Файл: Задорожный Я.Н. Конструкция и летная эксплуатация турбовинтового самолета АН-24 конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 7ч -

щорцокеиия и слива. При дальнейшей наяатни на педаль писка, упираясь в торец золотника, перемещает его вмест паном впуска в сторону демпфера. Открывается клапан вп жидкость из гидроаккумулятора тормозов поступает в лини жения колес. Движение золотника демпфируется за счет д с тверстня в стакане демпфера. Поступающее в линию тор ^давление чег ;з радиальные и осевой каналы золотника д клапан выпуска с одной стороны. С другой стороны на вует усилие от редукционной пружины. Когда эти усилия золотник под действием возвратной пружины демпфера сдви сторону редукционной пружины и закроет клапан впуска. Д поступление жидкости в линию торможения прекращается. Пр шении усилия, приложенного к педали, нарушается равновес действующих на клапан выпуска. Последний открывается и из линии торможения частично стравливается в линию сл

| Следовательно, давление жидкости в линии торможения пропорционально усилию, приложенному к педали. При освоб педали золотник под действием возвратной пружины (в де закрывает клапан впуска, а клапан выпуска под действие ной пружины и давленияжидкости в линии торможения - от Одновременно, при движении золотника в сторону редукцион жины полость демпфера быстро заполняется жидкостью чере обратный клапан. Демпфер предназначен для предотвращения ния подвижной системы клапана УГ-92 во время его рабо

Гидравлический выключатель УГ-34/2 (64) защищает обмотку крана автоматического торможения отперегорания при спек контактов микровыключателя инерционного датчика. Он -состо корпуса с крышкой, поршня со штоком и пружиной, микро и других деталей, "При торможении колв(., когда давление увеличивается более 4 -в кГ/см2, поршень со штоком, пер воздействует на микровыключатель, который Замыкает электр инерционгэго датчика. При растормаживают колес поршень ствием пружины возвращается в исходное положение и мик тедь размыкает электроцепь. Если в это'время контакты и ногр датчика остались замкнутыми (спеклись), то кран а

- 75 -

кого тормошения все равно будет обесточен и обмотка его эле магнита 1Ш перегорит, Гидравлический выключатель установлен на потолке отсека главной ноги шасси.

Дроссели УГ-Т02 (65,67) предназначены для плавного заторма­ живания и расторманйвания колео. Плавность достигается за счет гидравлического сопротивления отверстий в шайбах дроооелея,Вре­ мя полного затормаживания колес (от 0 кГ/ом до 95 + 5 кГ/oir) составляет не более 1,5 сек. Такое же время и при растормажи няи колес от 95 + 5 кГ/см2 до О кГ/см2.

Кран автоматического торможения УЗ-2ЦД-2 (66) предназначен для автоматического расторманйвания колес во время их юза и автоматического затормаживания колес после прекращения юза. Он установлен так ке как и дроссели возле гидравлического выключ теля УГ-Зч/2.

• УЭ-24Д-2 состоит из корпуса, гильзы, золотника с пружиной,

электромагнита и других деталей. Кран вкдвчается под ток инер циониым датчиком. Когда электромагнит крана обесточен, золотник пружиной смещен в сторону эл-ктромагнита и кольцевой проточкой сообщает линию давления от клапана УГ-92 с линией торможения. Если педаль нажата, колеса затормаживаются. При включении элек­ тромагнита под ток золотник перемещается в сторону пружины и внутренней полостью соединяет линию торможения колес с линией слива, а буртиком золотника перекрывает динию давления от кла на УГ-92 и колеса растормаживаются, хотя педаль остается нажа той.

Челночный клапан УГ-97 (68) предназначен для отключения аварийной системы торможения от основной при пользовании тормо ми от основной" системы и наоборот. Он установлен на задней с ке отсека главной ноги шасси и состоит из корпуса, клапана, нира, поршня и пружины.

