Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
вески |
якорька |
на |
термобиметаллической |
пластине. |
||||||||||
Контакты |
регулятора |
разрывают |
небольшой |
ток |
базы |
|||||||||
транзистора |
(не |
более ОДА), замыкание |
и |
размыкание |
||||||||||
обмотки возбуждения |
с маскнмальным током |
|
до |
3,5А |
||||||||||
производятся |
транзистором. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Для защиты транзистора от .коротких |
замыканий в |
|||||||||||||
цепи обмотки возбуждения установлен узел, |
состоящий |
|||||||||||||
из реле защиты |
РЗ и разделительного диода Д р . В |
реле |
||||||||||||
защиты три обмотки: основная Р30 |
(включена |
последо |
||||||||||||
вательно), |
вспомогательная |
РЗВ |
|
(включена |
параллель-' |
|||||||||
но) и удерживающая |
РЗУ. Нормально разомкнутые |
кон |
||||||||||||
такты |
РЗ |
включены |
через |
разделительный |
диод Д р |
па |
||||||||
раллельно |
контактам |
РН. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
После |
включения включателя |
массы |
реле-регулятор |
|||||||||||
подключается |
к |
аккумуляторной |
батарее |
|
(при |
останов |
||||||||
ленном двигателе нельзя оставлять обмотку |
возбуждения |
|||||||||||||
генератора под напряжением), ток через |
базу |
транзис |
||||||||||||
тора |
идет |
от |
клеммы |
«плюс» |
аккумулятора—запираю |
|||||||||
щий диод Д\—«лемма |
эмиттер |
Э—клемма |
|
базы Б—соп |
||||||||||
ротивление Яб—масса. |
Транзистор |
открывается, |
и |
ток |
||||||||||
возбуждения |
проходит: клемма |
«плюс»—диод |
|
Д\—клем |
||||||||||
ма Э транзистора — клемма |
К—обмотка |
Р30 |
— клеммы |
|||||||||||
Ш — обмотка |
возбуждения |
О В— |
|
масса. |
|
Одновременно |
||||||||
проходит |
ток |
и по |
второй |
цепи |
|
управления: |
клемма |
|||||||
«плюс»—диод |
Д\ — сопротивление |
R Y — сопротивление |
RTK — обмотка РН0 — масса.
При увеличении выпрямленного напряжения возрас тает сила тока в обмотке РН0 и при напряжении 13,8— 14,6 В якорек притянется к сердечнику и замкнет кон такты РН. Транзистор запрется (потенциал эмиттера бу дет ниже потенциала базы на величину падения напря жения на запирающем диоде Д\) и значительно снизит
ток |
в обмотке |
возбуждения. |
Путь тока |
возбуждения в |
|
этом |
случае: клемма «плюс» |
генератора—диод |
Д\ — со |
||
противление RY—сопротивление |
RR—обмотка |
Р30—клем |
|||
мы Ш—обмотка |
возбуждения |
ОВ—масса. |
Понижение на |
пряжения разомкнет контакты РН, и процесс повторится. В момент замыкания контактов РН в обмотке воз буждения возникает э. д. с. самоиндукции, ток самоин
дукции замыкается по контуру: обмотка |
возбуждения |
||
ОВ—масса—гасящий |
диод |
ДГ—обмотка |
Р30—клеммы |
Ш. При случайном |
или |
преднамеренном |
замыкании |
клеммы Ш иа массу резко увеличивается сила тока в обмотке Р30, ток во вспомогательной обмотке падает до
140
нуля (оба ее конца соединены |
на массу). Контакты РЗ |
||
замыкаются, |
база |
транзистора |
через диод Др, контакты |
РЗ и клемму |
ВЗ |
соединяются |
с клеммой «плюс». Тран |
зистор запирается, напряжение генератора и ток корот
кого замыкания снижаются. При замкнутых |
контактах |
|||||||
РЗ удерживающая обмотка РЗУ |
включается |
на полное |
||||||
напряжение |
и контакты |
РЗ остаются замкнутыми |
до |
|||||
устранения короткого замыкания |
в цепи |
возбуждения |
||||||
(или выключения цепи). |
|
|
|
|
|
|
||
После пуска двигателя необходимо каждый раз про |
||||||||
верять |
амперметром наличие зарядного |
тока |
(5—8А). |
|||||
Прежде |
чем |
проверять |
регулировку |
реле |
|
регулятора |
Р'Р-362, необходимо убедиться, что нет замыкания на массу в обмотке возбуждения генератора, проверить пра вильность натяжения ремня генератора, правильность соединения проводов и отсутствие обрыва в цепи. Для проверки напряжения вольтметр подсоединяют на клем мы В и М реле-регулятора, задают номинальные обороты вала двигателя и при включенном аккумуляторе и фарах отмечают напряжение. Оно должно оставаться в преде лах 13,0—14,2 В.
