Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отпускают педаль слива и быстро переводят рычаг уп­ равления муфтами грузового вала в положение четвер­ того режима. Затем снова выжимают педаль слива,

включают передачу рычагом и

наконец отпускают пе­

даль слива

(этот

способ

сходен

со способом переключе­

ния

передач

при движении автомобиля вслучае перехода

с

низшей

на

высшую

передачу, имеющим назва­

ние «с двойным выжимом»). Возможен и обратный пе­ реход с четвертого режима на третий по ходу трактора. Выжимаютпедаль слива, переключают рычаг на чет­ вертую передачу, переводят рычаг управления муфтой

грузового вала в положение третьего режима и

отпу­

скают педаль слива. В этом случае один выжим

педа­

ли слива, тормоз-синхронизатор не включают.

 

Для остановки трактора выжимают педаль слива, устанавливают рычаг переключения передач на «слив», рычаг муфты грузового вала на нейтраль и отпускают педаль слива.

•В-настоящее время разработан так называемый ме­ ханизм безразрывности в коробке передач трактора К-700. В этом случае за счет одновременной работы от­ ключаемой и включаемой передач обеспечивается не­ разрывность передачи момента. Конструктивно отлича­ ется только золотник переключения передач, позволяю­

щий4

переключать передачи

без выжима

педали

слива.

Это

снижает динамические

нагрузки

в

трансмиссии и

уменьшает работу буксования муфт включения.

 

Аналогично

устроены коробки

передач тракторов

Т-150

и Т-150К-

КП трактора Т-150

с

раздвоением

пото­

ка мощности на два вторичных вала позволяет повора­ чивать трактор с фиксированными радиусами, помимо специального механизма поворота. Прямолинейное дви­ жение будет обеспечено включением одноименных гид­ роподжимных муфт на обоих вторичных валах. При работе тракторов необходимо следить за давлением в гидросистеме трансмиссии. Гидроаккумулятор системы надо разбирать осторожно, аккуратно, как и гидроак­ кумулятор ГСВ трактора МТЗ-50. При разрушении уп-

лотнительного кольца

гидроаккумулятора

понижается

давление на одном борту на всех

передачах. Если дав­

ление

снижается

при

включении

одной

из передач,

значит,

разрушено

уплотнительное

кольцо

одного из

бустеров гидромуфты. При залегании перепускных кла­ панов давление может возрасти до 15—17 кгс/см2 . В ис-

8*

115


 

 

 

 

 

 

 

 

правкой

гидросис-

AL

дМ,с

дМ,,

М

д м

г

с

д)

теме стабильно под­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

держивается

давле­

 

 

- л S

ды.

 

 

 

ние от

8 до

10 К Г С / С М 2 .

 

Пш

 

 

 

В

данное

время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

организованы

рабо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ты по созданию гнд-

Рис. 44. Блок-схема системы

связанно­

 

 

 

рообъемных

транс­

го регулирования постоянной

загрузки

 

 

 

миссий:

дизельный

 

двигателя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

двигатель

будет при­

D — двигатель; М — инерционная

масса

агре­

гата;

П м , П со — звенья

передачи

момента н

 

 

водить

регулируемый

угловой скорости; AZ — изменение

подачи топ­

насос, а от него при

лива;

AS — изменение

передаточного

числа

 

 

трансмиссии,.

 

 

 

 

 

переменном

давле­

 

 

 

 

 

 

 

 

нии и производитель­

 

 

 

 

 

 

 

 

ности масло поступит

к гидромотору.

Изменение

передаточного

отношения —

за счет изменения рабочего объема насоса. Применени­ ем ' весьма сложных систем связанного регулирования (изменением подачи топлива и изменением передаточ­ ного отношения) можно добиться режимов постоянной загрузки двигателя и постоянной скорости движения агрегата. Блок-схема такого связанного регулирования

показана на рисунке 44.

