Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пружины 5 перемещается влево, впускной клапан 9 под действием пружины 8 окажется на седле 10, седло 6 отойдет от клапана 7. Сжатый воздух из полости Е в полость Б не поступает, а находящийся в тормозных камерах прицепа сжатый воздух через полость Б, вы­ пускной клапан 7 и полость А сбрасывается в атмосферу (начинается торможение прицепа). Торможение прицепа начинается с опережением на 0,1—0,2 с за счет того, что сначала поворачивается рычаг 1 до упора штока 2 в ре­ гулировочный винт.

После указанного опережения рычаг / продолжает поворот и перемещением оси К вправо через рычаг 20 передвигает шток 18, диафрагму и седло 17 вправо. Вы­

пускной клапан И

закрывается, полости Д, В

разобще­

ны. Впускной клапан

12 открывается, пропускает сжа­

тый воздух из полости Г в полость Д

и тормозные

каме­

ры колес

трактора

(торможение трактора). Как

только

усилие на тормозной

педали перестанет

возрастать, а

давление

в камере

Д

возрастет, под

действием

этого

давления

диафрагма

16 сместится влево

и

позволит

впускному клапану 12 сесть на свое седло 14. Выпускной клапан 11 также останется закрытым, и усилие торможе­ ния (давление в полости Д) будет постоянным до тех

пор, пока не уменьшат или не увеличат

усилие

нажатия

на тормозную педаль. Этим и обеспечивается

следящее

действие крана, давление в полости Д

(усилие

торможе­

ния на колесах)

следит за усилием на тормозной педали.

В статике сила

сжатия пружины 19

пропорциональна

давлению воздуха на диафрагму 16.

Для торможения прицепа на стоянке используют ры­ чаг 23. При повороте оси этого рычага ее кулачок пере­ мещает влево шток 2, сжимая пружину 3. Под действи­ ем пружины 5 седло 6 отходит от клапана 7, воздух из полости Б сбрасывается. В случае обрыва прицепа при движении он автоматически затормаживается, так как воздух из магистрали прицепа выходит в атмосферу.

Тормозная педаль должна отпускаться плавно, резкое отпускание педали вызывает вибрацию крана из-за рез­ кой посадки и открытия клапанов. Если такая вибрация началась, необходимо вновь нажать на тормозную пе­ даль и плавно отпустить ее.

Перед регулировкой тормозного крана надо устано­ вить одинаковый зазор между колодками и тормозным барабаном во всех колесах (0,2 мм).

11 А. X. Морозов

.101

 


Свободный ход рычага / и рычага 23 (без деформа­ ции диафрагмы) должен быть в пределах 1—2 мм, регу­ лируют соответственно болтами 24, 25. Рабочий ход што­ ка верхней секции не должен превышать 5 мм (регули­ руют винтом 21). Нужно проверить давление воздуха в полости прицепа (4,8—5,3 кгс/см2 ), при торможении оно должно падать до нуля. Регулируют давление в полостях прицепа вращением по резьбе направляющей штока (изменяется предварительное сжатие пружины 3). При ввинчивании направляющей в корпус давление увеличи­ вается.

Проверяют рабочий ход впускных клапанов 9, 12. Он должен быть в пределах 2,5—3 мм. Если необходимо, можно регулировать ход этих клапанов прокладками под седлами 10, 14. Уменьшение числа прокладок увеличива­ ет ход клапанов, что повышает эффективность торможе­ ния трактора, увеличивает период срабатывания тормо­ зов прицепа. Опережение торможения прицепа может быть отрегулировано регулировочным болтом 21.

Тормозной кран трактора IO700 аналогичен крану управления тормозами автомобиля-тягача ЗИЛ-130В и трактора Т-150К. Во всех автомобильных тормозных сис­ темах обеспечивается пропорциональность между усили­ ем на тормозную педаль и выходным усилием исполни­ тельного устройства (слежение по усилию).

 

Сервомеханизм

муфты сцепления трактора Т-130 об­

ладает свойством

слежения по положению и по усилию.

В

корпусе 1

сервомеханизма (рис. 67)

установлено уп­

равляющее

звено 4 и исполнительное

звено-поршень 9.

В

полость А

подается давление масла, из полости Г оно

идет на слив. Исполнительное звено установлено в крыш­ ке 2 и перемещается в гильзе 3. В штоке 5 установлен стяжной винт 7 с контрвинтом 10. Винт 7 обеспечивает предварительное поджатие пружины 8 клапана 6. Пру­ жина 12 обеспечивает нейтральное положение при отсут­

ствии усилия на управляющем

звене 4, масло из полости

А через клапан В сливается в полость Г.

При перемещении звена 4

вниз клапан 6 перекроет

слив масла из полости А, его давлением будет переме­

щаться вниз поршень 9.

Как только будет

полностью

выбран рабочий ход (до соприкосновения

фрикционных

поверхностей тормозка

муфты сцепления),

поршень 9

остановится. Давление в полости А начнет резко расти. Это возросшее давление поднимет клапан 6, преодолевая

162


Рис.

