Файл: Задорожный Я.Н. Конструкция и летная эксплуатация турбовинтового самолета АН-24 конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 82 -

Когда давление жидкости в оистеме флюгирования отсу зрлотник пруниной смещен вправо и кольцевой проточкой лшив давления с линией флвгирования. Давление в системе у чивается, Золотлик под действием этого давления постепенно 1ещается в сторону пружины и при давлении 6 0 + 5 кГ/ом2 бу перекроет линию давления. При повышении давления в систе Жирования свыше редуцированного на 20 + 8 кГ/см2 золотник ом тится в сторону пружины настолько, что его радиальные к выйдут из гильзн.

I В этом случае j )Дуктор работает как предохранительный соединяя осевым и радиальными каналами линию флюгирован нией слива. При понижении давления жидкости до 60 + 5 кГ лотник под действием прунины вновь войдет в гильзу. Ред установлен под полом кабины экипажа.

' Кран флвгирования (2) установлен в центральном пул (внизу) и предназкачеп для управления подачей жидкости под лением от редуктора в линию флвгирования винта и ост теля. Сл состоит из корпуса, штока с рукояткой, двух т двух клапанов с пружинами и других деталей. Когда рук йа вниз; нижний клапан под действием пружины перекрывает давления от редуктора. В этом случае верхний клапан, у ся в открытом положении. Полость под золотником отсечного на через верхний клапан крана сообщается со сливным

При поднятой рукоятке, верхний клапан закрывается пру а нижний удерживается в открытом положении. Еидкость от ра через открытый нижний, клапан и осевые проточки верх на поступает к золотнику отсеч.ого клапана.

Отсечный клапан (6) предотвращает самопроизвольное флю вг.ние воздушного винта и останова двигателя в случае давления в линии флюгирования(при течи ни. гсости чере-з гирования). Он состоит из корпуса, золотника о пружиной и других деталей. •

Если после крана флюгирования давление жидкости отс золотник пружиной удерживается в крайнем положении. Лин

- 83 -

аятора оборотов и автомата дозировки топлива через пружинную полость отсечного клапана сообщается с дренажным .бачком,который приварен к дренажному трубопроводу масл^системы.

В случае течи жидкости через нижний клапан крана флотиров ния (до 350 сн3/мин), золотил, отсечного клапана смещается в ст рону пружины и перепускает жидкость от крана через дроссель дренажный бачок.

Одновременно жидкость через открытый верхний клапан крана флюгирования поступает в сливной бачок.

При расходе жидкости через кран 400 см3/мин и более жидко не успевает протекать через дроссель. Золотник перемещается в сторону пружины, перекрывает олив в дренажный бачок и направля жидкость к регулятору оборотов и автомату дозировки топлива. О сечный клапан- и дроссель установлены на противоположной перего

родке гондолы двигателя.

ч

Сливной бачок (4) установлен в кабине

экипажа на шпангоуте

4 у кресла левого пилота. Он состоит из корпуса изготовленног из органического стекла, крышек, дв-тс подпорных клапанов и сл ного крана.

Бачок' предназначен для контроля за герметичностью кранов фл гирования. Подпорные клапаны предотвращают утечку жидкооти из трубопроводов и попадание воздушной пробки в линию флюгирования воздушного винта на участке от крана до отсечного клапана. О открываются при давлении жидкости, равном т,5 кГ/ом2, Верхняя по лость сливного бачка трубе доводом сообщается о атмосферой.

РАБОТА СИСТЕМЫ АВАРИЙНОГО ГИДРОФЛРГИРОВАЯИН

1идкооть от редуктора с давлением 6 0 + 5 кГ/ом^ поступает к -кранам флюгирования. Для аварийного вве.а винта во флюгер нео ходимо повернуть рукоятку крана против часовой отрелки,потянуть вверх и, развернув против часовой стрелки, поставить на упор. При перемещении рукоятки вверх, верхний клапан крана закрывает­ ся, а нижний открывается. Яидкость от редуктора через кран


- 84 -

поступает к отсечному клапану, который открывается, пере линию слива в дренажный бачок. Кидкость под давлением сечные клапан поступает к крану гидроостанова, установл автомате дозировки топлива. Двигатель останавливается. Од менно жидкость поступает в регулятор оборотов двигател ти винта входят во флюгер. Однако полного флюгировани будет, так как в момент флюгирования винта двигатель вается и производительность маслонасоса, установленного в ляторе оборотов, уменьшается.

Для расфлюгирования винта необходимо рукоятку крана нять вверх, повернуть ее по часовой отрелка, перемест вновь повпнуть по часовой отрелке. При этом нижний рекроет линию давления от редуктора, а верхний открое щит полость под золотником отоечного клапана со сливн Золотник отсечного клапана под действием пружины вытал жижость в оливной бачок. Еидкость из регулятора обор автомата дозировки топлива через пружинную полость ото клапана сливается в дренажный бачок.

Дальнейшие действия по выводу винта из флюгера ук "Руководстве по летной эксплуатации самолета".

