Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
шпо сечения корпуса, в котором подвешена сосредоточен ная масса. При п1~>п2 абсолютное перемещение упруго подвешенной сосредоточенной массы при поперечных ко лебаниях корпуса стремится к нулю. Физически это озна чает, что часть массы ракеты не участвует в колебаниях, что должно привести к увеличению собственной частоты по сравнению с парциальной (coi>ni).
3. |
Совместные изгибно-крутильные колебания кон |
сольного |
крыла. Взаимодействия между изгибными и |
Q,W |
Q2W |
Рис. 2.4. Формы собственных колебаний системы упругая бал ка — упруго подвешенная масса
крутильными колебаниями обусловлены несовпадением центров тяжести сечений крыла с осью жесткости и боль шим выносом вперед центра тяжести двигательной уста новки, прикрепленной к крылу на пилоне в точке z = h. Уравнения колебаний, граничные условия на концах ба лок, условия скачков моментов и перерезывающих сил в сечении z = /i даются соотношениями (1.34) — (1.36). Со гласно методу Ритца представим прогибы оси жесткости y(z, t) и углы поворота вокруг этой оси cp(z, t) в виде следующих рядов:
N |
|
N |
|
y ( z , t ) = 2 |
fx{z)qi{t)\ |
y { z , t ) = 2 |
<Pi(2)<7«(0' (2-44) |
i——1 |
|
i= —1 |
|
В качестве функций fi(z) |
и фi(z) могут быть взяты: |
||
а) формы |
раздельных изгибных и крутильных коле |
||
баний балки постоянного сечения; |
и крутильных коле |
||
б) формы |
раздельных изгибных |
баний балки, моделирующей рассматриваемое крыло без учета двигательной установки.
96
в) |
формы |
раздельных изгибных и крутильных коле- |
|||||||||
баний крыла с учетом двигательной установки. |
|||||||||||
При прочих равных условиях |
процесс решения будет |
||||||||||
сходиться быстрее (при меньших N) тогда, когда выбран |
|||||||||||
ные координатные функции более точно приближаются к |
|||||||||||
истинному их значению. |
Поэтому предпочтительнее ис |
||||||||||
пользовать раздельные формы изгибных |
и |
крутильных |
|||||||||
колебаний, полученных для крыла с двигательной уста |
|||||||||||
новкой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пусть A'i обобщенных координат соответствуют изгиб- |
|||||||||||
ным колебаниям крыла, a N2— крутильным |
колебаниям |
||||||||||
крыла (N = Ni + N2). Тогда f{(z) = 0 |
при i> N u a q>i(z) = 0 |
||||||||||
при |
|
Функция fi(z) |
соответствует |
t-му тону раз |
|||||||
дельных изгибных колебаний крыла, a <р*(г) |
соответству |
||||||||||
ет (/—Ni)-uy тону раздельных крутильных колебаний |
|||||||||||
крыла. Выражения для коэффициентов |
кинетической и |
||||||||||
потенциальной энергии |
|
и |
могут быть записаны сле |
||||||||
дующим образом: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ал = |
|
j tn(z) fi(z)fh (z)JLz + |
mhfi (ft) fh(ft) + |
||||||||
|
|
|
|
|
|
dfi(z) |
|
dfh(z) |
|
||
.+ Vx'x’ CO S2 x + h-z' Sin2x] |
|
h |
dz |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
dz |
|
|
|
||
mhoRsin x |
Г |
dU(z) |
|
h(h)- |
dfh(z) |
|
X |
||||
it |
c |
|
|
dz |
i h |
||||||
|
|
|
dz |
|
|
|
|
|
|
||
X / i ( |
f |
t ) J ; |
|
aih = |
Q , i = £ k |
|
( i , |
|
|
|
|
|
|
i |
|
|
|
|
|
|
|
|
(2.45) |
aik = |
fjf (z) ф»(2) <pfc (2) dz + |
[Jz’z’ cos2x + |
|
||||||||
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
JX'X’ sin2x] фг(^) (Pfe (^) |
ctik — 0; |
|
||||||||
|
|
|
i Ф k\ |
(t, k > |
N1); |
|
|
|
1
a-ih = — ^ m (2) afi (2) щ (2) dz + тквжX
о
X cos хфь (ft) fi{h) + [JX’x' cos x sin X“
4 — 3991 |
97 |
dfijz)
Jz'i' cosxsinx]<fft {h)
dz
|
i |
(i |
N1, |
k > |
Ni) |
|
|
|
|
|
|
|
|
ciih — — j m(z) ofk{z) фi(z) dz + mhaRcos y]h(h) X |
||||||
|
О |
|
|
|
|
|
Хфг (h) + [Jx-x'cos X Sin X — h ’l' cos X sin x] X |
||||||
|
|
dfh(z) |
i |
|
|
(2.45) |
X |
ф i{h)- |
dz |
I h |
(i > N\, |
Ni) ; |
|
|
■a = |
Г |
dz2 |
J |
dz |
|
|
L |
|
|
|
||
|
о |
|
|
|
|
|
Ui = |
S G /p [ |
|
J 'dz |
(i > N i) |
cik = 0 |
|
|
|
|
i |
k. |
|
|
Коэффициенты си удобно вычислять не по формулам (2.45), а через значения парциальных частот п{, которые определены при раздельном рассмотрении изгибных и крутильных колебаний крыла. Будем иметь сц = щ2ац. После вычисления коэффициентов (2.45) дальнейшее ре шение задачи сводится к определению собственных зна чений и собственных векторов по уравнениям (2.30) — (2.32).