67. Сервомеханизм

муфты сцепления

трактора Т-130:

/ — корпус;

2— крышка;

3— гильза; 4—управляющее

звено в сборе;

5—шток

6 — неуравновешенный

клапан;

7 — стяжной

винт;

8— пружина

клапана:

9 — поршень; 10 — контрвинт; // — пробка;

12 — возвратная пружина.

усилие предварительного сжатия пружины 5. Откроется слив масла через канал В. Если к управляющему звену будет приложено дополнительное усилие, пружина 6 сожмется больше, а давление в полости А возрастет. Таким образом, при работе тормозка муфты сцепления обеспечивается слежение по усилию.

Копирование заданных траекторий движения

Машинно-тракторные агрегаты при работе в

поле

постоянно копируют заданную траекторию, эту

задач\

выполняет в настоящее время водитель трактора, кото рый выдерживает заданное направление движения агре-

11*

.16?

гата. Задание траектории движения существенно разли­ чается: когда трактор прокладывает траекторию парал­ лельно своему предыдущему проходу (пахота, посев, скашивание хлеба в валки и др.) и когда трактор повто­ ряет траекторию агрегата на предыдущей операции (междурядная обработка, подбор валков, уборка про­ пашных культур). В первом случае ошибки копирования накапливаются по мере увеличения числа проходов, во втором случае ошибки копирования не накаплива­ ются.

Существенно также и то, что тракторы в отношении направления движения—неустойчивы, т. е., будучи выве­ денными из равновесия (прямолинейного движения), они никогда не возвращаются в прежнее состояние, могут занимать бесконечное число кратковременных состояний равновесия, отличающихся один от другого.

Если для колесного трактора можно добиться опре­ деленного радиуса поворота, то для гусеничного тракто­ ра нельзя. Если учесть непрерывные колебания сопро­ тивлений машин, различный уклон поверхности движе­

ния,

износы

механизмов

управления,

ходовую

ассиметрию (разный диаметр

шин, различие в

натяже­

нии гусениц), буксование движителей, тяговый эксцентри­ ситет, то вопрос о получении одних и тех же выходных величин при одной и той же величине управляющего воз­ действия отпадает.

Несмотря на крайне неточное задание траекторий, иногда полную невозможность идентификации траекто­ рии на поле без человека (например, при первой между­ рядной обработке, когда сорняки обошли в росте куль­ турные растения), требования к качеству вождения весь­ ма высоки — допускают отклонения или ошибку слежения в пределах 5—7 см. Высокие скорости движения поста­ вили в повестку дня физиологический барьер, когда человек просто не успевает реагировать на изменения в задаваемой траектории.

Все это, на наш взгляд, может объяснить весьма окромные результаты, полученные при создании следя­ щих систем автоматического направления движения ма­ шинно-тракторных агрегатов. Конечно, надо учитывать и то, что автоматизация того или иного процесса целесо­ образна в том случае, когда повышается производитель­ ность труда или качество выполнения работы, облегча­ ются условия труда, уменьшаются производственные зат-

164


раты. В конечном счете затраты на внедрение автомати­ зации должны окупиться снижением себестоимости про­ дукции.

Специалисты промышленности и сельского хозяйства ведут большие работы по созданию надежных автомати­ ческих систем управления направлением движения. В данное время испытывают новые тракторы, сельскохо­ зяйственные машины, различные системы слежения. От­ метим, что в нашей стране впервые в мировой практике автоматизировано слежение рабочими органами свекло­ уборочного комбайна за рядками убираемой культуры.

Эта система разработана инженерами Днепропетров­ ского комбайнового завода А. С. Кравченко, А. Н. Двор­ никовым и В. П. Юковым еще в 1958 г. В 1959 г. впервые был выпущен серийный комбайн СКЕМ-ЗГ, когда вместо ручного управления была установлена гидравлическая следящая система. Потом пошли комбайны КС-3, КСТ-3, КСТ-2, СКД-2, СКД-3. С той поры все советские свекло­ уборочные комбайны выпускаются с такой автоматиче­ ской системой (рис. 68).

Система состоит из двух датчиков-копиров /, связан­ ных рычагами 3 с золотником распределителя 22, кото­ рый соединен маслопроводами с насосом 26, баком 27 и силовым цилиндром 24.

Распределитель собран из литого корпуса, золотника 38, уплотненного сальником 39 в крышке 37 и редукцион­ ного клапана 34. При нейтральном положении золотни­ ка, когда геометрическая ось датчиков-копиров совпадает с осью средней секции рабочего аппарата, масло из рас­ пределителя сливается в бак. Золотник перекрывает своими буртами каналы, связанные с силовым цилинд­ ром, поршень его запирается давлением масла с обеих сторон и штоком удерживается дышло 23 комбайна в определенном положении.