Контакты реле напряжения и реле защиты практиче ски не изнашиваются, их чистят бензином. В случае, не обходимости величину регулируемого напряжения изме няют за счет натяжения пружины реле (за счет изгиба кронштейна пружины). Эту операцию выполняют только при выключенной цепи и остановленном двигателе, так как корпус реле и пружина под напряжением относи тельно корпуса реле-регулятора. Категорически запре щается проверять генератор на искру, замыкая его клем мы на массу.
Такая проверка выведет из строя полупроводники выпрямителя и реле-регулятора. Нельзя запускать дви гатель при снятом проводе с клеммы В генератора.
Характерные неисправности генераторной установки следующие. Если амперметр не показывает зарядки на средних скоростях вращения коленчатого вала, то преж де всего проверяют цепь между аккумулятором и генера
тором на обрыв. Если |
эта причина исключена, |
можно |
рекомендовать такой текст: кратковременно на |
1—2 с |
|
«перемкнуть» отрезком |
провода клеммы ВЗ и Ш |
реле- |
регулятора. В этом случае |
амперметр может не отметить |
|
броска зарядного тока, искрения провода при |
соединении |
|
с клеммами не будет. Это |
значит, генератор |
неисправен |
141
(обрыв в цепи возбуждения, межвИт.ковое замыкание об мотки статора, пробой диода выпрямителя).
Если амперметр не отмстит броска зарядного тока, но при замыкании контактов возникнет сильная дуга, то причина одна—короткое замыкание цепи обмотки воз буждения на массу. Если амперметр отметит бросок зарядного тока—неисправно реле-регулятор.
При перезарядке аккумуляторов необходимо осла бить натяжение пружины реле напряжения. Если регуля тор не поддается регулировке ослаблением пружины, то наиболее вероятен пробои транзистора.
Реле-регулятор РР-385Б по своей конструкции такое же, как и реле-регулятор РР-362.
Работу реле-регулятора РР-385Б можно проверить на тракторе. Вначале проверяют исправность триода, для чего включают амперметр между клеммой Ш реле-регу лятора и клеммой Ш генератора. При неработающем двигателе и заряженной полностью аккумуляторной ба тарее (при замкнутом включателе массы ВК) амперметр должен отметить ток 2,5—2,7А. Как только будут замк нуты контакты РИ рукой, сила тока резко упадет. Если сила тока при замыкании контактов РН не изменяется, триод неисправен.
Установив амперметр в цепь нагрузки, вольтметр к клемме В реле-регулятора и на массу, запускают двига тель. При максимальных оборотах холостого хода дви гателя и нагрузке в 40А напряжение должно быть 13,4— 14,4В. Если необходимо провести регулировку напряже
ния, отключают массу ВК, снимают крышку |
регулятора |
и изменяют натяжение пружины изгибанием |
кронштейна |
плоскогубцами. При малом напряжении надо пружину натянуть больше.
Изменение угла опережения впрыска топлива или зажигания
На тракторах К-700, Т-150 и Т-150К установлена автоматическая муфта опережения впрыска топлива цент робежного типа (рис. 57). Она прежде всего улучшает пусковые качества двигателя и повышает топливную эко номичность при работе на различных оборотах. Ведомый фланец 4 закреплен на хвостовике кулачкового вала на соса гайкой 6, центробежные грузы 8 надеты на пальцы 5 ведомого фланца, на этих же пальцах льгеки для упора
142
Рис. |
57. Муфта |
опережения |
впрыска топлива двигателя |
ЯМЗ: |
||
/ — опорная |
пгльза; |
2 —пружины; |
3 — шайбы |
регулировочные; |
4 — ведомый |
|
фланец; |
5 —пальцы; |
б — прорезь; |
7 —выступ; |
8 — грузы; В — контактная по |
||
верхность; |
10—бурт; |
//—ведущий фланец; /2—кожух; 13—выступы; |
/-/—пальцы. |
пружин 2. К ведущему фланцу 11 прикреплена опорная гильза 1, снаружи фланец имеет два выступа 13 для сое динения с приводом насоса. С внутренней стороны фла нец имеет два пальца 14, куда входят другие концы пру жин 2.
