Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
Аналогично строятся прямые и обратные связи эле ментов Б 1 и В 2 .
Следует отметить, что критериями оценок отдельных обзоров, справок и т. п., подготавливаемых этими элемен тами, служат положения (позиции) проекта пятилетнего плана (для элемента Б) и проекта годового тематического плана (для элемента В ) .
Контакты «активного звена» с руководством соответст вующих уровней осуществляются периодически, в основ ном в форме консультаций по вопросам содержания посту пающей исходной информации и возможностей ее исполь зования.
При организации работ службы НТИ по схеме АСИПР возрастает ответственность звена I , основной функцией которого является удовлетворение заявок элемента А, Б и В, дифференцированных в соответствии со спецификой ре шений, принимаемых руководителями соответствующих рангов. Поэтому их удовлетворение требует от звена I также дифференцированного подхода к комплектованию фондов материалов научно-технической информации и к построению справочного аппарата.
Конечной задачей службы НТИ при переходе на работу по принципам АСИПР становится создание новой информации как основы принятия специфического реше ния в каждом отдельном случае. Просто технический поиск и просто тематический отбор информации, как это чаще всего делается в настоящее время, становятся слишком грубыми методами, так как приводят к потере времени и средств на сбор большого объема информационных мате риалов, содержащих информацию по данной тематике, но бесполезных с точки зрения решения конкретной задачи.
Для этого уже на входе АСИПР необходимо «сортиро вать» исходную информацию по признакам ее возможного целевого назначения, т. е. обеспечивать целевую индекса цию материалов НТИ. В связи с этим особое значение приобретает адресная картотека организаций, фирм, кол лективов, лиц, создаваемая также по признаку целевого использования информации. Определение круга организа ций (лиц), выполняющих работы, информация о которых может быть использована при подготовке решений, необ ходимо Для эффективного наблюдения за деятельностью этих организаций (лиц) и, следовательно, для обеспечения целевого комплектования фонда материалов НТИ.
Звено I I строится, как обычная трехконтурная поиско вая система. Однако участие в создании новой информа ции, предназначенной служить средством подготовки це левых решений, обусловливает необходимость выполнения этим звеном не только справочной функции, но и функции консультанта. Отсюда вытекает требование к такой систе ме: она должна быть универсальной, т. е. сочетать в себе признаки документальной и фактографической систем и обеспечивать выполнение полного комплекса информаци онно-логических задач и необходимых расчетов.
В соответствии с этим требованием информационный язык для АСИПР характеризуется прежде всего тем, что в него включены дескрипторы из трех предметных обла стей; тематической (понятия, термины, словосочетания в пределах соответствующей тематики); области количест венных показателей, необходимых для использования в качестве основы при подготовке решения определенных целевых задач, и области целевых понятий.
Требование повысить качество разработок и обеспечить принятие оптимальных решений на всех уровнях руковод ства исследовательскими и опытно-конструкторскими ра ботами диктует необходимость резко повысить как качест во информационного анализа, так и количество информа ции, используемой для сопоставления. Поэтому построение эффективной СИПР, структура которой не противоречит структуре системы управления (планирования) отрасле выми научно-прикладными исследованиями, мыслимо только на базе автоматизированной информационно-логи ческой системы.
Рассмотренные системы не исчерпывают всех случаев практической реализации информационного обеспечения руководителей. В последние годы в Советском Союзе воз растает интерес к этой проблеме [35, 37, 48]. Аналогичная рассмотренным форма обслуживания используется в си стеме, обеспечивающей научно-технической информацией руководящих работников ряда областей РСФСР.
Определенный опыт накоплен Татарским ЦНТИ по информационному обслуживанию руководства [45]. Обслу живание осуществляется по межотраслевой тематике си стематически в виде направления ежемесячной «Служеб ной информации», а также по разовым запросам.
Методика подготовки «Служебной информации» анало гична подготовке тематических подборок с использованием
всех источников, поступающих в информационный центр. Каждый выпуск включает от 15 до 20 наименований информационных материалов в виде копий или аннотаций. Готовятся и направляются абонентам технико-экономиче ские обзоры и тематические подборки, а также информа ционные письма по наиболее актуальным вопросам.