В случае переполнения бачков жидкость из них вылив атмосферу, Из дренажного~о*нчка через дренажный трубопров системы, а из сливного - по трубопроводу под фюзеляж.

Для слива жидкости из дренажных бачков в их нижн установлены сливные пробки. В сливном бачке для этой новлен сливной кран.

- 85 -

Г Л А В А У1

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА

Топливная система самолета (рис.27) предназначена для беспе ребойной подачи топлива на двигатели на всех режимах работы гателей и полета самолета.

Топливная система состоит из системы питания топливом дви телей &Л-2И, турбогенератора ТГ-16 ь системы централизованной заправки самолета топливом.

Сиотема питания двигателей топливом включает в себя две тономные, аналогичные по конструкции и расположению топливные системы. Левый двигатель питается из баков.левого полукрыла,пра вый - из баков правого полукрыла. Магистрали баков полукрыльев соединены по передт-jy лонжерону центроплана трубопроводом, на котором установлен кран кольцевания. Применяемое топливо - авиа керосин марок T-I, TC-I, Т-2, Т-7. Лаксимальная эксплуатацион­ ная заправка (97$ от полной емкости) - 3950 кг (51и0 л).

Невырабатываемый двигателями остаток топлива при работающих подкачивающих насосах составляет 50 кг (с самолета &Ц67ЦИ и самолетах', прошедших капитальный ремонт), на остальных - 110 кг. При температуре воздуха в аэропорту 0°С и ниже в топливо д ляется жидкость "И" или "ТГФ в количестве 0,1% пи объему для предотвращения образования кристаллов влаги в топливе,

Сиотема питания топливом двигателей АИ-24

 

 

Система состоит из, в иго*:

 

 

j- топливных баков ..*..

 

, б ? ^

- подкачивающих насосов

,.

...... б

}

- обратных клапанов

 

» 6 »

 

- сигнализаторов давления

,

8

;

- перекрывных (пожарных) кранов

2 %

- крана кольцевания

 

I i

 


- 86 -

 

- фильтров грубой очистки

2 ;

- подкачивающих насосов БНК-Юи ,

2 ;

- фильтров тонкой очистки

2 }

- сигнализаторов засорения фильтров тонкой очистки 2

- воздухоотделительных бачков

2;

- расходомеров, тошшвомера, аппаратуры контроля и уп ния.

Топливные баки каждого полукрыла делятся на две г первые группы входят бакя-кессоны. Топливо из этих гр батывается в первую очередь. Во вторые группы входят вторые резиновые центропланные баки. Нумерация баков ве продольной оси самолета влево и вправо. Вторую группу зывают дежурной, топливо из нее вырабатывается во вто редь. Эксплуатационная заправка бака-кессона 18ч0 л, дежу группы баков.-. 710 л,

• Бак-кессон (I) представляет собой кессон средней ча ла; выполненныйгерметичным. Сверху имеются заливная горл (3), два датчика тошшвомера (2) и.два дренажных штуцер передней стенке установлен штуцер системы централизован равки спаолета топливом, на заднейштуцер отвода топл ка в систему. Снизу внутрь баке установлен подкачивающ ЭЦН-1чА (37) я кран клапанного типа (33) для слива отс

•Резиновые баки изготовлены из двух слоев резины то 0,5 мм каждый. Снаружи ониоклеены капроновой тканью. Ф кам придают металлические обручи. Для доступа в баки монтажные люки.

Сверху к .баку И (31) привулканязировапы фланец залив ловины (3) и дренажный штуцер, а к передней стенке - трализованной запрвки В боковой стенке установлены дре штуцер и два соединительных фланца. Снизу в баке име клапанного типа (32) для слива отстоя.

К баку JG2 (30) прнвулканиэирован фланец под датчик т мера, к передней и задней стенкам -фланцы для установ

_

- 87 -

вавщих насосов агр. чбЗ (35), к боковой сменке - соединительные

фланцы и дренажный штуцер.

Резиновые баки крепятся к центроплану болтами, пропущенны­ ми через фланцы, имеющиеся па баках.

Баки каждого полукрыла имеют основной и дополнительный дре жи. Дренаж баков (сообщение баков с атмосферой) обеспечивает б перебойное поступление тоглнва к двигателям. Трубопровод основ­ ного дренажа выведен навс ч;ечу воздушному потоку в районе н ры 12. Второй его конец сообщен через дренаяную мачту с бако -кессоном. Бак-кессон в верхней части сообщается о баком Я, бак J5 I с баком .12. Дополнительный дренаж представляет собой трубопровод, введенный в основной дренаж, второй конец этого трубопровода выведен под крыло в районе нервюры 12. На этом бопроводе установлен вакуумный клапан (25), который при создани вакуума в баках открывается и пропускает воздух из атмосферы топливные баки.