Здесь

D—-дизельный

двига­

тель,

М — инерционная

масса

агрегата,

П м

и

П( й

звенья передачи по моменту и угловым скоростям, A Z —

изменение

подачи топлива, AS — изменение

передаточ­

ного

числа

трансмиссии.

Такая

система

автоматичес­

кого

управления в принципе может обеспечить

следую­

щие режимы:

поддержание режима V=const автоматической уста­ новкой оптимальных значений (по минимуму расхода топлива) угловой скорости вала дизеля и передаточно­ го числа трансмиссии;

поддержание режима iV=const за счет изменения только передаточного числа трансмиссии, когда задан­ ная скорость движения не может быть достигнута из-за увеличившегося сопротивления движению агрегата.

Организованы также работы по созданию гидроди­ намических передач, обладающих свойствами саморегу­ лирования: ведущий вал вращает насосное колесо, ло­ патки которого создают динамический напор рабочей жидкости, передающийся иа лопатки турбинного коле­ са ведомого вала. Из турбины жидкость поступает на лопатки неподвижного реактора. Лопатки насосного и

116


турбинного колес установлены так, что при неподвижной турбине поток рабочей жидкости будет встречать ло­ патки турбины под большим углом атаки, создавая на ведомом валу максимальный крутящий момент М 2 . На­ оборот, при нарастании угловой скорости ведомого ва­ ла угол атаки уменьшается при одновременном сниже­

нии момента М2 . Из турбины жидкость

попадает в ре­

актор, реактивный момент

которого

М 3

равен

разности

моментов турбины М 2 и M i насоса.

 

 

 

 

Основное уравнение гидротрансформатора:

 

 

М1 + М3

=

—М2.

 

 

 

 

Здесь

знак минус перед М 2

указывает, что

турбина

воспринимает крутящий момент от потока, а

иасос и

реактор сообщают потоку моменты Мги Мз.

 

 

С точки зрения теории

автоматического

регулирова­

ния это уравнение обратной связи, объясняющее

причину

внутренней автоматичности

гидродинамической

переда­

чи. Если

удалить реактор (или дать

ему

возможность

свободно

вращаться в потоке), то такая

гидродинамиче­

ская передача будет передавать момент без изменения и станет просто гидромуфтой. Несмотря на автоматичность изменения передаточного числа, гидротрансформатор имеет весьма узкий диапазон г = 1,3—1,6 при наилучшем к. п. д. Отклонение от этих значений i резко снижает к. п. д. передачи, в связи с чем она может работать на тракторе только вместе с двух-трехступенчатой коробкой передач.

Весьма перспективны электрические трансмиссии, обладающие также свойствами саморегулирования. Так, трактор ДЭТ-250 имеет однопоточную электрическую трансмиссию постоянного тока, автоматически превра­ щающую постоянную мощность при постоянных оборотах дизеля в переменные тяговые усилия и переменные ско­ рости движения, соответствующие изменяющимся вели­ чинам внешних сопротивлений.

З г о обеспечивает практически постоянную снимаемую мощность тракторного дизеля в диапазоне тяговых уси­

лий

от 8 до 21 тс при изменении скорости движения от

2,3

км/ч до 15 км/ч. Коэффициент полезного действия

трактора с такой трансмиссией—0,67, ниже, чем тракто­ ров с механической трансмиссией (0,76—0,80). Но для промышленного трактора, работающего в условиях рез-

117


кнх п частых изменений нагрузки, это окупается авто­ матичностью работы при полном использовании мощнос­ ти дизеля.

Стабилизация положения машин при работе на склонах

В настоящее время есть специально созданные для работы на склонах крутосклонные тракторы и комбайны. Это вызвано тем, что от 20 до 80% всей обрабатываемой площади республик Средней Азии и Закавказья распо­ ложено на склонах больше 8°.