Крутящий момент передается от ведущего фланца к ведомому через ведущие пальцы 14, грузы 8 и пальцы 5. Поверхность 9 центробежных грузов в месте контакта с пальцами 14 имеет криволинейность, определяемую ха рактеристикой изменения угла.
С момента начала работы дизеля грузы под действи ем центробежной силы стремятся повернуться вокруг пальцев, на которые они надеты. Этому препятствует си ла трения на криволинейных поверхностях и усилие предварительного сжатия пружин 2 (последнее может регулироваться за счет шайб 3). При числе оборотов по кулачковому валу насоса около 600 в минуту сила инер ции грузов преодолевает усилия трения и пружин. Пру жины сжимаются, расстояние между пальцами ведущего и ведомого дисков сокращается, угол опережения впрыс ка топлива увеличивается максимально на 8—10° при 1000 об/мин кулачкового валика насоса. Если увеличить толщину шайб 3, обороты начала действия муфты увели чатся. Как только грузы своей наружной поверхностью коснутся внутренней поверхности гильзы 1, работа муф ты прекращается.
Аналогично изменяют угол опережения зажигания карбюраторных двигателей в зависимости от частоты вращения и нагрузки.
143
Г л а в а 4. СЛЕДЯЩИЕ УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ
Гидравлические и пневматические усилители управляющих устройств
В настоящее время большое внимание уделяется условиям труда водителя. С этой целью вводятся усили тели рулевого управления колесных тракторов и меха низма управления поворотом гусеничных тракторов, уси лители управления тормозами. Во всех этих устройствах
усилитель с жесткой обратной связью для |
выполнения |
|
слежения по положению или по усилию. |
|
|
Устройство гидроусилителя |
рулевого |
управления |
(ГРУ) тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 (рис. 58) |
следующее. |
|
Рулевой механизм собран из двухзаходного |
червяка 2, |
|
установленного в эксцентриковой |
втулке 3 на двух шари |
коподшипниках, и двухвенцового сектора 5. Эксцен триковая втулка установлена в корпусе / ГРУ. Сектор 5
закреплен |
на |
вертикальном |
поворотном валу 6 сошки 4 |
||||||
в зацеплении |
с рейкой 7. |
Рейка |
связана |
штоком 10 |
с |
||||
поршнем // силового цилиндра 12 |
ГРУ. |
|
|
|
|
||||
Золотник 13 закреплен |
в корпусе |
19 |
гайкой |
15 |
на |
||||
хвостовике |
червяка |
2 между шайбами |
14 |
и упорными |
|||||
подшипниками. ТЗ расточках |
корпуса 19 три пары плун |
||||||||
жеров 17. |
Они под |
действием предварительно |
сжатых |
пружин 18 упираются с одной стороны в корпус / и час тично в шайбу 14, с другой стороны в крышку 16 корпуса и частично во вторую шайбу 14. Пружины 18 удержива ют золотник 13 в нейтральном положении.
К корпусу 19 присоединен корпус 27 клапанов. Кла пан 25 потока обеспечивает подачу через калиброванное
сверление |
одинакового количества масла (с 1964 |
г. этот |
||
клапан не устанавливают). Предохранительный |
клапан |
|||
26 |
предотвращает повышение |
давления масла |
свыше |
|
80 |
кгс/см2 . |
|
|
|
|
Золотник трехпознционный, |
с отрицательным |
пере |
|
крытием: |
ширина кольцевых |
пазов в корпусе |
больше |
ширины поясков золотника. При нейтральном положении золотника масло от насоса 23 поступает в канал В и да
лее часть масла |
поступает одновременно к полостям |
Л, |
||
Б силового цилиндра, создавая |
в них постоянное избы |
|||
точное давление около 6 кгс/см2 . |
Этим поршень |
11 |
как |
|
бы фиксируется |
в определенном |
положении. |
Большая |
144