Файл: Жилкина Л.В. Учет и контроль в пищевой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зации, уничтожения при

стихийных

бедствиях, авария!

и по прочим причинам.

 

 

Ликвидации подлежат

основные

средства, полностьн

утратившие свое производственное значение вследстви.1 износа, если дальнейшая их эксплуатация невозможш

или экономически

нецелесообразна.

 

 

Документом на списание основных средств во все!

случаях выбытия

(кроме передачи

другим предприятия!!

по

распоряжению

вышестоящей

организации)

служит

акт

о ликвидации

основных средств (форма №

ОС-3)

При его составлении используют техническую докумен тацшо (технические паспорта) на оборудование и маши' ны, проекты и поэтажные планы на здания, ведомости де­ фектов и прочие документы.

Первоначальную стоимость, срок эксплуатации и стои­ мость капитальных ремонтов переносят с инвентарньи карточек аналитического учета.

Сумму износа в части на полное восстановление определяют расчетным путем, исходя из первоначальной стоимости, нормы амортизации и срока эксплуатации, При определении износа объектов, введенных в эксплуа­ тацию до переоценки 1972 г., присоединяют сумму изно­ са, начисленную до переоценки и указанную в актах переоценки.

При списании принимают всю сумму начисленного износа в части на полное восстановление, если .она даже превышает первоначальную стоимость ликвидируемого объекта.

Затраты, связанные с ликвидацией основных средств, подтверждаются нарядами на выполненные работы по разборке и демонтажу, актами и платежными требова­ ниями на оплату работ подрядчику за разборку, а стои­ мость остатков — накладными на сдачу на склад запас­ ных частей, материалов, топлива или лома.

Все операции по ликвидации отражают на счете 85, На дебет этого счета относят первоначальную стоимость и затраты на ликвидацию, а на кредит относят сумму износа и стоимость остатков, полученных от ликви­ дации.

Если первоначальная стоимость и затраты на ликви­ дацию превышают сумму начисленного износа в части на полное восстановление и-стоимость остатков от ликви­ дации, то разницу, как недоамортизированную часть стои-

94


i мости, списывают на убытки

и отражают по дебету сче-

I та 99 и кредиту счета 85.

 

Убытки не списывают,

если ликвидация основных

средств происходит по плану реконструкции предприя­ тия или по плану внедрения новой техники, а также по уничтоженным основным средствам в результате стихий­ ных бедствий; по жилым зданиям, по специальным рас­ поряжениям и разрешениям вышестоящей организации или правительственных органов. Так, например, не отно­ сится на убытки недоамортизированная часть стоимости основных средств предприятий, работающих в новых условиях планирования и экономического стимулиро­ вания.

Если стоимость остатков от ликвидации больше за­ трат на ликвидацию, разница является источником

средств на капитальные вложения..

 

В условиях

хозяйственной

реформы ее

перечисляют

с дебета счета

85 на кредит

счета 87/3.

Аналогичным

образом, на счете 85 учитывают операции по реализации основных средств.

Оплата основных средств покупателями производится в размере-остаточной стоимости плюс расходы по реали­ зации (упаковке, перевозке и пр.). Вырученную сумму зачисляют на счет 54, а расчеты с покупателями отра­ жают на счете 45.

РЕГИСТРЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Учет операций по движению основных средств, на­ числению и списанию их износа ведут при журнальноордерной форме в журнале-ордере №. 13. Этот регистр состоит из шести отдельных.таблиц и предназначен для учета кредитовых записей по счетах 01, 02 и 85.

Первая таблица журнала-ордера отражает операции

по выбытию

основных средств

(кредитовые обороты

по

счету 01 в

корреспонденции

со' счетом

85).

Вторая —

предназначена для учета операций.по кредиту

счета

02.

В нее записывают начисление

износа и

увеличение

его

на поступившую сумму в результате передачи

основных

средств, бывших в эксплуатации. Таблица третья содер­ жит аналитические сведения о сумме износа в части полного восстановления и капитального ремонта. В ней указывают сумму износа на начало месяца, начисленную

95


и списанную за месяц, и сумма на конец месяца. Таблица

четвертая отражает

операции

по кредиту счета 85, пя-

тая — аналитические

данные

по этому же счету. По­

следняя, шестая таблица предназначена для учета рас­

четов с кооперативными организациями

за

проданные

им основные средства.

 

•'

Записи операций в журнал-ордер №

13

производят

на основании актов оприходования, списания, сдачи основных средств после ремонта и расчетов износа.

При наличии на предприятии вычислительной техни­ ки механизируются прежде всего операции по начисле­ нию амортизации, определению и списанию затрат на капитальный и текущий ремонт основных средств. Опе­ рации по движению основных средств и их износа отра­ жают в журнале-ордере № 13. Этот регистр не ведется только в условиях полной комплексной механизации уче­ та. В этом случае составляют на основании перфокарт только ведомости движения основных средств, ведомости изменений износа основных средств и другие табуля­ граммы и машинограммы, требуемые для контроля основных средств и изменения износа.

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В условиях внутрихозяйственного расчета контроль за состоянием и использованием основных средств воз­ ложен на руководителей хозяйственных подразделений: начальников цехов, отделов, заведующих складами, ла­ бораториями и прочими производственными подразде­ лениями.

