Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
через распределитель основной системы давление до зо лотника падает и пружина отжимает золотник вниз, пере крывая часть отверстия, идущего к распределителю. Это
обеспечивает |
почти |
постоянную |
подачу масла |
в |
ГРУ |
в |
|||
объеме около |
10 л/мпн. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Далее .на шути |
масла |
установлен |
предохранительный |
||||||
клапан 16, отрегулированный |
на давление открытия 70— |
||||||||
80 кгс/ см2 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При неподвижном рулезом |
колесе масло по |
канавке |
|||||||
К через отверстия L и Lu |
контролируемые торцами |
зо |
|||||||
лотника 15, поступает в каналы М и М\, далее через зазо |
|||||||||
ры между поршнем и гайками, сливные каналы |
N и N\, |
||||||||
трубопровод |
29, фильтр 28 в бак 27. Давление |
с |
обеих |
||||||
сторон поршня одинаковое — он |
неподвижен. |
|
|
|
|||||
При повороте рулевого колеса вправо гайка 12 будет |
|||||||||
приближаться к поршню, |
а гайка 7 удаляться |
от него. |
|||||||
При этом надо преодолеть усилие пружинной шайбы |
11, |
||||||||
имитирующей |
сопротивление |
дороги |
повороту |
колеса |
и |
обеспечивающей установку элементов ГРУ в нейтраль
ное положение. Гайка 12, подойдя вплотную |
к поршню, |
закроет сливной канал Аг, золотник 15 под |
действием |
пружины 14 и начавшегося подъема давления |
перемеща |
ется вперед и перекрывает отверстие L\. Подача м а ш а в переднюю полость Г прекратится, и из нее масло только
сливается через канал N\. Весь поток попадает |
в полость |
|||||
Д, и под его давлением поршень-рейка |
подается |
|
вперед, |
|||
поворачивая направляющие колеса вправо. |
|
|
||||
Как только водитель перестанет вращать рулевое ко |
||||||
лесо, |
гайки 7 п 12 |
остановятся. Дальнейшее |
движение |
|||
поршня откроет слив масла из полости Д |
через канал N. |
|||||
Давление в полости |
Д упадет, золотник |
станет |
между |
|||
каналами N и N{, все элементы займут нейтральное поло |
||||||
жение, а трактор будет поворачиваться |
по дуге |
окружно |
||||
сти постоянного радиуса. |
|
|
|
|
||
В |
данном случае |
элемент жесткой |
обратной |
связи — |
поршень, обеспечивающий открытие и закрытие сливных отверстий N И Л^Ь а давление в полостях Г и Д управляет движением золотника.
В нейтральном положении поршня относительно гаек и золотника относительно отверстий давление в по
лостях Г и Д около 6 кгс/см |
2 . Зазор рулевого колеса |
не |
более 22°, усилие на рулевом |
колесе в пределах 4—7 |
кгс. |
Зазор в зацеплении рейка-сектор устанавливают винтом
150
18, завертывая его до отказа, а затем |
отпускают на '/в— |
|
!/б оборота п закоптривают. Делитель потока |
регулиру |
|
ют на подачу масла 10 л/мин. Можно |
примерно |
устано |
вить винт 22, завернув его в корпус |
на 10 мм (или на |
шесть с половиной оборотов). Отсутствие продольного зазора винта (гайки 2 и 5) необходимо проверять.
На комбайне СК-4 (шасси СШ-75) также установлен ГРУ. В отличие от описанных выше схем ГРУ в этом слу чае болотник и силовой цилиндр конструктивно само стоятельны, соединены шлангами. Золотник с одной стороны связан с тягой от механизма рулевого управле ния (задающее воздействие), с другой стороны тягой с цапфой левого направляющего колеса (обратная связь). •Пружину в направляющем стакане регулируют следую щим образом: затягивают пробку до отказа, отпускают на '/з—7г оборота и стопорят шпонкой. Предохранитель ный клапан ГРУ регулируют на давление 50—60 кгс/см2 . Усилие на рулевом колесе не должно превышать 3—4кгс. Длину штока цилиндра поворота устанавливают так: поднимают балансир направляющих колес домкратом до их свободного вращения, поворачивают колеса вправо до отказа (поршень упрется в дно гидроцилиндра), сни мают палец, соединяющий вилку штока с рычагом цапфы правого колеса. Колеса вручную устанавливают так, что бы между левым колесом и продольной тягой рулевого управления образовался зазор 15—20 мм. Изменяя поло жение вилки на штоке (при неподвижном поршне и по ложении колес, указанном выше), добиваются возможно сти установки соединительного пальца.
iBce три рассмотренных ГРУ имели механическую и гидравлическую связь рулевого колеса и направляющих колес трактора, в то время как ГРУ трактора К-700 имеет только гидравлическую связь между этими элемен тами и лишь обратная связь осуществляется механиче ски, специальной тягой.
Поворот трактора К-700 в отличие от рассмотренных выше конструкций выполняют за счет углового смеще ния шарнирно соединенных полурам трактора относи тельно друг друга. Система управления поворотом трак тора (рис. 61) состоит из штурвала 7, соединенного с червяком 8 (червячный сектор 9), золотникового распре делителя 1 (золотник 2) с предохранительным клапаном 3, двух цилиндров поворота 13 и 18, тяги обратной связи 10, насоса 4 и масляного бака 6 с фильтром 5.