Клапан перемещается из одного крайнего положения в другое давлением жидкости. В крайних положениях он удерживается пружи­ ной, воздействующей на него через шарнир и поршень. Вследствие такого устройства и работы челночного клапана одновременное на тие на тормозные педали и рукоятки "Аварийное торможение" запр


-Об­

щается, так как клапан монет стать в нейтральное полояени торможение не произойдет совсем.

Доза-iop ГА-172(73) прекращает утечку нидкооти в атмооферу

нарушении герметичности линии торможения на участке от доз колеса. Оп установлен возле челночного клапана и состоит са, гильзы с мембраной, полого золотника с пружиной, дозиру клапана, обратного клапана с пружиной и других деталей.

При торможении колес, жидкость под давлением через дрос отверстие мембраны подается к дозирующему клапану и сдвига в сторону золотника. Одновременно через отверстия гильзы он тупает к золотнику и перемещает его в оторону пружины. З открывает отверстия в гильзе, через которые жидкость посту тормоз колеса. Давление в тормозе увеличивается, оно так чивается игоддозирующим клапаном. Когда давлепие сверху

дозирующего клапана уравняется, дозирующий клапан зависнет ней положении и не перекроет дозатор. Следовательно , эа тормаживания колеса даже до давления 100 + 5 КГ/см2, дозирую

клапан не успевает переместиться из крайнего верхнего поло крайнее никпее. Он останавливается в промежуточном положени перекрывает дозатор.

Если линия от дозатора до тоомоза колеса пе гермети жидкость во время торможениявытекает в атмооферу и давлен

дозирующим клапаном нарастает медленнее чпсверху (или сов увеличивается). Дозирующий клапан будет вое время перемещат сторону золотника (вниз) до тех пор, цока не сядет на г зы и не перекроет дозатор. Дозатор закроется и дальнейшая жидкости в атмосферу прекращаетоя. Потеря жидкости через до составит 400 » 700 си9. Давление, необходимое для удержания д тора в закрытом положении, равно 0,8 кГ/см .

Если система repL этична, то при растормаживании колеса кость через дозатор и другие агрегаты системы торможения ся в гндробак.

При растормаживании, золотник под действием давления кости в тормозе колеса л пружины, возвращается в исходное ние.

* 77 -

Он такие возвращает дозирующий клапан в верхнее положение.Кла пан, вытеоняя нидкооть из дозатора, перемещает мембрану вверх. Мембрана отнимается от гнезда и не препятствует движению доз рующего клапана, Одновременно давлением жидкости обратный кла­ пан перемещается вверх и открывает отверстия в золотнике чер которые'жидкооть из тормоза через дозатор возвращается в гидр бак.

РАБОТА ОСНОВНОЙ СИСТЕМЫ ТОРМОЕЕНИЯ

Кидкость под давлением из гидроаккумулятора тормозов одно­ временно подводится ко всем тормозным клапанам УГ-92.

При нажатии на левую или правую тормозную педаль левого лота жидкость под редуцированным давлением от клапана УГ-92 п тупает к гидравлическому выключателю и через дроссель - к кра автоматического Торможения УЭ-2чД-2. От УЭ-24/1-2 жидкость пос­ тупает к челночному слапану, который отсекает аварийную систем торможения, и через него к дозаторам. Еидкость, пройдя дозато поступает в тормоза колео. Колеса с„тормаживаются. Пружины узл растормаживания . сжимаются.

Если тормозами управляет правый пилот, то кидкость под р цированным давлением от клапанов УГ-92, установленных над пела лями правого пилота, поотупает через Открытые клапаны выпуска

внутренние проточки золотников клапанов УГ-92, установленных над педалями левого пилота, проходит в линии торможения колео.