Наряду с рассмотренными системами необходимо отме тить также тенденцию дальнейшего развития методов обзорно-аналитического информирования руководителей [39]. В литературе еще нет четкого определения таких си стем, хотя на практике они существуют сравнительно дав но. Так, в ряде отраслей промышленности и народного хо зяйства руководящим органам представляются сопостави тельные аналитические обзоры сводного характера. К их составлению привлекаются информационные службы на учно-исследовательских институтов, конструкторских бюро
ипромышленных предприятий; при этом большая работа проделывается информационными службами совместно с инженерно-техническими работниками, занятыми разра боткой новых машин, приборов и оборудования. Подготов ленные обзоры представляются ежегодно в отраслевой информационный центр, который составляет сводный обзор
ивыдает его руководящим органам перед началом плано вого периода. Результаты обзора используются при опре делении технической политики отрасли, составлении пер спективных планов и прогнозов. Таким образом, отрасле вой информационный центр берет на себя роль координирующего органа, ответственного за подготовку всех тематических разделов обзора.
Техническое задание на составление обзора выдается руководящим органам периодически и уточняется по мере развития данной отрасли. При составлении сводного обзо ра информационным центром используются дополнитель ные источники информации, не включенные составителя ми отдельных тематических обзоров по разным причинам. Информационный центр широко привлекает к работе над сводным обзором крупных специалистов, деятелей науки и техники. В качестве примера подобного рода изданий можно привести широко известное издание ВИНИТИ «Итоги науки».
Рассмотрение действующих систем информационного обслуживания руководителей в Советском Союзе позволяет сделать следующие выводы.
1. Наметилась тенденция выделения информационных подразделений по обслуживанию руководящих органов в специальные службы в рамках отраслевых информацион ных центров.
2.Информация, представляемая руководству в соответ ствии с принципами избирательного распределения, охва тывает широкий круг документов как первичного (перво источники), так и вторичного характера.
3.Вторичная, или подвергающаяся аналитико-синте- тической переработке, информация частично упорядочена по форме ее представления.
4.Разработана действенная система обратной связи, помогающая оценить выдаваемую информацию.
5.При информировании руководящих работников ши роко используются результаты обзорно-аналитической ра боты. Накоплен опыт организации такой работы в рамках отрасли.
Успехи, достигнутые в вопросах информирования руко водства, могут быть более значительными, если улучшить изучение информационных потребностей руководства в со ответствии с. его деятельностью, т. е. знать все аспекты использования информации руководителями.
Другими важнейшими аспектами улучшения инфор мационного обслуживания руководства являются: повы шение степени обобщения информационных материалов, сопоставление отечественных и зарубежных данных, оцен
ка важности сведений, полученных |
в результате анализа |
|
и синтеза материалов |
научно-технической, экономической |
|
и политической информации. |
|
|
Как было покарано выше, в настоящее время в вопро |
||
сах информирования |
руководства |
наметились две тен |
денции: |
|
|
избирательное распределение документов, поступивших в информационную систему;
обзорно-аналитическая работа с выдачей обобщенных материалов.
Оба вида информационной деятельности елужат общей задаче доведения до руководства самых важных сообще ний, и здесь накоплен значительный опыт работы, привле чены достаточно квалифицированные кадры, разработаны нормативно-инструктивные документы.
