Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогично строятся прямые и обратные связи эле­ ментов Б 1 и В 2 .

Следует отметить, что критериями оценок отдельных обзоров, справок и т. п., подготавливаемых этими элемен­ тами, служат положения (позиции) проекта пятилетнего плана (для элемента Б) и проекта годового тематического плана (для элемента В ) .

Контакты «активного звена» с руководством соответст­ вующих уровней осуществляются периодически, в основ­ ном в форме консультаций по вопросам содержания посту­ пающей исходной информации и возможностей ее исполь­ зования.

При организации работ службы НТИ по схеме АСИПР возрастает ответственность звена I , основной функцией которого является удовлетворение заявок элемента А, Б и В, дифференцированных в соответствии со спецификой ре­ шений, принимаемых руководителями соответствующих рангов. Поэтому их удовлетворение требует от звена I также дифференцированного подхода к комплектованию фондов материалов научно-технической информации и к построению справочного аппарата.

Конечной задачей службы НТИ при переходе на работу по принципам АСИПР становится создание новой информации как основы принятия специфического реше­ ния в каждом отдельном случае. Просто технический поиск и просто тематический отбор информации, как это чаще всего делается в настоящее время, становятся слишком грубыми методами, так как приводят к потере времени и средств на сбор большого объема информационных мате­ риалов, содержащих информацию по данной тематике, но бесполезных с точки зрения решения конкретной задачи.

Для этого уже на входе АСИПР необходимо «сортиро­ вать» исходную информацию по признакам ее возможного целевого назначения, т. е. обеспечивать целевую индекса­ цию материалов НТИ. В связи с этим особое значение приобретает адресная картотека организаций, фирм, кол­ лективов, лиц, создаваемая также по признаку целевого использования информации. Определение круга организа­ ций (лиц), выполняющих работы, информация о которых может быть использована при подготовке решений, необ­ ходимо Для эффективного наблюдения за деятельностью этих организаций (лиц) и, следовательно, для обеспечения целевого комплектования фонда материалов НТИ.

Звено I I строится, как обычная трехконтурная поиско­ вая система. Однако участие в создании новой информа­ ции, предназначенной служить средством подготовки це­ левых решений, обусловливает необходимость выполнения этим звеном не только справочной функции, но и функции консультанта. Отсюда вытекает требование к такой систе­ ме: она должна быть универсальной, т. е. сочетать в себе признаки документальной и фактографической систем и обеспечивать выполнение полного комплекса информаци­ онно-логических задач и необходимых расчетов.

В соответствии с этим требованием информационный язык для АСИПР характеризуется прежде всего тем, что в него включены дескрипторы из трех предметных обла­ стей; тематической (понятия, термины, словосочетания в пределах соответствующей тематики); области количест­ венных показателей, необходимых для использования в качестве основы при подготовке решения определенных целевых задач, и области целевых понятий.

Требование повысить качество разработок и обеспечить принятие оптимальных решений на всех уровнях руковод­ ства исследовательскими и опытно-конструкторскими ра­ ботами диктует необходимость резко повысить как качест­ во информационного анализа, так и количество информа­ ции, используемой для сопоставления. Поэтому построение эффективной СИПР, структура которой не противоречит структуре системы управления (планирования) отрасле­ выми научно-прикладными исследованиями, мыслимо только на базе автоматизированной информационно-логи­ ческой системы.

Рассмотренные системы не исчерпывают всех случаев практической реализации информационного обеспечения руководителей. В последние годы в Советском Союзе воз­ растает интерес к этой проблеме [35, 37, 48]. Аналогичная рассмотренным форма обслуживания используется в си­ стеме, обеспечивающей научно-технической информацией руководящих работников ряда областей РСФСР.

Определенный опыт накоплен Татарским ЦНТИ по информационному обслуживанию руководства [45]. Обслу­ живание осуществляется по межотраслевой тематике си­ стематически в виде направления ежемесячной «Служеб­ ной информации», а также по разовым запросам.

Методика подготовки «Служебной информации» анало­ гична подготовке тематических подборок с использованием



всех источников, поступающих в информационный центр. Каждый выпуск включает от 15 до 20 наименований информационных материалов в виде копий или аннотаций. Готовятся и направляются абонентам технико-экономиче­ ские обзоры и тематические подборки, а также информа­ ционные письма по наиболее актуальным вопросам.