Редукционный клапан ограничивает давление масла в системе, имеет седло 35, запрессованное в корпус, кла­ пан 34 с пружиной 33. Ее сжатие регулируется гайкой 32 с контргайкой 31, сверху они закрыты колпачковой гай­ кой 29. Обычная регулировка клапана на давление 20—25 кгс/см2 .

Силовой цилиндр ЦС-65, ЦС-75 двустороннего дей­ ствия. В точке С корпус цилиндра шарнирио связан с основной рамой комбайна, а в точке Д с дышлом ком­ байна.

165

29

3031 32

33

34 35

Рис. 68. Схема системы направления свеклокомбайна

по рядкам:

 

 

 

 

 

 

 

 

а, б, н в — положения

золотника: Л — расстояние между

внутренними

перьями

 

 

 

 

 

 

 

датчиков;

шарнирные

крепления: В

 

дышла

к

комбайну;

С — гидроцилнндра

 

 

 

 

 

 

 

к раме;

Д — гидроцилиндра к

дышлу;

£

—дышла к

трактору;

К — опора

ко­

 

 

 

 

 

 

 

ромысла;

/ — д а т ч и к ;

г кронштейн;

3

рычажная

система;

4 — поворотный

 

 

 

 

 

 

 

кронштейн;

5 — параллслограммная

подвеска;

 

6 —канат;

7 —перо

датчика;

 

 

 

 

 

 

, .

8 — раскос;

9 — устройство для

перестановки

датчика

 

на

междурядье 60 см;

коромысла; 15 — ручной корректировщик;

 

/0 —опорный

полозок;

// — стойка;

12,

/3 —пластины

обтекателя;

14— упор

/6—система

тросов: 17 — рычаг

корректировщика;

 

18 — упор

рычага:

19 — поперечная

тяга;

20

— коромысло; 21 — транспортный

штырь;

гг — гид­

рораспределитель;

23 — дышло:

24 — силовой

 

цилиндр;

25 — маслопровод; 26 — насос: 2 7 — б а к ;

28 — глухая

крышка;

29 — колпач-

ковая гайка:

30

прокладка; 31 — контргайка;

32 — специальная

гайка;

33—

пружина; 34 — клапан;

35 — седло;

36

винт;

J/

— крыш­

 

 

 

 

ка

сальника:

38 — золотник;

39 — сальник; 40—

корпус

распределителя.

 

 

 

 

 


Датчики копира присоединены к подвижной раме ком­ байна шарнирно в вертикальной и горизонтальной плос­ костях через параллелограммную подвеску 5, специаль­ ный кронштейн 2 и ось 3. Полозовидиые стрельчатые ко­

пиры с перьями датчика

7 укреплены

раскосами

8,

опорный полозок 10 с установленной на нем стойкой

11.

Спереди и сверху копиры имеют обтекатели 12, 13, а

с

рамой связаны тросиками 6 для подъема

копиров

при

поворотах.

Спереди

оба

копира через поворотные

крон­

штейны 4

соединены

с поперечной тягой

19. Копиры

и

тягу можно устанавливать на заданную ширину между­ рядья.

Слева на поперечной тяге упоры 14, 18 (по два), меж­ ду упорами 14 вилка коромысла 20, между упорами 18 вилка рычага 17. Этот рычаг системой тросов 16 связан с рычагом 15 ручного корректирования положения ком­ байна при заезде в рядок. Коромысло 20 соединено с зо­

лотником распределителя.

 

 

 

При движении свеклокомбайна датчики-копиры

сво­

бодно перемещаются в горизонтальной

и вертикальной

плоскостях и копируют все искривления линии

убирае­

мых

рядков. Поперечное П е р е м е щ е н и е

датчиков

переда­

ется

на золотник, он направляет масло

в ту или

иную

полость силового цилиндра. Рама с рабочими органами смещается вслед за движением датчиков.

Датчики

должны

легко

перемещаться

от усилия

не более

1,5 кгс, плавно и свободно должен перемещаться

золотник

(иногда он

может

быть

зажат

сальником

39).

Следует проверить ход золотника—полностью ли выд­

винут— должен быть размер 45 мм (рис. 68, а).

При пол­

ностью вдвинутом—размер

20 мм

(рис. 68, б ) . На

ком­

байнах разных марок ограничивают ход золотника

либо

вырезами

под

коромысло,

либо

регулируемыми

упо­

рами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальную

регулировку

системы можно

выполнять

вне рядков

сахарной

свеклы

на

ровной

площадке. На

поперечной тяге 19 разводят упоры 14, 18, копиры ставят так, чтобы осевая линия зазора А совпадала с осью сред­

ней теребильной цепи

(КС-3, КСТ-3), с осью

ножа

пра­

вого ботвосрезающего

аппарата (СКД-2) и с осью

ножа

среднего ботвосрезающего аппарата (СКД-3).

 

 

Поршень силового цилиндра должен быть в среднем

положении, (расстояние между точками С и Д

615

мм).

Дышло также должно стоять по продольной оси комбай-

1U7