Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
/ Е
|
|
АюЧр |
|
Л** |
I |
\ |
|
|
|
—- |
Леи |
" 1 |
1 |
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
\ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
S |
1 |
' |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
Ла* |
\ |
\ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
г, |
г0 |
гг |
|
|
Рис. 16. Изменение восстанавливающей |
и |
поддержива |
||||||
ющей сил в |
зависимости |
от положения муфты регуля |
||||||
|
|
|
|
тора: |
|
|
|
|
ЛиР'?^—поддерживающая |
сила; Е—восстанавливающая |
си |
||||||
ла; а д , a g —углы наклона |
касательных к кривым; Zo, Z\ Z* — |
|||||||
|
|
положения |
муфты |
регулятора. |
|
|
||
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
В |
изготовленном |
регуляторе нельзя |
изменять /р и |
|||||
А0, т. е. нельзя уже |
менять |
передаточное |
отношение, |
|||||
число |
и массу |
грузов, |
их |
начальный |
радиус |
вращения. |
Угловую скорость, соответствующую началу действия регулятора, можно регулировать, изменяя величину пред
варительного сжатия Е0. |
В рассматриваемом |
регулято |
||
ре имеется регулировочный болт 22 |
(см. рис. 14), |
завер |
||
тывая который получим |
большую |
величину |
Е0 |
н тем |
самым большую угловую скорость начала действия регу лятора «нр- Несмотря на отклонения деталей регулято ра при изготовлении от расчетных, все же можно при лю бом их сочетании получить одну и ту же величину соНр.
При дальнейшем увеличении угловой скорости нач нет передвигаться муфта и условие равновесия восста навливающей и поддерживающей сил 'будет наступать при разных значениях Z. Какому-то новому установив шемуся скоростному режиму двигателя -будет соответст вовать определенное равновесное положение муфты. Важно, чтобы это положение было устойчивым, т. е. при отклонении муфты из равновесного положения случай
ными силами |
(кроме Е и Р) |
она должна быстро возв |
||
ращаться в прежнее равновесное состояние. |
|
|||
Пусть |
при |
положении Z = Z 0 (рис. 16) |
поддержи |
|
вающая |
и восстанавливающая |
силы равны. |
Если под |
36
действием |
случайных сил (вибраций, |
толчков) муфта |
сместится |
в положение Z i , то A(a2i2v |
станет больше Е. |
Вследствие разности сил муфта возвратится в положе ние Z 0 . Так же будет и при смещении муфты в положе
ние Z<i, только в |
этом случае Е (будет больше Л«2 г'2 р . |
||||||||
Равновесие будет наступать тем быстрее, чем |
боль |
||||||||
ше будет разность сил. Эта разность зависит от |
разнос |
||||||||
ти углов |
СХЕ И ал |
(углы наклона |
касательных к |
кривым |
|||||
в точке равновесного режима). Если |
величины |
|
углов |
||||||
заменить производными |
в |
точке |
Z 0 , то |
устойчивость по |
|||||
ложения муфты в |
точке |
Z 0 |
определится |
|
фактором |
ус |
|||
тойчивости |
регулятора: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(12) |
Инерционный |
коэффициент А |
зависит |
от положения |
||||||
Z муфты |
(от радиуса |
вращения |
центра |
тяжести |
гру |
||||
з а ) . Наименьшее |
значение |
А будет при |
самом |
малом |
радиусе вращения центра тяжести грузов, т. е. при угло вой скорости, меньшей, чем угловая скорость начала дей ствия регулятора. А в целом фактор устойчивости ре гулятора Fp с повышением угловой скорости будет уменьшаться. Следует иметь в виду, что для пневмати ческих, гидравлических и электрических регуляторов поддерживающая сила (связанная с угловой скоростью) не зависит от положения регулирующего органа, следо вательно, фактор устойчивости таких регуляторов явля ется постоянной величиной при любых значениях угло вой скорости коленчатого вала дизеля.
Рассмотрим динамику центробежного маятника, как датчика угловой скорости коленчатого вала. Кроме восстанавливающей и поддерживающей сил, необходи мо учитывать инерционные силы и силы трения. Все массы регулятора и исполнительного механизма (грузы, муфта, рычаги, дроосельная заслонка, рейка и плунже ры или втулка-дозатор, пружины) приведем к муфте и обозначим эту приведенную массу через \i.
Виды трения обычно разделяют на вязкое трение, возникающее между поверхностями трения, разделенны ми сплошной масляной пленкой; сухое трение, не зави сящее от скорости относительного движения трущихся поверхностей и возникающее при контактном соприкос новении этих поверхностей в случае разрыва масляной пленки.
37
Сила сухого трения направлена против движения муфты, а при неподвижной муфте — противоположно направлению разницы восстанавливающей и поддержи вающей сил. Тогда условие равновесия в статике с учетом силы сухого трения / можно выразить уравне нием:
Е-А с о 2 г р ± / = 0 .
В зависимости от знака f можно получить два зна чения угловой скорости для одного и того же положе ния муфты:
E-f
ю " = У — г •
ТА Гр
Таким образом при наличии силы сухого трения f муфта не реагирует на изменение угловой скорости в диапазоне ш'—ш". Этот интервал угловых скоростей называют областью нечувствительности регулятора и оценивают ее степенью нечувствительности:
( й ' - С о " |
|
6 = 2 - — 7 100% • |
(13)^ |
С уменьшением числа оборотов коленчатого вала ди зеля степень нечувствительности регулятора увеличива ется, так как уменьшается величина восстанавливаю щей силы (силы пружин). При большой степени нечув ствительности регулятора уменьшается точность регу лирования.