Наряду с рассмотренными системами необходимо отме­ тить также тенденцию дальнейшего развития методов обзорно-аналитического информирования руководителей [39]. В литературе еще нет четкого определения таких си­ стем, хотя на практике они существуют сравнительно дав­ но. Так, в ряде отраслей промышленности и народного хо­ зяйства руководящим органам представляются сопостави­ тельные аналитические обзоры сводного характера. К их составлению привлекаются информационные службы на­ учно-исследовательских институтов, конструкторских бюро

ипромышленных предприятий; при этом большая работа проделывается информационными службами совместно с инженерно-техническими работниками, занятыми разра­ боткой новых машин, приборов и оборудования. Подготов­ ленные обзоры представляются ежегодно в отраслевой информационный центр, который составляет сводный обзор

ивыдает его руководящим органам перед началом плано­ вого периода. Результаты обзора используются при опре­ делении технической политики отрасли, составлении пер­ спективных планов и прогнозов. Таким образом, отрасле­ вой информационный центр берет на себя роль координирующего органа, ответственного за подготовку всех тематических разделов обзора.

Техническое задание на составление обзора выдается руководящим органам периодически и уточняется по мере развития данной отрасли. При составлении сводного обзо­ ра информационным центром используются дополнитель­ ные источники информации, не включенные составителя­ ми отдельных тематических обзоров по разным причинам. Информационный центр широко привлекает к работе над сводным обзором крупных специалистов, деятелей науки и техники. В качестве примера подобного рода изданий можно привести широко известное издание ВИНИТИ «Итоги науки».

Рассмотрение действующих систем информационного обслуживания руководителей в Советском Союзе позволяет сделать следующие выводы.

1. Наметилась тенденция выделения информационных подразделений по обслуживанию руководящих органов в специальные службы в рамках отраслевых информацион­ ных центров.

2.Информация, представляемая руководству в соответ­ ствии с принципами избирательного распределения, охва­ тывает широкий круг документов как первичного (перво­ источники), так и вторичного характера.

3.Вторичная, или подвергающаяся аналитико-синте- тической переработке, информация частично упорядочена по форме ее представления.

4.Разработана действенная система обратной связи, помогающая оценить выдаваемую информацию.

5.При информировании руководящих работников ши­ роко используются результаты обзорно-аналитической ра­ боты. Накоплен опыт организации такой работы в рамках отрасли.

Успехи, достигнутые в вопросах информирования руко­ водства, могут быть более значительными, если улучшить изучение информационных потребностей руководства в со­ ответствии с. его деятельностью, т. е. знать все аспекты использования информации руководителями.

Другими важнейшими аспектами улучшения инфор­ мационного обслуживания руководства являются: повы­ шение степени обобщения информационных материалов, сопоставление отечественных и зарубежных данных, оцен­

ка важности сведений, полученных

в результате анализа

и синтеза материалов

научно-технической, экономической

и политической информации.

 

Как было покарано выше, в настоящее время в вопро­

сах информирования

руководства

наметились две тен­

денции:

 

 

избирательное распределение документов, поступивших в информационную систему;

обзорно-аналитическая работа с выдачей обобщенных материалов.

Оба вида информационной деятельности елужат общей задаче доведения до руководства самых важных сообще­ ний, и здесь накоплен значительный опыт работы, привле­ чены достаточно квалифицированные кадры, разработаны нормативно-инструктивные документы.

Однако существующие в настоящее время системы информационного обслуживания руководства не сочетают


еще в полной мере эти два вида деятельности [39]. При этом, как правило, выбираются два ставших традицион­ ными вида обслуживания: реферативная (очень краткая)

иобзорная (весьма подробная) информации. Крайне ред­ ко составляются аналитические справки, подборки, прог­ нозы, краткие резюмирующие сводки технико-экономиче­ ского характера. Даже предварительный анализ информа­ ционных вопросов руководства показывает исключитель­ ную важность информационных материалов подобного рода. Кроме основной причины — отсутствия квалифици­ рованных кадров для такой информационной работы, есть

иеще одно существенное обстоятельство: не разработаны методические указания к такого рода сообщениям, соче­

тающим опыт избирательного распределения

информации

с опытом работ по подготовке обзоров.

