Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дам впрыске, т. е. зависимость подачи топлива по углу поворота коленчатого /вала. В начале подачи в цилиндр

должно

поступать топлива мало,

чтобы в

период за­

держки

воспламенения в камеру

сгорания

поступало

небольшое его количество для умеренного

нарастания

давления.

 

 

В последующий период топливо должно поступать в камеру сгорания быстро, все топливо должно быть по­

дано

за

небольшой промежуток времени (15—30° пово­

рота

коленчатого вала) . Прекращать

подачу

топлива

нужно резко.

 

 

 

 

 

 

Для

нормального

протекания рабочего

процесса

во

время работы необходимо, чтобы момент

начала пода­

чи топлива по углу

поворота

коленчатого

вала

мог

из­

меняться

автоматически. Как

правило,

должно

осуще­

ствляться опережение момента начала подачи с увели­ чением числа оборотов коленчатого вала.

iB современных дизелях применяют топливные насо­ сы высокого давления плунжерного типа с перепуском

топлива из рабочей полости в полость низкого

дав­

ления.

 

Обычно число плунжерных секций в насосе

равно

числу цилиндров. Для уменьшения числа прецизионных пар, габаритных размеров и веса насоса 'были созданы топливные насосы 'распределительного тина. У них одна •плунжерная пара, совершающая увеличенное число ра­ бочих ходов, подает топливо через распределитель в несколько (до шести) цилиндров двигателя.

Первым отечественным топливным насосом распре­ делительного типа был насос ОНМ-4, который устанав­ ливали на двигатели Д-50. В настоящее время выпу­ скают топливный насос НД-21, который применяют на

дизелях Владимирского

тракторного

завода,

насосы

НД-22/6Б4 устанавливают

на дизели

тракторов

Т-150

и Т-150К. Насос в зависимости от числа цилиндров может иметь одну или две насосные секции.

Насосная секция состоит из гильзы 5 (рис. 12) с плунжером 2 и втулкой-дозатором 19. Сверху к гильзе гайкой 6 прижата распределительная головка 15. Она

уплотнена колпачкам

17

и уплотнительным

кольцом

16.

В распределительной

головке установлены штуцера

14

высокого давления

с

нагнетательными

клапанами

пластинчатого типа двойного действия. Ниже располо­ жен разгрузочный клапан 10 с пружиной 9. ,

27


а

 

 

Рис. 12.

Насосная

секция топливного

насоса

НД-21/4:

а — разрез

распределительной головки; б — нагнетательный

и

обратный кла­

паны; 7 — зубчатая

втулка;

2 —плунжер;

3— верхняя

тарелка;

4— монтаж­

ная

чека;

5 —гильза плунжера; 6 — гайка;

7 — гнездо

клапана;

8

проклад­

ка;

5 и

//

— пружины;

10 — разгрузочный

клапан;

12 — упор нагнетательного

клапана;

13 — нагнетательный

клапан; 14—

штуцер

высокого

давления; 15—i

распределительная

головка; 16 и 20— уплотнительные кольца;

17 — колпачок;

18 — установочный

штифт;

19 — втулка-дозатор;

21—пружина

 

толкателя;

 

 

 

 

 

 

22 — нижняя тарелка.

 

 

 

 

 

 

'

Снизу на

плунжере установлены

верхняя

 

3

и ниж­

няя 22 тарелки, а между ними—пружина 21

толкателя,.

На верхней тарелке сделана прорезь напротив

зубчатой

втулки 1. (При оборке плунжер

удерживается

в

гильзе

•монтажной

чекой

4,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/В плунжере просверлен центральный канал, соединяю­

щий на дплунжерное пространство с радиальным

распре-,

делительным отверстием и со сквозным диаметральным пе­

репускным отверстием (в него вставлена чека 4).

