Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 64. Схема поворота ком­ байна при неработающем дви­ гателе.

Распределитель (рис. 63) с гидроуправляемьш золот­ ником 6" соединен через шту­ церы в крышках 3, 9 и тру­ бопроводы с дозировочным насосом. В корпусе 7 уста­ новлено еще четыре штуце­ ра, два из них (показаны на рисунке) соединены с основ­ ной масляной магистралью, два других — с силовым гид­ роцилиндром. Центрирую­ щая пружина 5 обеспечивает нейтральное положение зо­ лотника при равенстве дав­ лений в полостях 4, 8. В кор­ пусе шесть круговых выточек. Две крайние соединены со сливной магистралью, две средние—с силовым цилинд­ ром, остальные — с нагнета­ тельной магистралью. Кор­ пус и золотник имеют свер­ ления для прохода масла, в корпус установлен шарико­ вый обратный клапан 2 с ог­ раничителем хода 7. Ход зо­ лотника из одного крайнего положения в другое 4 мм.

Центральные буртики зо­ лотника обеспечивают пере­ крытие выточек в корпусе, чем обеспечивается запирание

обеих полостей силового цилиндра при нейтральном по­ ложении золотника.

Как поворачивается комбайн при неработающем дви­ гателе (рис. 64)? Основной насос магистрали не работа­ ет. При повороте рулевого колеса дозировочный насос работает как силовой и перекачивает масло из левой по­ лости гидроцилиндра в правую (поворот налево). Золот­ ник сдвинут вправо, и открыт обратный клапан распре­ делителя. Масло может пополняться из основной сливной магистрали.

Если же работает основной насос, поворот рулевого колеса (допустим, вправо) вызовет перекачивание масла

158

из левой полости в правую. Золотник под действием это­ го, сжимая центрирующую пружину, переместится влево. Обратный клапан давлением основного насоса закрыва­ ется. Перемещением золотника правая полость распреде­ лителя соединяется с левой полостью гидроцилиндра (через сверление в золотнике), сюда масло нагнетается дозировочным насосом. Правая полость гидроцилиндра че­ рез выточку в корпусе и проточку золотника соединяется со сливной магистралью. Масло от основного насоса через сверление в золотнике попадает в левую полость распреде­ лителя и далее в дозировочный насос. Как только пре­ кратится вращение рулевого колеса, давление в левой полости распределителя станет больше, чем в правой. Это возвратит золотник в нейтральное положение. Сле­ жение по положению обеспечивает и пневматический сер­ вопривод механизма выключения муфты сцепления трак­ тора Т-150К.

Применяют гидроусилители и в механизмах управле­ ния поворотом гусеничных тракторов. Покажем принцип

работы

.унифицированного

гидроусилителя следящего

действия для включения тормозов солнечных

шестерен

трактора Т-4 (рис. 65).

 

 

 

Гидроусилитель

ставится в систему тяг, соединяющих

рычаг управления

с тормозом. К корпусу 8 гидроусили­

теля крепят крышки 9, где расположены

уплотнительные

кольца

5 и защитные манжеты 10. Внутренняя

полость

корпуса

разделена на две полости А, В

силовым порш­

нем 7. Правый хвостовик поршня оканчивается

вилкой

1 2

3 к 6,

В 8 7, 6 8

А У 10 Н 12 13

 

Рис. 65.

Унифицированный гидроусилитель

механизма поворота

 

 

трактора Т-4:

 

 

Л 12 — вилки; 2 — гайка;

3 — чехол;

4 — кольцо;

5, 13, 15 — уплотнительные

кольца; 6 — золотник; 7 — поршень; 8 — корпус;

9—крышка; 10, 19 — защитные

манжеты;

//, 20 — втулки;

14 — седло

клапана;

16, 17 — пружины; 18 — ман-

 

 

жетодержатель.

 

 

167


12 с уплотнительным кольцом 13 для соединения с тя­ гой, идущей тормозу.

Внутри поршня золотник 6, постоянно отжимаемый пружиной 17 до упора во втулку 11 (нейтральное поло­ жение). Слева по резьбе па золотник навернута вилка / для соединения с тягой к рычагу управления в кабине тракториста. Для отвода масла из полости Д в сливную полость В корпуса гидроусилителя сделана продольная канавка Г. В левом торце золотника установлен обрат­ ный клапан: пружина 16 прижимает шарик к гнезду 14. Шток золотника слева уплотняется манжетой 19, поджи­ маемой к втулке 20 пружиной 17 через манжетодержатель 18 до упора в стопорное кольцо 4. Справа установ­ лено уплотнительное кольцо 15. Для защиты хвостовиков гидроусилителя от пыли применены резиновые чехлы 3.

При прямолинейном движении трактора масло под давлением подается в полость А, проходит по сверлени­ ям Б в силовом поршне (оба этих ряда сверлений откры­ ты) в полость В и далее на слив в бак.

Если оттянуть на себя рычаг в кабине тракториста, золотник 6 перемещается влево, перекрывает своим бур­ тиком правый ряд сверлений Б. Масло в полости А от­ секается от сливной полости В, поршень под его давле­ нием будет перемещаться вслед за золотником до тех пор, пока правый ряд сверлений Б не начнет открывать­ ся. Величина открытия сверлений Б определится равно­

весием

сил, действующих на торец

поршня

со стороны

масла и на его вилку, связанную с механизмом

поворота.

