Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
Рис. 73. Самоблокнругощийся дифференциал переднего моста трак
|
|
|
тора МТЗ-52: |
|
|
|
/, 7 — коробки; |
2, 3— ведомый |
п ведущий фрикционные |
диски; |
4 — чашка; |
||
5 — сателлит; |
6 — полуосевая |
шестерня; |
8 — гнездо-паз; |
9— ось; |
10— болт. |
|
той дифференциал |
поровну распределяет |
моменты меж |
||||
ду полуосями. |
|
|
|
|
|
|
Существенный |
недостаток |
простого |
дифференциала |
|||
заключается в том, что если |
одно пз колес попадает в |
условия плохого сцепления с почвой, то момент на вто ром колесе также не будет превышать обеспеченный за счет сцепления с почвой, трактор может остановиться, суммы этих уменьшенных моментов может не хватить для преодоления сопротивлений.
Для улучшения качества дифференциалов применя ют устройство, увеличивающее трение в этом механизме. Такие дифференциалы получили название самоблокиру ющихся (например, дифференциал переднего ведущего моста трактора МТЗ - 52) .
Такой дифференциал (рис. 73) во многом сходен с обычным — собран из двух коробок 1 и 7, в них разме щены четыре сателлита 5 на двух осях, две полуосе вые шестерни 6 и две чашки 4. Коробки в местах со пряжения с сателлитами (разрез А—-А) имеют V-об- разную форму. Как только через коробки передается ведущий момент (при включенном приводе переднего моста), окружное усилие передается через скос, возни
кает осевая |
составляющая, она сжимает ведущие |
3 и |
ведомые 2 |
фрикционные диски. При отключенном |
при |
воде переднего моста крутящий момент на дифференци ал не передается, диски не сжаты и он работает как простой,
180
Есл'И при включенном приводе переднего моста |
(а |
||||||
значит, сжатых дисках и наличии момента |
трения) |
од |
|||||
но из колес попадает на участок с плохим |
сцеплением, |
||||||
оно не |
может |
.пробуксовать, |
пока не будет |
преодолен |
|||
момент трения в дифференциале. Тогда на |
этом колесе |
||||||
из причитающейся ему половины подводимого |
момента |
||||||
будет вычтен момент |
трения |
и прибавлен |
к |
моменту |
|||
на колесе, имеющему |
лучшее |
сцепление. Эффективность |
|||||
таких |
самоблокирующихся дифференциалов |
оценивают |
|||||
коэффициентом |
блокировки — отношением моментов |
на |
полуосях. Так, простой дифференциал имеет значение этого коэффициента, равное единице, а рассматривае мый значение, равное 2—3.
Известно, что автоматическая блокировка дифферен циала возможна лишь при равенстве сил трения с обеих сторон. При изготовлении даже в условиях завода труд но получить равномерное распределение нагрузки по пальцам сателлитов и одинаковый момент трения, а это обусловит нестабильность коэффициента блокировки.
В условиях эксплуатации не рекомендуется без осо бой надобности разбирать этот механизм даже при ре монте трактора. Для проверки действия дифференциала надо поднять одно переднее колесо (отсоединить перед ний карданный вал) и вращать за фланец кардана вле во и вправо. Колесо, соприкасающееся с грунтом, долж но быть неподвижным, а поднятое — вращаться. Если при проверке обоих колес будет видно, что одна из сторон диф ференциала не срабатывает — значит, зазор между дис ками неодинаков. Нужно разобрать дифференциал и один из дисков срабатывающей стороны уменьшить по толщине шлифовкой на 0,2—0,3 мм. При замене дисков следует иметь в виду, что толщина пакетов дисков долж на быть одинакова для левой и правой сторон, а в соб ранном дифференциале должен быть осевой зазор (0,1—0,15 мм) полуосевых шестерен. Напомним, что вначале заводы выпускали пакеты из шести дисков (три ведомых, три ведущих), затем из одного ведомого и пя ти ведущих дисков, а с января 1968 г. вместо пяти веду щих ставят один толщиной 10 мм.
