Файл: Задорожный Я.Н. Конструкция и летная эксплуатация турбовинтового самолета АН-24 конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
116 -
ПРЕДУПРЕС1ЕНИЯ:
1.Запрещается взлет с выключенной системой и запо баками водой во избежание замерзанию ее на высоте.
2.Категорически запрещается использование системы вп воды в двигатели при-температурах наружного воздуха ни Впрыск воды в двигатели при низких температурах наруж духа приведет к обледенению компрессора, помпажу и отк гателя.
3.Если баки заполнены водой, а система на взлете ся не будет, то необходимо слить воду из баков, за краны, а при пробе двигателей включить систему па 5 продувки горячим воздухом.
4.В случае отказа системы впрыска воды на взлете на одном двигателе и остатке воды в баке (в баках> рейса запрещается. Категорически запрещается включение с впрыска воды в полете.
5.Преждевременное выключение системы монет привести ному удалению и замерзанию остатке» воды в системе на
- 117 -
ГЛАВА IX
ПР01ИВОГО1АРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА
Противопожарное оборудование саиолета (рис.32) состоит из стационарной противопожарной системы и ручных переносных огне тушителей.
Два переносных углекислотиых огнетушителя типа ОУ предназна чены для ликвидации очагов пожара в гермокабине. Они устанозл ны по одному впереднем и заднем багажниках. Емкость одного о тушителя - 2,3л, вес заряда -1,7 кг.
Стационарная противопожарная систена делится на противопо жарную систему самолетных отсеков и противопожарную систему дв гателей .
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТНЫХ ОТСЕКОВ
Эта система предназначена для обнаружения, сигнализации и ликвидации пожара в отсеках левого и правого полукрыльев, где расположены топливные баки и в отсеках гондол двигателей.
В систему входят, в шт.: |
|
|
- блок обратных клапанов |
- |
I ; |
- огнетушители 0C-8U |
- |
6 ; |
- блоки распределительных кранов |
- |
2 ; |
-система сигнализации пожара ССП-2А;
-щиток пожаротушения;
-щиток проверки системы пожаротушения;
-распылительные коллекторы, трубопроводы и т.д.
Огнетушитель 0С-8М (8) , состоит из баллона и ввернутой в не головки с заборной трубкой. Огнетушители установлены в хвосто вой части левой гондолы двигателя. Они заряжаются огнегасящим составом "3,5", который состоит из бромистого этила, жидкой уг лекислоты и хлороформа. Для выброса этого состава из огнетуши теля,-он заряжается сжатым воздухом до давления 85 кГ/си2, при температуре наружного воздуха +20°С.
- 118 -
Кроне этого, огпетушители могут быть заряжены фреоном. одного огнетушителя - 8 л.
Голов-.а состоит из корпуса, внутри которого смонтирова клапан и штуцеры. В одном штуцере установлен пиропатрон гом t предохранительная мембрана, в третьем - ввернут м а к четвертому крепится трубопровод для отвода огнегас тава из огнетушителя в систему.
Предохранительная мембрана разрывается при увеличении да в огнетушителе свыше 180 кГ/см^.
Затворы огнетушителей открываются давлением газа при в ропатронов, к которым подается элметрический ток, т.е. ние огнетушителями электрическое. Каждый огнетушитель им товую сигнализацию состояния пиропатрона в виде желтой ной лампы. Лампы расположены на щитке пожаротушения. П них пиропатронах горят желтые лампы. При взрыве пироп лампы гаснут.
Огнетушители срабатывают в две очереди: по три огн в каждой. Первая очередь может срабатывать автоматически налу датчиков ДГС-1АГ или вручную при нажатии одной ламп-кнопок, установленных на щитке пожаротушения.
Вторая очередь срабатывает только при нажатии кноп ке пожаротушения после срабатывания первой очереди.
Кроме этого, при посадке с убранным -шеси автомат открываются все распределительные крали и срабатывают в тушители стационарной противопожарной системы. Для этой нижней части фюзеляжа между шпангоутами 1ч-15 и 30-31 у но два механизма аварийного включения системы.
Блок обратных клапанов (8) предназначен для предотвр. перетекания огнегасящего состава из огнетушителей одной в другую. Он установлен возле огнетушителей ОС -8И.
Блок р"спределителъных кранов. 3 каждой гондоле двига на задней стенке отсека главной ноги шасси установлен му блоку распределительных кранов (9.) .
-119 -
Вкаждом блоке смонтировано по два крана. Блок установленный
влевой гондоле, предназначен для подвода огнегасящего состава
вотсек левого полукрыла и в отсек левой гондолы двигателя, блок установленный в правой гондоле - для подвода огнегасящего состава в отсек правого полукрыла и в отсек правой гондолы.
