Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вески

якорька

на

термобиметаллической

пластине.

Контакты

регулятора

разрывают

небольшой

ток

базы

транзистора

(не

более ОДА), замыкание

и

размыкание

обмотки возбуждения

с маскнмальным током

 

до

3,5А

производятся

транзистором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для защиты транзистора от .коротких

замыканий в

цепи обмотки возбуждения установлен узел,

состоящий

из реле защиты

РЗ и разделительного диода Д р . В

реле

защиты три обмотки: основная Р30

(включена

последо­

вательно),

вспомогательная

РЗВ

 

(включена

параллель-'

но) и удерживающая

РЗУ. Нормально разомкнутые

кон­

такты

РЗ

включены

через

разделительный

диод Д р

па­

раллельно

контактам

РН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После

включения включателя

массы

реле-регулятор

подключается

к

аккумуляторной

батарее

 

(при

останов­

ленном двигателе нельзя оставлять обмотку

возбуждения

генератора под напряжением), ток через

базу

транзис­

тора

идет

от

клеммы

«плюс»

аккумулятора—запираю­

щий диод Д\—«лемма

эмиттер

Э—клемма

 

базы Б—соп­

ротивление Яб—масса.

Транзистор

открывается,

и

ток

возбуждения

проходит: клемма

«плюс»—диод

 

Д\—клем­

ма Э транзистора — клемма

К—обмотка

Р30

— клеммы

Ш — обмотка

возбуждения

О В

 

масса.

 

Одновременно

проходит

ток

и по

второй

цепи

 

управления:

клемма

«плюс»—диод

Д\ — сопротивление

R Y — сопротивление

RTK — обмотка РН0 — масса.

При увеличении выпрямленного напряжения возрас­ тает сила тока в обмотке РН0 и при напряжении 13,8— 14,6 В якорек притянется к сердечнику и замкнет кон­ такты РН. Транзистор запрется (потенциал эмиттера бу­ дет ниже потенциала базы на величину падения напря­ жения на запирающем диоде Д\) и значительно снизит

ток

в обмотке

возбуждения.

Путь тока

возбуждения в

этом

случае: клемма «плюс»

генератора—диод

Д\ — со­

противление RY—сопротивление

RR—обмотка

Р30—клем­

мы Ш—обмотка

возбуждения

ОВ—масса.

Понижение на­

пряжения разомкнет контакты РН, и процесс повторится. В момент замыкания контактов РН в обмотке воз­ буждения возникает э. д. с. самоиндукции, ток самоин­

дукции замыкается по контуру: обмотка

возбуждения

ОВ—масса—гасящий

диод

ДГ—обмотка

Р30—клеммы

Ш. При случайном

или

преднамеренном

замыкании

клеммы Ш иа массу резко увеличивается сила тока в обмотке Р30, ток во вспомогательной обмотке падает до

140


нуля (оба ее конца соединены

на массу). Контакты РЗ

замыкаются,

база

транзистора

через диод Др, контакты

РЗ и клемму

ВЗ

соединяются

с клеммой «плюс». Тран­

зистор запирается, напряжение генератора и ток корот­

кого замыкания снижаются. При замкнутых

контактах

РЗ удерживающая обмотка РЗУ

включается

на полное

напряжение

и контакты

РЗ остаются замкнутыми

до

устранения короткого замыкания

в цепи

возбуждения

(или выключения цепи).

 

 

 

 

 

 

После пуска двигателя необходимо каждый раз про­

верять

амперметром наличие зарядного

тока

(5—8А).

Прежде

чем

проверять

регулировку

реле

 

регулятора

Р'Р-362, необходимо убедиться, что нет замыкания на массу в обмотке возбуждения генератора, проверить пра­ вильность натяжения ремня генератора, правильность соединения проводов и отсутствие обрыва в цепи. Для проверки напряжения вольтметр подсоединяют на клем­ мы В и М реле-регулятора, задают номинальные обороты вала двигателя и при включенном аккумуляторе и фарах отмечают напряжение. Оно должно оставаться в преде­ лах 13,0—14,2 В.

