Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 45. Принципиальная схема системы бокового вы­

 

равнивания комбайна СК-4:

 

/ — поплавок; 2— блок

запорных клапанов; 3 — гндроцн'

л индр

выравнивания;

4 — параллелограммнын

механизм;

 

5 — опорный брус; 6 — золотник.

 

го сигнала

в начальный

момент. Помехи

отрицательно

сказываются и на его работе. Демпфирование маятника снижает быстродействие системы и ограничивает каче­ ство работы системы.

Комбайн КБК-1,0 для уборки зеленого горошка имеет систему для выравнивания молотилки в поперечной и про­ дольной плоскостях. Датчики вертикали выполнены в ви­ де гидростатических датчиков — д в а сообщающихся и за­ полненных ртутью сосуда, куда поставлены электроды. Ес­ ли молотилка комбайна занимает горизонтальное положе­ ние в обеих плоскостях, электроды не касаются поверхнос­ ти ртути. При наклоне ртуть, сохраняя неизменное поло­ жение по отношению к горизонту, переливается в один из концов сосуда и замыкает контакт, связанный с электро­

гидравлическим

реле,

управляющим соответствующим

гидроцилиндром.

Надо

иметь в виду, что скорость дви­

жения комбайнов для уборки зеленого горошка не пре­ вышает 2 км/ч. Поэтому в данном случае можно прене­ бречь влиянием инерционных свойств ртути на. переход­ ные процессы, возникающие в датчике при ее перетека­ нии.

120

Догружатели ведущих колес трактора

Известно, что колесные тракторы подвержены повы­ шенному буксованию. Заводы в прошлом прилагали съемные грузы для догрузки ведущих колес или реко­ мендовали заполнять шины водой при работе в опреде­ ленных условиях. Этими способами удавалось увеличить сцепной вес не более чем на 150—200 кг. Кроме того, процесс заполнения водой шин (а после слива воды надо

было

просушить

шину)

был весьма трудоемкий.

В

настоящее

время в

связи с широким применением

навесных машин догружают ведущие колеса трактора за счет части вертикальной нагрузки на опорные колеса на­ весной машины. Главное назначение таких устройств— уменьшить буксование ведущих колес за счет большего сцепного веса, приходящегося на них. Поэтому эти уст­ ройства иногда называют антислипами (противобуксование).

На отечественных тракторах догружают ведущие ко­ леса либо изменением положения мгновенного центра вращения'навесной машины в рабочем положении в сто­ рону понижения и приближения к оси ведущих колес (механические догружатели ведущих колес тракторов МТЗ-5МС/ЛС, Т-40, Т-28, Т-25), либо за счет специаль­ ных гидравлических устройств, создающих постоянное давление подпора в рабочем гидроцилиндре (гидроувеличители сцепного веса тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52).

За мгновенный центр вращения навесной машины в вертикальной плоскости принимается воображаемая точ­ ка пересечения геометрических осей верхней тяги навес­ ки и нижних тяг. На рисунке 46 показана схема дейст­ вия механического догружателя ведущих колес. Верхняя тяга / может быть соединена пальцем с различными от­ верстиями в кронштейне 2. Обычно палец крепления вер­

хней тяги вставляют в самое верхнее отверстие

кронш­

тейна, тогда мгновенный центр вращения машины

будет

в точке О ь

суммарная сила

сопротивления Р

будет при­

ложена на

плече а,\ и соответственно этому

будут

реак­

ции на колесах трактора Nx

и Fx

и на опорных

колесах

машины R\. Если переставить палец крепления верхней

тяги в нижнее отверстие кронштейна, центр

вращения

перейдет в точку 02, плечо

силы Р

уменьшится

до

а2 и

соответственно уменьшатся

реакции на передних

коле­

сах до N2

и на опорных колесах машины до R2,

а

реак-

121


-

Рис.

46. Схема

механического

догружателя

ведущих

колес:

/ — в е р х н я я

тяга;

2 — кронштейн; О,. 02 — положения

мгновенного центра вра­

щения; /' — суммарная

сила сопротивлений на рабочих органах;

Nu N«, F\. Fi,

Ri,

RU — опорные

реакции на колесах

трактора п рабочей машины; в|, о 2

 

 

 

 

плечо

силы Р.

 

 

ция на ведущих колесах увеличится до F2. Понижение точки крепления верхней тяги к кронштейну (ступенча­ тая установка за счет шести отверстий) увеличивает до­ грузку ведущих колес.

Принцип действия гидравлического увеличителя сцеп­ ного веса в том, что при работе агрегата в полости си­ лового цилиндра, обеспечивающей подъем машины (для МТЗ-50 задняя полость цилиндра), поддерживается гид­ роаккумулятором постоянное (заданное ручной настрой­ кой) давление рабочей жидкости. Это давление создает подъемную силу, стремящуюся выглубить рабочие орга­ ны навесной машины из почвы, за счет такого относи­ тельно небольшого постоянного давления подпора (8—28 кгс/см2 ) часть веса машины и часть суммарного сопро­ тивления почвы догружает задние ведущие колеса, раз­ гружая передние колеса трактора и опорные колеса ма­ шины.

Устройство пружинного гидроаккумулятора трактора МТЗ-50 показано на рисунке 47. Аккумулирующий энер­ гию элемент пружина 2. Шток 1 поршня жестко закреп­ лен в передней крышке, в торец штока ввернут штуцер для подвода масла в пидроаккумулятор. Масло проходит по сквозному сверлению в штоке в полость между ци­ линдром 3 и поршнем 4. Давлением масла цилиндр сжи­ мает пружину и отодвигается от крышки, накапливая


Рис. 47.