Следовательно, каждый отсек имеет свой кран, который сос тоит из корпуса, клапана со штоком и пружиной и электромагн Кран открывается электромагнитом, а закрывается пружиной. При открытии крана загорается лаыпа-кнопка и звучит сирена, при з рытии лампа-кнопка гаснет, сирена выключается. *
В процессе разрядки огнетушителей огнегасящий состав Одно временно подводится ко всем четырем распределительным кранам, а поступает в тот отсек, кран которого открыт. Краны могут о ваться автоматически по сигналу датчиков ДГС-1АГ, вручную - наж тием на лампу-кнопку или от механизмов включения при посадке убранным шасси.
1а самолете Ан-24РВ в правой гондоле установлен блок, сос тоящий из двух распределительных кранов. Один для подвода огн гасящего состава в отсек правого полукрыла, а другой - в отсе гондолы, где установлены двигатели АИ-2ч и РУ 19-300. Световая сигнализация открытия крана отсеков правой гондолы выполнена раздельно двумя лампами-кнопками: одна для отсека двигателя АИ-2 11 Пожар правого двигателя", а другая для отсека двигателя РУ19- "Пожар РУ19".
Независимо в каком отсеке правой гондолы возникнет пожар, открывается распределительный кран, срабатывают огнетушители и огнегасящий состав одновременно поступает в отсеки, где установ лены двигатели АИ-24 и РУГЭ-ЭОО, а загорается лампа-кнопка толь ко того отсека, в котором возник пожар.
Система сигнализации пожара ССП-2А предназначена для:•
-световой и звуковой сигнализации о возникновении пожара
вкаком-^ибо самолетном отсеке;
- автоматического открытия распре-елительных кранов в чий отсек;
-взрыва поропатронов огнетушителей CC-8U первой очер
-открытия всех распределительных кранов и взрыва п
нов всех огнетушителей при посадке с убранным шасси
-ручного открытия распределительных кранов и включе тушителей СС-8У;
-проверки исправности противопонарной системы самоле
ССП-2А состоит из ?2 датчиков Д ГС -IAT (по 18 шт. в отс ке) и четырех блоков индикации БИ-ПАУ ( по одном каждый отсек). Г токи установлены в пассажирской кабин толкон.
В каждом отсеке датчики разделены на 6 групп - по каждом.
Датчик представляет собой оатарео термопар, вырабаты ".д.С при температуре +150°С и нарастании ее со скор I сек. От этих датчиков срабатывают реле в блоке БИ подает напряжение на распределительный кран, пиропатроны аителей 03-811 первой очерег" и сирену.
Сначала открывается кран и загорается лампа-кнопка, а взрываютсяпиропатроны и гаснут три желтых лампы, зву Огнегасящий состав из огнетушителей через обратные кла пает ко всем кранам и далее подается в тот отсек, ный кран которого открыт.
ПРИМЕЧАНИЕ. На самолетах, где огнетушители заряжены ном "11ч Bg " п количество может быть уменьшено до ч в каждой очереди. Такие огнетуииаели имеют обозначение
ПРОТИВОГШАРНАЯ СЮТЕ1А ДВИГАТЕЛЕЙ
Система предназначена для обнаружения, сигнализации видации пожара внутри левого и правого двигателей АИвопожарная система двигателей состоит из следующих агр шт:
- 121 - |
|
|
- огнетушителей ОС-2 |
_ |
ь |
- фильтров |
_ г< |
|
- обратных клапанов |
- |
2 |
- дросселей |
2 |
|
- мембран |
_ |
ц |
- системы сигнализации |
пожара ССП-7 ; |
- трубопроводов и других деталей.
Контроль, управление и проверка осуществляется с тех же щитков, что и системы самолетных отсеков.
Огнетушитель ОС-2. На каждом двигателе установлено по два огнетушителя (Ь-2 (ч). Емкость одного огнетушителя - 2 л, заряжа ется составом "3,5", давление - 85 кГ/см2. Огнетушители могут быть заряжены фреоном. Головка, ввернутая в баллон, по констру ции аналогична головке оп.етушителя 0С-8М. Управление электри - ческое. Возле каждого огнетушителя в трубопроводе установлен фильтр, который предотвращает засорение отверстий в дросселе. Огнетушители включаются на разрядку только при нажатии на кно расположенную на щитке пожаротушения.
Дроссель представляет собой тройник с дроссельными отверсти ями. Он предназначен для понижения давления огяегасящего состав поступающего в двигатель при разрядке огнетушителей ОС-2.