Сна­

ружи

плунжера профрезерован

неглубокий паз,

кото­

рый

соединяет распределительное

отверстие шлуижера. с

28


распределительными каналами гильзы плунжера при вертикальном и угловом перемещении плунжера во время подачи топлива. В верхней части тильзы по нак­ лонным сверлениям подводится топливо от фильтра танкой очистки. Посредине в гильзе выполнено окно, в котором размещена втулка-дозатор (при работе насоса чека 4 вынута), охватывающая плунжер в месте распо­ ложения перепускного отверстия. Втулка-дозатор кине­ матически связана с рычагом регулятора числа оборо­

тов и может перемещаться по

плунжеру.

Ниже

окна

для втулки-дозатора в гильзе

просверлен

канал

для

подвода масла от системы омазки дизеля,

снаружи ус­

тановлены уплотнительные кольца 20. Зубчатая

втул­

ка 1 приводится в действие конической парой шестерен привода регулятора, затем ее цилиндрические шестерни передают вращение плунжеру через его ведущий поя­ сок, допускающий осевое перемещение плунжера отно­ сительно зубчатой втулки. Кулачковый вал насоса, сооб­ щающий возвратно-поступательное движение плунжеру,

и плунжер вращаются

с числом оборотов

в два раза

меньшим числа оборотов коленчатого вала

дизеля.

При ходе плунжера

вниз топливо по двум наклон­

ным сверлениям в верхней части гильзы

поступает в

рабочую полость. При

ходе плунжера вверх

нагнетание

топлива начнется после того, как верхняя кромка плун­ жера перекроет впускные сверления, и будет продол­

жаться до тех пор, пока перепускное сквозное

отверстие

в плунжере не выйдет из втулки-дозатора. В

это время

распределительное отверстие плунжера совпадает с од­ ним из распределительных сверлений в гильзе и топливо поступает к клапанам штуцера. Когда подачи топлива нет, нагнетательный и разгрузочный клапаны пружина­ ми плотно прижаты один к другому. Нагнетательный кла­ пан прижат к шезду, а разгрузочный закрывает кали­ брованное отверстие в нагнетательном клапане. Во вре­ мя впрыска оба клапана поднимаются и пропускают топливо к форсунке. В момент отсечки подачи топлива клапаны опускаются, нагнетательный клапан прижи­ мается к седлу, а разгрузочный отжимается силой инер­ ции, и часть топлива проходит через калиброванное от­ верстие нагнетательного клапана, резко снижая давление в топливопроводе.

Рассмотрим дизель как объект регулирования по угловой скорости вращения коленчатого вала в зависи-

29



мости от внешнего воздействия в виде изменения на­ грузки.

По теореме моментов количества движения получим уравнение:

 

 

 

 

 

 

dco

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ир-м=Мл0

,

 

 

(7)

где /п р —приведенный к валу

двигателя

момент

инер­

 

 

ции машинно-тракторного агрегата;

 

 

•со

—угловая

 

скорость

вращения коленчатого вала;

Мя

— момент

движущих

сил;

 

 

 

Мс—приведенный

 

момент

сил сопротивлений

(на­

 

 

грузка) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Момент движущих сил зависит от величины подачи

топлива

(пли

положения

регулирующего

органа — рей­

ки топливного

насоса,

втулки-дозатора

и т. д.)

и уг­

ловой

скорости со коленчатого

вала. Момент сил сопро­

тивлений

является

сложной

 

функцией — детерминиро­

ванной

по изменению

угловой

скорости со и

случайным

процессам по времени

t.

Все детерминированные зависи­

мости

не

имеют

линейного

характера,

ню

являются

плавно изменяющимися, и к ним можно применить

метод

линеаризации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выберем точку

установившегося режима,

в принци­

пе она может

быть

любой, но

обычаю за

начало

отсче­

та принимают максимальные обороты холостого хода. Относительные единицы для переменных берут по от­

ношению

к базовым значениям; для угловой скоро­

с т и — по

отношению к ее максимальному значению хо­

лостого

хода:

 

ср= Д со ;

для моментов движущих сил и сил сопротивлений — по отношению к номинальному моменту двигателя:

AMc(t)

для перемещений регулирующего органа — по отноше­ нию к его перемещению от максимальных оборотов хо­ лостого хода до оборотов начала действия регулятора:

Дл-

30