |
|
27 |
|
|
|
^ <Э<о, 'о |
V dS |
дМп |
|
|
|
|||
•будет |
соответствовать представленной |
|
на рисунке 41. |
По теории передачи сигналов Дан будет внешним воз действием AS — регулирующим воздействием, а ЛМп — сигналом помехи.
Изменяют натяжение ремней в данном вариаторе перемещением всего блока шкивов по прорезям рычага вариатора. Проверяют по стреле прогиба ремня посре дине между шкивами при нажатии со стандартным уси-
1-Ю
лием 4 кгс. Прогиб для ремней |
Ad), |
«. |
|
|||||||
данного вариатора в пределах |
|
|
||||||||
8—11 |
мм. Важно |
отрегулиро |
AS |
|
|
|
||||
вать и положение упоров, ог |
|
«г |
|
|||||||
раничивающих |
ход штока гид-' |
ДМл |
|
|
|
|||||
роцнлиндра управления |
вариа |
|
|
|
|
|||||
тором. |
Крайние |
положения: |
|
|
|
|
||||
блок |
шкивов |
внизу, |
средний |
Рис. |
41. |
Структурная |
схема |
|||
диск |
придвинут |
вплотную к |
||||||||
вариатора, как элемента си |
||||||||||
внешнему |
диску |
и, наоборот, |
||||||||
стемы |
регулирования: |
|||||||||
блок |
шкивов |
вверху, |
средний |
Ли,, |
До); — изменение |
угловых |
||||
диск придвинут до упора к вну |
скоростей |
ведущего и |
ведомого |
|||||||
валов: |
AS — регулирующее воз |
|||||||||
треннему |
диску. |
Следует так |
действие; |
ЛЛ/ П — сигнал |
помехи. |
|||||
же проверить |
параллельность" |
|
|
|
|
плоскостей всех шкивов. Положение блока шкивов ва
риатора |
можно отрегулировать |
растяжками. |
|
|
|
|||||||||||
Подобного |
рода |
|
клиноременные |
вариаторы |
|
из-за |
||||||||||
скольжения |
могут |
передавать |
весьма |
ограниченные |
||||||||||||
моменты и применяются (кроме |
комбайнов СК-4, шасси |
|||||||||||||||
СШ-75) на шасси СШ-45. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Второе, наиболее известное устройство Для регули |
||||||||||||||||
рования |
степени |
загрузки |
двигателя — увеличитель |
кру |
||||||||||||
тящего |
момента |
(УКМ) тракторов ДТ-75. Принцип |
дей |
|||||||||||||
ствия У'КМ заключается во вводе без остановки |
тракто |
|||||||||||||||
ра |
дополнительной |
|
передачи |
с |
передаточным |
числом |
||||||||||
1,25. |
Наибольший эффект УКМ дает при трогании |
агре |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
гата с места, а также при |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
преодолении |
кратковремен |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ных увеличений |
момента со |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
противлений. Надо |
иметь в |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
виду, что по своей |
конструк |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ции УКМ не рассчитан на |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
длительную |
работу. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УКМ |
поставлен |
между |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
главной |
муфтой |
сцепления |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
и коробкой |
передач |
(в этом |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
случае он нагружается ми |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
нимальными |
|
.моментами). |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема УКМ показана на ри |
||||||||
Рис. |
42. |
Схема |
|
увеличителя |
сунке 42. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
крутящего |
|
момента: |
|
|
|
Фрикционная |
муфта уп |
||||||||
/—ведущий |
вал: 2 — муфта |
управ |
равления |
УКМ |
обеспечива |
|||||||||||
ления; 3 — обгонная муфта; |
4 — во |
|||||||||||||||
дило; |
5 — сателлит; |
6 — малая |
сол |
ет связь водила |
н сателлитов |
|||||||||||
нечная шестерня; |
7 — ведомый |
вал; |
с |
ведущим |
валом |
/, обгон- |
||||||||||
8 — большая солнечная |
шестерня. |
ная муфта позволяет водилу вращаться только в сто рону вращения вала двигателя. Когда фрикционная муфта УКМ включена, ведущий вал, водило и ведомый вал 7 вращаются как одно целое, передаточное число равно единице. Как только фрикционная муфта выклю
чена, на короткое время |
разрывается поток |
мощности |
(до момента включения |
обгонной муфты), |
водило за |
тормаживается. В этом случае вращение передается че
рез малую |
солнечную |
шестерню |
6, |
блок сателлитов 5 |
и большую |
солнечную |
шестерню |
8, |
передаточное число |
равно 1,25. При включении фрикционной муфты переда точное число плавно уменьшается (без разрыва потока мощности) до единицы.
Следует иметь в виду такую особенность УКМ: ес ли он включен, фрикционная муфта выключена, а пере дача момента идет от ведущих звездочек к двигателю (буксировка для запуска двигателя, движение под ук лон накатом), обгонная муфта расклинивается. Связь двигателя с ведущими звездочками разрывается. Осо бенно опасно выключение фрикционной муфты при дви жении трактора под уклон, когда тормозят трактор двигателем.
Включают УКМ быстрым движением рычага на се бя до фиксации его защелкой. Выключают УКМ также быстро: предварительно нажав ногой на защелку, пере мещают рычаг от себя до отказа. Давление масла в си
стеме смазки УКМ (0,5—1,6 |
кгс/см2 ) контролируют |
при номинальных оборотах вала |
дизеля). |
УКМ имеет и автоматические устройства: уже упо минавшуюся блокировку рычагов управления и обгон ную муфту.
