Файл: Падалко Л.П. Математические методы оптимального планирования развития и эксплуатации энергосистем учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
р а к т е р и с т и к ам агрегатов и ограничениям на работу обо
рудования. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д л я предыдущей |
задачи |
расходные |
характеристики |
||||
з а д а в а л и с ь для значений нагрузок из интервала |
Р™'"' — |
|||||||
—Pfax. Д л я данной |
з а д а ч и |
рассматриваем |
расходную |
|||||
характеристику еще |
в одной |
точнее, при |
Р( |
= 0 , |
|
считая, |
||
что |
Qt -(0)=0. Это |
соответствует отключенному |
состоя |
|||||
нию і-го агрегата. Искомое |
решение, полученное |
мето |
||||||
дом |
одномерного динамического программирования, |
бу |
||||||
дет д а в а т ь одновременно наивыгоднейший состав |
и |
оп |
||||||
тимальное распределение нагрузки. |
|
|
|
|
|
Р н с. 3.2.
Оптимальное распределение активной нагрузки меж
ду электростанциями |
энергосистемы. Будем |
полагать, |
|
что известен состав |
включенного |
оборудования |
станций |
энергосистемы. Требуется найти |
наиболее экономичное |
распределение активной нагрузки м е ж д у станциями си
стемы. Сформулируем задачу |
на |
примере |
простейшей |
||||
схемы (рис. 3.2). |
|
|
|
|
|
||
Критерий оптимальности: |
|
|
|
|
|||
min 2 |
ад)- |
|
|
|
|
|
|
i=i |
|
|
|
|
|
|
|
Здесь . |
ВІ(РІ) |
— |
р а с х о д н а я |
характеристика |
і-н |
элект- |
|
|
|
_ |
ростанции. |
|
|
|
|
Ограничения |
з а д а ч и : |
|
|
|
|
||
2 р . |
= І ^ + І £ л л - . і + і ; |
|
|
|
(3-4) |
||
і=і |
і=і |
|
(=і |
|
|
|
|
Я™"1 < |
< Р у » ; |
|
|
|
(3.5) |
||
Л . 1 + 1 < ^ + г |
|
|
|
|
( 3 - 6 ) |
||
Уравнение (3.4) соответствует условию баланса мощ |
|||||||
ностей в |
системе с |
учетом потерь. |
Неравенства |
(3.5) и |
162
(3.6) определяют ограничения соответственно на мощно сти станций и на пропускные способности линий. Иско мыми переменными считаются активные нагрузки элект
ростанций. |
Д а н н а я |
задач а рассматривалась |
в работе [35]. |
|
Схема |
решения |
сводится |
к следующему. Д л я серии |
|
нагрузок |
Л—2 линии между |
узлами 1 и |
2, в з я т ы х в |
полном д и а п а з о н е допустимых нагрузо к этой линии, оп
ределяются |
соответствующие |
нагрузки |
станции 1 из |
|||||||||
уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По расходной |
характеристике |
определяются |
соответ |
|||||||||
ствующие расходы топлива В\(Р{). |
Н о та к как Pi опре |
|||||||||||
деляется однозначно как функция от |
Л - 2 , |
то и В} оп |
||||||||||
ределяем |
как функцию от переменной |
У?і_г. |
Строим за |
|||||||||
висимость |
В1(Р\—2) |
дл я всех |
допустимых |
|
значений |
|||||||
Л - 2 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На втором шаге расчетов дл я к а ж д о г о значения из |
||||||||||||
серии нагрузок |
Р2-3, |
взятых |
в полном диапазоне допу |
|||||||||
стимых |
нагрузок |
линии 2—3, |
находим |
Р2 |
из |
уравнения |
||||||
Ръ = |
Л,2 + |
Р2-Ъ + |
АР2 - З — |
Pl-2. |
|
|
|
|
||||
П р и |
заданном |
значении Р2—з расход топлива на |
||||||||||
станции 2 |
определяется из в ы р а ж е н и я |
|
В2(Рі-2)- |
|
||||||||
Д л я к а ж д о г о |
значения Р2-з, |
з а д а в а я с ь |
различными |
|||||||||
значениями Pi-2, |
находим суммарный расход |
топлива |
||||||||||
на двух станциях из условия |
|
|
|
|
|
|
||||||
min { 5 ^ , - 2 ) |
+ |
Я2 (Я,_г)} = |
К{Р2-г). |
|
|
|
|
|||||
В результате |
получаем функцию |
/і2 (Р2 —з), |
характе |
ризующую минимальный расход топлива на двух стан циях в зависямости от нагрузки линии 2—3. Одновре менно запоминается и соответствующее значение нагруз
ки Р\-2 дл я к а ж д о г о |
Р г - з как |
А _ 2 |
= Д-Рг-з)- |
|
|
Н а |
третьем шаге дл я к а ж д о г о значения из серии на |
||||
грузок определяем нагрузку |
|
|
|
||
Р3 |
= - Р 3 _ 4 + АРз - 4 + |
Р н 3 — |
Р2-3. |
|
|
К а к и в предыдущем случае, расход топлива на |
стан |
||||
ции 3 |
определяется в |
зависимости |
от нагрузки |
Р2 - 3 |
|
11* |
|
|
|
|
163 |
Р е з у л ь т а т ом расчета «а третьем шаге является |
опреде |
|||||||
ление функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
/г3 (Рз-( ) = min {/г3 (Р2 -з) + |
В3(Р2_3)}. |
|
|
|
|
|||
Одновременно |
|
находятся |
и запоминаются |
соответ |
||||
ствующие значения |
- Р 2 - з как |
Р 2 - з = |
ї{Рг—і)- |
|
|
|||
На |
последнем |
шаге определяются |
функция |
|
|
|||
й„ = |
min {лп _і(/>„_,, п) + 5„(Р„ _ і, „) |
|
|
|
|
|||
и соответствующее |
оптимальное значение |
Р„—і |
и |
Рп. |
||||
Оптимальные |
.нагрузки .всех станций |
и перетоки по |
||||||
линиям находятся «обратным ходам» . |
|
|
|
|
||||