Первостепенная задача—создание мобильного источ­ ника энергии—специального крутосклонного трактора..К таким можно отнести тракторы ДТ-75К, Т-50К и шасси СШ-0611. Они оборудованы автоматическими выравни­ вающими устройствами. К примеру, модифицированный трактор Т-50К в отличие от МТЗ-50 имеет дополнитель­ ные бортовые передачи ( ; ' = ! ) , трактор при работе на склоне автоматически выравнивается перемещением по высоте дополнительных бортовых передач рычагами коромыслового механизма, которым управляют гидравли­ чески от статического маятника, передний мост изготов­ лен в виде параллелорраммного механизма. Трактор обеспечивает работу на склонах до 21°.

Статический маятник как датчик вертикали шариирно соединен с остовом трактора. При отклонении остова от вертикального положения датчик поворачивается от­ носительно остова (или остов относительно датчика), этот угол поворота вызывает перемещение штока золот­ ника. Открытие каналов для подвода и отвода масла в гидроцилиндры вызывает их перемещение и через испол­ нительный механизм наступит поворот остова. Маятни­ ковый датчик крена, кроме полезного сигнала, может вы­ давать и ложные сигналы, обусловленные ускорениями точки подвеса.

При развороте крутосклонного трактора на горизон­ тальном участке на высоких скоростях движения и ма­ лых радиусах поворота возможно опрокидывание трак­ тора. Так, при движении на восьмой передаче при радиу­ се поворота 4 м датчик отмечает крен 20°, а при движении на девятой передаче трактор теряет устойчи­ вость и переворачивается при включенной системе авто­ матической стабилизации.

118

При работе на склонах до 10—12° трактор Т-50К ра­ ботает без сползания вниз по склону. При больших углах склона надо «доворачнвать» передние колеса (склон 14°—на 3°, склон 21°—на 5°). Крутизна склона оказывает меньшее отрицательное влияние на крутосклонный трак­ тор, чем на обычный,—на склоне 14° обычный трактор теряет около 30% мощности, а 'крутосклонный — 6%. На сеноуборочных работах трактор Т-50К может работать на склонах крутизной до 35°, .при пахоте с торным оборот­ ным плугом ПОГ-2-35 с оборотом пласта вниз по склону трактор устойчиво работал на склонах до 15° при ско­ рости до 6 км/ч и глубине вспашки 25—27 см.

Уборочные машины действуют эффективно тогда, когда их рабочие органы занимают определенное поло­ жение, режущий аппарат по всей ширине захвата все •время находится на заданном расстоянии от поверхности почвы, а молотилка комбайна в горизонтальном положе­ нии.

При работе молотилки на склонах качество ее работы сильно ухудшается (ворох и зерно сгружаются на одну сторону), постоянный уклон даже в 2° сказывается на потерях зерна. Так, на склоне 14° без выравнивания мо­ лотилки комбайна недомолот доходил до 25%; потери свободным зерном около 16%; а при работе с автомати­ ческим выравниванием потери от недомолота были около 4,5%; свободным зерном — около 3,5%.

На рисунке 45 показана принципиальная схема сис­ темы бокового выравнивания зерноуборочного комбайна СК-4. Эта система отличается от ранее рассмотренной для крутосклонного трактора тем, что в этом случае 'ма­ ятник поплавковый. Поплавок 1 укреплен шарнирно к остову через жесткий стержень и под действием вытал­ кивающей силы жидкости стремится сохранить верти­ кальное положение. Стержень поплавка связан тягой с золотником б, управляющим гидроцилиндром 3 вы­ равнивания.

В свою очередь, гидрюцилиндр воздействует на па­ раллелограмм ный 'механизм 4, поворачивая остов ком­ байна относительно опорного бруса 5. Масло от золотни­

ка в гидроцилиндр попадает через блок 2 запорных

кла­

панов, ими поршень гидроцилиндра фиксируется

при

отсутствии сигнала от золотника и при обрыве соедини­ тельных шлангов. Поплавковый датчик отличается от подвешенного статического маятника отсутствием ложно-^