151
Рис. 61. Принципиальная схема гидравлической системы управления поворотом трактора К-700:
распределитель; |
2 —золотник; 3 — редукционный клапан; |
4 — насос; 5 —фильтр; |
6 — бак; 7 — рулевое |
колесо; 8 — червяк; |
сектор; 10 — тяга |
обратной связи; 11, 12 — передняя и задняя полурамы; 13, 18 — цилиндры поворота; |
14, 15 — толкатели; |
||
|
16 — предохранительный |
клапан; 17 — запорные |
клапаны. |
|
Червяк 8 с золотниковым распределителем по устрой ству .и принципу действия аналогичны такому же механиз му .на тракторе МТЗ-50. Гидроцилиндр поворота двойно го действия имеет клапанную коробку. Здесь установле ны два запорных клапана 17, нагруженных пружинами, и два предохранительных клапана 16. Между запорными клапанами расположены плунжеры-толкатели 14, 15. За
порные клапаны открываются |
только при подаче масла |
в цилиндр: один открывается |
давлением масла, второй— |
плунжером-толкателем. Поэтому цилиндры поворота запираются запорными клапанами и фиксируют положе ние передней 11 и задней 12 полурам.
При прямолинейном движении (рис. 61, слева), когда водитель не воздействует на штурвал 7, гидроцилиндры поворота заперты, золотник 2 распределителя под дей ствием пружин плунжеров в нейтральном положении. Масло из бака насосом подается к распределителю и по кольцевым каналам на слив через фильтр 5, минуя рабо чие полости цилиндров поворота.
При повороте штурвала 7 вправо (рис. 61, справа) червяк 8, вращаясь при неподвижном секторе 9 (удержи вается тягой 10), перемещает золотник 2 вперед. Переме щение золотника соединяет нагнетательный трубопровод насоса с трубопроводом (стрелка вниз) к клапанным коробкам цилиндров поворота. Давление масла в левой полости клапанной коробки цилиндра 18 поворота отжи мает запорный клапан, и масло поступает в правую по лость этого цилиндра. Плунжер-толкатель 15 под давле нием масла отойдет вправо, нажмет на запорный клапан, чем будет обеспечен слив масла из левой полости ци линдра 18. В цилиндре 13 масло будет подаваться в ле вую полость и сливаться из правой полости. Такое дейст вие цилиндров поворота обеспечит поворот трактора
вправо. Поворот задней полурамы, с которой |
связан |
один конец тяги обратной связи, будет вызывать |
поворот |
червячного сектора на передней полураме по ходу часо вой стрелки. Как только водитель перестанет вращать штурвал 7, следящее действие тяги 10 вернет золотник в нейтральное положение.
Усилие на штурвале обычно 5 кгс и только в особо тяжелых условиях достигает 12 кгс. Предохранительный клапан распределителя регулируется на 100 кгс/см2 , пре дохранительные клапаны цилиндров поворота — 130 кгс/см2 , перепускной клапан фильтра—на 3 кгс/см2 . За-
153
зор в конических роликовых подшипниках вала червяч ного сектора 9 устанавливают изменением толщины прокладок под боковыми крышками картера червячного механизма.
Для комбайнов «Нива» и «Колос» разработана новая система так называемого гидрообъемного рулевого уп равления (предполагается, что эта система будет внед рена и на всех колесных тракторах). В этом случае ру левое колесо связано с механизмом поворота направ ляющих колес гидравлически, механическая связь отсутствует. В системе, кроме обычного насоса, трубо проводов и силового гидроцилиндра имеется дозировоч ный (планетарный) насос и распределитель.
Рулевое колесо жестко соединено с валом 4 (рис. 62) насоса. Вал установлен в корпусе 7 на игольчатом под шипнике 5 и опирается на упорный подшипник 6. Через карданный вал 9 вал 4 соединен с шестизубовым сател-
154
литом 2 (штифт 11), а через штифт 8—с золотником 10. Неподвижная направляющая / имеет семь впадин для роликов 3. В паре сателлит 2 и направляющая 1 с роликами 3 образуют внецентроидное цевочное зацепле ние (эпициклондалы-юе). При изготовлении обеспечива ется зазор 0,02 мм между роликами и зубьями сателлита, а пластина 14, сателлит 2 и крышка 12 имеют суммар
ный торцовый зазор в пределах 0,004—0,010 мм.
При вращении вала 4 сателлит 2 вращается и пере
мещается относительно |
направляющей, поворачивается |
|
и золотник 10. Между |
зубьями сателлита и впадинами |
|
(между роликами) направляющей |
возникают полости |
|
нагнетания и всасывания, а пазы |
золотника соединяют |
эти полости с каналами в корпусе и штуцерами. За один полный оборот сателлит выдавливает сорок два (6X7) рабочих объема лолости или около 120 см3 масла. При вращении рулевого колеса в одну сторону один из штуце ров нагнетает масло в распределитель, а по другому масло засасывается из распределителя в дозировочный насос. При перемене вращения рулевого колеса направ ление потока масла изменяется.
|
jf Слив |
|
|
Рис. |
63. Распределитель гидрообъемного рулевого уп |
||
|
равления: |
|
|
/ — ограничитель хода; 2 —обратный |
клапан; 3, |
9 —крыш |
|
ки; |
4, 8— полости; 5 — центрирующая |
пружина; |
6 — золот |
|
ник; 7 — корпус. |
|
|