Планирование |
оптимального развития |
электрической |
||||||
сети. З а д а ч а оптимального развития |
электрической |
сети |
возникает при разработке перспективных планов разви
тия энергосистемы. |
Д а н н а я |
з а д а ч а представляет собой |
часть более общей |
задачи |
планирования оптимального |
развития топливно-энергетического хозяйства, в к л ю ч а ю
щего в себя, |
помимо |
сетей, |
т а к ж е и генерирующие |
мощ |
|
ности, |
топливодобывающие |
предприятия, потребителей |
|||
энергии |
и различные |
топливно-энергетические транспорт |
|||
ные связи. |
Однако |
во многих случаях оправданно |
для |
упрощения развитие сетей рассматривать раздельно, не
зависимо от других элементов энергосистемы и |
топлив |
но-энергетического хозяйства в целом, у в я з ы в а я |
впослед |
ствии полученные частные решения. |
|
К р о м е того, с целью последующего упрощения зада |
чи электрическая сеть разбивается на подсистемы. Таки ми подсистемами п о функциональному п р и з н а к у могут быть основные сети объединенных энергосистем, питаю щие сети энергосистемы, распределительные сети. Под
системы могут образовываться |
т а к ж е и |
по |
территориаль |
ному принципу. Оптимальные |
решения |
таких подсистем |
|
впоследствии т а к ж е взаимоувязываются . |
|
||
Здесь .мы рассмотрим н а и б о л е е объективную, динами |
|||
ческую постановку з а д а ч и , в |
наибольшей |
степени адек |
ватную реальному процессу развития сети. В соответст вии с этой постановкой будем предполагать известным
закон роста нагрузок потребителей энергии за |
расчетный |
||
период оптимизации. К р о м е того, будем |
предполагать |
||
известным |
размещение источников питания |
(например, |
|
для ОЭС |
— это мощные электростанции) |
и |
понизитель- |
164
ных |
трансформаторных |
подстанций. |
Т р е б о в а н и е . з а д а ч и |
|||||||||||||||
сводится |
к |
|
определению |
различного |
рода |
мероприятий |
||||||||||||
по повышению пропускной |
способности |
существующей |
||||||||||||||||
сети, |
а т а к ж е |
по |
выбору п а р а м е т р о в |
новых |
линий |
элект |
||||||||||||
ропередач |
(величины номинального н а п р я ж е н и я , |
сечения |
||||||||||||||||
проводов, числа цепей) |
и трансформаторных |
|
подстанций. |
|||||||||||||||
Оптимальное |
решение |
з а д а ч и д о л ж н о определять |
после |
|||||||||||||||
довательность |
р а з л и ч н ы х |
состояний |
сети |
по |
годам |
рас |
||||||||||||
четного периода . П р и этом |
к а ж д о е |
состояние |
характери |
|||||||||||||||
зуют |
схема |
|
сети |
и п а р а м е т р ы |
элементов |
схемы |
|
(линий, |
||||||||||
подстанций) - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Д а д и м общую |
математическую |
формулировку |
задачи . |
|||||||||||||||
Ц е л е в а я |
функция м о ж е т быть записана так: |
|
|
|
|
|
||||||||||||
m i n ( 2 2 c « ( ^ ) + S 2 1 c / W l , |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
где |
|
Ei |
|
— |
множество |
|
всех |
существующих |
линий |
|||||||||
|
• |
£ 2 |
|
|
электропередачи; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
— множество |
всех |
допустимых |
|
к |
сооруже |
|||||||||||
|
|
|
|
|
нию новых |
линий; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Т |
|
•— расчетный период оптимизации; |
|
|
|
|||||||||||
|
ctt(xit) |
|
— |
з а т р а т ы |
в |
і-й линии в |
t-я год; |
в |
основном |
|||||||||
|
|
|
|
|
это з а т р а т ы , |
с в я з а н н ы е с |
покрытием |
по |
||||||||||
|
|
|
|
|
терь мощности и энергии в линии, завися |
|||||||||||||
|
cjkxjt) |
|
|
щие от ее нагрузки |
хи; |
|
|
|
|
и |
эк |
|||||||
|
— затраты, |
с в я з а н н ы е с сооружением |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
сплуатацией /-й линии в t-й |
год. |
|
|
|
|||||||||
И н д е к с |
е |
означает, |
что |
суммирование |
осуществляет |
|||||||||||||
ся либо |
по |
|
всем |
годам |
расчетного |
периода |
(t^T), |
|
либо |
|||||||||
по всему |
множеству существующих |
(i^Ei) |
|
и вновь |
соо |
|||||||||||||
р у ж а е м ы х |
( / є £ 2 ) |
линий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Основные виды ограничений задачи, требующих учета |
||||||||||||||||||
при |
выборе |
оптимальной |
схемы развития, |
рассмотрены |
||||||||||||||
у ж е |
в гл. 2, |
где ф о р м у л и р о в а л а с ь . аналогичная |
з а д а ч а в |
|||||||||||||||
статической |
постановке . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Процедуру решения задачи рассмотрим на примере схемы сети, показанной на рис. 3.3. Здесь оплошными ли ниями показаны существующие линии электропередачи, пунктирными — допустимые к сооружению новые линии.