Мембраны установлены в трубопроводах, по которым огнегасяиий состав поступает в двигатель от дросселя. Они предотвращаю попадание масла в дроссель.
Система сигнализации пожара внутри двигателей ССП-7 применя ется для подачи светового и звукового сигнала при пожаре внут двигателей. В систему входят четыре датчика ДТБ-2А, установленные по два в двигателе, и один блок БИ-7, установленный возле бл БИ-ПУА. Датчики вырабатывают а.д.с, а блок подает напряжение н красные лампы "Пожар внутри.левого двигателя", "Пожар внутри правого двигателя" и'на сирену. Лампы расположены на щнть^ пожз-' ротушения. При срабатывании системы загорается красная лампа в звучит сирена.
- 122 -
ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ПОЕЛРОТУШЕНИ Я ПЕРЕД ПОЛЕТОМ
Перед запуском двигателей необходимо проверить систем ротушения С рис.33) „ для чего:
1.Зппитать бортсеть по постоянному току и включить щитке АЗС.
2.Поставить главный переключатель (13) на щитке пожа ния в положение "Проверка" ( вниз) . При исправной систе сигнальные лампы (7,8,9) на щитке должны гореть.
3.На щитке проверки поставить галетный переключатель положение "Краны" и поочередно нажать лампы-кнопки (3-6) , пеле их отпускания должны гореть. После нажатия каждой ки нужно главный переключатель на щитке пожаротушения с нейтральное положение, а затем снова в положение "Прове временно при нажатии каждой лампы-кнопки должны погаснут сигнальные лампы огнетушителей первой очереди.
При установке главного переключателя в нейтральное п все лампы на щитке должны погаснуть, а при установке "Проверка" должны загораться только желтые лампы. Загорев лампа-кнопка свидетельствует о неисправности системы.
ч. На щитке проверки установить галетный переключате положение "I внутр." и нажать кнопку (15) включения датчи щитке проверки. Должна загореться красная лампа "Пожар вого двигателя" (I) . Звучит сирена. Аналогично проверяется датчик левого двигателя. При установке галетиого переклю в положения "3 внутр.", а затем "ч внутр" и при нажатии щитке проверки должна эагореться красная лампа. "Пожар вого двигателя (2) . Звучит сирена. При отпускании кнопки проверки, гаснут краснйе лампы на щитке пожаротушения и выключается;
5. Проверить исправность электроцепей групп датчиков ДП5 '«1АГ системы СС~-2А, для чего установить галетный тель на проверяемую группу датчиков (1,2,3; 2,5,6
123 - |
|
|
16-17-16) , нажать кнопку (15) |
на щитке проверки - должны заго |
|
ся вое четыре лампы-кнопки |
и звучать сирена. |
^ |
На оамолете Ан-24РВ в правой гондоле сигнализация о пож для отсеков двигателя АИ-24 и отсека двигателя РУ19-Э00 выпол на раздельно.
На щитке пожаротушения установлено пять ламп-кнопок. Ручное о тие распределительных кранов начинать с нажатия ланпы-кнопкн "Пожар РУ19", а затем лампи-кнопки левого полукрыла и далее во. После этого проверяем датчики ДТБ-2А, а затем ДПЗ-1АГ.
При проверке групп датчиков 1-2-3, 4-5-6, 7-8-9, после на жатия кнопки на щитке проверки загораются все лампы-кнопки лампы-кнопки'Сожар РУ19", гаснут желтые лампы огнетушителей пер вой очереди. Звучит сирена.
При проверке групп датчиков I0-II-I2, 13-14-15,16-17-18, з гораются все лампы-кнопки кроме лампы-кнопки "Пожар правого д Гаснут желтые лампы первой очереди, звучит сирена.
После проверки на щитке проверки галетный переключател поставить в положение "Краны", а на щитке пожаротушения, глав переключатель поставить в положение "Пожаротушение". Должны заг реться все желтые сигнальные лампы. Система пожаротушения! гот к действию.
ДЕЙСТВИЯ ЭКИПА1А ПРИ П01АРЕ В ВОЗДУХЕ Общие положения:
1.Каждый член экипажа при обнаружении пожара ва самол должен немедленно сообщись командиру экипажа о месте.и характ пожара.
2.Во всех случаях возникновения пожара на самолете! ком дир экипажа обязан принимать меры к его тушению, сообщить н лю о пожаре.
3.При обнаружении пожара командир экипажа должен перев ти самолет в режим экстренного снижения и снизиться до мини безопасной по условиям погоды и рельефа местности высоты, на