Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ществляется за счет гибкой диафрагмы 10, пружины 5 и топливного клапана 18.

В корпусе карбюратора воздушная заслонка /, диф­ фузор 2, дроссельная заслонка 3. Главная дозирующая система собрана из седла 8 клапана, клапана пластин­ чатого 7 и жиклера-распылителя 6. В системе холостого

хода канал

13, топливный жиклер 15, отверстия 14, винт

16 и канал

17.

Топливо

в камеру над диафрагмой поступает через

штуцер 4, фильтр 20 и седло топливного клапана, при­

крываемое

плоским

резиновым

топливным клапаном

18.

Диафрагма

снизу

закрыта

крышкой,

в которой есть

кнопка

12

для принудительного

открытия

топливного

клапана

при пуске,

а также

балансировочное

отверстие

// для

сообщения

наддиафрагменного

пространства

с

атмосферой.

 

 

 

 

 

 

Разрежение из пространства

за дросселем

передается

в полость над диафрагмой, диафрагма прогибается, на­ жимая на правый конец рычага топливного клапана. Рычагом топливный клапан отводится от седла, и топли­ во начинает поступать ив бака.

При работе на холостом ходу, когда жиклер

главной

системы не работает, обратный пластинчатый

клапан 7

не пропускает воздуха и не дает возможности

потерять

разрежение над диафрагмой.

 

 

Разрежение, когда открывается

топливный

клапан,

равно

10—12 мм вод. ст. и определяется тарировкой пру­

жины

5.

 

 

 

Стабилизация напряжения

в системе

 

электрооборудования

Основной источник электроэнергии в тракторах—ге­ нераторы постоянного и переменного тока напряжением 12 В, мощностью от 180 до 1000 Вт. Привод генераторов от тракторного дизеля, работающего в большом диапазо­ не угловых скоростей. Это заставляет устанавливать в системе электрооборудования специальное автоматичес­ кое устройство для поддержания постоянного напряже­ ния в цепи. Напряжение на зажимах генератора U может быть определено из зависимости

U = C 1ъп .

где С — постоянная величина, зависящая от параметров генератора;

\35


/в — ток в обмотках возбуждения, определяющий маг­

нитный поток;

 

п — число оборотов ротора

генератора.

Сохраняя 'произведение

двух переменных величин

1вп постоянным, можно стабилизировать напряжение U

при разных значениях п. Рассмотрим работу этой системы на примере функциональной схемы САР напряжения (рис. 54). Объект регулирования — генератор по напря­ жению 0. Напряжение U подается в обмотку реле, где преобразуется в магнитный поток Ф р в сердечнике реле. Магнитный поток Ф р создает усилие, сравниваемое с уси­ лием пружины. В зависимости от этих соотношений кон­ такты реле будут замкнуты или разомкнуты. Далее будет выключено или включено дополнительное сопротивление в цепи возбуждения генератора. Изменение сопротивле­ ния вызовет изменение тока / ш преобразующегося в магнитный поток Ф в , обеспечивающий постоянство U при изменении внешних возмущений в виде изменения угловой скорости ротора генератора и величины на­ грузки.

В связи с наличием в системе регулирования релей­ ного элемента передача сигнала осуществляется дис­ кретно (включено — выключено). Изменение внешних возмущений изменяет частоту размыкания контактов ре­ ле или, точнее, соотношение продолжительности разом­ кнутого и замкнутого состояния контактов реле.

Подобная система имеет и другие автоматически действующие устройства: сопротивления и магнитные шунты для температурной компенсации, выравнивающие и ускоряющие обмотки для создания высокочастотных колебаний якоря реле. К этой же системе относится и реле обратного тока. При минимальных оборотах холос­ того хода, когда контакты реле замкнуты, система уже не

может поддерживать постоянное

напряжение на зажи-

Настройка

Возмущения

СопротиВле- ф ОбмоШа | *Рр. А , I Контакты

ниеобмотт —=Генератор W возбуждения

Рис. 54. Функциональная схема САР напряжения:

U — напряжение: Фр — магнитный поток реле; Ф в — магнитный -

поток возбуждения генератора; / в — т о к возбуждения.

136


Рис. 55. Схема генератора постоянного тока и реле-регулятора системы электрооборудования трактора МТЗ-50.

мах генератора. Генератор отключается от цепей потре­ бителей.

Для примера покажем регулирование напряжения в системе электрооборудования трактора МТЗ-50. Генера­ тор постоянного тока Г-81Д; реле-регулятор РР-315 (рис. 55).

