Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 58. Принципиальная схема рулевого управления с гидроусили­ телем трактора МТЗ-50:

А, Б

полости силового

цилиндра;

В,

Г, Д,

Е — каналы

золотника;

/—корпус

ГРУ;

2

червяк;

3— эксцентриковая

втулка;

4 — сошка;

5 —сектор

червяка;

6 — вал

сошки;

7 —

рейка; 8 — регулировочные

прокладки; 9 — упор

рейки;

10 — шток;

11

поршень;

12—.силовой

цилиндр;

 

13 — золотник; 14 — шайбы

упорные;

15 — регулировочная

гайка;

16—крышка;

 

17 — плунжеры;

18 — пру­

жины;

19 — корпус

золотника;

20 — регулировочный

вннт;

21 — фильтр;

22—ре­

зервуар;

23 — насос;

24 — пружина;

25 — клапан

потока;

26 — предохранитель­

ный клапан;

27 — корпус

клала!.ов;

28 — пружина;

29 — регулировочный

винт.

часть масла по каналам Д и Е поступает сквозь фильтр 21 на слив в резервуар 22.

При повороте рулевого колеса вправо вращается червяк 2. .Сектор 5 в начальный момент неподвижен изза больших сопротивлений повороту колес трактора. Червяк иод действием осевой составляющей, преодоле­ вая усилие пружин 18, переместится вперед вместе с зо­ лотником 13. Перемещение золотника 13 перекроет край­ ним буртом канал Д, а средним буртом направит поток масла в полость Б силового цилиндра. Этим же средним буртом полость А будет отсоединена от напора и соеди­ нена через канал Е со сливом. Давление масла в поло­ сти Б будет двигать вперед поршень И, который через

10. А. X. Морозов

145


 

 

Подбой энергии

 

Возмещения

 

 

Черблк-

Золотник

h Сиповой S_ Рейка- 3

 

колесо

•сектор

цилиндр сектор

 

 

 

 

 

 

 

 

механическая

 

 

 

 

Задающее

обратная связь

Зрительная

 

 

Водитель

 

воздействие

обратная связь

 

 

 

 

 

 

Рис. 59. Функциональная

схема

управления

поворотом

трактора

 

 

 

 

с

ГРУ:

 

 

 

Чг курсовой

угол; а — поворот рулевого колеса;

/,

h — перемещение червяка

и золотника;

S — перемещение

поршня

силового

цилиндра; р — угол

поворота

 

сошки; <р — угол

поворота направляющих колес.

 

рейку и сектор повернет вал 6 сошкп 4 и через тяги ко­ леса трактора вправо. Одновременно с поворотом вала 6 будет поворачиваться сектор 5, как бы догоняя вра­ щающийся червяк 2. Усилия, возникающие при вращении рулевого колеса и перемещении поршня, воздействуют одновременно нау золотник и удерживают его в переднем положении (все время пока мы вращаем рулевое .колесо вправо).

Как только вращение рулевого колеса будет оста­ новлено, вследствие давления масла в полости Б через рейку сектор будет продолжать поворачиваться по-чаоо- вой стрелке и отведет назад червяк 2, золотник 13. Этот отвод назад будет продолжаться только до нейтрального положения золотника (давление в полости Б упадет изза слива через канал Д). Колеса трактора будут установ­ лены в каком-то определенном положении, и трактор бу­ дет совершать поворот с постоянным радиусом.

При повороте рулевого колеса влево все будет проис­ ходить аналогично, только золотник пойдет назад, масло попадет в полость А силового цилиндра.

Чтобы обеспечить согласованную работу всех узлов, сектор и рейка 7, ступица сектора 5 и вал 6 сошки (сни­ зу) и ступица имеют попарно нанесенные установочные риски (колеса трактора в положении прямолинейного движения, золотник в нейтральном положении).

Данный тип ГРУ имеет механическую и гидравличе­ скую связь рулевого колеса с направляющими колесами трактора.

146


Функциональная схема .управления поворотом

 

трак­

тора при работе ГРУ

(рис. 59) следующая. Объект

регу­

лирования— трактор

,по направлению

движения,

в

част­

ности по курсовому

углу vp. По Л Н 1 Н 1 Н И

зрительной

обрат­

ной связи водитель

наблюдает за положением трактора

и после анализа этой \ннф'ормацшмпршшмает решение о задающем воздействии. Оно через поворот рулевого ко­ леса и преобразуется в механизме червяк-сектор в пере­ мещение 11червяка;и далее 'в перемещение золотника. Перемещение золотника, управляя; (потоками рабочей жидкости (используя энергию извне), вызовет перемеще­ ние поршня силового цилиндра 5. В механизме рейкасектор это^ линейное.(перемещениспреобразуется в угло­ вое перемещение вала сошки р. Здесь сигнал раздваи­ вается. Первый путь: через направляющие колеса (угол ш) на трактор и изменение регулируемой величины -ф. Второй путь сигнала р:через двойной сектор 5 (это и есть элемент жесткой обратной связи) на перемещение червя­ ка и золотника. Наличие этой связи обеспечивает следя­ щее действие ГРУ: вал сошки следит за изменением по­ ложения рулевого колеса.