Контакты реле напряжения и реле защиты практиче­ ски не изнашиваются, их чистят бензином. В случае, не­ обходимости величину регулируемого напряжения изме­ няют за счет натяжения пружины реле (за счет изгиба кронштейна пружины). Эту операцию выполняют только при выключенной цепи и остановленном двигателе, так как корпус реле и пружина под напряжением относи­ тельно корпуса реле-регулятора. Категорически запре­ щается проверять генератор на искру, замыкая его клем­ мы на массу.

Такая проверка выведет из строя полупроводники выпрямителя и реле-регулятора. Нельзя запускать дви­ гатель при снятом проводе с клеммы В генератора.

Характерные неисправности генераторной установки следующие. Если амперметр не показывает зарядки на средних скоростях вращения коленчатого вала, то преж­ де всего проверяют цепь между аккумулятором и генера­

тором на обрыв. Если

эта причина исключена,

можно

рекомендовать такой текст: кратковременно на

1—2 с

«перемкнуть» отрезком

провода клеммы ВЗ и Ш

реле-

регулятора. В этом случае

амперметр может не отметить

броска зарядного тока, искрения провода при

соединении

с клеммами не будет. Это

значит, генератор

неисправен

141


(обрыв в цепи возбуждения, межвИт.ковое замыкание об­ мотки статора, пробой диода выпрямителя).

Если амперметр не отмстит броска зарядного тока, но при замыкании контактов возникнет сильная дуга, то причина одна—короткое замыкание цепи обмотки воз­ буждения на массу. Если амперметр отметит бросок зарядного тока—неисправно реле-регулятор.

При перезарядке аккумуляторов необходимо осла­ бить натяжение пружины реле напряжения. Если регуля­ тор не поддается регулировке ослаблением пружины, то наиболее вероятен пробои транзистора.

Реле-регулятор РР-385Б по своей конструкции такое же, как и реле-регулятор РР-362.

Работу реле-регулятора РР-385Б можно проверить на тракторе. Вначале проверяют исправность триода, для чего включают амперметр между клеммой Ш реле-регу­ лятора и клеммой Ш генератора. При неработающем двигателе и заряженной полностью аккумуляторной ба­ тарее (при замкнутом включателе массы ВК) амперметр должен отметить ток 2,5—2,7А. Как только будут замк­ нуты контакты РИ рукой, сила тока резко упадет. Если сила тока при замыкании контактов РН не изменяется, триод неисправен.

Установив амперметр в цепь нагрузки, вольтметр к клемме В реле-регулятора и на массу, запускают двига­ тель. При максимальных оборотах холостого хода дви­ гателя и нагрузке в 40А напряжение должно быть 13,4— 14,4В. Если необходимо провести регулировку напряже­

ния, отключают массу ВК, снимают крышку

регулятора

и изменяют натяжение пружины изгибанием

кронштейна

плоскогубцами. При малом напряжении надо пружину натянуть больше.

Изменение угла опережения впрыска топлива или зажигания

На тракторах К-700, Т-150 и Т-150К установлена автоматическая муфта опережения впрыска топлива цент­ робежного типа (рис. 57). Она прежде всего улучшает пусковые качества двигателя и повышает топливную эко­ номичность при работе на различных оборотах. Ведомый фланец 4 закреплен на хвостовике кулачкового вала на­ соса гайкой 6, центробежные грузы 8 надеты на пальцы 5 ведомого фланца, на этих же пальцах льгеки для упора

142


Рис.

57. Муфта

опережения

впрыска топлива двигателя

ЯМЗ:

/ — опорная

пгльза;

2 —пружины;

3 — шайбы

регулировочные;

4 — ведомый

фланец;

5 —пальцы;

б — прорезь;

7 —выступ;

8 — грузы; В — контактная по­

верхность;

10—бурт;

//—ведущий фланец; /2—кожух; 13—выступы;

/-/—пальцы.

