Файл: Задорожный Я.Н. Конструкция и летная эксплуатация турбовинтового самолета АН-24 конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 58 -

РАБОТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ КОЛЕС ПЕРЕДНЕЙ НОГИ

Система управления поворотом колес передней ноги вклю трехпоэициошшм переключателем, установленным на'левой панели приборной доски, а управляется штурвальчиком или педалями ления рулем направления.

I Если переключатель установлен в нейтральное полоиение, электромагниты кранов ГА-16ЭД6 и КЭ-5 обеоточены. Система ления поворотом выключена. Колеса передней ноги работают ме самоориентирования. Жидкость из одной полости может ч кран КЭ-5 и дроссель перетегать в другую. Роль гасителя лебаний типа "шимми" выполняют рулевой цилиндр и дросоел

При установке переключателя вверх включаетоя система ления поворотом от штурвальчика. Загорается желтая лампа. подается на нижний электромагнит крана ГА-163/16 и электр крана КЭ-5.

Г:гдкость под давлением из основной системы через др проточку нижнего золотника крана ГА-163Д6 поступает к по ному золотнику управления системой от штурвальчика и к чающему золотнику крана РГ-8А. При повороте штурвальчика чивается золотник. Еидгость поступает в одну полость рул цилиндра. Другая же полость через проточку переключающего ка, каналы во втулке и поворотном золотнике сообщается с Корпус рулевого цилиндра перемещается по штоку, поворачив леса передней ноги и системой обратной связи - золотнико ку в ту же сторону, куда был пс дернут золотник. Когд гонит золотник, он своими буртиками перекроет вое каналы ке и дальнейшее поступление жидкости в рулевой цилиндр ся. Колеса'зафиксируются в заданном положен"и.

Для изменения направления движения самолета необходимо нить положение штурвальчика, а следовательно, и положение ного золотника рулежного управления.

- 59 -

Направление поворота передних колес и величина угла их по рота завиоит от направления и величины угла поворота штурвалъ ка. При установке переключателя в нижнееположение включается взлетно-посадочное управление системой поворота. Загораются две зеленые лампы над переключат леи. Ток подается на верхний эл магнит крана ГА-16ЭД6 и электромагнит крана КЭ-5. .Еидкость под давлением через дроссель и проточку верхнего золотника крана ГА-163/16 одновременно поступает к поворотному золотнику управ - ления системой от педалей и к переключающему золотнику крана РГ-8А. При перемещении педалей управления рулем направления пов рачивается поворотный золотник взлетно-посадочного управления. Система работает так же, как и от штурвальчика, но жидкость тупает в рулевой цилиндр через поворотный золотник управления системой от педалей. Величина угла поворота передних колес и равление их поворота зависит от величины и направления переме ния педалей, но не более как по 10 * 1°, После отрыва передн колес от ВПП хонцевс : выключатель передней ноги автоматически выключает систему управления поворота передних колес. Электромаг ниты кранов ГА-ЛбЗДб и ЕЭ-5 обесточиваются. Гаснет правая зеле ная лампа, а левая продолжает гореть; сигнализируя о том, что переключатель установлен в положение "Взлет-пооздка" (вниз).

Центрирующее устройство устанавливает колеса передней ноги по продольной оси самолета.

Включать управление сиотемой от штурвальчика разрешается поо ле страгивания самолета с места. Этим управлением можно польз ватьоя до скорости руления 30 км/ч. На большей скорости рулени км можно пользоваться в исключительных случаях для предотвращечия авариии самолета. Поворачивать штурвальчик при стоянке само лета запрещается.

Переключатель из положения "Руление'1 устанавливать в положе­ ние "Взлет-посадка"' разрешается только при движении самолета.

Включать управление системой поворота от педалей разрешается после страгивания самолета с места. Им можно пользоваться до рости отрта самолета. Для выдерживания направления на прямых


- ъО-

учаотках при ветре свь-'.е 12 м/сек целесообразно использо управление передними колесами от педалей.

На самолетах первых серий штурвальчик, установленный вом пульте; имеет меньшие размеры. Внутри пульта возле чика установлены концевые выключатели, которые электропр соединены с краном управления подачей яидкости под да необходимую полость рулевого цилиндра. При повороте шту ка влево^ замыкается электроцепь; включается под ток эл нит крана и жидкость поступает в одну полость рулевог Колеса передней ноги поворачиваются и самолет разворачи влево;1'При повороте штурвальчика вправо, самолет развора вправо. Величина угла поворота передних колес зависит в течение которого штурвальчик удерживается в повернуто ния; Прн отпуоканнн штурвальчика он пружиной воэвращает нейтральное положение, а колеса фиксируются в заданном

ГИДРОСИСТЕМА УБОРКИ-ВЫПУСКА ДАССИ

1аоои'выпускается и убирается только от основной ги мы. При отоутстви давления жидкости в ос-овной систем выпускается аварийно под действием энергии встречного п духа и собственного веса. При этом замки убранного п крываются неханичеоки с "поНощью рукояток. В выпущенном положении шасси удерживается только мехадлческими. замкам уборки шасси 4,5 4 5 сек, выпуска - ч ч,5 сек. В ги

уборки-выпуска шасси входят следующие агрегаты, в шт:

- кран

шасси

I

- кран

слива

I

- замки убранного и выпущенного положения ног шасс

- гидроцилиндры уборки-выпуска шасси

3

- обратные клапанг

3

- дроссель

I

- трубопроводы и другие детали.

