Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 40. Характеристика клниоремепиого вариатора:

а) статическая по передаточному числу; С) по скольжению, i — передаточное число вариатора; S — перемещение среднего диска; е с к — с к о л ь ж е н и е пере­

дачи; М — передаваемый момент,

Рассмотрим наиболее известную бесступенчатую пе­

редачу — вариатор ходовой части самоходных

комбай­

нов. Она представляет собой двухступенчатый

клино-

ременный вариатор с перемещающимся средним диском

промежуточного

шкива.

 

Зависимость

передаточно­

го числа

этого

вариатора

i при перемещении

среднего

диска

5

показана на рисунке

40, а. Особенность

такого

рода

фрикционных передач — наличие

скольжения еС к,

определяющегося прежде

всего

величиной

передавае­

мого

крутящего

момента

Мп

(рис. 40,

б). .Угловая ско­

рость

ведомого

вала сог для

вариатора

зависит

от уг­

ловой

скорости

ведущего

вала

wf, перемещения

диска

5 и передаваемого момента Мп. Структурная

схема та­

кого

вариатора,

как элемента

системы

регулирования,

в соответствии с уравнением в отклонениях

 

 

 

Д М 2 = '

Д<Й1+

 

 

AS

 

ДМ„

 

27

 

 

^ <Э<о,

V dS

дМп

 

 

 

•будет

соответствовать представленной

 

на рисунке 41.

По теории передачи сигналов Дан будет внешним воз­ действием AS — регулирующим воздействием, а ЛМп сигналом помехи.

Изменяют натяжение ремней в данном вариаторе перемещением всего блока шкивов по прорезям рычага вариатора. Проверяют по стреле прогиба ремня посре­ дине между шкивами при нажатии со стандартным уси-

1-Ю


лием 4 кгс. Прогиб для ремней

Ad),

«.

 

данного вариатора в пределах

 

 

8—11

мм. Важно

отрегулиро­

AS

 

 

 

вать и положение упоров, ог­

 

«г

 

раничивающих

ход штока гид-'

ДМл

 

 

 

роцнлиндра управления

вариа­

 

 

 

 

тором.

Крайние

положения:

 

 

 

 

блок

шкивов

внизу,

средний

Рис.

41.

Структурная

схема

диск

придвинут

вплотную к

вариатора, как элемента си­

внешнему

диску

и, наоборот,

стемы

регулирования:

блок

шкивов

вверху,

средний

Ли,,

До); — изменение

угловых

диск придвинут до упора к вну­

скоростей

ведущего и

ведомого

валов:

AS регулирующее воз­

треннему

диску.

Следует так­

действие;

ЛЛ/ П — сигнал

помехи.

же проверить

параллельность"

 

 

 

 

плоскостей всех шкивов. Положение блока шкивов ва­

риатора

можно отрегулировать

растяжками.

 

 

 

Подобного

рода

 

клиноременные

вариаторы

 

из-за

скольжения

могут

передавать

весьма

ограниченные

моменты и применяются (кроме

комбайнов СК-4, шасси

СШ-75) на шасси СШ-45.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второе, наиболее известное устройство Для регули­

рования

степени

загрузки

двигателя — увеличитель

кру­

тящего

момента

(УКМ) тракторов ДТ-75. Принцип

дей­

ствия У'КМ заключается во вводе без остановки

тракто­

ра

дополнительной

 

передачи

с

передаточным

числом

1,25.

Наибольший эффект УКМ дает при трогании

агре­

 

 

 

 

 

 

 

 

гата с места, а также при

 

 

 

 

 

 

 

 

преодолении

кратковремен­

 

 

 

 

 

 

 

 

ных увеличений

момента со­

 

 

 

 

 

 

 

 

противлений. Надо

иметь в

 

 

 

 

 

 

 

 

виду, что по своей

конструк­

 

 

 

 

 

 

 

 

ции УКМ не рассчитан на

 

 

 

 

 

 

 

 

длительную

работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УКМ

поставлен

между

 

 

 

 

 

 

 

 

главной

муфтой

сцепления

 

 

 

 

 

 

 

 

и коробкой

передач

(в этом

 

 

 

 

 

 

 

 

случае он нагружается ми­

 

 

 

 

 

 

 

 

нимальными

 

.моментами).

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема УКМ показана на ри­

Рис.

42.

Схема

 

увеличителя

сунке 42.

 

 

 

 

 

 

 

крутящего

 

момента:

 

 

 

Фрикционная

муфта уп­

/—ведущий

вал: 2 — муфта

управ­

равления

УКМ

обеспечива­

ления; 3 — обгонная муфта;

4 — во­

дило;

5 — сателлит;

6 — малая

сол­

ет связь водила

н сателлитов

нечная шестерня;

7 — ведомый

вал;

с

ведущим

валом

/, обгон-

8 большая солнечная

шестерня.


ная муфта позволяет водилу вращаться только в сто­ рону вращения вала двигателя. Когда фрикционная муфта УКМ включена, ведущий вал, водило и ведомый вал 7 вращаются как одно целое, передаточное число равно единице. Как только фрикционная муфта выклю­

чена, на короткое время

разрывается поток

мощности

(до момента включения

обгонной муфты),

водило за­

тормаживается. В этом случае вращение передается че­

рез малую

солнечную

шестерню

6,

блок сателлитов 5

и большую

солнечную

шестерню

8,

передаточное число

равно 1,25. При включении фрикционной муфты переда­ точное число плавно уменьшается (без разрыва потока мощности) до единицы.

Следует иметь в виду такую особенность УКМ: ес­ ли он включен, фрикционная муфта выключена, а пере­ дача момента идет от ведущих звездочек к двигателю (буксировка для запуска двигателя, движение под ук­ лон накатом), обгонная муфта расклинивается. Связь двигателя с ведущими звездочками разрывается. Осо­ бенно опасно выключение фрикционной муфты при дви­ жении трактора под уклон, когда тормозят трактор двигателем.

