Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
отпускают педаль слива и быстро переводят рычаг уп равления муфтами грузового вала в положение четвер того режима. Затем снова выжимают педаль слива,
включают передачу рычагом и |
наконец отпускают пе |
||||
даль слива |
(этот |
способ |
сходен |
со способом переключе |
|
ния |
передач |
при движении автомобиля вслучае перехода |
|||
с |
низшей |
на |
высшую |
передачу, имеющим назва |
ние «с двойным выжимом»). Возможен и обратный пе реход с четвертого режима на третий по ходу трактора. Выжимаютпедаль слива, переключают рычаг на чет вертую передачу, переводят рычаг управления муфтой
грузового вала в положение третьего режима и |
отпу |
скают педаль слива. В этом случае один выжим |
педа |
ли слива, тормоз-синхронизатор не включают. |
|
Для остановки трактора выжимают педаль слива, устанавливают рычаг переключения передач на «слив», рычаг муфты грузового вала на нейтраль и отпускают педаль слива.
•В-настоящее время разработан так называемый ме ханизм безразрывности в коробке передач трактора К-700. В этом случае за счет одновременной работы от ключаемой и включаемой передач обеспечивается не разрывность передачи момента. Конструктивно отлича ется только золотник переключения передач, позволяю
щий4 |
переключать передачи |
без выжима |
педали |
слива. |
|||
Это |
снижает динамические |
нагрузки |
в |
трансмиссии и |
|||
уменьшает работу буксования муфт включения. |
|
||||||
Аналогично |
устроены коробки |
передач тракторов |
|||||
Т-150 |
и Т-150К- |
КП трактора Т-150 |
с |
раздвоением |
пото |
ка мощности на два вторичных вала позволяет повора чивать трактор с фиксированными радиусами, помимо специального механизма поворота. Прямолинейное дви жение будет обеспечено включением одноименных гид роподжимных муфт на обоих вторичных валах. При работе тракторов необходимо следить за давлением в гидросистеме трансмиссии. Гидроаккумулятор системы надо разбирать осторожно, аккуратно, как и гидроак кумулятор ГСВ трактора МТЗ-50. При разрушении уп-
лотнительного кольца |
гидроаккумулятора |
понижается |
|||
давление на одном борту на всех |
передачах. Если дав |
||||
ление |
снижается |
при |
включении |
одной |
из передач, |
значит, |
разрушено |
уплотнительное |
кольцо |
одного из |
бустеров гидромуфты. При залегании перепускных кла панов давление может возрасти до 15—17 кгс/см2 . В ис-
8* |
115 |
|
|
|
|
|
|
|
|
правкой |
гидросис- |
||
AL |
дМ,с |
дМ,, |
М |
д м |
г |
с |
д) |
теме стабильно под |
|||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
держивается |
давле |
||
|
|
- л S |
ды. |
|
|
|
ние от |
8 до |
10 К Г С / С М 2 . |
||
|
Пш |
|
|
|
В |
данное |
время |
||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
организованы |
рабо |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ты по созданию гнд- |
|||
Рис. 44. Блок-схема системы |
связанно |
|
|
|
рообъемных |
транс |
|||||
го регулирования постоянной |
загрузки |
|
|
|
миссий: |
дизельный |
|||||
|
двигателя: |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
двигатель |
будет при |
||||
D — двигатель; М — инерционная |
масса |
агре |
|||||||||
гата; |
П м , П со — звенья |
передачи |
момента н |
|
|
водить |
регулируемый |
||||
угловой скорости; AZ — изменение |
подачи топ |
насос, а от него при |
|||||||||
лива; |
AS — изменение |
передаточного |
числа |
|
|||||||
|
трансмиссии,. |
|
|
|
|
|
переменном |
давле |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
нии и производитель |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
ности масло поступит |
|||
к гидромотору. |
Изменение |
передаточного |
отношения — |
за счет изменения рабочего объема насоса. Применени ем ' весьма сложных систем связанного регулирования (изменением подачи топлива и изменением передаточ ного отношения) можно добиться режимов постоянной загрузки двигателя и постоянной скорости движения агрегата. Блок-схема такого связанного регулирования
показана на рисунке 44. |
Здесь |
D—-дизельный |
двига |
||||
тель, |
М — инерционная |
масса |
агрегата, |
П м |
и |
П( й — |
|
звенья передачи по моменту и угловым скоростям, A Z — |
|||||||
изменение |
подачи топлива, AS — изменение |
передаточ |
|||||
ного |
числа |
трансмиссии. |
Такая |
система |
автоматичес |
||
кого |
управления в принципе может обеспечить |
следую |
щие режимы:
поддержание режима V=const автоматической уста новкой оптимальных значений (по минимуму расхода топлива) угловой скорости вала дизеля и передаточно го числа трансмиссии;
поддержание режима iV=const за счет изменения только передаточного числа трансмиссии, когда задан ная скорость движения не может быть достигнута из-за увеличившегося сопротивления движению агрегата.