Однако существующие в настоящее время системы информационного обслуживания руководства не сочетают
еще в полной мере эти два вида деятельности [39]. При этом, как правило, выбираются два ставших традицион ными вида обслуживания: реферативная (очень краткая)
иобзорная (весьма подробная) информации. Крайне ред ко составляются аналитические справки, подборки, прог нозы, краткие резюмирующие сводки технико-экономиче ского характера. Даже предварительный анализ информа ционных вопросов руководства показывает исключитель ную важность информационных материалов подобного рода. Кроме основной причины — отсутствия квалифици рованных кадров для такой информационной работы, есть
иеще одно существенное обстоятельство: не разработаны методические указания к такого рода сообщениям, соче
тающим опыт избирательного распределения |
информации |
|
с опытом работ по подготовке обзоров. |
При |
построении |
систем информационного обслуживания |
руководства эти |
два вида деятельности должны быть совмещены и четко увязаны между собой. Должны быть разработаны методы обобщения (свертывания) информации, использующие формализованные подходы к обзорно-аналитической рабо те. Оценка сообщений, почерпнутых из материалов науч но-технической информации, должна опираться на мнения крупных специалистов в данной области науки и техники. Понятно, что для оценки отдельных документов привлече ние крупных специалистов не всегда оправдано. Оцени ваться должны наиболее проблемные сообщения, а в том случае, когда нет единого мнения, — использоваться мето ды экспертных оценок, разработанные при составлении прогноза. Органы, деятельность которых направлена на информирование руководства, должны использовать ре зультаты всей информационной деятельности, проводимой в СССР и за рубежом. При совершенствовании систем, по строенных по такому принципу, наибольшую важность будет иметь обзорно-аналитическая информация с заклю чениями крупных специалистов, деятелей науки и техни ки. Малозначащие документы не будут попадать к руко водящим работникам, а информация, используемая при принятии ответственных решений, будет ^содержать все аспекты решаемой проблемы с научно-технической, эко номической, социальной и политической точек зрения.
Г Л А В А
6
Зарубежные системы информационного обеспечения руководителей
В связи с появлением в последние годы много численных информационных центров, работающих на раз личных уровнях, принимались определенные меры для того, чтобы использовать их деятельность в сфере руко водства и управления. Значительные успехи в разработке систем информационного обслуживания руководящих ра ботников достигнуты в социалистических странах Европы.
Некоторые системы информационного обеспечения ру ководителей, функционирующие за рубежом, отличаются от подобных систем, принятых в нашей стране. Они пред ставляют несомненный интерес для советских специали стов, занимающихся разработкой подобных систем. В прак тике информационных центров наметилась тенденция выделения информационных систем, обслуживающих ру ководящих работников, в особую область. Работы в этом направлении ведутся в Чехословакии, ГДР [16] и Польше [53]. В последние годы работы по указанной проблеме на чаты также в Венгрии и Румынии. В настоящей главе будет кратко рассмотрен опыт построения информацион ных систем для руководства в некоторых социалистиче ских и капиталистических странах.
Чехословацкая Социалистическая Республика
В 1965 г. в Чехословакии был создай Информа ционный центр по проблемам управления при Институте управления ЧССР.
В задачу Информационного центра входит информа ционное обеспечение руководящих работников, а также
разработка новых методов обслуживания их информацией. Этот Информационный центр имеет самый большой в Ев ропе фонд материалов по вопросам управления. Зарубеж ные книги и периодические издания, в основном капита листических стран, составляют 30% общего фонда. Инфор мационный центр получает более 400 зарубежных журна лов, из них примерно половину из капиталистических стран (отчасти на основе обмена). Картотека документаль ных описаний имеет примерно 60 тыс. карточек и постоян но увеличивается за счет собственных работ (выполнен ных совместно с внештатными работниками) и других организаций (в основном по узкоспециализированной те матике).
Одним из путей приобретения зарубежных информаци онных материалов (книг, журналов, учебных и исследо вательских работ и т . д.) является совместная работа с различными информационными организациями за рубе жом. Такие контакты налажены в широком масштабе.
В настоящее время Информационный центр связан в различных странах с 400 организациями, включая консуль тационные и рационализаторские отделы, факультеты по управлению и организации при высших учебных заведе ниях. Целью этой работы является получение труднодо ступных материалов, которые не поступают в продажу, но которые дают представление о всех подобных организациях за рубежом, об их деятельности, включая учреждения занимающиеся обучением руководящего состава, в целях ознакомления с методами их работы, объемом изучаемого материала и т. д. Такая связь с зарубежными организа циями не является односторонней. Информационный центр передает своим заграничным партнерам примерно такое же количество собственных журналов, различных других изданий и чехословацких публикаций, издающихся на ино странных языках.
Основные категории потребителей информации Инфор мационного центра. Информационный центр направляет свою деятельность на удовлетворение потребностей сле дующих категорий потребителей:
творческих работников института управления, т. е. ру ководящих работников, работников исследовательского и рационализаторского отделов и учебного подразделения; слушателей и выпускников курсов руководящих работ
ников;
7в