Включают УКМ быстрым движением рычага на се­ бя до фиксации его защелкой. Выключают УКМ также быстро: предварительно нажав ногой на защелку, пере­ мещают рычаг от себя до отказа. Давление масла в си­

стеме смазки УКМ (0,51,6

кгс/см2 ) контролируют

при номинальных оборотах вала

дизеля).

УКМ имеет и автоматические устройства: уже упо­ минавшуюся блокировку рычагов управления и обгон­ ную муфту.

В тракторе К-700 поставлены фрикционные муфты сцепления в качестве блокировочных муфт шестерен постоянного зацеплеия основной коробки передач. Это позволяет в заданном диапазоне передач переключать их без остановки валов. Поток мощности при этом преры­ вается, но время этого перерыва короткое. В тракторе нет так называемой главной муфты сцепления.

Коробка передач имеет довольно сложную систему

гидравлического управления

и' смазки (рис.

43).

Мас­

ляный

насос шестеренчатый,

двухсекционный.

Нагне­

тательная секция

18 подает масло к фильтру

4

и

далее

к золотнику 9 слива и золотнику 10 вала отбора

мощно­

сти. От

золотника

слива масло поступает к

золотнику

Ш12


Магистраль откачивающей '

Магистраль включим/р 'лпрмаза-

секции насляпана нисасо

 

.

синхронизатора и 1ррикииока& НЛи мо/

Магистраль смазки

 

 

Кагистраль слива

 

 

Рис. 43. Схема гидравлической системы управления я смазки короб­

 

ки

передач

трактора

К-700:

 

 

 

 

/ ~маслорадиатор;

2 — полужесткая

муфта;

3 —картер

привода

насосов

гид­

росистемы; 4—маслофильтр;

5 — перепускной

клапан

фильтра;

6 — редукци­

онный клапан; 7 — клапан

системы

смазки;

8 золотник переключения пере­

дач; 9— золотник слива;

10 — золотник

вала

отбора мощности; // — манометр;

12 — верхний резервуар;

УЗ —заливной

бачок;

14— фильтр;

15 — бустер тормо­

за-синхронизатора;

16 — бустер

фрикциона

муфты

ВОМ;

17 — муфта

ВОМ;

18 — нагнетательная

секция насоса;

19 — перепускной

клапан

радиаторной сек­

ции; 20 — откачивающая

секция

насоса; 21 — заборная

сетка; 22 — предохра­

нительный клапан; 23, 24, 25, 26—бустеры

фрикционов

передач;

А — смазка

подшипников полужесткой муфты и привода насосов гидросистемы; Б

смаз­

ка коробки передач;

В — с м а з к а

привода насоса коробки передач; Г — смазка

муфты ВОМ.

8 переключения передач, соединенного с четырьмя бу­ стерами 23, 24, 25, 26 фрикционных муфт передач, бу­

стером

15 тормоза-синхронизатора. От фильтра

4

через

редукционный клапан

6

часть масла

идет

на

смазку:

А — подшипников

узла

полужесткой

муфты

и

привода

насосов

гидросистемы

навесного

оборудования;

Б — на

смазку

коробки

передач;

В — н а

смазку привода

насо-

8. А. X. Морозов

jjc[i3


са

гидросистемы коробки передач; Г — на

смазку муф­

ты

ВОМ. Золотник 10 связан с бустером

16 фрикциона

муфты 17 ВОМ. Откачивающая секция 20 через забор­ ный фильтр 21 подает масло в радиатор 1 и далее в верхний масляный резервуар 12. Масло в систему за­

ливается через заливной бачок 13 и фильтр

14, давле­

ние масла контролируется

по манометру 11. Насос с

предохранительным 22 и

перепускным 19

клапанами.

•Клапан 5 фильтра может перепускать масло при зна­ чительном загрязнении фильтра.

При включении передачи золотником 8 масло по­ ступает в бустер фрикциона и давит на нажимной диск,

сжимая пакет дисков т.рення. При отключении

давле­

ния нажимной диск возвращается в исходное

положе­

ние под действием пружин. Если золотник переключе­

ния

передач стоит в положении «слив»

(нейтральное),

то

масло через золотник слива будет поступать в бус­

тер

тормозка-спнхроннзатора, который

затормаживает

ведомый-барабан фрикциона первой передачи, шестерню и через нее промежуточный вал. Золотник переключения передач сблокирован с золотником слива. Сначала ну­ жно повернуть золотник слива, и только после этого будет освобожден золотник переключения передач.

Перед пуском дизеля рычаг переключения передач, связанный с золотником переключения передач, ставят в положение «слив», а рычаг переключения режимов гру­ зового вала —в нейтральное положение. Масло давит только на бустер' тормозка-еинхронизатора. При троганни с места включают режим сначала рычагом муфты раздаточного вала, затем рычагом муфты грузового ва­ ла, выжимают педаль слива, управляющую золотником слива, и рычагом переключения включают нужную ос­ новную передачу. Быстрым плавным движением отпу­ скают педаль слива и трогают трактор с места.

Переход с одной передачи на другую в пределах од­ ного диапазона производят следующим образом: выжи­ мают педаль слива, переключают передачу рычагом и вновь отпускают педаль слива. Переход в пределах пер­ вых трех диапазонов и иа задний ход может быть выпол­

нен только после

полной остановки трактора.

Переход

с четвертой

передачи

третьего

режима на

четвер­

тый может

быть' выполнен на ходу трактора.

Для

это­

го снижают

обороты

вала дизеля,

выжимают

педаль

слива и ставят

рычаг

переключения передач

на

слив,

114