На выявленные при инвентаризации неоприходованные предметы основных средств составляют акт, на осно­ вании которого их принимают на учет и отражают на дебете счета 01 и кредите счета 85.

На выявленные недостачи также составляют акт с указанием первоначальной стоимости объекта, износа и причины недостачи. Недостачи, отнесенные за счет хо­ зяйства, списывают в таком же порядке, как и при ликвидации, а отнесенные на виновных, отражают по дебету счета 85 и кредиту счета 01 — на первоначальную стоимость; по дебету счета 02/1 и кредиту счета 85 — на сумму начисленного износа и части на полное восстанов-

96


ление; по-дебету счета 84 и кредиту счета 85 — на оста­ точную стоимость предметов и одновременно по дебету счета 75 и кредиту счета 84.

Если причиной недостачи являются стихийные бед­ ствия, остаточную стоимость основных средств списы­

вают на убытки.

 

Основным

показателем использования основных

средств является фондоотдача, которую

рассчитывают

как отношение

валовой продукции к

первоначальной

стоимости основных средств или отношение прибыли к стоимости вложенных основных средств. В некоторых отраслях пищевой промышленности применяют и нату­ ральные показатели использования активной части основ­ ных средств (в хлебопекарской — съем продукции в тон­ нах, в сахарном производстве — длительность рабочего периода в сутках, в карамельных цехах кондитерской промышленности — сменный съем продукции в килограм­ мах и др.). Эти показатели определяют в конце отчет­ ного периода (месяца, сезона, года).

Технический отдел и другие службы предприятия должны ежедневно контролировать ритмичную работу оборудования, не допускать простоев, добиваясь увели­ чения выпуска продукции на единицу времени.

Г л а в а V I

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

УЧЕТ ЗАТРАТ ПО ЭЛЕМЕНТАМ И СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ

Основная задача бухгалтерского учета производства состоит в том, чтобы обеспечить получение точных све­ дений о затратах производства с целью выявления ре­ зервов их снижения на единицу продукции.

В планировании, учете и отчетности затраты на про­ изводство группируют в двух направлениях: по экономи­ ческим элементам и по статьям калькуляции.

Затраты по экономическим элементам группируют независимо от их производственного назначения и места, где они произведены.

4 3-778

97

Элемент — это первичный, экономически однородный вид затрат. Для всех предприятий установлен единый состав элементов затрат:

сырье, основные материалы (за вычетом отходов), покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

вспомогательные материалы, включая покупные инст­ рументы и приспособления;

топливо со стороны; энергия всех видов со стороны;

заработная плата основная и дополнительная; отчисления на социальное страхование; амортизация основных средств; прочие денежные расходы.

По калькуляционным . статьям затраты классифици­ руют в зависимости от назначения и места. В состав калькуляционных статей входят элементные и комплекс­ ные затраты. По статьям калькуляции составляют рас­ четы плановой и фактической себестоимости продукции. Перечень статей калькуляции определяют отраслевые инструкции. Для большинства отраслей пищевой про­ мышленности установлен такой перечень статей каль­ куляции:

сырье и основные материалы; возвратные отходы (вычитаются); вспомогательные материалы; тара и тарные материалы; топливо на технологические цели;

электроэнергия на технологические цели; холод; вода;

заработная плата основная и дополнительная произ­ водственных рабочих;

отчисления на социальное страхование; расходы по содержанию и эксплуатации оборудо­

вания; цеховые расходы;

общезаводские расходы; потери от брака.

Сумма этих затрат составляет фабрично-заводскую про­ изводственную себестоимость изготовленной продукции.

98


УЧЕТ ОСНОВНЫХ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

Основными затратами при изготовлении любого вида продукции выступают сырье и материалы, заработная плата рабочих и амортизация средств труда. Основные затраты, связанные непосредственно с производством продукции, которые могут быть прямо отнесены на се­ бестоимость определенного вида продукции, отражают в течение месяца по дебету счета 20.

В составе затрат на производство пищевых продук­ тов наибольший удельный вес занимает сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты. В себестоимость продукции некоторых отраслей промышленности затраты

сырья и материалов достигают 90%

всех затрат. В этих

условиях первостепенное значение

имеет

правильный

учет расхода материальных ценностей и

включения их

в себестоимость продукции с целью контроля за эконом­ ным и целесообразным их использованием.

Выдача материалов со складов на производство про­ исходит на основании лимитно-заборных карт и требо­ ваний-накладных. Что'же касается отнесения стоимости израсходованных материалов на себестоимость продук­ ции, то для этого в ряде случаев необходимо произво­ дить дополнительные расчеты и привлекать другие данные.

В зависимости от производственных условий в пище­ вой промышленности пользуются инвентарным или доку­

ментальным

методом

списания

материальных

ценностей

и включения

их в себестоимость

продукции.

 

Документальный

метод применяют в тех

случаях,

когда количество выданных со складаматериалов соот­ ветствует фактически израсходованному.

Инвентарный метод применяют, когда в цехах осно­ вного и вспомогательного производств систематически образуются остатки неиспользованных материалов. Фак­ тический расход материалов в таких случаях определяют путем прибавления остатков на начало отчетного перио­ да к общему количеству выданных в данный цех мате­ риалов и вычитания остатков на конец отчетного пе­ риода.

Остатки неиспользованного сырья

и материалов к

концу каждого месяца определяют

путем инвентари­

зации.

 

4*

99