Организованы также работы по созданию гидроди намических передач, обладающих свойствами саморегу лирования: ведущий вал вращает насосное колесо, ло патки которого создают динамический напор рабочей жидкости, передающийся иа лопатки турбинного коле са ведомого вала. Из турбины жидкость поступает на лопатки неподвижного реактора. Лопатки насосного и
116
турбинного колес установлены так, что при неподвижной турбине поток рабочей жидкости будет встречать ло патки турбины под большим углом атаки, создавая на ведомом валу максимальный крутящий момент М 2 . На оборот, при нарастании угловой скорости ведомого ва ла угол атаки уменьшается при одновременном сниже
нии момента М2 . Из турбины жидкость |
попадает в ре |
||||||
актор, реактивный момент |
которого |
М 3 |
равен |
разности |
|||
моментов турбины М 2 и M i насоса. |
|
|
|
|
|||
Основное уравнение гидротрансформатора: |
|
||||||
|
М1 + М3 |
= |
—М2. |
|
|
|
|
Здесь |
знак минус перед М 2 |
указывает, что |
турбина |
||||
воспринимает крутящий момент от потока, а |
иасос и |
||||||
реактор сообщают потоку моменты Мги Мз. |
|
|
|||||
С точки зрения теории |
автоматического |
регулирова |
|||||
ния это уравнение обратной связи, объясняющее |
причину |
||||||
внутренней автоматичности |
гидродинамической |
переда |
|||||
чи. Если |
удалить реактор (или дать |
ему |
возможность |
||||
свободно |
вращаться в потоке), то такая |
гидродинамиче |
ская передача будет передавать момент без изменения и станет просто гидромуфтой. Несмотря на автоматичность изменения передаточного числа, гидротрансформатор имеет весьма узкий диапазон г = 1,3—1,6 при наилучшем к. п. д. Отклонение от этих значений i резко снижает к. п. д. передачи, в связи с чем она может работать на тракторе только вместе с двух-трехступенчатой коробкой передач.
Весьма перспективны электрические трансмиссии, обладающие также свойствами саморегулирования. Так, трактор ДЭТ-250 имеет однопоточную электрическую трансмиссию постоянного тока, автоматически превра щающую постоянную мощность при постоянных оборотах дизеля в переменные тяговые усилия и переменные ско рости движения, соответствующие изменяющимся вели чинам внешних сопротивлений.
З г о обеспечивает практически постоянную снимаемую мощность тракторного дизеля в диапазоне тяговых уси
лий |
от 8 до 21 тс при изменении скорости движения от |
2,3 |
км/ч до 15 км/ч. Коэффициент полезного действия |
трактора с такой трансмиссией—0,67, ниже, чем тракто ров с механической трансмиссией (0,76—0,80). Но для промышленного трактора, работающего в условиях рез-
117
кнх п частых изменений нагрузки, это окупается авто матичностью работы при полном использовании мощнос ти дизеля.
Стабилизация положения машин при работе на склонах
В настоящее время есть специально созданные для работы на склонах крутосклонные тракторы и комбайны. Это вызвано тем, что от 20 до 80% всей обрабатываемой площади республик Средней Азии и Закавказья распо ложено на склонах больше 8°.