Рассматриваемая система имеет N собственных ча стот соj, часть которых порождается изгибными, а часть крутильными колебаниями крыла. Форма совместных из- гибно-крутильных колебаний, соответствующая частоте
coi, характеризуется совокупностью |
функций Fi(z) и |
|
Ri (z): |
|
|
Ni |
N |
|
F i(z) = 2 yhifk(z); R i ( z ) = |
2 |
Yfti<Ph(z). |
k—i |
h—N,+i |
В ряде практических случаев для рассмотрения изгибнокрутильных колебаний крыла в области низких частот в разложении (2.44) достаточно учесть только первые тона раздельных колебаний изгиба и кручения крыла. В этом
98
случае уравнения изгибно-крутильных колебаний имеют вид
ctuCj1 + Cuqi -j- fli2^2 — 0;
022^2 + С22<72 = О-
Из этих уравнений следует, что при ун = 1:
2 2
Он Mi — o)i
Уи
а12 со2.
г
ъ ю r-(2)l
Рис. 2.5. Формы изгибнокрутильных колебаний крыла
и поэтому формы совместных изгибно-крутильных коле баний будут представлены следующими выражениями:
Fi(z) = f{z)\ Ri(z) = — Ui |
Ю1 ф(г). |
ai2 |
со2l |
Формы колебаний f(z) и ср(г), а также Fi(z) и Ri(z) для случая щ < п 2 представлены на рис. 2.5. Отметим, что в первой форме совместных изгибно-крутильных колебаний основная составляющая соответствует раздельным изгибным колебаниям крыла; составляющая закручивания крыла невелика. Знак угла закручивания определяется знаком при ai2. Во второй «крутильной» форме совмест ных колебаний составляющая углов закручивания в
4* |
99 |
|
2 |
2 |
2 |
COl |
tti — 0)2 |
|
0)| |
П \ - 0)2 |
раз больше, причем угол закручивания по сравнению с первой формой имеет противоположный знак.
4.Упругие колебания самолета. Будем считать, что н
крыле самолета в сечении z = h к оси жесткости на пи лоне крепится двигательная установка.
Уравнения колебаний, граничные условия на концах балок, геометрические и силовые условия стыка балок,
условия в местах крепления даются |
соотношениями |
(2.8) — (2.10). Изгибные и крутильные |
колебания крыла |
и изгибные колебания фюзеляжа разложим в ряды по си стеме координатных функций:
N N
y ( z , t ) = 2 fi(z)qi(t)\ |
ф(2, 0 = 2 Ф<(2)?<(0 ; |
i= —1 |
г=—i |
N |
|
l(x, 0 = 2 |
b(x)qi(t). |
i——1
Система координатных функций fi{z), <$i(z), h(x) должна удовлетворять условиям полноты и геометриче ским граничным условиям, желательно, но не обязатель но, — силовым граничным условиям.
Обобщенным координатам q~i, qo соответствуют дви жения самолета как жесткого тела, поэтому
f - i ( z ) = 1; |
ф_1(2) = |
0; £_i (a:) = |
1; |
fo(z) = Хц.т — zsinx; |
9o(z) = |
cosx; Ь(х) = хц.т— х. |
|
Обобщенным координатам ^ (ls s j/^ m ) |
соответствуют |
изгибные колебания фюзеляжа £,(*) с жестким крылом. Из условия непрерывности деформаций в месте стыка
балок (х = 0, г = 0) |
имеем |
|
|
|
||
fi(z) = h ( 0) |
dli{x) |
zsinx; Фг(г) 1 |
dli(x) |
X |
||
dx |
dx |
|||||
|
|
|
||||
X cos x. |
h — |
(1 ^ i ^ |
m)'. |
|
100