Пусть расчетный п е р и о д |
равняется |
пяти годам. |
Д л я |
|
к а ж д о г о |
года известны |
нагрузки потребительской |
под |
|
станции |
2. В о з м о ж н ы три варианта |
повышения пропуск |
ной способности:
165
|
1) |
сооружение |
дополнительной цепи напряжением |
|
35 |
кв |
с одновременной заменой т р а н с ф о р м а т о р а |
35/10 кв |
|
на |
более мощный; |
линии н а п р я ж е н и е м ПО кв с |
|
|
|
2) |
сооружение |
подстан |
|
цией |
110/10 кв; |
|
|
Ри с . 3.4.
3)осуществление обоих вариантов в течение расчет ного периода .
Процесс развития сети в виде последовательности различных состояний может быть представлен в виде графа развития сети (рис. 3.4). Здесь приняты следую щие обозначения: 0 — исходное состояние сети; 1 — су
щ е с т в у ю щ а я сеть п л ю с линия н а п р я ж е н и е м 35 кв; 2 — существующая сеть плюс линия напряжением 110 кв; 3 —
существующая сеть плюс новые линии напряжением |
35 |
и 110 кв. |
|
Ветви на схеме п о к а з ы в а ю т допустимые переходы |
из |
одних состояний в другие. Обозначим состояние сети че рез Ф, год расчетного периода — t.
166
|
Тогда |
расчет будет осуществляться п о |
следующему |
||||||
рекуррентному |
соотношению: |
|
|
|
|
||||
|
Л,(Ф,) = |
min |
1Л/_і(Ф/_і) + |
|
Ф,)}. |
|
|
||
|
Функция |
їі{Ф(-і |
->• Ф<) |
характеризует |
з а т р а т ы на |
||||
переход от состояния |
Ф;—і к |
Ф, |
п л ю с годовые |
з а т р а т ы |
|||||
по эксплуатации сети в t-їі год. Функция ht^x(<Pt^ |
оз |
||||||||
начает |
оптимальные |
з а т р а т ы |
«а р а з в и т и е сети до |
(t—1)- |
|||||
го |
года |
к |
состоянию |
Ф(—і. |
К а к |
видно из графа |
разви |
||
тия |
сети, в к а ж д ы й |
год схема может принимать |
четыре |
различных состояния: Ф,ф), |
Ф,(1), |
Ф,(2), Ф,(3). |
||
Поясним подробнее методику |
определения функции |
|||
^<(Ф/) |
Д л я случая |
динамического критерия оптимально |
||
сти, записанного в виде ф о р м у л ы |
(В . 2) . |
|||
Н а |
первом шаге |
функция |
/ і і ( Ф і ) , определяющая воз |
можные варианты развития сети на нагрузку' 1-го года,
определяется и з |
в ы р а ж е н и я |
|
|
|
||||
Лі(Ф) = |
РпШ\ |
+ Епр)т |
+ / \ ( 1 |
+ |
Е„Р)Т-1} |
= |
||
•Рп |
К, |
1 + |
£„„ |
(t + |
£ „ р ) г , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где К\ |
— |
капитальные |
з а т р а т ы |
на |
развитие сети, осу |
|||
|
|
ществляемые |
к 1-му году; |
|
Л— эксплуатационные расходы в 1-й год.
На втором шаге расчет производится -по формуле
А8 (Фа ) = min [^(Ф,) |
+ ЇЛ(Ф± - у Ф3 )], |
где |
|
/ 2 ( Ф 1 - ^ Ф 2 ) = р н # 2 |
" 2 |
+ |
|
|
1 + £ ,по |
На последнем ш а г е рекуррентное соотношение имеет вид
Ігт(Фт)— |
тіп(тіп[/і7-_і(Фт-_і) + [Т(ФТ^ |
— ФТ)]+ГТ |
(Фт)}- |
Выбирая из серии значений функции кт(Фт) наи меньшее, мы тем самым определяем окончательную кон фигурацию сети по истечении расчетного периода, т. е. результат оптимизации развития сети во времени. После-
167