При одновременном нажатии на тормозные педали обоими пило ми движение жидкости будет такое же как и при раздельном нии, но управлять тормозами будет тот пилот, который сильнее жал тормозные педали. v

При расторыаживании колес пружины у1лов растормаживания воз­ вращают нажимные диски тормозов колес в исходное положение. жимные диски через поршни узлов затормаживания вытесняют жидк из цилиндров этих узлов через дозаторы, челночные клапаны,кр ны УЭ-2ч-/1-2, тормозные клапаны УГ-92 левого пилота и внутрен



- 78 - полости тормозных клапанов правого пилота в линию сли

При установленных инерционных датчиках УЛ-27Л на тор колесах, систему автоматического торможения необходимо вк перед выруливанием самолета со стоянки и выключать по вашгя на стоянку. Выключатель системы установлен на ср цели приборной доски между желтыми лампами.

Для включения системы необходимо выключатель "Автома жения колес" поставить в верхнее положение. При этом ся на мккровыключат^ли УГ-Зч/2. Если тормозами не поль краны УЭ-2ч./1-2 и инерционные датчики УЛ-27А обвоточени.

Если нажать на тормозные педали, жндкооть поступает торможения, колеоа затормозятся, одновременно сработают г лические выключатели и замкнут электроцепь инерционных

Датчики включаются под ток.

Вслучае резкого торможения и предпосылки появления тя бы одного колеоа орабатывает инерционный датчик, за желтой сигнальной лампы и крана автоматического торможе

Колеса, установленные на одной СТОЙКР, растормаживают вращении колес инерционный датчик автоматически размыкае троцепь крана автоматического торможения и желтой лампы если педаль остается нажатой, колеса слова затормажива Система срабатывает скоротечно так, что экипаж во вре маживания колес и их затормаживания не ощущает рыскан по курсу и толчков.

Фактически полного юза колес не бывает. Для сраба инерционного датчика достаточно, чтобы колесо получило тельное угловое ускорение определенной величины.

Система автоматического торможения предупреждает возни ние юза уже вращающих я колесj поэтому нажимать тормо разрешается только после приземлния и касания ВПП пер лесами. Кроме того, необходимо избегать чрезмерного наж мозних педалей, вызываюрено частое срабатывание системы.

В случае возникновения подозрения на неисправность р

J

- 79 - системы автоматического торможения (не загораются желтые лампы

при интенсивном нажатии на тормозные педали), при явной неэф тивности тормозов,при продолжительном горении желтых ламп,необ­ ходимо выключатель "Автомат торможения колес" поставить в поло­ жение "Выключено" или отпустить тормозные педали и прибегнуть аварийному торможению.

.Тормозной редукционный клапан .аварийного тормонени" УГ-100 (71) предназначен для редуцирования давления жидкости

в линии аварийного торможения колео. Он состоит из двух реду циопных клапанов, которые по конструкции аналогичны тормозному клапану УГ-92,но имеют меншие размеры и вместо стакана с дукционной пружиной в нем установлен шток с редукционной пруж ной. УГ-100 установлен в центральном пульте и управляется руко­ ятками с надписью "Аварийное торможение". Давление в тормозах колес всегда пропорционально силе приложенной к этим рукоятка

При нажатии на одну или обе рукоятки затормаживаются кол (одна или обе пары) и одновременно автоматически включается а рийная насосная станция. К клапану УГ-100 подведены Линии дав ления из основной гидросистемы и от аварийной'насосной станции через обратные клапаны. При нажатии на рукоятки "Аварийное т можёние", клапан УГ-хОО работает от той системы в которой бо шее давление. Максимальное давление в - ормозах при аварийном торможении -100 + 5кГ/см2.

ч РАБОТА АВАРИЙНОЙ СИСТЕМЫ TOPUOSEHHH

При нажатии рукояток аварийного торможения жидкость с реду цированным давлением от УГ-100 через челночные клапаны и дозато ры поступает в тормоза колес. Челночные клапаны отключают осн ную систему торможения. Давление в тормозах контролируется по тому же указателю манометра, что и основной системы.