При

построении

систем информационного обслуживания

руководства эти

два вида деятельности должны быть совмещены и четко увязаны между собой. Должны быть разработаны методы обобщения (свертывания) информации, использующие формализованные подходы к обзорно-аналитической рабо­ те. Оценка сообщений, почерпнутых из материалов науч­ но-технической информации, должна опираться на мнения крупных специалистов в данной области науки и техники. Понятно, что для оценки отдельных документов привлече­ ние крупных специалистов не всегда оправдано. Оцени­ ваться должны наиболее проблемные сообщения, а в том случае, когда нет единого мнения, — использоваться мето­ ды экспертных оценок, разработанные при составлении прогноза. Органы, деятельность которых направлена на информирование руководства, должны использовать ре­ зультаты всей информационной деятельности, проводимой в СССР и за рубежом. При совершенствовании систем, по­ строенных по такому принципу, наибольшую важность будет иметь обзорно-аналитическая информация с заклю­ чениями крупных специалистов, деятелей науки и техни­ ки. Малозначащие документы не будут попадать к руко­ водящим работникам, а информация, используемая при принятии ответственных решений, будет ^содержать все аспекты решаемой проблемы с научно-технической, эко­ номической, социальной и политической точек зрения.


Г Л А В А

6

Зарубежные системы информационного обеспечения руководителей

В связи с появлением в последние годы много­ численных информационных центров, работающих на раз­ личных уровнях, принимались определенные меры для того, чтобы использовать их деятельность в сфере руко­ водства и управления. Значительные успехи в разработке систем информационного обслуживания руководящих ра­ ботников достигнуты в социалистических странах Европы.

Некоторые системы информационного обеспечения ру­ ководителей, функционирующие за рубежом, отличаются от подобных систем, принятых в нашей стране. Они пред­ ставляют несомненный интерес для советских специали­ стов, занимающихся разработкой подобных систем. В прак­ тике информационных центров наметилась тенденция выделения информационных систем, обслуживающих ру­ ководящих работников, в особую область. Работы в этом направлении ведутся в Чехословакии, ГДР [16] и Польше [53]. В последние годы работы по указанной проблеме на­ чаты также в Венгрии и Румынии. В настоящей главе будет кратко рассмотрен опыт построения информацион­ ных систем для руководства в некоторых социалистиче­ ских и капиталистических странах.

Чехословацкая Социалистическая Республика

В 1965 г. в Чехословакии был создай Информа­ ционный центр по проблемам управления при Институте управления ЧССР.

В задачу Информационного центра входит информа­ ционное обеспечение руководящих работников, а также

разработка новых методов обслуживания их информацией. Этот Информационный центр имеет самый большой в Ев­ ропе фонд материалов по вопросам управления. Зарубеж­ ные книги и периодические издания, в основном капита­ листических стран, составляют 30% общего фонда. Инфор­ мационный центр получает более 400 зарубежных журна­ лов, из них примерно половину из капиталистических стран (отчасти на основе обмена). Картотека документаль­ ных описаний имеет примерно 60 тыс. карточек и постоян­ но увеличивается за счет собственных работ (выполнен­ ных совместно с внештатными работниками) и других организаций (в основном по узкоспециализированной те­ матике).

Одним из путей приобретения зарубежных информаци­ онных материалов (книг, журналов, учебных и исследо­ вательских работ и т . д.) является совместная работа с различными информационными организациями за рубе­ жом. Такие контакты налажены в широком масштабе.

В настоящее время Информационный центр связан в различных странах с 400 организациями, включая консуль­ тационные и рационализаторские отделы, факультеты по управлению и организации при высших учебных заведе­ ниях. Целью этой работы является получение труднодо­ ступных материалов, которые не поступают в продажу, но которые дают представление о всех подобных организациях за рубежом, об их деятельности, включая учреждения занимающиеся обучением руководящего состава, в целях ознакомления с методами их работы, объемом изучаемого материала и т. д. Такая связь с зарубежными организа­ циями не является односторонней. Информационный центр передает своим заграничным партнерам примерно такое же количество собственных журналов, различных других изданий и чехословацких публикаций, издающихся на ино­ странных языках.

Основные категории потребителей информации Инфор­ мационного центра. Информационный центр направляет свою деятельность на удовлетворение потребностей сле­ дующих категорий потребителей:

творческих работников института управления, т. е. ру­ ководящих работников, работников исследовательского и рационализаторского отделов и учебного подразделения; слушателей и выпускников курсов руководящих работ­

ников;