В тракторе К-700 поставлены фрикционные муфты сцепления в качестве блокировочных муфт шестерен постоянного зацеплеия основной коробки передач. Это позволяет в заданном диапазоне передач переключать их без остановки валов. Поток мощности при этом преры вается, но время этого перерыва короткое. В тракторе нет так называемой главной муфты сцепления.
Коробка передач имеет довольно сложную систему
гидравлического управления |
и' смазки (рис. |
43). |
Мас |
|||
ляный |
насос шестеренчатый, |
двухсекционный. |
Нагне |
|||
тательная секция |
18 подает масло к фильтру |
4 |
и |
далее |
||
к золотнику 9 слива и золотнику 10 вала отбора |
мощно |
|||||
сти. От |
золотника |
слива масло поступает к |
золотнику |
Ш12
Магистраль откачивающей ' |
Магистраль включим/р 'лпрмаза- |
||||||||||||
секции насляпана нисасо |
|
. |
синхронизатора и 1ррикииока& НЛи мо/ |
||||||||||
Магистраль смазки |
|
|
Кагистраль слива |
|
|
||||||||
Рис. 43. Схема гидравлической системы управления я смазки короб |
|||||||||||||
|
ки |
передач |
трактора |
К-700: |
|
|
|
|
|||||
/ ~маслорадиатор; |
2 — полужесткая |
муфта; |
3 —картер |
привода |
насосов |
гид |
|||||||
росистемы; 4—маслофильтр; |
5 — перепускной |
клапан |
фильтра; |
6 — редукци |
|||||||||
онный клапан; 7 — клапан |
системы |
смазки; |
8 — золотник переключения пере |
||||||||||
дач; 9— золотник слива; |
10 — золотник |
вала |
отбора мощности; // — манометр; |
||||||||||
12 — верхний резервуар; |
УЗ —заливной |
бачок; |
14— фильтр; |
15 — бустер тормо |
|||||||||
за-синхронизатора; |
16 — бустер |
фрикциона |
муфты |
ВОМ; |
17 — муфта |
ВОМ; |
|||||||
18 — нагнетательная |
секция насоса; |
19 — перепускной |
клапан |
радиаторной сек |
|||||||||
ции; 20 — откачивающая |
секция |
насоса; 21 — заборная |
сетка; 22 — предохра |
||||||||||
нительный клапан; 23, 24, 25, 26—бустеры |
фрикционов |
передач; |
А — смазка |
||||||||||
подшипников полужесткой муфты и привода насосов гидросистемы; Б— |
смаз |
||||||||||||
ка коробки передач; |
В — с м а з к а |
привода насоса коробки передач; Г — смазка |
муфты ВОМ.
8 переключения передач, соединенного с четырьмя бу стерами 23, 24, 25, 26 фрикционных муфт передач, бу
стером |
15 тормоза-синхронизатора. От фильтра |
4 |
через |
||||||
редукционный клапан |
6 |
часть масла |
идет |
на |
смазку: |
||||
А — подшипников |
узла |
полужесткой |
муфты |
и |
привода |
||||
насосов |
гидросистемы |
навесного |
оборудования; |
Б — на |
|||||
смазку |
коробки |
передач; |
В — н а |
смазку привода |
насо- |
8. А. X. Морозов |
• |
jjc[i3 |
са |
гидросистемы коробки передач; Г — на |
смазку муф |
ты |
ВОМ. Золотник 10 связан с бустером |
16 фрикциона |
муфты 17 ВОМ. Откачивающая секция 20 через забор ный фильтр 21 подает масло в радиатор 1 и далее в верхний масляный резервуар 12. Масло в систему за
ливается через заливной бачок 13 и фильтр |
14, давле |
|
ние масла контролируется |
по манометру 11. Насос с |
|
предохранительным 22 и |
перепускным 19 |
клапанами. |
•Клапан 5 фильтра может перепускать масло при зна чительном загрязнении фильтра.
При включении передачи золотником 8 масло по ступает в бустер фрикциона и давит на нажимной диск,
сжимая пакет дисков т.рення. При отключении |
давле |
ния нажимной диск возвращается в исходное |
положе |
ние под действием пружин. Если золотник переключе
ния |
передач стоит в положении «слив» |
(нейтральное), |
то |
масло через золотник слива будет поступать в бус |
|
тер |
тормозка-спнхроннзатора, который |
затормаживает |
ведомый-барабан фрикциона первой передачи, шестерню и через нее промежуточный вал. Золотник переключения передач сблокирован с золотником слива. Сначала ну жно повернуть золотник слива, и только после этого будет освобожден золотник переключения передач.
Перед пуском дизеля рычаг переключения передач, связанный с золотником переключения передач, ставят в положение «слив», а рычаг переключения режимов гру зового вала —в нейтральное положение. Масло давит только на бустер' тормозка-еинхронизатора. При троганни с места включают режим сначала рычагом муфты раздаточного вала, затем рычагом муфты грузового ва ла, выжимают педаль слива, управляющую золотником слива, и рычагом переключения включают нужную ос новную передачу. Быстрым плавным движением отпу скают педаль слива и трогают трактор с места.
Переход с одной передачи на другую в пределах од ного диапазона производят следующим образом: выжи мают педаль слива, переключают передачу рычагом и вновь отпускают педаль слива. Переход в пределах пер вых трех диапазонов и иа задний ход может быть выпол
нен только после |
полной остановки трактора. |
Переход |
||||
с четвертой |
передачи |
третьего |
режима на |
четвер |
||
тый может |
быть' выполнен на ходу трактора. |
Для |
это |
|||
го снижают |
обороты |
вала дизеля, |
выжимают |
педаль |
||
слива и ставят |
рычаг |
переключения передач |
на |
слив, |
114