пружин 2. К ведущему фланцу 11 прикреплена опорная гильза 1, снаружи фланец имеет два выступа 13 для сое­ динения с приводом насоса. С внутренней стороны фла­ нец имеет два пальца 14, куда входят другие концы пру­ жин 2.

Крутящий момент передается от ведущего фланца к ведомому через ведущие пальцы 14, грузы 8 и пальцы 5. Поверхность 9 центробежных грузов в месте контакта с пальцами 14 имеет криволинейность, определяемую ха­ рактеристикой изменения угла.

С момента начала работы дизеля грузы под действи­ ем центробежной силы стремятся повернуться вокруг пальцев, на которые они надеты. Этому препятствует си­ ла трения на криволинейных поверхностях и усилие предварительного сжатия пружин 2 (последнее может регулироваться за счет шайб 3). При числе оборотов по кулачковому валу насоса около 600 в минуту сила инер­ ции грузов преодолевает усилия трения и пружин. Пру­ жины сжимаются, расстояние между пальцами ведущего и ведомого дисков сокращается, угол опережения впрыс­ ка топлива увеличивается максимально на 8—10° при 1000 об/мин кулачкового валика насоса. Если увеличить толщину шайб 3, обороты начала действия муфты увели­ чатся. Как только грузы своей наружной поверхностью коснутся внутренней поверхности гильзы 1, работа муф­ ты прекращается.

Аналогично изменяют угол опережения зажигания карбюраторных двигателей в зависимости от частоты вращения и нагрузки.

143


Г л а в а 4. СЛЕДЯЩИЕ УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ

Гидравлические и пневматические усилители управляющих устройств

В настоящее время большое внимание уделяется условиям труда водителя. С этой целью вводятся усили­ тели рулевого управления колесных тракторов и меха­ низма управления поворотом гусеничных тракторов, уси­ лители управления тормозами. Во всех этих устройствах

усилитель с жесткой обратной связью для

выполнения

слежения по положению или по усилию.

 

Устройство гидроусилителя

рулевого

управления

(ГРУ) тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 (рис. 58)

следующее.

Рулевой механизм собран из двухзаходного

червяка 2,

установленного в эксцентриковой

втулке 3 на двух шари­

коподшипниках, и двухвенцового сектора 5. Эксцен­ триковая втулка установлена в корпусе / ГРУ. Сектор 5

закреплен

на

вертикальном

поворотном валу 6 сошки 4

в зацеплении

с рейкой 7.

Рейка

связана

штоком 10

с

поршнем // силового цилиндра 12

ГРУ.

 

 

 

 

Золотник 13 закреплен

в корпусе

19

гайкой

15

на

хвостовике

червяка

2 между шайбами

14

и упорными

подшипниками. ТЗ расточках

корпуса 19 три пары плун­

жеров 17.

Они под

действием предварительно

сжатых

пружин 18 упираются с одной стороны в корпус / и час­ тично в шайбу 14, с другой стороны в крышку 16 корпуса и частично во вторую шайбу 14. Пружины 18 удержива­ ют золотник 13 в нейтральном положении.

К корпусу 19 присоединен корпус 27 клапанов. Кла­ пан 25 потока обеспечивает подачу через калиброванное

сверление

одинакового количества масла (с 1964

г. этот

клапан не устанавливают). Предохранительный

клапан

26

предотвращает повышение

давления масла

свыше

80

кгс/см2 .

 

 

 

 

Золотник трехпознционный,

с отрицательным

пере­

крытием:

ширина кольцевых

пазов в корпусе

больше

ширины поясков золотника. При нейтральном положении золотника масло от насоса 23 поступает в канал В и да­

лее часть масла

поступает одновременно к полостям

Л,

Б силового цилиндра, создавая

в них постоянное избы­

точное давление около 6 кгс/см2 .

Этим поршень

11

как

бы фиксируется

в определенном

положении.

Большая

144