При малых оборотах холостого хода двигателя конта­ кты реле обратного тока разомкнуты, контакты Ki, К2, Кз и / ( 4 замкнуты. Цепь основного тока — от плюсовой щетки на клемму Я, через обмотку ОРТ на обмотку РО (пройти'к клемме Б он не может—разомкнуты контакты). Далее на обмотку НО и на массу. В данном случае обе обмотки НО и РО включены параллельно обмоткам ОБ. При повышении напряжения генератора (из-за увеличе­ ния оборотов вала двигателя) в этих двух обмотках ток достигнет определенного значения, увеличится магнит­ ный поток в сердечнике реле 1, усилие пружины будет

137

преодолено (при напряжении включения реле обратного тока). Контакты этого реле замкнутся, и ток пойдет че­ рез эти контакты от конца обмотки РО на клемму Б к потребителям.

Ток возбуждения до включения контактов реле 1 и после этого момента идет от плюсовой щетки через клем­

му Я, выравнивающую

обмотку ВО, через

замкнутые

контакты К\, Къ, Кз и

7(4 , через магнитол ров од

реле

напряжения 3 к клемме Ш, к обмотке возбуждения

UB

и на массу генератора. Обмотка возбуждения

находится

под полным напряжением генератора. Под этим же нап­

ряжением и обмотка реле 3 ОРН.

 

 

При достижении определенного напряжения магнит­

ный поток от действия

обмотки ОРН преодолевает

уси­

лие пружины и размыкает клеммы Кг и К*. Тогда в цепь возбуждения включаются сопротивления 13 и 60 Ом. Это снизит ток в цепи возбуждения, уменьшится и напряже­ ние генератора. Сопротивление 13 Ом включено после­ довательно с обмоткой ОРН и служит температурной компенсацией.

Напряжение включения реле обратного тока (12,2— 13,2 В) и напряжение, поддерживаемое реле, задается предварительным натяжением пружин. Для перестройки реле напряжения с зимней эксплуатации на летнюю и обратно служит винт сезонной регулировки, включающий и выключающий сопротивление 2,5 Ом в цепь обмотки ОРН (на рисунке 55 это выключатель 5). Летом винт ввертывают до упора (сопротивление 2,5 Ом выключа­ ют), зимой винт вывертывают до отказа. В соответствии с этим описанные реле РР-315 будут поддерживать ле­ том напряжение 13,3—14,2 В, зимой—14,1—-15,5 В.

На тракторах Т-100М Челябинского тракторного за­ вода установлен генератор ГТ-1А переменного трехфаз­ ного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Ро­ тор из трех пакетов магнитов, один из них может прово­ рачиваться относительно ротора генератора. Угол поворота этого пакета устанавливается в зависимости от угловой скорости вала центробежным регулятором. Ре­ гулируют его при 400 об/мин ротора генератора и на­ грузке в каждой фазе до 10 А, фазное напряжение долж­ но быть 11,5—12,3 В.

В настоящее время на новых тракторах и автомоби­ лях поставлены генераторы переменного тока с полупро­ водниковыми выпрямителями. В комплекте с ними

138


применяют

 

контакт­

 

 

но-транзисторные

и

 

 

бесконтактные

тран­

 

 

зисторные

 

регулято­

 

 

ры напряжения. Кон­

 

 

тактные

кольца

и

 

 

щетки

служат

 

для

 

 

подвода во

вращаю­

 

 

щуюся обмотку лишь

 

 

небольшого

по

вели­

 

 

чине тока

возбужде­

 

 

ния

генератора.

В

 

 

системах

 

регулиро­

 

 

вания либо вовсе

нет

 

 

контактов,

 

либо

они

 

 

разрывают

 

неболь­

 

 

шие

токи.

Все

это

 

 

увеличивает

 

орок

 

 

службы

генератор­

 

 

ной установки

почти

Рис.

56. Принципиальная электричес­

вдвое

по

сравнению

кая

схема реле-регулятора РР-362.

с генератором

 

пос­

 

 

тоянного тока.

 

 

 

 

Большинство

автомобилей

(ГАЗ-53, ГАЗ-66, ГАЗ-24,

ЗИЛ-130,

ВАЗ-2101 и др.), тракторы Т-150, Т-150К, Т-25

снабжены генераторами

с электромагнитным возбужде­

нием и со встроенными

кремниевыми выпрямителями.

На тракторе К-700 имеется отдельно установленный се­

леновый выпрямитель. Указанные генераторы не нужда­

ются в специальном ограничителе тока, они имеют свой­

ство самоограничения отдаваемого

тока.

 

Наиболее распространено на

тракторах

контактно-

транзисторное реле-регулятор РР-362. Реле

собрано из

регулятора напряжения РН с усилителем на

транзисторе

и реле защиты РЗ . В нем три клеммы: Ш — для соедине­

ния с шунтом генератора, В

(или ВЗ) — для соединения

с клеммой «плюс» генератора

и М—масса. Для данного

регулятора напряжения РН контакты нормально разом­ кнутые (при притяжении якорька к сердечнику замыка­

ются).

 

РИО,

 

В регуляторе (рис. 56) только одна обмотка

добавочное RK и ускоряющее

Ry сопротивления включе­

ны

параллельно транзистору Т (между контактами Э и

К).

Термокомпенсация за счет

сопротивления /?тк

и под-

139