Первостепенная задача—создание мобильного источ ника энергии—специального крутосклонного трактора..К таким можно отнести тракторы ДТ-75К, Т-50К и шасси СШ-0611. Они оборудованы автоматическими выравни вающими устройствами. К примеру, модифицированный трактор Т-50К в отличие от МТЗ-50 имеет дополнитель ные бортовые передачи ( ; ' = ! ) , трактор при работе на склоне автоматически выравнивается перемещением по высоте дополнительных бортовых передач рычагами коромыслового механизма, которым управляют гидравли чески от статического маятника, передний мост изготов лен в виде параллелорраммного механизма. Трактор обеспечивает работу на склонах до 21°.
Статический маятник как датчик вертикали шариирно соединен с остовом трактора. При отклонении остова от вертикального положения датчик поворачивается от носительно остова (или остов относительно датчика), этот угол поворота вызывает перемещение штока золот ника. Открытие каналов для подвода и отвода масла в гидроцилиндры вызывает их перемещение и через испол нительный механизм наступит поворот остова. Маятни ковый датчик крена, кроме полезного сигнала, может вы давать и ложные сигналы, обусловленные ускорениями точки подвеса.
При развороте крутосклонного трактора на горизон тальном участке на высоких скоростях движения и ма лых радиусах поворота возможно опрокидывание трак тора. Так, при движении на восьмой передаче при радиу се поворота 4 м датчик отмечает крен 20°, а при движении на девятой передаче трактор теряет устойчи вость и переворачивается при включенной системе авто матической стабилизации.
118
При работе на склонах до 10—12° трактор Т-50К ра ботает без сползания вниз по склону. При больших углах склона надо «доворачнвать» передние колеса (склон 14°—на 3°, склон 21°—на 5°). Крутизна склона оказывает меньшее отрицательное влияние на крутосклонный трак тор, чем на обычный,—на склоне 14° обычный трактор теряет около 30% мощности, а 'крутосклонный — 6%. На сеноуборочных работах трактор Т-50К может работать на склонах крутизной до 35°, .при пахоте с торным оборот ным плугом ПОГ-2-35 с оборотом пласта вниз по склону трактор устойчиво работал на склонах до 15° при ско рости до 6 км/ч и глубине вспашки 25—27 см.
Уборочные машины действуют эффективно тогда, когда их рабочие органы занимают определенное поло жение, режущий аппарат по всей ширине захвата все •время находится на заданном расстоянии от поверхности почвы, а молотилка комбайна в горизонтальном положе нии.
При работе молотилки на склонах качество ее работы сильно ухудшается (ворох и зерно сгружаются на одну сторону), постоянный уклон даже в 2° сказывается на потерях зерна. Так, на склоне 14° без выравнивания мо лотилки комбайна недомолот доходил до 25%; потери свободным зерном около 16%; а при работе с автомати ческим выравниванием потери от недомолота были около 4,5%; свободным зерном — около 3,5%.
На рисунке 45 показана принципиальная схема сис темы бокового выравнивания зерноуборочного комбайна СК-4. Эта система отличается от ранее рассмотренной для крутосклонного трактора тем, что в этом случае 'ма ятник поплавковый. Поплавок 1 укреплен шарнирно к остову через жесткий стержень и под действием вытал кивающей силы жидкости стремится сохранить верти кальное положение. Стержень поплавка связан тягой с золотником б, управляющим гидроцилиндром 3 вы равнивания.
В свою очередь, гидрюцилиндр воздействует на па раллелограмм ный 'механизм 4, поворачивая остов ком байна относительно опорного бруса 5. Масло от золотни
ка в гидроцилиндр попадает через блок 2 запорных |
кла |
панов, ими поршень гидроцилиндра фиксируется |
при |
отсутствии сигнала от золотника и при обрыве соедини тельных шлангов. Поплавковый датчик отличается от подвешенного статического маятника отсутствием ложно-^