В самом

деле, если

поршень сдвигается

чуть

влево,

от­

верстия

Б

откроются

больше, давление

в

полости

А

упадет

и поршень под действием

пружины

отойдет

на­

зад, снова прикрывая отверстия Б. Таким образом, сле­ жение осуществляется и по положению золотника и по усилию на вилке поршня. Как только рычаг в кабине тракториста будет отпущен, золотник возвратится в ней­

тральное

положение, масло начнет свободно сливаться

в полость

В, а поршень, вместе

с золотником

вернется

вправо под действием пружины тормоза. В

случае отка­

за гидросистемы гидроусилитель

работает

как

механи­

ческое связующее звено, буртик золотника после выбора

свободного хода

упрется

в выступ

поршня и увлечет его

за собой.

 

 

 

Система подачи масла в гидроусилители имеет пре­

дохранительный

клапан,

который

регулируют на давле-

158


ние 45 кгс/см2 . Рычаги управления тормозами солнечных шестерен в свободном состоянии должны иметь зазор между планкой пола кабины и самими рычагами 9—11 мм (при отрегулированных тормозах этот зазор обеспе­ чивается за счет длины тяги от рычага к вилке золотни­

ка) . Размер

К = 103 ± 1 мм (рис. 65)

устанавливается

после этого

за счет регулировки длины

тяги от вилки

поршня к тормозу. Полный ход рукояток рычагов управ­

ления при полном растормажнвапни солнечных

шестерен

в пределах 260—370 мм.

 

При появлении подтеков из гидроусилителя

надо сме­

нить (в зависимости от места течи) кольца 5 и манжеты 10, манжету 19, кольца 13, 15. Нужно иметь в виду, что золотник вынимается только вправо (отвернуть обе вилки, вынуть втулку 11 и вынуть золотник). Надо про­ верить, как обратный клапан золотника под усилием 200—300 кгс свободно отжимается от седла, ход клапана

не менее 3 мм. При посадке

клапана

на седло

должна

обеспечиваться

герметичность.

 

 

 

 

 

 

 

Свободный

ход золотника

(при неподвижном порш­

не) не менее 7 мм, зазор между

контргайкой 2 и торцом

поршня должен

быть не более 3 мм.

 

 

 

 

 

 

Трактор К-700 оборудован пневмоприводом тормозов

трактора

и прицепа. Для управления

тормозами

исполь­

зуют

тормозной кран

(рис. 66). Он собран из двух

сек­

ций. Верхняя управляет работой тормозов прицепа,

а

нижняя—тормозами трактора. Каждая секция

состоит

из: штока 2, 18; уравновешивающей пружины 3,

19;

диа­

фрагмы 4, 16 с закрепленным в ней седлом 6,

17;

выпуок-

ного

клапана

7, 11. Диафрагма

нагружена

пружиной

5, 15. На одном штоке с выпускным клапаном

посажен

впускной

клапан 9, 12, в его седло 10,

14 упирается

пру­

жина

8,

13 клапанов.

Спереди

под

крышкой

рычаги

1,

20,

23

и регулировочные болты 24, 21, 25.

 

 

 

А,

 

В каждой секции три полости: передние

полости

 

В

всегда

соединены с атмосферой; средняя полость

 

Д

нижней секции—с тормозными камерами трактора,

а

средняя

полость Б верхней секции через кран и распре­

делительный клапан—с тормозными камерами прицепа; задние полости Г, Е обеих секций соединены с воздуш­ ным баллоном, они под постоянным давлением пиевмосистемы.

Когда тормозная педаль не нажата (отклонена от вер­ тикали вперед примерно на 23°), диафрагма 4 вместе с

159



 

Рис. 66. Тормозной кран

трактора

К-700:

 

5,15—

/, го рычаги; 2, 18 — штоки;

3 — пружина

штока; 4,

16 — диафрагмы;

пружины диафрагм; 6,

10, 14,

17 — седла;

7 —выпускной клапан прицепа;

8 — пружина

клапана;

9 — впускной клапан

прицепа;

II — выпускной кла­

пан тягача;

12 — впускной клапан тягача;

13 — пружина клапана; 19 — пружина;

21 — регулировочный болт опережения на

прицеп; 22 — чехол;

23 — ось

рычага

ручного привода; 24 — регулировочный болт

свободного

хода

рычага

крана;

25 — регулировочный болт

свободного

хода

рычага

ручного привода.

седлом 6 будет отжата пружиной 3 вправо. Седло 6 за­ крыто клапаном 7, проход, воздуха из полости Б в по­ лость А на сброс в атмосферу закрыт. Клапан 9 отжи­ мается от седла, воздух из полости Е проходит в по­ лость Б, и тормозная система прицепа находится под дав­ лением (колеса прицепа расторможены). В нижней сек­ ции шток 18 в крайнем левом положении (под действием пружины 18), пружина 15 отжимает диафрагму 16 с сед­ лом 17 также влево. Выпускной клапан ) ) открыт, поло­ сти Д и В сообщены между собой и с атмосферой (колеса трактора расторможены). Давление воздуха в полости Г закрывает впускной клапан 12.

При нажатии на тормозную педаль поворачивается рычат / (вокруг оси К) и сдвигает шток 2 влево до упо­ ра в винт 21. Диафрагма 4 с седлом 6 под действием

160