Сила вязкого трения Q пропорциональна скорости перемещений (если привести все эти силы к муфте, то пропорциональна скорости перемещений муфты) и на правлена против этой скорости:
.(14)
где v — коэффициент вязкого трения.
Регуляторы угловой скорости работают обычно при хорошей смазке. Все движущиеся части регулятора и связанного с ним топливного насоса совершают непре-
38
рывные колебания, вызываемые неравномерностью вра щения .коленчатого вала, вибрацией опор и блока дви гателя, топливного насоса и регулятора.
При высокочастотных вибрациях сухое трение при ближается по своим свойствам к вязкому трению. По этому при теоретическом рассмотрении все виды тре ния в регуляторах угловой скорости относят к вязкому. Для наиболее распространенных механических центро
бежных регуляторов |
коэффициент |
вязкого трения |
по |
|
экспериментальным |
данным |
находится в пределах |
10— |
|
15 кгс/см. Напишем |
уравнение центробежного маятника |
|||
в динамике: |
|
|
|
|
\i —fiT- |
= -Е+А |
со2 ip - |
v . . . |
|
Имея в виду, что Е зависит от Z, а Л<гА'2р от Z и и2 , и линеаризуя в пределах малых отклонений от установив шегося режима получим:
< * W ) , -.2
V>—^—=Aouzh+
2 + 2Л0 иоАсо/Р - £ о -
/ |
дА |
\ |
2.2 |
[ — |
) |
AZcootp-h |
|
f дЕ |
\ |
|
d(AZ) |
— |
L A Z - v — — .•. |
Для |
установившегося |
режима Лосйо2г'р—Е0 = 0, вве |
||
дем фактор устойчивости |
регулятора: |
|
||
. . . . . . . |
|
/ дЕ \ |
i дА \ |
-а.а |
|
AZ |
Дш |
|
|
Пусть |
- = - = т ) , а |
=ф |
• За начало |
отсчета примем |
|
JUQ |
СО 0 |
|
|
<вх.х = со0, за единицу перемещения муфты Z 0 примем ее перемещение от начала действия регулятора до макси мальной угловой скорости холостого хода, тогда
Перейдем к относительным единицам и поделим все
члены на 2Е0, |
тогда |
|
|
|
|
|
|
и |
|
rf2 |
|
|
|
az" |
z 0 _ |
И Г |
" Z o " 2 |
0 " - |
^ Z„ |
2£р |
|||
|
v |
d |
|
A Z |
|
Дш |
|
|
2 £ 0 |
df |
- ^ - Z 0 |
+ J - |
|
||
|
|
Z 0 |
|
" ' Bi |
|
39
Введем |
обозначения: |
т _ |
1 / , ^г |
° |
_ |
—постоянная |
|||||||
времени |
регулятора, |
Тк= —— |
—постоянная |
вязкого |
|||||||||
трения, |
|
F |
Z |
степень неравномерности |
регулято- |
||||||||
б = — — 1 _ |
|||||||||||||
|
|
2Ео |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ра. Дифференциальное |
уравнение в операторной |
форме |
|||||||||||
примет |
вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Грр2 +7\<Р + 6)11 = Ф ' |
|
|
|
.(15) |
||||||
В связи |
с |
тем, |
что |
значение |
Р р , |
но |
крайней |
мере |
|||||
на четыре порядка меньше величины |
Tib |
при |
расчетах |
||||||||||
принимают |
Г 2 Р = 0. |
Известно, |
|
что |
для |
механических |
|||||||
центробежных |
регуляторов значение |
|
фактора |
устойчи |
|||||||||
вости регулятора JFP с уменьшением угловой |
скорости |
||||||||||||
увеличивается. |
Соответственно |
|
будет |
|
увеличиваться и |
||||||||
степень |
неравномерности |
регулятора. |
|
|
|
|
|||||||
Заканчивая |
рассмотрение |
некоторых |
теоретических |
положений для простейшей системы регулирования уг ловой скорости коленчатого вала дизеля, напишем урав
нение |
связи между перемещением |
муфты и |
перемеще |
||||||
нием |
регулирующего |
органа |
(дроссельной |
заслонки, |
|||||
рейки |
топливного |
насоса |
или |
втулки-дозатора): |
|
||||
|
|
|
Л |
Т1 .. |
|
|
|
(16) |
|
Форма уравнения объясняется тем, что была |
выб |
||||||||
рана |
единица для базового перемещения муфты |
регу |
|||||||
лятора и регулирующего |
органа — от |
начала |
действия |
||||||
регулятора до максимальной угловой скорости |
холос |
||||||||
того |
хода. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из |
уравнений |
(8), |
(16) |
и |
(16) |
составим |
систему |
||
уравнений, описывающую |
простейшую |
систему |
авто |
матического регулирования угловой скорости коленча
того |
вала |
дизеля |
|
|
|
(Г а р+Уа)ф = А , - / ( 0 , |
|
|
|
( Г р ^ + Т к р + б)т)=ф, |
(17) |
|
|
X— — т) • |
|
Система уравнений (17) показана в виде |
структур |
||
ной |
схемы |
на рисунке 17. |
|
40