Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
Рис. 58. Принципиальная схема рулевого управления с гидроусили телем трактора МТЗ-50:
А, Б— |
полости силового |
цилиндра; |
В, |
Г, Д, |
Е — каналы |
золотника; |
/—корпус |
||||||||
ГРУ; |
2— |
червяк; |
3— эксцентриковая |
втулка; |
4 — сошка; |
5 —сектор |
червяка; |
||||||||
6 — вал |
сошки; |
7 — |
рейка; 8 — регулировочные |
прокладки; 9 — упор |
рейки; |
||||||||||
10 — шток; |
11— |
поршень; |
12—.силовой |
цилиндр; |
|
13 — золотник; 14 — шайбы |
|||||||||
упорные; |
15 — регулировочная |
гайка; |
16—крышка; |
|
17 — плунжеры; |
18 — пру |
|||||||||
жины; |
19 — корпус |
золотника; |
20 — регулировочный |
вннт; |
21 — фильтр; |
22—ре |
|||||||||
зервуар; |
23 — насос; |
24 — пружина; |
25 — клапан |
потока; |
26 — предохранитель |
||||||||||
ный клапан; |
27 — корпус |
клала!.ов; |
28 — пружина; |
29 — регулировочный |
винт. |
часть масла по каналам Д и Е поступает сквозь фильтр 21 на слив в резервуар 22.
При повороте рулевого колеса вправо вращается червяк 2. .Сектор 5 в начальный момент неподвижен изза больших сопротивлений повороту колес трактора. Червяк иод действием осевой составляющей, преодоле вая усилие пружин 18, переместится вперед вместе с зо лотником 13. Перемещение золотника 13 перекроет край ним буртом канал Д, а средним буртом направит поток масла в полость Б силового цилиндра. Этим же средним буртом полость А будет отсоединена от напора и соеди нена через канал Е со сливом. Давление масла в поло сти Б будет двигать вперед поршень И, который через
10. А. X. Морозов |
145 |
|
|
Подбой энергии |
|
Возмещения |
|
|||
|
Черблк- |
Золотник |
h Сиповой S_ Рейка- 3 |
|
||||
колесо |
•сектор |
цилиндр сектор |
|
|
||||
|
|
|
|
|||||
|
|
механическая |
|
|
|
|||
|
Задающее |
обратная связь |
Зрительная |
|
||||
|
Водитель |
|
||||||
воздействие |
обратная связь |
|
||||||
|
|
|
|
|
||||
Рис. 59. Функциональная |
схема |
управления |
поворотом |
трактора |
||||
|
|
|
|
с |
ГРУ: |
|
|
|
Чг — курсовой |
угол; а — поворот рулевого колеса; |
/, |
h — перемещение червяка |
|||||
и золотника; |
S — перемещение |
поршня |
силового |
цилиндра; р — угол |
поворота |
|||
|
сошки; <р — угол |
поворота направляющих колес. |
|
рейку и сектор повернет вал 6 сошкп 4 и через тяги ко леса трактора вправо. Одновременно с поворотом вала 6 будет поворачиваться сектор 5, как бы догоняя вра щающийся червяк 2. Усилия, возникающие при вращении рулевого колеса и перемещении поршня, воздействуют одновременно нау золотник и удерживают его в переднем положении (все время пока мы вращаем рулевое .колесо вправо).
Как только вращение рулевого колеса будет оста новлено, вследствие давления масла в полости Б через рейку сектор будет продолжать поворачиваться по-чаоо- вой стрелке и отведет назад червяк 2, золотник 13. Этот отвод назад будет продолжаться только до нейтрального положения золотника (давление в полости Б упадет изза слива через канал Д). Колеса трактора будут установ лены в каком-то определенном положении, и трактор бу дет совершать поворот с постоянным радиусом.
При повороте рулевого колеса влево все будет проис ходить аналогично, только золотник пойдет назад, масло попадет в полость А силового цилиндра.
Чтобы обеспечить согласованную работу всех узлов, сектор и рейка 7, ступица сектора 5 и вал 6 сошки (сни зу) и ступица имеют попарно нанесенные установочные риски (колеса трактора в положении прямолинейного движения, золотник в нейтральном положении).
Данный тип ГРУ имеет механическую и гидравличе скую связь рулевого колеса с направляющими колесами трактора.
146
Функциональная схема .управления поворотом |
|
трак |
|||
тора при работе ГРУ |
(рис. 59) следующая. Объект |
регу |
|||
лирования— трактор |
,по направлению |
движения, |
в |
част |
|
ности по курсовому |
углу vp. По Л Н 1 Н 1 Н И |
зрительной |
обрат |
||
ной связи водитель |
наблюдает за положением трактора |
и после анализа этой \ннф'ормацшмпршшмает решение о задающем воздействии. Оно через поворот рулевого ко леса и преобразуется в механизме червяк-сектор в пере мещение 11червяка;и далее 'в перемещение 1г золотника. Перемещение золотника, управляя; (потоками рабочей жидкости (используя энергию извне), вызовет перемеще ние поршня силового цилиндра 5. В механизме рейкасектор это^ линейное.(перемещениспреобразуется в угло вое перемещение вала сошки р. Здесь сигнал раздваи вается. Первый путь: через направляющие колеса (угол ш) на трактор и изменение регулируемой величины -ф. Второй путь сигнала р:через двойной сектор 5 (это и есть элемент жесткой обратной связи) на перемещение червя ка и золотника. Наличие этой связи обеспечивает следя щее действие ГРУ: вал сошки следит за изменением по ложения рулевого колеса.