'Использование энергии напора рабочей жидкости, создаваемой через насос двигателем трактора, позволяет снизить усилия на рулевом .колесе. Одновременно умень­ шается передача толчков от дороги на рулевое колесо и руки водителя. Если переднее колесо вследствие наезда на какой-то выступ начнет резко поворачиваться, будет поворачиваться и вал сошки. Поскольку червяк не вра­ щается (водитель удерживает рулевое колесо), золотник будет)!перемещаться, откроется проход масла именно в такую полость силового цилиндра, чтобы препятствовать повороту направляющих колес.

Наличие замкнутого контура ГРУ обусловливает склонность к возникновению колебаний. Это и наблю­ дается при эксплуатации ГРУ, особенно при периодичес­ ких 'воздействиях из-за постоянного увода трактора, зае­ даний и т. д.

Неустойчивое движение направляющих колес может

быть обусловлено тем,

что в конических подшипниках

ступиц

колес или в шарнирах

тяг

рулевого

механиз­

ма возникли зазоры, ослабли

гайки

крепления

сошки,

сектора

или поворотных

рычагов цапф колес;

увеличи­

лись зазоры в зацеплении секторов с червяком и рейкой; ослабли или сломались пружины плунжеров; ослабли

10*

147


гайки 15 золотника. Причины отсутствия усиления со стороны ГРУ могут быть: зависание клапана потока 25 или предохранительного клапана пли поломки (ослабле­ ние) их пружин; недостаточный уровень масла в системе, подсос воздуха; износ деталей насоса и ГРУ (рис. 58).

Нормальное усилие на рулевом колесе при движении трактора ие должно превышать 6—8 кгс. Момент силы затяжки гайки 15 золотника 3 кге-м с отпуском на Vs—Ve оборота для шплинтовки. Признак правильной затяжки — отдача рулевого колеса после прекращения вращения влево. Регулируют зазор между червяком и сектором в одном из крайних положений колес, эксцентриковую втул­ ку поворачивают походу часовой стрелки (если смотреть по ходу трактора) до полного выбора зазора и слегка по­ вертывают ее в обратную сторону для получения мини­ мального зазора. Зацепление сектор-рейка регулируют прокладками 8.

Продольный зазор вала сошки регулируют болтом в крышке корпуса ГРУ.

Допустимый зазор рулевого колеса 30°, время полно­ го поворота колес на твердой дороге не более 3 с при уси­ лии не свыше 3 кгс на рулевом колесе.

Рулевой механизм тракторов Т-40 и Т-40А

комбини­

рованный, собран из двух

пар (рис. 60): винт 6 — гайка

7 или 12 и поршень-рейка

9 — зубчатый сектор

10. Пор­

шень-рейка с золотниковым устройством свободно наде­ вается на винт 6 с левой трапецеидальной резьбой и за­

жимается

между гайками 7 и 12 через пружинные шай­

бы 8 и И.

Между торцами гаек и поршня завод устанав­

ливает зазор 0,9—1,1 мм. Гайки 7 и 12 относительно поршня не проворачиваются за счет штифтов 20.

Поршень в сборе с винтом помещен в корпусе /, вы­ полняющем роль силового цилиндра. Передний конец винта через подшипник 3 фиксируется гайками 2 и 5 в крышке 4 от осевых перемещений. Задний конец винта проходит черезкрышку 13 и соединяется с карданным валом рулевого колеса.

Зубчатый сектор 10 в зацеплении с рейкой поршня выполнен как одно целое с валом 19 сошки. Этот вал фиксируется от осевых перемещений винтом 18, вверну­ тым в крышку 17 и служащим для регулировки зацепле­ ния.

В связи с тем, что

ГРУ не имеет автономного насоса,

в системе установлен

делитель потока, обеспечивающий

148


 

Рис.

60. Схема

рулевого

управления

трактора

Т-40:

 

/ — корпус;

2 — гайка; 3 — подшипник;

4 — крышка;

5 — гайка;

6—винт;

7,12—

гайки;

8, II

— пружинные

шайбы;

Р — поршень-рейка;

10 — зубчатый

сектор;

13 — крышка;

14 — пружины; 15 — золотник;

16 — предохранительный

клапан;

17 — крышка;

18 — регулировочный

впит;

19 —вал

сошки;

20 — штифты;

21 — насос гидросистемы; 22 — корпус делителя потока;

23 — золотник;

24—пру­

жина;

25 — регулировочная

пробка;

26— колпачок;

М,

27 — бак;

28 — фильтр;

 

29 — магистраль слива; Г,

Я — полости; Е,

К, L — каналы.

 

преимущественное получение от основного насоса по­ стоянного потока рабочей жидкости. Из насоса 21 масло идет в делитель потока, состоящий из корпуса 22, золот­ ника 23, имеющего в днище калиброванное отверстие, пружины 24 и регулировочной пробки 25, закрытой кол­ пачком 26. Сжатие пружины 24 определяется перепадом давления и после золотника. При повышении расхода

149