Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

через распределитель основной системы давление до зо­ лотника падает и пружина отжимает золотник вниз, пере­ крывая часть отверстия, идущего к распределителю. Это

обеспечивает

почти

постоянную

подачу масла

в

ГРУ

в

объеме около

10 л/мпн.

 

 

 

 

 

 

 

Далее .на шути

масла

установлен

предохранительный

клапан 16, отрегулированный

на давление открытия 70—

80 кгс/ см2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При неподвижном рулезом

колесе масло по

канавке

К через отверстия L и Lu

контролируемые торцами

зо­

лотника 15, поступает в каналы М и М\, далее через зазо­

ры между поршнем и гайками, сливные каналы

N и N\,

трубопровод

29, фильтр 28 в бак 27. Давление

с

обеих

сторон поршня одинаковое — он

неподвижен.

 

 

 

При повороте рулевого колеса вправо гайка 12 будет

приближаться к поршню,

а гайка 7 удаляться

от него.

При этом надо преодолеть усилие пружинной шайбы

11,

имитирующей

сопротивление

дороги

повороту

колеса

и

обеспечивающей установку элементов ГРУ в нейтраль­

ное положение. Гайка 12, подойдя вплотную

к поршню,

закроет сливной канал Аг, золотник 15 под

действием

пружины 14 и начавшегося подъема давления

перемеща­

ется вперед и перекрывает отверстие L\. Подача м а ш а в переднюю полость Г прекратится, и из нее масло только

сливается через канал N\. Весь поток попадает

в полость

Д, и под его давлением поршень-рейка

подается

 

вперед,

поворачивая направляющие колеса вправо.

 

 

Как только водитель перестанет вращать рулевое ко­

лесо,

гайки 7 п 12

остановятся. Дальнейшее

движение

поршня откроет слив масла из полости Д

через канал N.

Давление в полости

Д упадет, золотник

станет

между

каналами N и N{, все элементы займут нейтральное поло­

жение, а трактор будет поворачиваться

по дуге

окружно­

сти постоянного радиуса.

 

 

 

 

В

данном случае

элемент жесткой

обратной

связи —

поршень, обеспечивающий открытие и закрытие сливных отверстий N И Л^Ь а давление в полостях Г и Д управляет движением золотника.

В нейтральном положении поршня относительно гаек и золотника относительно отверстий давление в по­

лостях Г и Д около 6 кгс/см

2 . Зазор рулевого колеса

не

более 22°, усилие на рулевом

колесе в пределах 4—7

кгс.

Зазор в зацеплении рейка-сектор устанавливают винтом

150


18, завертывая его до отказа, а затем

отпускают на '/в—

!/б оборота п закоптривают. Делитель потока

регулиру­

ют на подачу масла 10 л/мин. Можно

примерно

устано­

вить винт 22, завернув его в корпус

на 10 мм (или на

шесть с половиной оборотов). Отсутствие продольного зазора винта (гайки 2 и 5) необходимо проверять.

На комбайне СК-4 (шасси СШ-75) также установлен ГРУ. В отличие от описанных выше схем ГРУ в этом слу­ чае болотник и силовой цилиндр конструктивно само­ стоятельны, соединены шлангами. Золотник с одной стороны связан с тягой от механизма рулевого управле­ ния (задающее воздействие), с другой стороны тягой с цапфой левого направляющего колеса (обратная связь). •Пружину в направляющем стакане регулируют следую­ щим образом: затягивают пробку до отказа, отпускают на '/з—7г оборота и стопорят шпонкой. Предохранитель­ ный клапан ГРУ регулируют на давление 50—60 кгс/см2 . Усилие на рулевом колесе не должно превышать 3—4кгс. Длину штока цилиндра поворота устанавливают так: поднимают балансир направляющих колес домкратом до их свободного вращения, поворачивают колеса вправо до отказа (поршень упрется в дно гидроцилиндра), сни­ мают палец, соединяющий вилку штока с рычагом цапфы правого колеса. Колеса вручную устанавливают так, что­ бы между левым колесом и продольной тягой рулевого управления образовался зазор 15—20 мм. Изменяя поло­ жение вилки на штоке (при неподвижном поршне и по­ ложении колес, указанном выше), добиваются возможно­ сти установки соединительного пальца.

iBce три рассмотренных ГРУ имели механическую и гидравлическую связь рулевого колеса и направляющих колес трактора, в то время как ГРУ трактора К-700 имеет только гидравлическую связь между этими элемен­ тами и лишь обратная связь осуществляется механиче­ ски, специальной тягой.

Поворот трактора К-700 в отличие от рассмотренных выше конструкций выполняют за счет углового смеще­ ния шарнирно соединенных полурам трактора относи­ тельно друг друга. Система управления поворотом трак­ тора (рис. 61) состоит из штурвала 7, соединенного с червяком 8 (червячный сектор 9), золотникового распре­ делителя 1 (золотник 2) с предохранительным клапаном 3, двух цилиндров поворота 13 и 18, тяги обратной связи 10, насоса 4 и масляного бака 6 с фильтром 5.