Нри отпускании рукояток, жидкость из тормозов колес через дозаторы, челночные клапаны и клапан УГ-100 сливается в бак.Сис тема аварийного торможения колес не оборудована системой авто тического растормаживания колес.


- 80 -

I Одновременное наяатие рукояток аварийного торможения мозных педалей запрещается.

ГИДРОСИСТЕМА ПРИВОДА СТЕКЛООЧИСТИТЕ

Стеклоочистители установлены перед лобовыми стеклами ф

кабины акипг 'а и управляйте^ раздельно дроссельными кран установленными на горизонтальных панелях левого и правого

сов. Система состоит из двух дроссельных кранов ГА-230(Э двух гидропроводов - ГА~2П(ЗчО.

I Дроссельный кран предназначен для регулирования расход ^идкости, необходимой для питания гидроприводов стеклоочи лей-, то-есть ими регулируется скорость двпнения щетки п Кран игольчатый, вентильного типа с рукояткой в виде ка. Скорость движения щетки по стеклу зависит от отепе т|ия крана. При полностью открытом кране щетка по отек щает около 200 двойных ходив в минуту. Включать стеклоо ли в полете необходимо на скорости не более 350 км/ч Раэрешаетоя включать стеклоочистители для работы по сухо лу со. скоростью не более 5 двойных ходов в минуту. Ес боте стеклоочистителей производится выпуск шасои, то воз кратковременное прекращение работы стеклоочистителей (на 3- Это является следствием большого расхода жидкое?и, потре системой шасси.

Гидропривод стеклоочистителя ГА-2П предназначен для разования энергии давления жидкости-в механическую работу работа затрачивается для перемР'цения щетки по стеклу. О из корпуса с гильзоП, поршня-рейки, шестерни о приводны переключающего механизма, щеткодержателя и других деталей.

Переключающий механизм включает в оебя гудущую шайбу упорами, планку с двумя клапанами, скобу, пружину и дру ли. На приводном валике с. одной стороны закреплена веду с упорами, а с другой - щеткодержатель.

Ендкость под давлением через дроссельный кран поступ

т 81 -

левому штуцеру гидропривода, а из него по каналу корпуса чер открытый левый клапан - в левую полость гильзы. Правая полост гильзы через камеру переключающего механизма сообщается со оли ной магистралью.

Поршень-рейка перемещается вправо и поворачивает шестерню с валиком против часовой стрелки, а вместе с ним щеткодержатель ведущую шайбу с упорами; Шайба, поворачиваясь, левым упором по ворачивает скобу вправо. JKo6a растягивает пружину. Как только скоба пройдет за вертикаль, пружина, сжимаясь, скобой переброси планку о клапанами в крайнее левое положение. После этого п полость гильзы сообщается 'с линией давления, а левая - с. лин слива.

Движение поршня-рейки, шестерни о валиком, ведущей шайбы и щеткодержателя-реверсируется.

СИСТЕМА АВАРИЙНОГО ГИДРОФЖГИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ И ОСТАНОВА ДВИГАТЕЛЕЙ

Система аварийного гидрофлюгирования воздушных винтов и ост нова двигателей (рис. 26) обеспечивает выполнение этих операций от основной гидросистемы. Система используется в случае отказа других систем флюгирования или для их дублирования. В нее вх

следующие агрегаты, в шт:

 

 

 

 

- редуктор ГА-159/5

»

?

* Л

- краны флюгирования

 

2

;

- отсечные клапаны

*

 

2

%

- сливной бачок с подпорными клапанами

 

 

I $

- дренажные бачки

 

 

• 2

7

- трубопроводы и другие1

детали.

 

 

 

Редуктор ГА-159/5 (I) понижает давление жидкости в системе, флюгирования до 60 + 5 кГ/см2, а также для предотвращения повы ния давления свыше редуцированного на 20 + 8 кГ/oir. Он состоит из корпуса, гильзы, золотника с пружиной и стакана о регулир вочными шайбами.