 

- 61 -

Кран шасси ГА-1А2Л (см.рис. 23, поз. 41) предназначен для электродистанционного управления подачей нидкости под давлением в линию уборки или выпуска шасси. Он установлен под правым за зом центроплана и состоит из корпуса, золотника, двух поршней пружинами, двух электромагнитов с шариковыми клапанами и других деталей. Когда электромагниты крана обесточены, шарики клапанов давлением жидкости приваты к седлам в стороны электромагнитов. Еидкооть поступает в полости по обе стороны золотника-," который под действием пружин и одинакового давления слева и оправа ст новится в среднее положение. Линия давления золотником перекрыта а линии уборки и выпуска шасси через кран сообщаются со сливо

Кран включается переключателем, установленным на центральном пульте. Для уборки шасси этот переключатель ставится в положен "Уборка шасси", ток подается на электромагнит крана ГА-140 и оди электромагнит крана ГА-142/1, шариковый клапан которого перекры­ вает лини» давления в одну полость крана, сообщая ее оо слив Золотник перемещаете.! и направляет жидкость под давлением в ли нию уборки шасси. Линия выпуска шасси через кран сообщается с сливом.

При установке переключателя в положение "Выпуск шасси" ток подается на другой электромагнит крана шасси ГА-142/1, который срабатывает в обратной последовательности. Каждый электромагнит крана имеет кнопку, установленную на кране. Кнопка электромагни­ та на выпуск шасси задействована механизмом, рукоятка которого выведена в пас-ажирскую кабину вверху с правой стороны в район шпангоута 20. Второй электромагнит закрыт красным колпачком и законтрен. При перемещении рукоятки вниз, она рычагом нажимает, кнопку; что равносильно включению электромагнита под ток н кран ГА-142/1 срабатывает на выпуск шасси.

Кран слива (31) предотвращает возгпшовение противодавле­ ния жидкости в линии уборки при аварийном выпуске шасси. Он новлен в центральном пульте внизу и по конструкции аналогичен

крану кольцевания. При открытом кране слива шасси убрать нево можно, так как линия уборки через открытый кран сообщается со сливом.


- 62 -

Перед вылетом и в полете кран слива должен быть вать его необходимо перед аварийным выпуском шасси.

РАБОТА ГИДРОСИСТЕМЫ УБОРКИ-ВЫПУСКА ШАССИ

При установке переключателя в положение "Уборка шас одновременно подается на электромагниты кранов ГА-140 и ГА-142/1. Кран ГА-140 отключает гидроаккумулятор основной с мы от зарядки, а кран ГА-142/1 пропускает жидкость в л ки шасси. Жидкость одновременно подается в цилиндры за щенного положения шасси и в гидроцилиндры уборки-выпуска После открытия замков гаснут зеленые лампы на приборн шасси убирается. Из обратных полостей цилиндров уборки шасси жидкость по трубопроводам через кран шасси слива бак:

Вконце уборки шасси закрываются замки убранного по

изагораются красные дампы на приборной доске. При уст реключателя в положение "Выпуск шасси" то.- подается на иагнит к^ана ГА-142/1. жидкость одновременно поступает в гидроцилиндры замков убранного положения. Они открываются красные лампы на приборнЪТГдрске. После открытия замков из гидроцнлиндров замков поступает в гн^оцилиндры уборк пуска шасси. Шасси выпускается. Из противоположных полос цилиндров жидкость по трубопроводам через кран шасси, рийном выпуске через кран слива, сливается в гидробак.

После закрытия замков выпущенного положепля загорают ные лампы на приборной доске. В линию выпуска правой включен дроссель, обеспечивающий одновременные уборку . и главных ног шасси. (Крон иасси расположен ближе к пра шасси).

Если во время выпуска шасси необходимо перейти на во время уборки перейти ла выпуск', необходимо на 3 Ч лючатель на центральном пульте поставить в нейтральное

- 63 -

для перестройки системы. После этого переключатель можно пост вить в нужное положение.

УБОРКА И ВЫПУСК ШАССИ

После взлета шасси убираетоя на высоте 5 + б м при скор полета 210 км/ч. Перед уборкой шаоси затормозить колеса. На с ыолете АН-2чРВ шасси убираетоя на окорости 225-235 км/.