151


Рис. 61. Принципиальная схема гидравлической системы управления поворотом трактора К-700:

распределитель;

2 —золотник; 3 — редукционный клапан;

4 — насос; 5 —фильтр;

6 — бак; 7 — рулевое

колесо; 8 — червяк;

сектор; 10 — тяга

обратной связи; 11, 12 — передняя и задняя полурамы; 13, 18 — цилиндры поворота;

14, 15 — толкатели;

 

16 — предохранительный

клапан; 17 — запорные

клапаны.

 

Червяк 8 с золотниковым распределителем по устрой­ ству .и принципу действия аналогичны такому же механиз­ му .на тракторе МТЗ-50. Гидроцилиндр поворота двойно­ го действия имеет клапанную коробку. Здесь установле­ ны два запорных клапана 17, нагруженных пружинами, и два предохранительных клапана 16. Между запорными клапанами расположены плунжеры-толкатели 14, 15. За­

порные клапаны открываются

только при подаче масла

в цилиндр: один открывается

давлением масла, второй—

плунжером-толкателем. Поэтому цилиндры поворота запираются запорными клапанами и фиксируют положе­ ние передней 11 и задней 12 полурам.

При прямолинейном движении (рис. 61, слева), когда водитель не воздействует на штурвал 7, гидроцилиндры поворота заперты, золотник 2 распределителя под дей­ ствием пружин плунжеров в нейтральном положении. Масло из бака насосом подается к распределителю и по кольцевым каналам на слив через фильтр 5, минуя рабо­ чие полости цилиндров поворота.

При повороте штурвала 7 вправо (рис. 61, справа) червяк 8, вращаясь при неподвижном секторе 9 (удержи­ вается тягой 10), перемещает золотник 2 вперед. Переме­ щение золотника соединяет нагнетательный трубопровод насоса с трубопроводом (стрелка вниз) к клапанным коробкам цилиндров поворота. Давление масла в левой полости клапанной коробки цилиндра 18 поворота отжи­ мает запорный клапан, и масло поступает в правую по­ лость этого цилиндра. Плунжер-толкатель 15 под давле­ нием масла отойдет вправо, нажмет на запорный клапан, чем будет обеспечен слив масла из левой полости ци­ линдра 18. В цилиндре 13 масло будет подаваться в ле­ вую полость и сливаться из правой полости. Такое дейст­ вие цилиндров поворота обеспечит поворот трактора

вправо. Поворот задней полурамы, с которой

связан

один конец тяги обратной связи, будет вызывать

поворот

червячного сектора на передней полураме по ходу часо­ вой стрелки. Как только водитель перестанет вращать штурвал 7, следящее действие тяги 10 вернет золотник в нейтральное положение.

Усилие на штурвале обычно 5 кгс и только в особо тяжелых условиях достигает 12 кгс. Предохранительный клапан распределителя регулируется на 100 кгс/см2 , пре­ дохранительные клапаны цилиндров поворота — 130 кгс/см2 , перепускной клапан фильтра—на 3 кгс/см2 . За-

153


зор в конических роликовых подшипниках вала червяч­ ного сектора 9 устанавливают изменением толщины прокладок под боковыми крышками картера червячного механизма.

Для комбайнов «Нива» и «Колос» разработана новая система так называемого гидрообъемного рулевого уп­ равления (предполагается, что эта система будет внед­ рена и на всех колесных тракторах). В этом случае ру­ левое колесо связано с механизмом поворота направ­ ляющих колес гидравлически, механическая связь отсутствует. В системе, кроме обычного насоса, трубо­ проводов и силового гидроцилиндра имеется дозировоч­ ный (планетарный) насос и распределитель.

Рулевое колесо жестко соединено с валом 4 (рис. 62) насоса. Вал установлен в корпусе 7 на игольчатом под­ шипнике 5 и опирается на упорный подшипник 6. Через карданный вал 9 вал 4 соединен с шестизубовым сател-

154

литом 2 (штифт 11), а через штифт 8—с золотником 10. Неподвижная направляющая / имеет семь впадин для роликов 3. В паре сателлит 2 и направляющая 1 с роликами 3 образуют внецентроидное цевочное зацепле­ ние (эпициклондалы-юе). При изготовлении обеспечива­ ется зазор 0,02 мм между роликами и зубьями сателлита, а пластина 14, сателлит 2 и крышка 12 имеют суммар­

ный торцовый зазор в пределах 0,004—0,010 мм.

При вращении вала 4 сателлит 2 вращается и пере­

мещается относительно

направляющей, поворачивается

и золотник 10. Между

зубьями сателлита и впадинами

(между роликами) направляющей

возникают полости

нагнетания и всасывания, а пазы

золотника соединяют

эти полости с каналами в корпусе и штуцерами. За один полный оборот сателлит выдавливает сорок два (6X7) рабочих объема лолости или около 120 см3 масла. При вращении рулевого колеса в одну сторону один из штуце­ ров нагнетает масло в распределитель, а по другому масло засасывается из распределителя в дозировочный насос. При перемене вращения рулевого колеса направ­ ление потока масла изменяется.

 

jf Слив

 

 

Рис.

63. Распределитель гидрообъемного рулевого уп­

 

равления:

 

 

/ — ограничитель хода; 2 —обратный

клапан; 3,

9 —крыш­

ки;

4, 8— полости; 5 — центрирующая

пружина;

6 — золот­

 

ник; 7 — корпус.