'Использование энергии напора рабочей жидкости, создаваемой через насос двигателем трактора, позволяет снизить усилия на рулевом .колесе. Одновременно умень шается передача толчков от дороги на рулевое колесо и руки водителя. Если переднее колесо вследствие наезда на какой-то выступ начнет резко поворачиваться, будет поворачиваться и вал сошки. Поскольку червяк не вра щается (водитель удерживает рулевое колесо), золотник будет)!перемещаться, откроется проход масла именно в такую полость силового цилиндра, чтобы препятствовать повороту направляющих колес.
Наличие замкнутого контура ГРУ обусловливает склонность к возникновению колебаний. Это и наблю дается при эксплуатации ГРУ, особенно при периодичес ких 'воздействиях из-за постоянного увода трактора, зае даний и т. д.
Неустойчивое движение направляющих колес может
быть обусловлено тем, |
что в конических подшипниках |
||||
ступиц |
колес или в шарнирах |
тяг |
рулевого |
механиз |
|
ма возникли зазоры, ослабли |
гайки |
крепления |
сошки, |
||
сектора |
или поворотных |
рычагов цапф колес; |
увеличи |
лись зазоры в зацеплении секторов с червяком и рейкой; ослабли или сломались пружины плунжеров; ослабли
10* |
147 |
гайки 15 золотника. Причины отсутствия усиления со стороны ГРУ могут быть: зависание клапана потока 25 или предохранительного клапана пли поломки (ослабле ние) их пружин; недостаточный уровень масла в системе, подсос воздуха; износ деталей насоса и ГРУ (рис. 58).
Нормальное усилие на рулевом колесе при движении трактора ие должно превышать 6—8 кгс. Момент силы затяжки гайки 15 золотника 3 кге-м с отпуском на Vs—Ve оборота для шплинтовки. Признак правильной затяжки — отдача рулевого колеса после прекращения вращения влево. Регулируют зазор между червяком и сектором в одном из крайних положений колес, эксцентриковую втул ку поворачивают походу часовой стрелки (если смотреть по ходу трактора) до полного выбора зазора и слегка по вертывают ее в обратную сторону для получения мини мального зазора. Зацепление сектор-рейка регулируют прокладками 8.
Продольный зазор вала сошки регулируют болтом в крышке корпуса ГРУ.
Допустимый зазор рулевого колеса 30°, время полно го поворота колес на твердой дороге не более 3 с при уси лии не свыше 3 кгс на рулевом колесе.
Рулевой механизм тракторов Т-40 и Т-40А |
комбини |
|
рованный, собран из двух |
пар (рис. 60): винт 6 — гайка |
|
7 или 12 и поршень-рейка |
9 — зубчатый сектор |
10. Пор |
шень-рейка с золотниковым устройством свободно наде вается на винт 6 с левой трапецеидальной резьбой и за
жимается |
между гайками 7 и 12 через пружинные шай |
бы 8 и И. |
Между торцами гаек и поршня завод устанав |
ливает зазор 0,9—1,1 мм. Гайки 7 и 12 относительно поршня не проворачиваются за счет штифтов 20.
Поршень в сборе с винтом помещен в корпусе /, вы полняющем роль силового цилиндра. Передний конец винта через подшипник 3 фиксируется гайками 2 и 5 в крышке 4 от осевых перемещений. Задний конец винта проходит черезкрышку 13 и соединяется с карданным валом рулевого колеса.
Зубчатый сектор 10 в зацеплении с рейкой поршня выполнен как одно целое с валом 19 сошки. Этот вал фиксируется от осевых перемещений винтом 18, вверну тым в крышку 17 и служащим для регулировки зацепле ния.
В связи с тем, что |
ГРУ не имеет автономного насоса, |
в системе установлен |
делитель потока, обеспечивающий |
148
|
Рис. |
60. Схема |
рулевого |
управления |
трактора |
Т-40: |
|
||||
/ — корпус; |
2 — гайка; 3 — подшипник; |
4 — крышка; |
5 — гайка; |
6—винт; |
7,12— |
||||||
гайки; |
8, II |
— пружинные |
шайбы; |
Р — поршень-рейка; |
10 — зубчатый |
сектор; |
|||||
13 — крышка; |
14 — пружины; 15 — золотник; |
16 — предохранительный |
клапан; |
||||||||
17 — крышка; |
18 — регулировочный |
впит; |
19 —вал |
сошки; |
20 — штифты; |
||||||
21 — насос гидросистемы; 22 — корпус делителя потока; |
23 — золотник; |
24—пру |
|||||||||
жина; |
25 — регулировочная |
пробка; |
26— колпачок; |
М, |
27 — бак; |
28 — фильтр; |
|||||
|
29 — магистраль слива; Г, |
Я — полости; Е, |
К, L — каналы. |
|
преимущественное получение от основного насоса по стоянного потока рабочей жидкости. Из насоса 21 масло идет в делитель потока, состоящий из корпуса 22, золот ника 23, имеющего в днище калиброванное отверстие, пружины 24 и регулировочной пробки 25, закрытой кол пачком 26. Сжатие пружины 24 определяется перепадом давления и после золотника. При повышении расхода
149