Для уборки шасси необходимо:

1.Поставить фиксатор стопореняя переключателя "Шасси" в по­ ложение "На уборку".

2.Переключатель "Шаоси" из положения " Нейтрально" перевес­ ти в положение "Уборка". На приборной яроке должны погаснуть леныелампы выпущенного положения шассп.

3.После загорания красных сигнальных ламп убранного полож ния шасси выждать 5 сек, после чего переключатель "Шасои" пос вить в положение "Нейтрально" и застопорить фиксатором.

При отказе блокировочного выключателя, установленного на верхнем звене двухзвенннка правой ноги, при установке переклю­ чателя "Шасси" в положение "Уборка" шасси не убирается. В это случае уборку шасси следует производить с помощью дополнитель­ ного выключателя "Отключение блокировки уборки шасси". .

Для этого кзобходкмо:

1.Установить переключатель "Шасси" в положение "Уборка".

2.Сорвать пломбу и откинуть планку, фиксирующую выключател "Отключение блокировки уборки шасси" в выключенном положения.

3.Нажать' выключатель вперед и удерживать его в таком пол нении. После загорания красных ламп убранного положения шасси выждать 5 сек и отпустив переключатель законтрить его фиксирую щей планкой.

4.Установить переключатель "Шасси" в положение "Нейтрально"

изаконтрить фиксатором.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Перед уборкой шасси убедиться, что правая зеленая лампа системы управленияповоротом передних колес


- бч -

"(Включено от педалей" погасла. Если она не погасла, выкл взлетно-посадочное управление поворотом передних колец уст переключателя в нейтральное положение. После этого убрат В. дапном случае вновь включать взлетно-посадочное управл боротом передних колес необходимо после пооадки и касан передними колеоами.

Выпуск шаоси. При заходе на посадку шао'ои выпускается Траверзе ДПРМ на скорости не более 300 кы/ч.

Для выпуска шаоси необходимо';

I.'Поставить фиксатор отопорения переключателя "йаоои" полонение "На выпуск".

2; Переключатель "Шасси" из положения "Нейтрально" пере ти в полояение "Выпуск". При этом гаснут красные лампы го положения шасси.

3, После загорания зеленых ламп выждать 5 сек, после переключатель "Шасси" поставить в полояение "Нейтрально" и топорить фиксатором.

ВЫПУСК ШАССИ НА ОБЕСТОЧЕННОМ САМОЛЕТЕ ИДИ НЕИСПРАВНОМ ЭЛЕКТРОМАГНИТЕ КРАНА ШАССИ

На обесточенном самолете или в случае отказа элект крана ГА-1ч2/1, шасси можно выпустить от гидросистемы м ким включением крана шаоси. Для этого необходимо*:

1.Выключить автомат защиты "Управление шаоси" на щит

2.В пассажирской кабине справа под потолком возле ш та 20 открыть панель и потянуто рукоятку вниз до упор 8 * 10 кг.

3.Удерживая рукоятку в течение 10 * 12 сек, проконтро вать визуально выпуск главных ног шаоси по "расным ме чего отпустить ее.

4.Проконтролировать визуально выпуск передней ноги ша через смотровое окно з лолу .кабины экипажа перед сиде

го пилота?

- 65 -

ВЫПУСК ШАССИ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАВЛЕНИЯ ЕИДКООТИ

• В ГИДРОСИСТЕМЕ

Для выпуска шасси необходимо':

I. Выключить автомат защиты "Управление иасси" на щите АЗС. 2; На центральном пульте открыть кран стравливания.

Э. С правой стороны центрального пульта потянуть фгасатор рукоятки па себя, поднять ее вверх и зафиксировать в верхнем пололении. После загорания зеленой сигнальной лампы, потянуть сатор рукоятки на себя,- опустить вниз п зафиксировать ее в нем положении.

1.В пассажирской кабине справа под потолком возле'шпангоу­ та 17 открыть панель и потянуть рукоятку вниз до упора.

Выпуск главных ног шасси проконтролировать по красным метка

ипо зеленым сигнальным лампам на приборной доске.

5.При; медленном выпуске шасси увеличить скорость полета до Э20 км/ч.

ВЫПУСК ШАССИ ПРИ ОТКАЗЕ В РАБОТЕ СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

В случае отказа или неисправности работы световой сигпализацни иасси посадка самолета должна производиться с подачей давления в силовые цилиндры, т.е. с "Дожатием" от основной гидросисте?ш.

Для этого при выпуске шасси необходимо':

I. Поставить фиксатор стопорения переключателя "Шасси" в по­ ложение "На выпуск".

. 2. Переключатель "Шассп" из положения "Нейтрально" устано­ вить в положение "Выпуск".

3.Выпуск шасси проконтролировать визуально по красным меткам.

4.Переключатель "Шасси" из положения "Выпуск" переводить

вположение "Нейтрально" только после окончания .рулч,;ния.