Подкачивающий насос ЗЦН-ItA (37) предназначен для подачи топлива из бака-кессона к подкачивающему насосу БШС-ЮИ. Насос ЭЦН-1чЛ центробежного типа, работает от электродвигателя постоянного тока. Электродвигатель имеет герметичный корпус,т.к насос установлен в кожухе бака-кессона. Сверху к кожуху креп ся трубопровод отвода топлива из насоса ЭЦН-14А в -систему.

Насос состоит из корпуса, крыльчатки и центробежного отраж теля, жестко закрепленных на валу электродвигателя, уплотнения вала, сетки и др. деталей. Насос работает на номинальном режи и создает давление равное 0,9 - 1,0 кГ/см2. Топливо из бака п тупает через сетку к крыльчатке, которая при вращении создает давление топлива. Топливо омывая и охлаждая корпус электродвиг теля повтупает в систему.

— Каждый насос ЭЦН-1чА включается трехпозпцнонным переключа­ телем со щитка управления топливной системой, установленным н приборной доске. Среднее положение переключателей -"Выключено". При установке переключателей вверх, в положение "Автомат";насосы ЭЦН-1чА работают, зеленые лампы над переключателями горят.

\



-88 -

йэтом случае оба насоса ЭЦН-14А автоматически выключает второму сигналу топливомера из дежурной группы баков п ке топлива по 560 л. в дежурных грпуппах.

Если перевести переключатели вниз, в положение "Ручн вас осы ЭЦН-14А работают, зеленые лампы над переключател рят. В этом, положении переключателей насосы ЭЦН-14А буду тать независимо-от наличия топлива постоянно. Но следуе что насос ЭЦН-14 монет работать на холостом ходу не б Поэтому после выработки топлива из баков-кессонов перек необходимо перевести из положения "Ручное" в положение "В но".

Подкачивающие насосы агр. 463 центробежного типа с дом от электродвигателей постоянного тока применяются д топлива из мягких (резиновых) баков к насосам БНК-ЮИ. новлены по два у баков JS2, один насос установлен в ти, другой - в задней части.

i Каждый насос состоит из пропеллера, крыльчатки и ц ного, отражателя, жестко закрепленных на вале электродвиг корпуса и других деталей. Пропеллер создает подпор топ входе в крыльчатку и препятствует попаданию газовой пр тему. Крыльчатка создает давление топлива равное 0,6 кГ

Оба насоса одного бака включаются одним выключателе ка управления топливной системой. Когда насосы работают переключателями горят зеленые лампы, насосы выключаются лампы гаснут. . " '

Обратные клапаны (22, 25, °ч) предотвращают перекачку ва из одной группы баков в другую. За насосами агр. нему лонжерону центроплана установлены клапаны поршеньков ni, открывающиеся при перепаде давления на них равнон По заднему лонжерону центроплана за агр. 46" расположены ны тарельчатого типа с пружинами, а за насосами ЭЦН-14 пругаи. Такое,устройство обратных клапанов обеспечивает в ку топлива самотеком (насосы не работают) сначала из нов, а затем из мягких баков.

- 89 -

Сигнализаторыдавления предназначены «ля контроля за работой подкачивающих насосов. За каждым подсачивающим насосом агр. 463 ЭЦН-14А, БНК-ЮИ, установлен сигнализатор давления (11,16,36).

Сигнализаторы, установленные после насосов ЭЦН-14А и агр.463 срабатывают при давлении топлива 0,35 кГ/см2, а за насосом БНК-ЮИ - при давлении 1,8 кГ/см2, прг; этом загораются зеленые лампы на щитке управления топливной системой.

Перекрывной (пожарный) кран (4) служит для аварийного прек­ ращения подачи топлива к двигателю. Кран состоит из корпуса, рельчатого клапана, шарнира с пружиной и электромеханизма МЗ Перекрывные краны управляются нажимными переключателями, распо­ ложенными на щитке управления топливной системой. При нажатии переключателей вверх краны открываются, горят зеленые лампы,вниз -закрываются. горят красные лампы. Перекладываются краны за 3-4 сек. Перекрывные краны установлены в отсеках главных ног шасси по одному. При выключенных двигателях краны должны быть закрыты.

Кран кольцевания (21) соединяет топливные магистрали поЛукрыльев в одну топливную магистраль, он обеспечивает питание двигателей из баков одного полукрыла. Конструктивно кран анало чен перекрывному крану. Он управляется выключателем со щитка ливной системы'. При включении-выключателя кран кольцевания откр вается и горит желтая лампа, при выключении выключателя кран рывается, желтая лампа гаснет. Кран кольцевания установлен в п редней кромке крыла по оси самолета.

Фильтр грубой очистки (6) очищает топливо от механических примесей. Состоит из корпуса, крышки, сетчатых фильтрующих эле­ ментов, перепускного клапана, крана для слива топлива из топл баков и других деталей.

При засорении фильтрующих элементов и перепаде давления на фильтре равном 0,5 кГ/см открывается перепускной клапан и топ­ ливо Нефильтрованное поступает к насосу БНК-ЮИ. Фильтры грубо и тонкой очисток установлены справа под капотами двлгателей.