При двух и более ведущих мостах очень часто про исходит кинематическое несоответствие вращения колес, равенство окружных скоростей практически недостижи мо. Это приводит к тому, что колесо с большим радиу сом буксует, а с меньшим проскальзывает. Проскальзы
вающее колесо будет вызывать реакции со стороны поч вы, направленные против движения трактора.
Для исключения таких явлений передний ведущий мост должен автоматически подключаться только при буксовании задних ведущих колес. В этом случае подклю чение передних колес не вызовет их скольжения, они буксуют больше задних (меньший сцепной вес и меньше почвозацепы). Для автоматического подключения пе реднего ведущего моста в тракторе МТЗ-52 используют обгонную муфту, смонтированную в ведомой шестерне раздаточной коробки. Эта коробка представляет собой одноступенчатый шестеренчатый редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и ме ханизмом ее блокировки.
Муфта включает передний мост автоматически, ког да трактор движется вперед, буксование задних колес
выше |
6%> механизм |
блокировки включает передний |
мост |
принудительно |
(это необходимо при трогании с |
места в условиях плохого сцепления колес с почвой) при
движении вперед |
и всегда |
при движении |
задним |
ходом |
|||||
(в этом случае |
обгонная |
муфта не включает передний |
|||||||
мост). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автоматическое включение переднего моста не толь |
|||||||||
ко избавляет |
тракториста |
от |
постоянного |
включения и |
|||||
выключения |
привода |
переднего моста |
(как это |
бывает |
|||||
с блокировкой |
дифференциала |
задних |
ведущих |
колес), |
|||||
но и позволяет |
более рационально использовать тягово- |
||||||||
сцепные свойства |
трактора с |
передними |
ведущими ко |
||||||
лесами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Указанный |
выше |
процент |
буксования |
задних |
колес |
трактора МТЗ-52 (передний мост автоматически вклю чается) относится к случаю, когда шины 12—38 имеют
радиус качения 740 мм, а передние |
шины 8—20 радиус |
||
445 |
мм. Если же установить шины |
9—42 |
с радиусом |
723 |
мм, автоматическое включение |
будет |
происходить |
уже при буксовании в пределах 3—3,5%. При соотно шении радиусов задних и передних колес, равном 1,57 и меньше, передний мост будет включен постоянно. Это
го |
допускать |
нельзя. |
|
Постоянное |
включение переднего моста возможно и |
в |
случае, если |
передние .шины заменяют новыми, а |
задние остаются с большим износом протектора. Иног да на передние колеса МТЗ-52 ставят шины 6,5—20 (обычные колеса Щ З - 5 0 ) . Их радиус качения меньше
182
415 мм, передний мост -включается очень поздно |
(при |
буксовании 10—12%). |
|
Надо иметь в виду, что муфта свободного хода |
может |
не включаться при загустении масла из-за низких тем ператур окружающей ореды, а также при заедании под
жимающих |
штифтов. |
|
|
|
|
|
Передний мост трактора Т-40А привод от |
коробки |
|||||
передач получает постоянно, но имеет сдвоенную |
об |
|||||
гонную муфту, .выполняющую роль дифференциала |
и |
|||||
обеспечивающую |
автоматическое |
включение |
привода |
|||
переднего |
моста |
от двигателя трактора в |
зависимости |
|||
от величины буксования задних |
ведущих |
колес |
(свыше |
4%) - В случае поворота трактора внутреннее к центру поворота колесо получает привод через соответствую щую обгонную муфту. Наружное колесо вращается бы стрее, обгонная муфта проскальзывает.
В тракторе К-700, не имеющем автоматического уст ройства для отключения заднего ведущего моста, следу
ет следить за тем, чтобы давление |
в шинах заднего мос |
||
та было на |
0,2 кгс/см2 ниже, чем |
в шинах |
переднего |
моста. Если |
работа обоих мостов |
не нужна, |
следует |
отключать вовсе привод заднего моста. Тракторы, обе спечивающие поворот за счет перелома рамы, имеют тенденцию, к более устойчивому движению по прямой, когда основной мост передний «тянущий».
Это надо учитывать и при эксплуатации тракторов в агрегате с прицепными машинами, имеющими активные ведущие оси (1ПТС-ЗПП, разбрасыватель удобрений 1ПТУ-ЗПП и др.).