Пружинный гидроаккумулятор трактора МТЗ-50:

/ - ш т о к

поршня; 2 - п р у ж и н а ;

3 - цилиндр; •> — поршень; 5 - п р о б к а .

тем самым

энергию. На

корпусе гидроаккумулятора

пробка 5 для слива накопившихся утечек масла в сопря­ жении поршень — цилиндр.

Схема работы гидравлической системы трактора МТЗ-50 с гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ) пока­

зана

на рисунке 48.

В обычную

систему

дополнительно

включены ГСВ

(его

корпус обозначен цифрой

12)

и

гидр о аккумулятор 15.

В

корпусе 12

ГСВ,

закрытом

с

двух

сторон крышками,

поставлены

ползун

4,

золотник

9 с большим плунжером 8 и малым плунжером

11,

об­

ратный клапан 7 и запорный клапан 6.

 

 

 

 

Снаружи корпуса

ГСВ

рычат 2 управления

и винт 3

с маховичком.

В корпусе

ГСВ

четыре

штуцера, свя­

зывающие ГСВ с распределителем основной системы, силовым цилиндром, гидроаккумулятором и магистралью слива.

Нагнетательная полость А соединена с полостью К распределителя, сливная полость Г—со сливным трубо­ проводом, отходящим от распределителя. Полость Е за­ порного клапана-соединена с рабочей полостью И ос­ новного силового цилиндра, полость Ж обратного клапа­ на через сверление в золотнике, полость 3 соединена с

гидроаккумулятором.

/

 

Ползун 4 перемещается рычагом 2

и может занимать

три положения: «включено»

(рис. 48,

а ) , «выключено»

(позиция в) и «заперто» (позиция г).

Золотник-9 сов­

местно с большим плунжером 8, пружиной .13, гайкой / •и винтом 3 выполняет роль автоматического устройства для подзарядки гидроаккумулятора—поддержания в нем и полости И силового цилиндра постоянного давления

123


Рис. 48. Схема

работы гидросистемы трактора

МТЗ-50

с гидроувеличителем сцепного веса:

 

с в к л ю ч е н о;

б — зарядка

гндроаккумулятора;

а —выключено;

г —заперто;

/ — гайка; 2 рычаг управления; 3 м а х о в и ч о к }

4 —ползун; 5 — трубопровод

подпитки; 6

запорный клапан;

7 — обратный

клапан;

8 — большой

плунжер;

9 — золотник;

10—пру­

жина; 11 — малый плунжер;

12 — корпус

Г С В ;

13 — пружина;

14

— сливной

клапан

распределителя; 15 — гидроаккумулятор; А—на­

гнетательная

полость;

Б — полость

за обратным

клапаном; В — полость золотника;

Г —полость

слива;

Е — полость

запорного

клапана; Ж —полость

обратного

клапана; 3 — полость выхода;

И — рабочая

полость силового

цилиндра;

К — полость

распреде­

 

 

 

 

 

 

лителя.

 

 

 

 

 

 

 


подпора. Сам гидроаккумулятор предназначен для ком­ пенсации утечек и создания подпора в рабочей полости основного силового цилиндра в пределах степени нечув­ ствительности автомата подзарядки.

Предохранительный клапан 10 срабатывает в

том

случае, если в полостях И силового цилиндра и Л

гад-

роаккумулятора давление резко повышается (на

8—15

кгс/см2 ) против давления, установленного винтом 3.

Ма­

лый пруижер 11 способствует быстрому возврату золот­ ника в исходное положение.

Порядок управления работой ГСВ следующий: перед началом работы винт с маховичком вращают влево (про­ тив хода часовой стрелки) до упора, чем будет задано мак­ симальное давление подзарядки, равное 27—28 кгс/см2 , после заезда в борозду золотник распределителя уста­ навливают в плавающее положение, навес-ная машина опускается под действием своего веса. После заглубле­ ния рабочих "органов включают ГСВ переводом рукоят­ ки вверх до установки на фиксатор, затем переводят зо­ лотник распределителя из плавающего в положение подъем. При работе в борозде нужно проверить копиро­ вание рельефа опорными колесами-навесной машины и в случае необходимости уменьшить давление подпора вра­ щением винта 3 по ходу часовой стрелки. После дости­ жения удовлетворительного копирования рельефа окон­ чательно регулируют глубину хода рабочих органов ус­ тановкой колес или изменением длины тяг навески.

В конце гоиа рукоятку ползуна ГСВ достаточно пос­ тавить в среднее положение (выключено), машина пере­ водится в транспортное положение, так как распредели­ тель уже стоит в положении подъем. После окончания подъема золотник распределителя должен автоматиче­ ски стать в нейтральное положение.

Рассмотрим работу ГСВ при положении рукоятки ползуна — включено. Масло из напорной полости К рас­ пределителя по трубопроводу поступает в полость А, пол­ зун в это время в левом крайнем положении и сообщает полость гидроаккумулятора с рабочей полостью И

силового цилиндра через

трубопроводы и полости 3,

Ж,

Е. Масло из полости А проходит через сверление В,

сед­

ло золотника в полость Г

слива. Золотник автоматиче­

ской подзарядки удерживается в определенном положе­ нии с одной стороны силой пружины 13, а с другой— давлением масла на торец золотника со стороны боль-

125